В подписанном президентом Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы есть поручение минэкономразвития совместно с минюстом, другими органами госвласти и представителями социальных групп продумать организацию в стране института лоббистов.
Интересы крупных корпораций представляют специально созданные департаменты по взаимоотношениям с органами госвласти, рассказывает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. Доступ в коридоры власти имеют бизнес-объединения и отраслевые ассоциации. Существуют и профессионалы, действующие под вывеской юридических фирм. Но четких правил игры нет. Выслушивать лоббистов и даже просто "пускать на порог" представители власти не обязаны.
Лоббисты устраиваются помощниками депутатов, возглавляют экспертные советы в Госдуме. Но наибольшее влияние на власть способны при этом оказать те группы населения, у которых больше финансовых возможностей. "Деньги не обязательно идут на взятки, они могут использоваться на наем юристов, экспертизу законов, - замечает Толстых. - Но организации ветеранов или пенсионеров должны иметь при отстаивании интересов те же шансы, что юристы корпораций в костюмах от "Бриони". Это позволит политикам принимать более взвешенные решения". Существует и нецивилизованная форма лоббизма, "по коридорам власти бегают разные люди, решающие проблемы компаний, и они твердо знают, что и сколько стоит", признает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский.
В США при конгрессе зарегистрировано 12-15 тыс. лоббистов. Оборот этого рынка составляет около 3 млрд долл. в год. Но лоббисты обязаны отчитываться - сколько денег получили от компании, на что потратили.
В европейской схеме отдельного закона о лоббизме нет, но, например, в Германии существует закон, регулирующий взаимодействие бундестага с лоббистами.
По мнению Толстых, отдельный закон нужен. Можно, считает он, предусмотреть в нем критерии для профессиональных лоббистов - образование, вхождение в саморегулируемую организацию бизнеса (СРО). Плескачевский предлагает двигаться не через принятие специального закона, а оговаривать взаимодействие власти с представителями общества и бизнеса и делать ставку на СРО. Например, прописать, чтобы заключение СРО было обязательным при рассмотрении законопроектов в Госдуме.
"Лучше при продавливании интересов действовать через крупные уже существующие объединения граждан и бизнеса, а не через специальные компании, - говорит председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - Главное - это исключить частные контакты с представителями власти".
Об этом сообщает "РГ".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика