Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Дефицит бензина в России. За 3 года вырастет в 70 раз

  • 07:57, 6 февраля 2013
  • Комментариев[1]
К 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с прогнозом нынешнего года и достичь 3,7 млн т, следует из расчетов Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В 2013 году нехватка топлива российских производителей составит лишь 53,7 тыс. т, что при предполагаемом объеме потребления на уровне 32,5–33 млн т укладывается в статистическую погрешность. В следующем году показатель дефицита вырастет незначительно — до 184,5 тыс. т, поделился с "Известиями" обновленными расчетами высокопоставленный источник в ФАС. Пока российские НПЗ производят этого топлива больше, чем потребляется в стране.
Дефицит бензина в России. За 3 года  вырастет в 70 раз

Снижение производства топлива связано в первую очередь с корректировками, которые в прошлом году внесли 12 российских нефтяных компаний в свои четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстехнадзором и Росстандартом. Прогнозы антимонопольщиков основанным на данных этих соглашений. Два года назад государство обязало НПЗ модернизировать производство и повышать класс произведенного топлива. Изменения в техрегламент были одобрены осенью 2011 года, тогда же нефтяники представили подробные планы модернизации НПЗ в 2011–2020 годах. С 1 января нынешнего года в России вводится запрет на продажу низкокачественного бензина стандарта "Евро-2", с 2015-го — "Евро-3", с 2016 года — "Евро-4".

По словам источника в ФАС, сейчас компании пересмотрели свои возможности по модернизации и внесли корректировки, снизив прогнозы производства более экологичных бензинов "Евро-5" в 2015 году с 38,6 млн т до 17,3 млн т. При этом планы по производству "Евро-4" через два года, напротив, увеличены — с 4,5 млн т до 17,5 млн т. В результате недопроизводство "легального" на тот момент топлива в России составит 8,2 млн т. Одновременно нефтяники пересмотрели планы производства "Евро-3" в 2015 году, увеличив их с 850 тыс. т до 2,1 млн т. Законодательство не запрещает вырабатывать низкокачественное топливо на экспорт. Так, в нынешнем году, по данным ФАС, НПЗ произведут почти 1 млн т бензина "Евро-2", запрещенного к тому моменту внутри страны.

Согласно откорректированному плану, недопроизводство бензина "Роснефтью" в 2015 году составит 6,3 млн т, что является самым большим показателем среди игроков рынка. Это составляет шестую часть годового потребления. В условиях корректировки прогнозов ФАС также отмечает вероятность невыполнения госкомпанией обязательств по запуску установки каталитического риформинга на Новокуйбышевском НПЗ в этом году. Пока строительно-монтажные работы выполнены здесь только на 56%. Впрочем, в "Роснефти" не разделяют опасений ФАС.

— В компании строго выполняют обязательства, взятые в рамках согласованного в 2012 году четырехстороннего соглашения, в том числе намерены это сделать и в части производства бензинов в 2015 году, — говорит представитель компании. — Модернизация проходит в соответствие с планом.

При этом в госкомпании предпочли не комментировать перспективные расчеты антимонопольщиков. Так же поступили в "Газпром нефти", недопроизводство бензина в которой в 2015 году ФАС оценивает в 810 тыс. т.

Ряд компаний, возможно, не успевает за техрегламентом, но вряд ли речь идет о столь масштабном недоборе, как миллионы тонн, говорит представитель "Лукойла". По прогнозам компании, возможный дефицит из-за перехода на более экологичные марки бензина может составить 600–700 тыс. т в текущем году. Перспективы 2015 года в "Лукойле" пока не просчитывали. Сама компания уже не выпускает "Евро-3" и "Евро-4".

— Пока компании не успели провести модернизацию, у нас есть соседи, у которых спокойно можно закупать, в частности в Белоруссии, где очень хорошие новые модернизированные заводы и она очень много моторного топлива отправляет на экспорт, — говорит представитель "Лукойла".

С такой позицией согласны и в ФАС. В случае необходимости антимонопольщики предлагают правительству проработать вопрос закупок бензина у иностранных производителей в Белоруссии, Казахстане и Европе. Кроме того, для недопущения острого дефицита ФАС предлагает предлагает разрешить Министерству энергетики в оперативном режиме подпитывать рынок за счет топлива из госрезерва.

Cрывов планов правительства по модернизации НПЗ исключать не стоит, говорит аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков. Но пока это лишь прогнозы, более ясная картина появится ближе к 2015 году. Государство вряд ли пойдет на перенос сроков запрета "Евро-3" — это поставит в невыгодное положение компании, которые больше конкурентов вкладывали средства в модернизацию, полагает он.

Дефицит, прогнозируемый ФАС по "Евро-4" и "Евро-5", без особых проблем сможет закрыть Белоруссия, говорит Виталий Крюков. Но для этого соседнему государству нужно будет переориентировать экспортные потоки бензина, поставляя его в Россию вместо продажи в Европу, отмечает начальник отдела инвестанализа ИГ "Универ Капитал" Дмитрий Александров. Финансово это может быть даже более выгодно для соседней Республике из-за меньшего "транспортного плеча". Однако Белоруссия, очевидно, попытается получить дополнительные преференции — например, права экспорта в Европу 3 млн т нефти в обмен на поставку в Россию 3 млн т бензина, полагает Дмитрий Александров.

На рынке дизельного топлива пока наблюдается более радужная картина. Избыток производства по сравнению с потреблением в этом году прогнозируется ФАС на уровне 15 млн т. В 2014 году профицит достигнет по разным оценкам 20,8–37,2 млн т. Но в 2015 году переизбыток дизеля может снизиться до 3,1–4,7 млн т. Впрочем, после завершения модернизации НПЗ избыточное производство дизельного топлива, активно экспортирующегося из России, восстановится. Но это произойдет уже за горизонтом расчетов ФАС после 2015 года, полагает Дмитрий Александров.

Автор: Маргарита Казанцева, Сергей Исполатов, Тарас Подрез, "Известия"
Похожие материалы
  • 30.03.2018, 10:30 Скандал на топливном рынке. "Оштрафуем всех" Власти не видят признаков дефицита бензина на рынке, а также не находят оснований для роста цен на топливо. Между тем, аналитики отмечают, что биржевые котировки уже выросли, и прогнозируют, что стоимость топлива на АЗС также скоро начнет повышаться. Федеральная антимонопольная служба грозит штрафами участникам рынка.
  • 23.05.2017, 12:11 Генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" Андрей Спирин: "В начале июня на наших АСЗ появится инновационный бензин ЭКТО 100" В конце 2016 года ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", управляющее сетью из почти трехсот АЗС в шести российских регионах, возглавил Андрей Спирин. Сегодня он рассказал о перспективах предприятия, задачах клиентоориентированного сервиса и автозаправочных станциях будущего.
  • 09.01.2017, 10:12 Диета-2017. Как изменятся цены на продукты в наступившем году По прогнозам экспертов, продукты питания отечественного производства подорожают в 2017 году на 10–15%, что объясняется в том числе ростом цен на автомобильное топливо, а также увеличением вдвое тарифов в системе "Платон".
  • 30.06.2016, 15:35 Полный бак. Эксперты ожидают снижения цен на бензин Рост цен на топливо вызвал обеспокоенность у Федеральной антимонопольной службы, которая, проверив ситуацию, рекомендовала нефтяникам увеличить производство и сократить экспорт. На недавнем биржевом совете замглавы ФАС Анатолий Голомолзин проверил работу компаний в этом направлении. По мнению антимонопольщиков, ситуация стала меняться в лучшую сторону: ФАС ожидает снижения цен в ближайшее время.
  • 05.05.2016, 10:54 СМИ: Начался сезонный рост цен на бензин За прошедшую неделю цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем по стране увеличились на 2 и 3 коп. — до 34,55 и 37,37 рубля за литр соответственно. Удорожание обусловлено сезонным ростом спроса, объясняют эксперты.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 6 февраля 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x