Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Технические ошибки. Как самолеты учили не падать

  • 11:12, 10 декабря 2013
  • Комментариев[0]
"Люди, люди - это самое главное. Люди дороже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, так как они не продаются и не покупаются, а только веками выделываются, ну, а на века надо время" - эти пророческие строки Федора Достоевского выбрал для эпиграфа к своей статье в сборнике "Социология революции" – "То, о чем часто забывают" другой выдающийся русский социолог и мыслитель, изгнанный в 1922 году на знаменитом "Философском корабле", – Питирим Александрович Сорокин [7].
Технические ошибки. Как самолеты учили не падать

К великому сожалению, практически через 90 лет после написания строк Сорокина и более, чем почти полтора века со дня написания строк Достоевского, наше общество и его руководители, позиционирующие себя как интеллектуальная элита нации, не хотят, а, скорее всего, не могут, вследствие своих весьма ограниченных умственных возможностей, внять мыслям своих великих соотечественников.

Ошибки, в той или иной мере, допускаемые в области технического образования в современной России, имеют достаточно глубокие корни, старт которых можно отнести к 1917 году, т.е. к началу социальных экспериментов, проводимых над российским народом власть предержащими, к великому сожалению, не оконченными и поныне. Вследствие того, что техническое образование тесно связано с развитием промышленности и, в первую очередь, должно обеспечивать квалифицированными специалистами промышленные предприятия, проблемы технического образования и современной промышленности будем рассматривать в комплексе, помня о том, что техническое образование нужно для промышленности, а не наоборот.

Говоря о современном положении в промышленности и прикладной науке, остановимся, в основном, на секторе "высоких технологий", который ныне отличает цивилизованное государство от полудикого, а, соответственно, определяет его оборонную мощь и влияние в мире.

Несмотря на многолетнюю ложь о том, что Императорская Россия была лапотной и технически отсталой страной, современные исследования данного вопроса полностью её опровергают [2, 5].

Наиболее ярким примером является развитие авиации, начавшееся в 1900-е годы почти одновременно во всех ведущих странах Европы. Точкой отсчета в развитии российской авиации следует считать 16 января 1908 года, когда состоялось собрание учредителей Императорского Всероссийского аэроклуба. 22 апреля того же года А.В. Шиуков в Тифлисе совершил полет на планере собственной конструкции. 1909 год стал судьбоносным для развития российской авиации. 11 июля начал работу первый в России самолётостроительный завод С.С. Щетинина, 11 сентября в Киеве двадцатилетний авиаконструктор Игорь Сикорский построил свой первый двухвинтовой вертолёт соосной системы, а русские офицеры – воздухоплаватели М.В. Агапов, В.В. Голубов, Б.Ф. Гебауэр, А.И. Шабский, С.А. Ульянин начали проектировать аэропланы собственной конструкции.

Для руководства работами в области авиации в марте 1910 года был создан Отдел Воздушного флота, председателем которого был назначен Великий Князь Александр Михайлович Романов, и уже в ноябре им была открыта авиационная школа под Севастополем. Первая авиационная неделя стартовала в Петербурге в мае 1910 года. Среди известных всему миру иностранных летчиков в полетах участвовал и русский военный летчик Н.Е. Попов. В числе активных зрителей этой недели были и два молодых человека – Николай Поликарпов и Сергей Ильюшин, ставшие впоследствии выдающимися авиаконструкторами. В России до 1917 года разработкой новых типов самолетов занимались И.И. Сикорский ("Илья Муромец"), В.А. Слесарев ("Святогор"), Д.П. Григорович (гидросамолёты М-5, М-7, М-11), Я.М. Гаккель (Гаккель III Гаккель IX) и другие конструкторы. Общее число самолетов, строившихся в России до 1917 года, насчитывает 315 наименований оригинальных отечественных конструкций, из которых 38 строились серийно, 117 самолетов иностранной разработки, из которых 35 строились серийно, остальные же производились в нескольких экземплярах.

К 1914 году на русских заводах выпускалось до 500 самолетов в год, а во время Великой войны к 1917 году число производимых самолетов дошло до 200-230 в месяц, причем уровень их характеристик был не ниже зарубежных.

Огромный вклад в развитие отечественной авиации внесли Александр Матвеевич Кованько, Александр Николаевич Вегенер, Александр Евгеньевич Раевский, Николай Алексеевич Рынин, Николай Егорович Жуковский, Андрей Николаевич Туполев и ряд других ученых, инженеров и организаторов промышленности [5].

Как видно из приведенных примеров, прикладная наука, а, соответственно, и техническое образование в Российской Империи стояли на должной высоте. Вообще, некорректно связывать время проявления гения или таланта с социальной средой или правящим политическим строем. Зачастую, талант, проявившийся в одну эпоху, был определён всей предыдущей жизнью человека, прошедшей в эпоху минувшую.

Особенно это правило действенно при революционной смене правящих режимов: революционный процесс молниеносен, и за 2-3 года иной раз перемен происходит больше, чем за 30 лет при спокойном развитии общества, но люди, действующие в революционном процессе и после его окончания, – дети предыдущей эпохи. Революция 1917 года потрясла основы государственного устройства России, сметя до основания ее правящие слои, но жизнь огромной страны, в частности, ее система технического образования не могли измениться столь же молниеносно, как и правящий слой.

Придя к власти в 1917 году, большевики имели слабое представление о том, что делать с промышленностью и наукой. Болтуны и бездельники, всю жизнь проведшие в тюрьмах и политических склоках, даже по своему менталитету были абсолютно чужды людям науки и техники.

В 1953 г., находясь в эмиграции, Иван Александрович Ильин в цикле работ "Наши задачи" задавал риторический вопрос, каковы же результаты 35-летнего большевистского управления Россией и каков качественный отбор руководящих кадров?

"Будет справедливее всего, если мы предоставим самим коммунистам ответить на наш вопрос, памятуя, однако, что те умственные и нравственные мерила, которые они прилагают к себе и к своим сторонникам, очень невысоки и соответствуют их умственному и моральному уровню. Это есть суд своих над своими. Действительность может быть только хуже этих отзывов.

Начнем с Ленина, навербовавшего этих людей, снабдившего их немецким золотом, поручившего им управлять Россией и присмотревшегося к их деятельности. Берем эти отзывы из его речей, произнесенных в последние годы его вменяемости (1921-1923). Вот его суждения через пять – шесть лет после захвата власти.

Коммунисты захватили власть в России, совершенно не подготовленные ни к управлению государством, ни к ведению хозяйства. Это были подпольные "интеллигенты", "старыенелегальщики", "коммунистические литераторы" и "профессиональные журналисты", привыкшие разговаривать, писать партийные статьи и сидеть по тюрьмам.

"Нас в тюрьмах торговать не учили! А воевать нас в тюрьмах учили? А государством управлять в тюрьмах учили? А примирять различные наркоматы и согласовывать их деятельность? Нигде нас этому не учили… Отсюда у нас всеобщее, повальное неумение вести дела. Ответственные коммунисты в 99 случаях из 100 не на то приставлены, к чему они сейчас пригодны, не умеют вести свое дело и должны сейчас учиться… 

Несомненно, что мы сделали и еще сделаем колоссальное количество глупостей… Дела с госаппаратом у нас до такой степени печальны, чтобы не сказать отвратительны"…

Таковы же и самые видные коммунисты, за исключением нескольких людей. "Невежественные вы люди", – кричит Рязанов–Гольденах Томскому, не вынесши его развязно преподносимых грубых ошибок… Вот правая рука Сталина, Серго Орджоникидзе (впоследствии по приказу Сталина убитый Ежовым и Поскребышевым!): он не умеет отличить гражданского права от уголовного (Крыленко)… Вот председатель московского совета – Угланов: он едет революционизировать Германию, но читать по-немецки не умеет (Угланов)… Все эти вожди подписывают доклады спецов и хозяйственников, не читая: "мы не знаем, что делаем, а знают это другие и бумаги в наших портфелях" (Дзержинский)…

"Наши ответственные работники, в том числе и наркомы – слишком много подписывают чужого и очень мало вносят своего" (Рыков)… Они говорят на съездах по шпаргалкам, которые накануне выпрашивают у спецов, "чтобы несколько ориентироваться" (Кржижановский), и, "руководя хозяйственными организациями, они в большинстве случаев не имеют технического образования, чем и вносят в дело полную безответственность" (Рыков)…

Таков был первый отбор большевицкой революции. С этого началось: захватили власть переворотом, захватили потому, что она была расшатана и растрачена "временным правительством" - и посадили править лично непорядочных, чванливых невежд, жадных, жестоких и аморальных. Это продолжается и доныне" [3].

Промышленность в эпоху 1917-22 годов находилась в состоянии коллапса, и этого очевидного факта коммунисты не скрывали никогда, лишь валя всю вину за творящийся бедлам со своей больной головы на здоровые головы противников. После провала идеи немедленной победы мировой революции и перехода к "построению социализма в отдельно взятой стране", большевикам была необходима промышленная база для организации плацдарма для подготовки революционной войны, дабы добиться заветной цели, если не стихийным, то военным путем. Данная цель и определила развитие промышленности и науки на весь советский период.

Опереться в достижении поставленной цели власть могла только на специалистов старой России, что и было сделано в кратчайшие сроки.

Вот статистика их привлечения коммунистическим режимом в 1918 году, которая год от года могла только расти, приведенная Ричардом Пайпсом в фундаментальном труде "Россия при большевиках" [6]. Данные взяты из официальных советских документов тех лет и, естественно, могут только принижать, а не превышать реальные цифры.

Так, в Комиссариате внутренних дел работало 48.3% старых специалистов, в Высшем Совете Народного Хозяйства  - 50.3% старых специалистов, в Комиссариате по военным и морским делам- 55.2%, в Комиссариате государственного контроля - 80.9%, в Комиссариате путей сообщения - 88.1%, в Комиссариате финансов - 97.5%.

Гражданская война нанесла страшный удар по интеллектуальному слою России. Только от красного террора погибло более 2 миллионов человек, в том числе, 6000 профессоров и преподавателей вузов, 325 тысяч работников интеллектуального труда, общие же потери с учетом голода 1921-22 года составили более 20 миллионов человек [2].

Страна лишилась огромного количества инженеров, ученых, работников производства, погибших в гражданскую войну и эмигрировавших из советской России. Из 41 действительного члена Российской академии наук 18 умерли с голода, а великий русский ученый, один из основателей теории автоматического управления - А.М. Ляпунов застрелился в Одессе в 1918 году. Умерли от голода и его последствий А.М. Кованько и Н.Е. Жуковский, эмигрировали из России выдающиеся ученые: Георгий Александрович Ботезат – специалист в области устойчивости самолетов в воздухе; Степан Прокофьевич Тимошенко – теоретик обеспечения прочности летательных аппаратов; Александр Петрович Фан- дер-Флит – автор учебника "Аэромеханика", заложивший основы аэродинамики, позже развитой Н.Е. Жуковским; Игорь Иванович Сикорский – первый разработчик вертолета; Алексей Александрович Лебедев – один из ведущих разработчиков авиационных двигателей. Американские авиационные заводы в 1920-х – 1930- х годах были переполнены инженерами, получившими образование и ранее работавшими в России. Но, конечно, потери в технических науках были куда менее ощутимы, нежели в гуманитарных. Мало связанные с идеологией и политикой, "технари" могли реализоваться как ученые в условиях тоталитаризма, в отличие от историков, философов, социологов и экономистов. К началу 1930- х годов эти ветви гуманитарных знаний практически умерли в СССР, остались лишь незначительные очаги, где ученый мог, например, заняться историей древнего Египта или средневековой Кореи, находясь, тем самым, в страшном историческом удалении от "генеральной линии партии". Но таких примеров были единицы [2, 5].

Гонка вооружений, начавшаяся в конце 1920- х годов и не прекращавшаяся вплоть до середины 1980-х, напротив, создала благоприятные условия для развития технических наук, хотя и чисто в военном приложении. Наивно полагать, что подавляющее преимущество советской военной техники к концу Второй мировой войны было достигнуто за военные годы. Весь научно-технический задел был создан в 1920 - 1930-е, причем специалистами, подготовленными в Императорской России. Очень ценными в данном случае являются мемуары Василия Эмильевича Спрогге "Записки инженера" [8], написанные и изданные им в эмиграции после Второй мировой войны. Окончивший Московское высшее техническое училище (ныне им. Н.Э. Баумана), он в годы Первой мировой войны проходил практику среди инженеров-путейцев на Украине, в годы Гражданской был бойцом Белой армии, но, попав в плен в 1919 году под Новороссийском, скрыл свое прошлое, вернулся доучиваться в МВТУ и по его окончании работал на строительстве ДнепроГЭС, Волго-Донского канала и был одним из ближайших помощников Ивана Гавриловича Александрова – профессора Петербургского университета и автора всех этих проектов, разработанных еще до революции. Так вот, столь авторитетный свидетель утверждает, что среди инженеров и руководителей производства в промышленности в конце 20-х – начале 30-х годов не было ни одного коммуниста, а к советской власти все относились негативно.

Положение специалистов или, как их кратко называли, "спецов" в 1920 – 30-е годы было трагическим. Все промахи бездарного большевистского руководства "сваливались" на их головы, их делали "козлами отпущения", что и показали сфабрикованные политические процессы Промпартии, Шахтинское "дело" и многие, многие другие. Все это привело к явлению советского "невозвращенчества", т.е. бегства за границу выдающихся специалистов. Невозвращенцами стали ученые-химики, академики Владимир Николаевич Ипатьев – главный организатор отечественной химическойпромышленности в годы Первой мировой войны и Алексей Евгеньевич Чичибабин – автор фундаментального научного труда "Основные начала органической химии", не утратившего своей актуальности и поныне, крупный специалист в области железнодорожного транспорта Юрий Владимирович Ломоносов и многие другие инженеры и ученые.

В числе многих и многих пали жертвами репрессий начальник Главного аэродрома и первый начальник ВВА им. Жуковского – А.Н. Вегенер (1882 - 1928), первый летчик-испытатель Главного аэродрома А.Н. Раевский (1887-1937), в 1929 году был арестован и приговорен к высшей мере наказания Н.Н. Поликарпов, правда, освобождённый из заключения в 1931 году после показа Сталину самолета И-5, пилотируемого Валерием Чкаловым.

Лучше всего положение специалиста на советской службе охарактеризовал один из первых советских "невозвращенцев" М.Я. Ларсонс "Крупный специалист, занимающий очень высокий пост в хозяйственной жизни советской России и абсолютно чуждый всякой политики, определил положение специалистов весьма метко следующими словами: "Наше положение совершенно ясно. Лучше всего его можно сравнить с положением канатного плясуна. Мы все ходим по тонкому канату, мы знаем прекрасно, что мы, несомненно, когда-либо свалимся с каната. Мы не знаем только одного: когда и по какую сторону каната мы сломаем себе шею…" [4].

Наиболее характерным примером бездарности политического руководства СССР и его технической безграмотности является судьба Ракетного научно-исследовательского института. История создания реактивных снарядов в России восходит к 19 веку и связана с именами генерал-лейтенантов Русской Императорской армии Александра Дмитриевича Засядко (1779-1837) и Константина Ивановича Константинова (1818 - 1871), создавших первые ракеты, с успехом применявшиеся Русской армией в войнах 19 века и достигавших дальности полета до 2 етателями в 20 веке – Иваном Платоновичем Граве (1874-1960) и Николаем Ивановичем Тихомировым (1859-1930). И.П. Граве в 1895 году с отличием окончил Михайловское артиллерийское училище, а в 1900 – Михайловскую артиллерийскую академию, где преподавал с 1904 года. 14 июля 1916 года полковник Граве подал заявку на изобретение, касающуюся создания первой в мире ракеты на бездымном порохе, приготовленном с примесью твердого растворителя. Параллельно Граве вел исследования русский ученый Н. И. Тихомиров, который в 1894 году занялся проблемой создания ракетных снарядов, а в 1912 – представил морскому министерству его реальный проект. В 1921 по предложению Тихомирова была создана лаборатория для создания снарядов на бездымном порохе, получившая в 1927 году наименование Газодинамической лаборатории (ГДЛ). В том же 1921 году в ГДЛ к Н.И. Тихомирову пришел на работу талантливый инженер, офицер Русской Императорской армии, участник Русско-японской и Первой мировой войн – Владимир Андреевич Артемьев (1885-1962). 

В.А. Артемьев и Н.И. Тихомиров возглавили работы в ГДЛ, а 3 марта 1928 года ими был испытан первый 82-мм реактивный снаряд, пролетевший 1300 м. В 1924 году И.П. Граве получил первый в России патент на ракету с бездымным порохом на основе заявочного свидетельства 1916 года. Однако в 1926 году И.П. Граве был арестован как бывший царский офицер и посажен в тюрьму. Ранее, по той же самой причине, 22 сентября 1922 года был арестован В.А. Артемьев, проведший 3 года на Соловках, откуда вышел в 1925 году и вернулся в лабораторию Н.И. Тихомирова. 15 апреля 1928 года в ГДЛ пришел работать Георгий Эрихович Лангемак (1898-1938), в 1916 году окончивший школу прапорщиков и произведенный в мичманы, сражавшийся в годы Великой войны на Приморском фронте в Морской крепости Императора Петра Великого. В 1923 году Г.Э. Лангемак поступил и в 1928 окончил Военно-техническую академию и был направлен на работу в лабораторию Н.А. Тихомирова, где занялся разработкой реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. В мае 1930 г. после смерти Н.И. Тихомирова лабораторию возглавил инженер-артиллерист Борис Сергеевич Петропавловский (1898-1933), окончивший в 1915 Суворовский кадетский корпус в Варшаве, а затем ускоренный курс Константиновского артиллерийского училища в Петрограде. В 1929 г. он окончил Военно- техническую академию им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде и был направлен в ГДЛ. Параллельно с лабораторией Н.И. Тихомирова 15 сентября 1931 года были организована группа изучения реактивного движения (ГИРД). Ее возглавляли Фридрих Артурович Цандер (1887-1933) и Сергей Павлович Королев. 31 октября 1933 года постановлением № 104 Совета Труда и Обороны из слияния двух лабораторий – ГИРД и ГДЛ был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), который возглавил Иван Терентьевич Клейменов (1898-1938). В 1932 году из тюрьмы был выпущен И.П. Граве, который включился в работу института под руководством Г.Э. Лангемака, ставшего в январе 1934 года заместителем директора РНИИ по научной части. В том же, 1934 году, Г.Э. Лангемак и молодой инженер Валентин Петрович Глушко, пришедший на работу в ГДЛ в 1929 году после окончания Ленинградского университета, написали и издали первый в Советском Союзе труд "Ракеты, их устройство и применение". Руководство созданием пусковой установки взял на себя Иван Исидорович Гвай (1905-1960). Уже в 1930 году ГДЛ добилась первых практических результатов при полигонных испытаниях реактивных снарядов РС-82 и РС-132, а в 1932 году были успешно проведены первые официальные стрельбы в воздухе снарядами РС-82 с самолета И-4 авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, снабженного шестью пусковыми установками. Г.Э. Лангемак вёл переписку с К.Э. Циолковским о невоенном применении ракет и первым ввёл в русский язык термин "космонавтика".

В начале 1933 года, т.е. уже после разработки основных технических решений по созданию реактивных снарядов в ГДЛ, на работу в Московское отделение ГИРД пришел после окончания Военно-авиационной академии им. Жуковского Андрей Григорьевич Костиков, которому суждено было сыграть роковую роль в судьбе основных творцов ракетно-космической техники и систем залпового огня.

С 1933 по 1937 год группой инженеров под руководством Г.Э. Лангемака была завершена доводка реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм, ставших основой реактивного миномета "Катюша". В 1937 году эти снаряды были приняты на вооружение для самолетов И-15, И-16, И-153 и СБ. По доносу Костикова 2 января 1937 года Г.Э. Лангемак и И.Т. Клейменов были арестованы органами НКВД и после годичного следствия расстреляны 11.01.1938 года. В июне 1938 года Костиков возглавил экспертную комиссию, давшую справку для НКВД о вредительской деятельности В.П. Глушко и С.П. Королёва. В результате С.П. Королёва приговорили к 10 годам лагерей, а В.П. Глушко – к 8 годам. В конце 1938 года во второй раз был арестован по ложному обвинению в причастности к "военно-фашистскому заговору" И.П. Граве, вскоре освобожденный по приказу Сталина как "особо ценный специалист". В третий раз Граве арестовали в 1952 году – по делу о мнимом заговоре в Главном артиллерийском управлении, но сразу же после смерти Сталина освободили.

В 1938 году Костикова утвердили в должности главного инженера, а в 1939 – директора института, т.е. он последовательно занял места оклеветанных и расстрелянных Г.Э. Лангемака и И.Т. Клейменова.

Однако самостоятельно создавать пионерские технические решения было намного сложнее, чем писать доносы на выдающихся инженеров и ученых и присваивать их идеи. Провалив работы по созданию реактивного истребителя (разработкой которого до ареста занимался С.П. Королев), Костиков был смещен с должности директора института, арестован, но вскоре освобождён из заключения. Умер он 5 декабря 1950 года от сердечного приступа.

Разгром РНИИ роковым образом сказался на развитии отечественной ракетной техники. Только после Второй мировой войны и поражения Германии в руки советских инженеров и учёных попали разработки немецких специалистов, работавших под руководством Вернера фон Брауна в ракетном центре Пенемюнде, куда для изучения опыта были направлены С.П. Королёв, В.И. Кузнецов, Н.А. Пилюгин, Б.Е. Черток и целый ряд других разработчиков, после чего советское правительство начало развитие ракетно-космической техники [10].

Подобная нравственная атмосфера в обществе и понесенные вследствие неё интеллектуальные потери также существенно подорвали как отечественную промышленность, так и систему технического образования в СССР в сравнении с дореволюционной Россией, в которой и получили техническое образование пионеры отечественной авиационной и ракетно- космической техники. Достаточно привести только один факт, что все крупные дореволюционные специалисты свободно владели 2-3 европейскими языками, что существенно облегчало им общение с иностранными коллегами, а также изучение иностранной технической литературы. В Советском Союзе и в современной России подобное знание языков является исключительной редкостью.

Автор: Политех Ропшин
Похожие материалы
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 10 декабря 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x