- A
- +A
- +A
"Падение короны". Заметки киномана
- 15:46, 11 апреля 2025
- Комментариев[0]
Если вы ждёте роскошные костюмы и балы, вам лучше посмотреть какое-нибудь другое кино про Марию-Антуанетту. Но если вы любите тонкие психологические драмы и необычный ракурс, чтобы посмотреть на исторические события, вам сюда.

"Падение короны" уважает вас настолько, что никакой предыстории не будет. Ни рассказов про Версаль и развлечения Марии-Антуанетты (Мелани Лоран, "Бесславные ублюдки", "Миа и белый лев"), ни Великой французской революции, ни уж тем более упоминаний о том, что далеко не один Людовик XVI (Гийом Кане, "Влюбись в меня, если осмелишься", "Прекрасная эпоха") довел французов до такого состояния, что они его свергли, а затем залили Францию кровью аристократов и всех, кто под руку попался. В оригинале фильм называется "Потоп". Это отсылка к фразе "После нас хоть потоп", которую приписывают мадам де Помпадур. На этом даже исторические намеки заканчиваются. Как говорится, кто знает, тот знает.
Что дает такой подход? Возможно, самый неожиданный фильм про Людовика и Марию-Антуанетту.
На дворе 1792 год. Короля с супругой, детьми и слугами отправляют в замок Тампль. Их размещают в залах практически без мебели, и им кажется, что это верх унижения. Но это только начало. Чем ближе приговор революционеров, тем больше у них отнимают – друзей, слуг, даже столовые приборы. Вам не покажут, к чему это идёт, потому что создатели верят, что вы в курсе (или умеете пользоваться гуглом). Но томительное ожидание и неопределённость потихоньку выплавляют из героев всё лишнее и показывают их суть. А в конечном счёте, все мы люди, но разные.
"Падение короны" напоминает "Королеву" 2006 года с Хелен Миррен, где Елизавета II переживает очень непростой момент в своей жизни и карьере. И её негромкая, но выразительная драма отдалённо напоминает то, что происходило с её коллегами за 200 лет до этого. Конечно, сходства тут не в физических условиях, а в том, что в какой-то момент люди, обличённые властью почти с детства, которые в принципе не представляют себя вне своей роли, сталкиваются с тем, что их роль больше не нравится людям. Из положительного символа они превращаются в символ угнетения. Елизавете II повезло, а вот Людовик XVI столкнулся с последствиями, как велосипедист с многотонным грузовиком. Гийом Кане великолепно играет человека, у которого постепенно отваливаются все внешние атрибуты статуса, пока он не остаётся просто собой. Он оказывается вовсе не тираном и не кровавым диктатором.
Мария-Антуанетта тоже изображена совсем не такой, какой мы привыкли её видеть в кино. Роль Мелани Лоран и сама по себе отличная, а уж когда их отношения с мужем начинают меняться, от этого просто глаз невозможно оторвать.
Режиссера Джанлуку Йодичи ("Плохой поэт") не интересуют масштабные исторические полотна. Он делает камерную трагедию, и делает её мастерски. Картина идёт всего полтора часа с небольшим, но в ней бесконечное количество смыслов и поводов для размышления. Если все в итоге люди и не могут повлиять на ход исторических событий, даже если это короли, значит ли это, что они – невинные жертвы? Справедливо ли, что они несут ответственность за дела своих предков? Только ли королям приходится платить за их грехи?
Такое кино лучше смотреть, когда вы знаете, собственно, за что французский народ так обошёлся со своими монархами. Иначе есть соблазн решить, что авторы фильма их только жалеют. Но если присмотреться, авторский взгляд куда более честный и трезвый, чем в отечественных произведениях про Николая II и его семью (Да, эта параллель напрашивается).
"Падение короны", у которого в продюсерах – Паоло Соррентино, – не нудный, не слишком длинный, не слишком душещипательный и при этом очень красивый. Это историческая драма в пастельных тонах, которые становятся все темнее и грязнее по мере развития событий. Некоторые кадры такие выразительные, словно это буквально картина, а не фильм. Если вам нравится необычное историческое кино, это обязательно стоит посмотреть. Тем более, что оно идёт в кинотеатрах.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
04.04.2025, 13:58
Новая "Белоснежка" и старые проблемы. Заметки киномана
Скандал из американских интернетов плавно перетекает в наши - новая "Белоснежка" провалилась в отдельных кинотеатрах! Консервативно настроенная публика и студия Disney винит во всем исполнительницу главной роли. Но честное слово, Рэйчел Зеглер ("Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах") и цвет её кожи - вообще не главная проблема фильма.
-
28.03.2025, 16:25
"Последняя Шоугёл" с Памелой Андерсон. Заметки киномана
Памелу Андерсон очень долго воспринимали как ходячий стереотип. Но в последние годы она заставляет людей воспринимать её на её собственных условиях. Она появляется на публике без макияжа в 57 лет, а теперь вот снялась в фильме, который перекликается с "Субстанцией", но при этом глубже, тоньше и интереснее.
-
21.03.2025, 15:42
"Микки 17" и Роберт Паттинсон. Заметки киномана
Первый фильм оскароносного корейского режиссера Пон Джун-Хо после "Паразитов", и снова социальная сатира! На этот раз в космосе и с Робертом Паттинсоном, но менее ядовитой и по-хорошему безумной она от этого не стала!
-
14.03.2025, 13:39
"Красный шёлк" - российско-китайская кинодружба. Заметки киномана
И Милоша Биковича привлекли, и китайских актеров нашли, и бюджет выделили большой, и технологию с 60-ю кадрами в секунду использовали, и на практически вековую дружбу народов намекнули… всё сделали, только сценарий забыли нормальный написать.
-
28.02.2025, 13:47
"Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки". Заметки киномана
"Дневник Бриджит Джонс" вышел в 2001 году и был таким успешным, что продолжение было неизбежно. После второй части вышла третья. На ней в 2016 году история логично завершилась. Но создатели не просто вернулись через 9 лет, они ещё и "убили" мистера Дарси. Всё-таки иногда лучше вовремя остановиться.
- 25.04.2025, 16:09 beeline cloud представляет метрокластер - отказоустойчивое облако на базе двух дата-центров
-
25.04.2025, 09:30
Сериал "Гипнозис". Заметки киномана
Очень хочется написать, что это битва экстрасенсов. Но пока это скорее наш ответ бесконечным американским фильмам про суперсолдат, только в формате мистического триллеро-детектива. Зато его первые серии достаточно бодрые, чтобы вам захотелось посмотреть дальше.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц