Через 35 лет после окончания самой кровопролитной за всю историю войны, жители с. Большие Озерки Балтайского района решили установить мемориал в память о 273 земляках, не вернувшихся с фронта. Как было принято в те времена, местом строительства была выбрана центральная площадь села, где во времена войны происходило расставание с бойцами, уходящими на фронт.
Сейчас на площади стоит крупный мемориальный комплекс общей площадью 674 кв.м. В центре композиции – скульптура скорбящей Матери, символизирующей всех матерей России. Слева от скульптуры матери – жены, дети, родственники провожают солдат на фронт. Справа – солдаты с победой возвращаются домой.
Перед фигурами на мемориале горит Вечный огонь, а на стенах высечены имена 273 бойцов, которые, простившись с родными и близкими в этом самом месте, больше не вернулись домой.
В памятные дни у мемориала проходят митинги, концерты, панихиды. Стоя у мемориала каждый думает о своем: молодежь – о будущем, свидетели войны – вспоминают прошлое и тех, чьи имена высечены на плитах.
10 лет назад, в день празднования 60-летнего юбилея Победы, прилетело в это село письмо с весточкой из далекого 1943 г. И не было бы этого письма, и не было бы этой истории, если бы не сила любви, пробившаяся через баррикады военного времени.
Эта история основана на воспоминаниях жительницы того села и непосредственного участника тех событий - Анискиной Елизаветы Петровны, ветерана Великой Отечественной войны.
"Мне было 18 лет, когда началась война. После выпускного в школе я сразу была направлена в воинскую часть запасного авиационного полка, который базировался в Вольском районе.
Сюда, в глубокий тыл, прилетали летчики, чтобы устранить неисправности в самолетах и отдохнуть. Именно здесь я встретила свою первую любовь, молодого летчика Ивана Жлобина. Война и любовь – понятия, казалось бы, несовместимые, но молодость брала свое. В те редкие и недолгие встречи мы мечтали о мирной жизни, о счастье, но война все сделала по-своему.
Получив боевой приказ, Иван улетел на фронт бить ненавистного врага. Я осталась работать на аэродроме и ждать. Каждый день ждать от него писем.
В 1943 г. пришла страшная весть – Иван Жлобин пропал без вести. Много было пролито слез, но оставалась надежда – а вдруг живой? Ждала.
Закончилась война.
После демобилизации поступила в Петровское педагогическое училище. Окончив его, была назначена учителем начальных классов в Большеозерскую школу Балтайского района. Здесь я вышла замуж за хорошего, надежного местного парня, родила троих детей.
Прошло 60 лет.
В 2004 г. произошло событие, всколыхнувшее мою память и вернувшее меня снова в 1943 г. 19 июня я получила письмо от руководителя группы поиска погибших летчиков Михаила Романова. В письме он рассказал, что 9 мая у деревни Рыкалево Псковской области были извлечены обломки самолета-истребителя Як-9Т, в котором обнаружены останки летчика, документы, записная книжка и письмо.
По документам восстановили имя лётчика. Им оказался гвардии младший лейтенант Жлобин Иван Яковлевич, 1921 г. р., уроженец Киева.
Письмо, найденное в документах, было адресовано моей маме Марии Васильевне, но Иван так и не успел его отослать.
О чем писал Иван? Писал о серьёзных намерениях в отношении меня, о том, что хотел бы познакомиться с моей мамой. Но так и не познакомился".
Позже Михаил Романов сообщил, что останки Ивана перезахоронены на центральном кладбище в г. Невеле. Выслал фотографию места падения самолета - там местные жители посадили березку и клен.
Материалы предоставлены министерством по делам территориальных образований области в рамках медиапроекта "Перед памятью время бессильно"
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей