Аналитики НРА ("Национальное рейтинговое агентство") специально для "Известий" проанализировали обязательства субъектов РФ.
Проблему эксперты видят в том, что рыночные кредиты с огромной скоростью замещаются долгом перед бюджетом. Самые проблемные регионы рассматривают госденьги в качестве бесплатного источника для решения своих проблем. Если минфину эта ситуация надоест, то хроническая проблема госдолга регионов может стать малоразрешимой.
На начало года бюджетные кредиты составляли 34,88% от совокупного госдолга регионов, в сентябре - 48,95%.
Вместо того чтобы использовать средства, полученные от разницы в процентах, на погашения тела долга, субъекты используют деньги для решения текущих проблем. И вместо уменьшения долговой нагрузки только увеличивают ее.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова привела такие данные: в 2015 г. регионами было привлечено 1,184 трлн коммерческих кредитов - рост за 3 года в 2 раза, и 1,258 трлн бюджетных - рост почти в 10 раз: "Мне кажется, что эта цифра достаточно красноречиво говорит о ситуации, которая сегодня сложилась в бюджетах субъектов. Фактически это то, что они недополучают в виде доходов и в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности".
Осталось не так много субъектов РФ, в структуре задолженности которых значительную долю занимают банковские кредиты: Краснодарский край (59,8% банковских кредитов), Московская область (37,8%), Москва (29,5%), Ростовская область (28,8%), Свердловская область (27,7%) и некоторые другие.
Согласно новой редакции Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 2019 г., субъекты РФ будут делиться на 3 группы: с высокой долговой устойчивостью (долг меньше 50% доходов бюджета), средней (50–85%) и низкой.
Если бы правила нового Бюджетного кодекса действовали сейчас, то к началу сентября лишь 14 регионов попали бы в группу с низкой долговой нагрузкой (не более 25% доходов бюджета): Севастополь, Крым, Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийский АО, Башкортостан, Сахалинская, Тюменская, Владимирская, Ленинградская, Иркутская области, Алтайский, Пермский и Приморский края.
25 из 85-ти регионов относились бы к категории регионов с низкой долговой устойчивостью. Причем 14 из них нарушили соглашение о предоставлении бюджетных кредитов с минфином. Хуже всего дела обстоят в Мордовии, Хакасии, Костромской области, Северной Осетии, Астраханской области, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Забайкальском крае, Псковской, Кировской, Смоленской и Калужской областях, Карачаево-Черкесии. В этих субъектах отношение госдолга к доходам бюджета превышает 100%.
Как сообщает "ФедералПресс", министр финансов Саратовской области Александр Выскребенцев назвал основной проблемой "недостаток финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств и достижения целевых ориентиров социально-экономического развития". Для борьбы с этим правительство старается повышать эффективность налоговых льгот, легализовать теневую занятость, оптимизировать расходы на аппарат управления и бюджетную сеть, усиливать адресность социальной помощи. Остальные предложения "созвучны мерам, предлагаемым другими регионами", говорит чиновник.
Сумма госдолга области - 50,4 млрд. Бюджетные заимствования сократились с 26,1 до 24,1 млрд, коммерческие – остались на уровне 26,3 млрд (доходы бюджета области за 2015 г. - 72,2 млрд).
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика