Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Как сыр в пальмовом масле. На рынке молочных продуктов растет доля фальсификата

  • 09:41, 20 сентября 2023
  • Комментариев[0]

В середине лета в новостном пространстве вновь появилась тема фальсификации молочных продуктов. Об увеличении доли масла, сыра, творога со скрытыми суррогатами заявляли и надзорные ведомства, и депутаты. Вполне возможно, это была некая подготовительная кампания к ужесточению наказания за фальсификацию продуктов питания. И если это так, то к ее рецептуре тоже можно предъявить претензии. Слишком много обобщений для рынка, где наряду с цельномолочными существуют и совершенно легальные продукты с заменителями молочного жира (в публикациях их категорично называли вредными для здоровья) и еще масса тонкостей. О чем нам не сумели рассказать этим летом, как ситуацию с фальсификатом на рынке молочной продукции оценивают саратовские эксперты и почему в этой сфере настал период решительных мер, попытался разобраться СарБК.

Как сыр в пальмовом масле. На рынке молочных продуктов растет доля фальсификата

Молоко убегает

Если размотать развитие информационной картины этого лета назад, то тема молочного фальсификата приведет к июньскому выступлению руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта в Госдуме, где он затронул тему фальсификации продуктов питания (в том месяце от суррогатного сидра погибли 36 и пострадали 106 человек). Позже стало известно, что парламентарии приступили к разработке законопроекта о введении уголовной ответственности за фальсификацию пищевых продуктов, но тема суррогатного сидра исчерпала себя в июле, а о поддельной молочке продолжают рассуждать до сих пор. Может быть, из-за того, что именно в сегменте молочной продукции, как утверждают в Россельхознадзоре, фальсификат выявляется чаще всего.

Со ссылкой на это ведомство "Интерфакс" писал, что в первом полугодии 2023 года доля фальсифицированной продукции на рынке молочной продукции составляла 11,9%. Причем, если среди российской продукции несоответствие заявленному составу было выявлено в 15,6% проб, то в товарах, произведенных в других государствах ЕАЭС, только в 0,85%, а в пробах продукции из других стран – в одной из 138. Похожая картина и в результатах на проверку безопасности. Российская продукция не прошла ее в 4,17% случаев, молочка из стран ЕАЭС – в 1,5%, а из других стран - в 0,97%.

По мнению председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Кашина, количество фальсифицированных молочных продуктов значительно возросло за последние два года. Некоторые молокозаводы попадаются на поставках поддельных товаров до 18 раз в год, приводит слова депутата "Парламентская газета".

В Национальном союзе производителей молока тоже считают, что частота нарушений среди производителей "несколько возросла". В комментарии СарБК там отметили, что это произошло из-за моратория на плановые проверки производств надзорными органами и "из-за падения доходов населения". "Недобросовестные производители в условиях ограниченного спроса чаще начинают демпинговать таким образом", - уточнила директор "СОЮЗМОЛОКА" по связям с общественностью Мария Жебит.

Что касается ситуации в Саратовской области, то по данным регионального управления Роспотребнадзора, у нас наблюдается некоторый рост выявленных случаев фальсификата молочной продукции. Если в 2020 году доля подделок составляла 2,8 %, то в 2021 году она увеличилась до 3,1%, а в прошлом году и вовсе выросла до 5,2%.  Впрочем, в этом поступательном росте показатель догнал уровень 2019 года. Поэтому говорить о том, что фальшивомолочники за последнее время разрушили какую-то идеальную картинку, нельзя. По итогам первого полугодия, доля фальсификата составила 3,3% от всех взятых проб. Начальник отдела гигиены питания регионального управления Роспотребнадзора Елена Никонова тоже называет две причины роста фальсификата. Первая – запрет на плановые проверки бизнеса: "Применение мер, которые сейчас разрешены, никаких эффектов в борьбе с недобросовестными производителями не приносят". Вторая – желание фальсификаторов увеличить прибыль: "Себестоимость продукции с заменителем молочного жира ниже, а для покупателя она стоит как цельномолочный продукт, или же продукт согласно маркировке представляет собой полноценное сливочное масло, творог, а стоимость его заведомо ниже реальной. И том и в другом случае происходит обман потребителя".

Фото СарБК

"Должны быть более точные методики"

Некоторые эксперты считают, что реальная картина на рынке молочных продуктов куда печальнее, чем показывают цифры надзорных органов.

Директор научно-производственного центра технологий здорового питания СГМУ, доктор технических наук, профессор Инна Симакова замечает, что технологии производителей ушли далеко вперед, а мы все еще определяем фальсификат по жирно-кислотному составу продукта. "Иногда доказать с помощью этого метода, что продукт сфальсифицирован, достаточно сложно. Потому что состав жирных кислот в принципе соответствует составу молочного жира. Это должны быть дополнительные методики  и они существуют, но в нашей стране не используются с целью контроля. Хотя пора уже рассмотреть вопрос внесения дополнительных методов идентификации молочного жира  в регламентирующие документы", - считает эксперт.

Профессор кафедры технологий продуктов питания Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии им. Вавилова, доктор технических наук Наталия Неповинных тоже не считает метод определения жирно-кислотного состава абсолютно достоверным: "При грамотном использовании этого кусочка пальмового масла, его можно так уложить в нормализационную ванну, что согласно действующему ГОСТу жирно-кислотный состав жировой фазы продукта будет в пределах стандарта. Потому что указаны очень большие интервалы нормы по жирным кислотам. Как будто мы сами себя в этом покрываем".

Елена Никонова возражает: "Метод определения жирно-кислотного состава достаточно точный. Если мы видим какое-то несоответствие, то дополнительно определяем наличие так называемых фитостеринов. Если обнаруживаются и они, то в соответствии с методикой исследования это является признаком фальсифицированной продукции. Мы работаем с теми методами, которые внесены в перечень методик исследований  Технического регламента N 021/2011 о безопасности пищевой продукции и в ТР N 033/2013  о безопасности молока и молочной продукции".

Впрочем, не станем нагнетать, потому что публикации летней информационной волны и так сделали все молокосодержащие продукты  однозначно вредными для здоровья, а всех, кто их выпускает, то есть применяет заменители молочного жира, нарушителями.

Фото СарБК

"Обман направлен на самых уязвимых"

Согласно действующему Техническому регламенту таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции, производители могут нам предлагать цельномолочные продукты (только из молока, они дороже и обозначаются БЗМЖ) и молокосодержащие продукты (с заменителями молочного жира, их себестоимость и цена ниже, обозначаются ЗМЖ). Молочные жиры заменяются в основном пальмовым маслом (рыбий, говяжий жир если и используется, то редко). Производители считают его идеальным сырьем – оно дешевое и технологичное. Потребители хотя бы раз наверняка слышали или читали, что употребление пальмового масла несет риски для здоровья.

При этом Инна Симакова замечает, что ответ на вопрос о вреде продуктов с заменителем молочного жира многофакторный: "Если на производстве использовали современные технологии, то ничего страшного с нашим здоровьем не произойдет. Мы же не можем себе навредить добавлением небольшого количества растительного масла. Если это пальмовое масло, то оно тоже не настолько вредно. Просто мы его ели слишком много, оно было и в кондитерских изделиях, и в ряде других продуктов. А для нашего русского организма это не сильно адаптогенный продукт. Но если завод гидрогенизирует жиры, тогда продукт может содержать трансжиры. И если они присутствуют в продукции, тогда мы можем навредить своему здоровью". Ранее эксперт рассказывала СарБК, что контроль за безопасностью пальмового масла должен быть более жестким.

Наталия Неповинных рассказывает, что ее знакомые, которые работают на молочном производстве, эти продукты сами не употребляют и своим детям не дают. Она также считает, что вопрос о вреде пальмового масла заключается в количестве употребленных с ним продуктов: "То пальмовое масло, которое поступает к нам в страну, это масло в твердом состоянии и имеет в составе большое количество насыщенных жиров, а они в большом объеме вредны для здоровья. Но если мы съедим раз в месяц баночку йогурта с заменителем молочного жира или пару конфет, ничего с нами не будет. А если каждый день это есть… А люди едят каждый день".

Специалист Роспотребнадзора Елена Никонова также подтверждает, что "регулярное употребление молочной продукции с наличием в составе пальмового  масла  пользы организму не принесет".

И, наконец, третья группа молочных продуктов. Это якобы цельномолочная продукция (с прекрасным составом, заявленным на упаковке), но по факту – продукт с заменителем молочного жира. Тот самый фальсификат.

В "СОЮЗМОЛОКЕ" рассказали, что недобросовестные производители подделывают в основном высокомаржинальные продукты, в производстве которых используется много молока – сыр, сливочное масло. "Ряд молочных продуктов, например, кефир, не имеет смысла подделывать - это недорогой продукт, на его фальсификации много не заработать".

Елена Никонова считает, что тема поддельных молочных продуктов вернулась в повестку дня потому, что эта продукция стала "с особым цинизмом" поставляться в учреждения социальной сферы. "Она идет по тем каналам, которые работают в рамках государственных закупок, тендеров. Эта продукция выигрывает по цене, а в итоге под маркой ГОСТа в соцучреждения поступают молокосодержащие продукты с растительными жирами. То есть, обман направлен на самых уязвимых. Это дети, больные, престарелые люди, которым нужно полноценное питание, а они в итоге получают фальсификат".

Розничные потребители тоже рискуют приобрести фальсификат. Нынешние полки с упаковками сливочного масла, сыра, творога, холодильники с мороженым – это все коты и котята в мешках. Как раньше, ориентироваться на цену, чтобы угадать с качеством, нельзя. Все недешево, а где зарыта пальма, знает только производитель.

В Национальном союз производителей молока уверяют, что значительная доля фальсификата, кроме сегмента, связанного с госзакупками, сосредоточена "в традиционной несетевой торговле". Однако, в сообщениях СМИ о выявлении поделанных молочных продуктов указываются популярные торговые сети.

"У потребителя должен быть выбор"

В "СОЮЗМОЛОКЕ" утверждают, что после введения государственной системы "Меркурий" (отслеживает качество сырья) ряд недобросовестных производителей вынуждены были уйти с рынка. При этом эксперты отмечают, что другие меры, например, разделение полок с цельномолочной продукцией и ЗМЖ были направлены только на добросовестных производителей.

Новые же предложения для оздоровления рынка этим летом звучали в обрамлении громких лозунгов. Например, руководитель марксовского племзавода "Трудовой" Айдар Байзульдинов на встрече с депутатом Госдумы Александром Стрелюхиным предложил бороться с фальсификатом с помощью системы QR-кодов, которая бы отлеживала цепочку реализации пальмовой продукции – от страны-производителя до перерабатывающего предприятия. И тут же повторил месседж прошедшей информационной волны – тот, кто использует пальмовое масло и другие жиры-заменители, должен нести уголовную ответственность.

Никто не собирается вставать на защиту пальмового масла, но хотелось бы вместе с такими заявлениями услышать и разъяснения, мысли по поводу, увидеть план действий. После отмены нынешних технологий в стране точно хватит цельного молока, коров, действующих ферм, чтобы заменить суррогаты? И еще вопрос. Общий уровень доходов российских потребителей точно позволит приобретать им исключительно цельномолочную продукцию?

Фото СарБК

О новых технологиях производства молокосодержащих продуктов в комментарии СарБК рассуждала профессор Вавиловского университета Наталия Неповинных: "Можно изменять технологические подходы с точки зрения использования пищевых гидроколлоидов. Это пиктин, например, различные растительные камеди, тот же желатин, агар. Здесь тоже можно фантазировать, поскольку пищевые гидроколлоиды обладают функцией загущения, стабилизации, эмульгирования. Они могут имитировать сливочность продукта, поскольку обладают такими свойствами. И здесь можно варьировать, например, использовать нежирное молочное сырье, например, молочную сыворотку в сочетании в фруктово-ягодными соками. Но дело в том, что все пищевые гидроколлоиды - пектины, все камеди, все альгинаты, каррагинаны являются импортными. У нас один только желатин производится в стране".

Закралась мысль о том, что призывы запретить все заменители молочного жира, а тех, кто их применяет, посадить за решетку звучат для того, чтобы законодательная инициатива об уголовной ответственности за производство и оборот фальсификата выглядела более уместной, своевременной и разумной. Может быть, на фоне популистских лозунгов станет менее заметным расхождение между запретом плановых проверок бизнеса (мораторий продлен до 2030 года) и введением уголовной ответственности для бизнесменов за нарушение указанной на упаковке рецептуры.

Сложность момента заключается в том, что рынок молочной продукции действительно требует ужесточение ответственности. В прошедшем июле Россельхознадзор рассказывал, что Балаковское предприятие "Молснабрегион" получило 22 предостережения за производство поддельных продуктов. Информация о ней была передана в прокуратуру, Роспотребнадзор, УФАС. А в августе продукция с признаками фальсификации под торговыми марками "Молочный терем" и "Натуральный продукт" балаковского производства вновь была обнаружена на российских прилавках. На этот раз в Санкт-Петербурге (компания поставляет молочные продукты в 14 регионов).
Эксперты утверждают, что прибыль от реализации молочных подделок настолько велика, что их изготовители без проблем живут от штрафа до штрафа. Это самое строгое наказание, которое может получить молочный фальсификатор, максимальная сумма штрафа – 500 тыс. руб.

 Елена Никонова комментирует: "Те меры, которые действуют сейчас, как показывает практика, не приносят особого результата. Уголовную ответственность давно надо было вводить. Может быть, не за первое выявленное нарушение, а если фальсификат выявлялся неоднократно. Следует ужесточить и административную ответственность. У потребителей должен быть выбор между цельномолочным и молокосодержащим продуктом, а у людей, находящихся в лечебных, социальных, детских учреждениях – обеспечение качественной, полноценной молочной продукцией".

Инна Симакова тоже считает, что принятые в борьбе с фальсификатом меры не вполне эффективны: "Наверное, нужны другие механизмы регулирования, связанные и с более строгим контролем со стороны надзорных органов, и с более жестким наказанием".

В летних публикациях с оголтелыми призывами отмечалось, что законодательные изменения планируется подготовить к осени. А сейчас в комментариях на эту тему стали появляться оговорки о том, что спешка здесь не нужна. Важно найти оптимальное решение и обойтись без перегибов. Как бы не хотелось нам, потребителям, переплачивать за дешевое пальмовое масло, разум в реформах, как говорится, дороже.

Похожие материалы
  • 16.03.2020, 10:37 "PROпитание". Как производители делают колбасу без мяса

    Цены на продукты питания неуклонно растут, а вот кошельки граждан все больше "теряют в весе". Многим жителям области приходится идти на компромисс между качеством и стоимостью провизии. Приходится задумываться у полок, размышляя о том, как бы не выбиться за пределы своего бюджета и при этом не купить сомнительную биомассу под видом колбасы. Что можно сказать о качестве молочных и мясных продуктов? На что опираться при выборе? "СарБК" продолжает отвечать на вопросы потребителей в цикле статей "PROпитание".

  • 04.03.2020, 10:20 PROпитание. Как производители обманывают покупателей с помощью "ГОСТов" "СарБК" продолжает цикл статей, посвященных вопросам современного питания. В предыдущих двух материалах мы выяснили, что состав продуктов значительно изменился по сравнению с тем, что лежало на полках магазинов 30-40 лет назад, а тем более с тем, что ели наши прапрапредки. Главными причинами химического "перерождения" пищи стали массовость ее промышленного производства и борьба за ее удешевление. А снижение себестоимости всегда обостряет вопрос о качестве продукта. Как быть в этой ситуации нам, потребителям? Возможно ли найти на прилавках качественные продукты?
  • 08.02.2016, 13:00 Н@блюдатель. Хлебобулочная знаменитость, или Была ли крыса? Никак не получается у Саратова прославиться на всю страну чем-то хорошим. Хорошее вроде и случается, но какое-то рядовое. А вот как гадость - так из ряда вон. Это относится и к крысе, найденной жительницей Саратова в батоне. Батон успел "прославить" Саратовскую область гораздо больше, чем губернатор Валерий Радаев, который при личной встрече рассказал президенту Владимиру Путину об успехах регионального импортозамещения и новых заводах. В конце концов, батон сам, как новоиспеченная знаменитость, отправился в Москву - на экспертизу.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 20 сентября 2023
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x