Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Полюбовно-денежный порядок. Неторопливая реформа

  • 11:29, 25 августа 2011
  • Комментариев[0]
Два года назад в стране широко обсуждались идеи реформирования уголовно-исполнительной системы, высказанные министром юстиции Коноваловым. Речь шла о либерализации наказания, сокращении тюремного населения. В итоге мы получили еще один пример применения политики лозунгов. Сегодняшняя ситуация, по моему мнению, практически не отличается от картины двухлетней давности. Во всяком случае, данные статистики не спешат отражать иной подход государства к назначению и исполнению наказания.
Полюбовно-денежный порядок. Неторопливая реформа


Сокращение на словах

Официальные сведения государственного органа статистики демонстрируют незначительное снижение количества лиц, осужденных с наказанием в виде лишения свободы (реально или условно). В периоде 1992 — 2010 годы некоторое сокращение данных показателей начинается с 2005 года, но составляет 1-2%. На конец же прошлого года, соотношение реального и условного наказания составляет: 31,5% к 38,1%. То есть фактически около 70% приговоров связывалось с лишением свободы. Причем снижение количества "условных" сроков (в 2003 году они составляли 55% от всех наказаний) происходит за счет роста числа других видов наказаний (штрафы, исправительные работы и т. п.). Зато количество отправленных за решетку так и "болтается" за все 18 лет в пределах 30-35%. При этом количество находящихся в местах лишения свободы за тот же период также не меняется и варьируется от 820 до 880 тыс. человек.

Однако, даже эти незначительные изменения вряд ли можно расценивать в качестве результатов изменения государственной политики. Ларчик открывается просто — количество тяжких преступлений, за которые обычно назначается лишение свободы, в последнее время тоже подало. Причем это сокращение составляет аккурат те единицы процентов, на которые ежегодно снижается количество осужденных к лишению свободы. Так что дело не столько в смягчении государственного подхода к назначению наказания, сколько в уменьшении оснований для назначения таких наказаний.

Напомню, что 2 года назад мы обсуждали создание спецприемников для отдельного содержания лиц, которые не являются закоренелыми преступниками и рецидивистов. Идея так и осталась пребывать в статусе инициативы. Разговоры о необходимости социализации преступников, вышедших на волю, необходимости государственных программ и соответственно государственных затрат на помощь освободившимся осужденным и т.п. - так и не переросли в конкретные планы, не говоря о реализации.

Одной рукой смягчаем, другой ужесточаем
Впрочем, нельзя не отметить некоторой либерализации в области экономических преступлений. Законодательное и судебно-практическое закрепление положений о том, что лиц, обвиняемых в экономических преступлениях, нельзя помещать в СИЗО, сыграло свою положительную роль в уменьшении тюремного населения и пагубного влияния "зоны" на преступников. При этом по отдельным категориям преступлений (в частности по коррупции) были введены наказания в виде штрафов кратных размеру взятки вместо лишения свободы. Хотя многие юристы и эксперты шутят, что партия власти специально для себя ввела все эти поправки, чтобы в случае попадания на процедуре «дачи на лапу» можно было всегда решить вопрос денежно-полюбовно.

С другой стороны, достаточно жестким стал подход к административным правонарушениям, когда государство в вопросе административной ответственности принимается судами априори правым. Инспектор ГИБДД, отобравший права, в 95% случаев может быть уверен, что суд лишит прав водителя, даже если и документы составлены вкривь и вкось, а среди доказательств наличия административного правонарушения - только рапорт сотрудника полиции.

То же можно сказать и об условно-досрочном освобождении. По отдельным категориям преступлений есть судебно-прокурорское указание сверху "УДО не давать". В моей собственной практике недавно произошел случай, когда 65-летнему старику, который совершил убийство на бытовой почве при наличии оправдывающих причин, не дали право на досрочное освобождение. Суд при этом признал, что осужденный имеет букет хронических заболеваний в острой форме, что он в заключении идеально себя вел, имеет грамоты и благодарности от руководства колонии и положительную характеристику из мест лишения свободы (что не часто бывает). Но суд вынес отрицательное решение и не позволил старику выйти на свободу на несколько лет раньше, чтобы спокойно умереть в кругу семьи. При этом не учитывалось, что при выборе наказания были учтены все обстоятельства убийства и был назначен срок "ниже низшего предела". Убийца должен сидеть до конца срока и никого не волнует - достигнута цель наказания или нет. Важно "оттрубить от звонка до звонка".

И это не единичный случай подобного подхода к наказанию. Государству куда важнее, чтобы оно было неотвратимым даже для невиновных и полностью воплощено в жизнь. Однако, наказание стало неотвратимым избирательно. Чиновники, крупные бизнесмены и прочие приближенные вместе с детьми по-прежнему являются практически неприкасаемыми для уголовного закона. В одном регионе освободили дочку чиновника, сбившую двух женщин, причем одну насмерть, в другом - сына чиновника выпустили через 3 года после того, как он под наркотиками сбил десятки детей на остановке общественного транспорта.

Человек и государство познается по делам его, а не по лозунгам. Так вот, практика показывает - уголовное и административное наказание давно уже прекратило быть методом исправления, а стало карающим мечом преступников и неугодных.

Смысл наказания
В чем смысл наказания? На этот вопрос уже давно ответили ученые всех стран мира. Во-первых, наказание должно отвращать самого преступника и других людей от совершения преступлений и правонарушений (роль пугала). Во-вторых, оно должно воспитывать преступника так, чтобы он смог понять и осознать свою ошибку, вернуться в общество достойным гражданином. Иными словами, преступник должен быть социализирован.

Наказание, безусловно, должно быть существенной потерей для человека. Лишение свободы, например, лишает его возможности прожить лучшие годы жизни в комфортных условиях и пользоваться благами человечества. Штраф лишает возможности потратить эти деньги на себя: отдых, развлечение, вкусную еду, одежду и т. п. Условное лишение свободы обязывает человека ограниченно чувствовать себя в передвижении, способе отдыха. Именно поэтому наказание должно быть избирательным и индивидуальным. Штраф для нищего не имеет никакого устрашающего значения, а назначение лишения свободы бомжу — это не наказание, а праздник, ибо в тюрьме есть крыша над головой и хоть как-то кормят. В свою очередь, лишение коррупционера и членов его семьи имущества, будет огромной потерей для него и сделает процесс получения взяток и наживания за счет них бессмысленным. Назначение лишения свободы даже в размере 5 лет будет очень серьёзным ударом для бизнесмена, который ведет активную жизнь и имеет свое дело, т. к. за это время он потеряет бизнес или его обгонят конкуренты в своем развитии на эти 5 лет.

Для того, чтобы наказание выполняло роль пугала, оно должно наглядно демонстрировать преступнику существенную разницу между тем, что он имеет в обществе, на свободе и тем, чего он лишится, получив соответствующее наказание. Именно в сравнении хорошего с плохим, человек сможет адекватно принять для себя решение о том, совершать ему преступление или воздержаться.

Что каасется воспитания и исправления преступника, то с этой точки зрения наказание должно не только указывать на разницу в состоянии и статусе, но объяснять преступнику правила жизни в обществе, встраивая его в существующую систему. Порой люди идут на преступление по нужде, им просто нечего терять в этой жизни. У них нет профессии, нет личной жизни, у них нет работы или желания работать. Устранив все эти факторы или большинство из них, мы можем с уверенностью сказать, что человек возможно в будущем не совершит преступление. Дайте в тюрьме человеку профессию и хобби, предоставьте возможность учиться и повышать свою квалификацию, сделайте его нужным и востребованным в обществе, научите его любить работу и её результат и вы не узнаете бывшего преступника. У него появиться смысл жизни. Дайте ему льготные возможности для начала новой жизни и если захочет - он ухватится за этот шанс. Получив работу, место жительство, еду, одежду, любимое занятие, супругу и семью — мало кто захочет рискнуть еще раз и оказаться в местах лишения свободы. Особенно если повторное наказание будет намного жестче первого.

Безусловно, среди преступников есть люди, которые идут на преступление сознательно и принципиально, их ничто не сможет отвратить в будущем от повторных преступлений. Эти люди окончательно деградировали и нет никакого смысла давать им второй шанс. Они принципиально опасны для общества и подлежат изоляции.

Чуть не забыл про еще одну существенную роль наказания. Об этом мало кто задумывается, но на мой взгляд наказание должно возмещать причиненный вред и приносить пользу государству, обществу и потерпевшему.

Хватит огромной армии преступников поглощать большое количество ресурсов. Еда, одежда, зарплата сотрудников исполнительной системы и другие расходы ложатся бременем на бюджет, следовательно, на обычных налогоплательщиков. Преступник вредит обществу, совершая преступление, а потом живет за его счет. Кто кого наказывает — общество преступника или преступник общество?

Наказание должно быть либо самоокупаемым, либо приносить пользу обществу. Неотвратимые к оплате штрафы в пользу государства и потерпевшего, принудительные работы с перечислением дохода в бюджет и потерпевшему, обязательные работы в хозяйстве колонии с целью её самоокупания — все это поможет достичь действительных целей любого наказания.

Пути достижения
Для достижения указанных выше целей не нужно рассуждать о мягкости или строгости наказания. Количество лет «отсидки» никак не влияет на исправление преступника и отвращение других от совершения преступлений. Именно поэтому любое наказание должно быть максимально дифференцированным по отношению к конкретному преступлению, конкретному потерпевшему и конкретному преступнику. Установление максимальных и минимальных пределов наказания, конечно, важно для установления четких границ законодательной основы наказания, но назначению наказания и организации его исполнения следует уделить особенную роль.

Во-первых, если совершено преступление, по которому в обязательном порядке требуется жесткая изоляция от общества и перевоспитание в условиях колонии, то наказание должно обязательно включать в себя лишение свободы. При этом целесообразно ввести поэтапное смягчение режима в зависимости от достижения успехов в осознании, исправлении и социализации. После отбывания определенного срока в колонии строго режима со всеми наказания, то есть прохождения первого уровня переподготовки — можно переводить на общий режим в более мягкие условия с дополнительными льготами и возможностью, например, получать высшее образование и т. п. После второго этапа - овладения знаниями, профессией, в случае хорошего поведения логично перевести осужденного в колонию-поселение с минимальными ограничивающими факторами, возможностями получать свободно отдельные блага обычной жизни в обществе. Ну, а послем переобучения, выплаты причиненного ущерба государству и потерпевшим — добро пожаловать на волю.

При этом, размер наказания устанавливается минимальным и в дальнейшем зависит от осужденного. Раньше прошел социализацию и переобучение — раньше вышел. Не хочешь меняться и встраиваться в общественную систему — будешь сидеть сколь угодно долго.

Если преступление носит исключительно экономический характер и (или) не затрагивает существенно жизнь общества, государства и отдельных граждан, то наказание должно быть исключительно финансовым или трудовым. Преступник возмещает причиненный ущерб в многократном размере, а если не может возместить, то отрабатывает его в колонии. Чем быстрее отработает — тем быстрее будет освобожден от дальнейшего прохождения наказания. Причем родственникам и друзьям разрешается погасить ущерб за преступника.

Во-вторых, второе или третье умышленное преступление после прохождения процедуры социализации и исправления говорит о том, что человек стал закоренелым преступником и он стал опасен для общества. Он неисправим, ему дали шанс, а он им не воспользовался. Поэтому наказание должно быть единственно возможным — ликвидация или пожизненная изоляция с каторжными работами на благо общества.
В-третьих, условия содержания в местах лишения свободы должны быть дифференцированы в зависимости от категории колонии и лиц, в них содержащихся. Для отдельной категории преступников следует изначально создавать крайне сложные и невыносимые условия существования, дабы преступник видел разницу между «зоной» и обычной жизнью.

В-четвертых, в местах лишения свободы должны быть ликвидированы квази-государства. Никаких "паханов", "смотрящих" и прочих в колонии быть не должно, т. к. это порождает иерархию, государство в государстве, собственные законы. Если это имеется — это автоматически воспитывает вновь прибывших под правила этих квази-государств и порождает преступную среду и преступные понятия вместо общесоциальных правил жизни в обществе. Эта система сродни дедовщине в армии и существует исключительно по причине трусости и лени надзирающего персонала. Зачем контролировать всех, если достаточно контролировать «пахана», «деда» и т. п., которому фактически передается часть полномочий администрации. А теперь представьте как он реализовывает эти полномочия. Наверняка, не для исправления преступников и их воспитания для жизни в обществе.

В-пятых, ввести обязательные и принудительные работы в колониях, о смысле чего говорилось выше.

В-шестых, максимально делать все для обучения преступников.

В-седьмых, необходимо дать возможность преступникам, отбывшим наказание, реализовать себя в этой жизни еще раз, дать шанс. Речь идет о предоставлении временной работы, льготных кредита и налогообложения.

Конечно, более действенных способов и методов исправления преступников гораздо больше. И, надо признать, в нашей действительности этот перечень выглядит чистейшей теорией. Хотя бы потому, что для реализации всех лучших намерений необходима стабильная здоровая экономическая система со справедливым распределением богатства и доступными возможностями заработать на хлеб насущный. В этих условиях количество преступлений неминуемо идет на спад.

Автор: Георгий Драгомиров, адвокат
Похожие материалы
  • 01.10.2024, 14:03 Пересесть на "телегу". Уходят ли саратовские таксисты в тень

    В российских СМИ появились публикации о разрастании серой зоны на рынке такси. А именно об увеличении числа сообществ и чатов в соцсетях, где можно в обход агрегаторов договориться с водителем об услуге. Причины тренда - высокие требования к самозанятыми водителям, высокие комиссии агрегаторов, преимущество такой услуги - сниженная цена. В редакции СарБК заметили, что информационная волна заметно подстегнула интерес клиентов к теневым игрокам рынка. В обсуждении на тематических ресурсах появились вопросы о том, как найти чаты для заказа такси и жалобы о том, что отыскать их не так-то просто.

  • 30.09.2024, 08:30 Компания "Ситиматик": мы работаем на экологическое благополучие жителей

    Компания "Ситиматик", филиал которой является в Саратовской области оператором по обращению с ТКО, последние полгода находится под жестким информационно-политическим давлением со стороны группы депутатов Саратовской областной Думы во главе с Александром Бурмаком. Прессинг компании идет в разных формах: публичные совещания в Думе, обращения в надзорные органы, публикации в телеграм-каналах. Все эти события становятся поводами для появления дискредитирующих компанию публикаций в отдельных тенденциозных СМИ.

  • 18.06.2024, 16:09 Глава саратовского УФССП: в области разыскивают почти 2 тыс. должников по алиментам

    Тема долгов по алиментам, к сожалению, не теряет актуальности. Их взыскание остается одним из основных и наиболее социально значимых направлений в работе службы судебных приставов. Как решается этот вопрос в нашем регионе, рассказал руководитель Главного управления ФССП по Саратовской области Илья Решетняк.

  • 18.12.2023, 12:38 Тест на прерывание беременности. Регионы России пытаются ограничивать аборты, в Саратове — пока молчат

    Еще летом в регионах страны началась череда отказов частных медицинских клиник от процедуры искусственного прерывания беременности. При этом не скрывалось, что эти якобы добровольные решения частные медорганизации принимали после бесед с региональными чиновниками. На некоторых территориях на этом не остановились и ввели наказание за склонение женщин к аборту. В Саратовской области в некоторых частных медучреждениях, судя по ответам сотрудников колл-центров, тоже отказались от этой процедуры. При этом в региональном минздраве заявляют, что ничего об этом не знают. Узнать о планах саратовских законодателей в введении каких-либо запретов не представляется возможным - в облдуме отказываются от любых комментариев на данную тему. СарБК решил восполнить этот пробел в медийном пространстве региона.

  • 04.12.2023, 12:07 Цена ошибки - закрытие? Нарушение закона о маркировке рекламы может стать для саратовских СМИ фатальным

    Сентябрь этого года существенно осложнил жизнь тех, кто заказывает, производит и размещает рекламу в интернете. В начале осени вступили в действие высоченные штрафы на неправильную маркировку рекламы или ее отсутствие (максимальный размер - 700 тыс. руб.). В конце прошлой недели Роскомнадзор выписал первый штраф блогеру на 300 тыс. руб. Участники рынка считают, что вместе с нововведением не только возник риск сурового наказания (некоторые детали в правилах маркировки и отчетности непонятны до сих пор), но и появился инструмент для сведения счетов со СМИ в случае какого-либо конфликта. Блогерам, которые размещают рекламу в соцсетях, теперь тоже стоит опасаться недоброжелателей. Подробности о реализации закона, который собрал коллекцию негативных отзывов, в обзоре СарБК.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 августа 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x