Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Мост Саратов-Энгельс. Осторожно о транспортном коллапсе

  • 05:54, 9 ноября 2012
  • Комментариев[17]
Пассажиры многочисленных энгельсских автобусов вот уже вторую неделю едут с работы домой, как в последний раз. В транспорте только и говорят, что о предстоящем закрытии старого моста, связывающего Саратов с городом-спутником. За последние шесть лет это уже третья волна панических причитаний — как же мы будем добираться до работы, учебы, детей, родителей, друзей и т. д. При том, что на этот раз о предполагаемой остановке движения по мосту заговорили во властных коридорах, всякий раз среди пассажиров находится тот, кто пресекает пессимистичную молву. Мол, не будет этого, не верю в закрытие моста и все тут.
Мост Саратов-Энгельс. Осторожно о транспортном коллапсе

Саратовский мост, как вспоминают старожилы-мостостроители, стоит уже 47 лет, и за это время не было проведено ни одного капитального ремонта, хотя все предпосылки к этому есть. По словам активистов Поволжского отделения Российской академии транспорта, две аналогичные конструкции в Москве уже давно были капитально отремонтированы, а один такой мост был разобран. Строители саратовского моста Николай Вавилов и Анатолий Смоголь долго писали в правительство Павла Ипатова, указывая на плачевное состояние одной из мостовых опор. Следствием уменьшения ее прочности авторы обращений к главе правительства считали, в числе прочего, проникновение солевых растворов с проезжей части. Насколько серьезны эти проблемы, непосвященному человеку понять сложно, но руководители высшего звена, обладающие соответствующими знаниями, уверяли – мост простоит еще лет 20-25. Так, ныне депутат областной думы, а в прошлом году – заместитель председателя правительства области Александр Стрелюхин в ответ на обращения Вавилова и Смоголя указал, что в 2002-2010-м годах на ремонт моста в общей сложности было выделено 271,2 млн руб., а нужно еще примерно 539 млн. Основные работы по укреплению нашей переправы, если верить справке Стрелюхина, проводились регулярно, в частности, восстанавливалась несущая способность нескольких опор. Что же касается ресурсов всего моста, то их, по оценкам правительства, хватит еще на четверть века, а по прошествии этого срока придется пересмотреть условия эксплуатации объекта.

При этом ученые в сфере дорожного строительства не позволяют себе давать столь четкие прогнозы. Профессор кафедры "Транспортное строительство" СГТУ, доктор наук Игорь Овчинников поясняет: "Под дорожной одеждой моста, внизу лежит железобетонная плита, в которой забетонированы натянутые, так сказать, предварительно напряженные тросы. По сути, наш мост представляет собой лук с натянутой тетивой. Состояние этих тросов проверялось в тех местах, куда специалисты смогли добраться. Вскрывать везде им не дали, так как транспортный поток во время исследования не останавливали. Поэтому предельного срока эксплуатации этой арматуры сейчас не знает никто. Тщательную проверку надо будет проводить во время ремонта и после остановки движения транспорта".

Не раз отмечалось, что в серьезном ремонте нуждается проезжая часть моста, и это подтверждают специалисты комитета дорожного хозяйства области. Первый заместитель председателя комитета Геннадий Рудыкин рассказал, что состоянием асфальта и деформационных швов, уменьшающих нагрузку на несущую конструкцию, обеспокоены как чиновники, так и эксперты крупного ООО "Институт Проектмостореконструкция". Каждый год, как подчеркнул Рудыкин, проводится ямочный ремонт проезжей части. Чтобы полностью отреставрировать переправу, комитету необходимо более 700 млн руб., и то это в ценах 2008-го года, когда специалисты организации "Институт Проектмостореконструкция" обследовали инженерную конструкцию. Таких денег, ясное дело, у саратовских дорожников нет, и единственный выход в этой ситуации – существенное корректирование утвержденной областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы". "Вместе с тем без федеральной помощи ремонт моста действительно ляжет тяжелым бременем на областной бюджет в ущерб ремонтам и строительству сети автомобильных дорог области", - заявил Геннадий Рудыкин. Кроме того, даже если московская поддержка и придет на помощь саратовским мостовикам, правительство поставит перед собой еще одну серьезнейшую проблему, связанную с полной реорганизацией транспортных потоков по маршруту Саратов – Энгельс. Как уточнили в дорожном комитете, капитальный ремонт дорожной одежды на мосту возможен только при полной остановке движения по переходу на несколько месяцев.

И в этом с чиновниками солидарны ученые. Игорь Овчинников говорит: "Те, кто пользовался этой соединительной магистралью, обращал внимание на металлические листы, которые реагируют на движение транспорта и всякий раз ударяют по мосту. Их надо заменить. А для этого полностью изъять и вместо них поставить конструкцию, которая уже 7 лет лежит на энгельсском берегу на "Мостотряде-8". Их надо не просто поставить ее, а концами забетонировать в балки. То есть у швов есть выпуски, я называю это деформационный шов - специальная конструкция, которая должна перекрыть зазор между пролетами и обеспечить возможность зимой и летом расширяться и сужаться. А мост не только расширяется и сужается. Оттого, что на него давит транспорт, он деформируется, утром нагревается с одной стороны, а вечером с другой и из-за этого коробится. Поэтому конструкция шва должна быть хорошо закреплена в торцах балок. В этом случае можно использовать полимербетон или другой быстро твердеющий материал. Но проезжать по мосту в это время нельзя. Иначе через некоторое время мы столкнемся с этими же проблемами вновь".

Сама возможность закрытия движения по мосту обсуждается давно, но во что-то конкретное замыслы дорожников так и не воплотились. Неофициально в околотранспортных кругах ужасаются при мысли о такой перспективе, ведь старый мост Саратов – Энгельс притягивает к себе транзитный транспорт из многих регионов России, и его закрытие, пусть даже и временное, приведет к существенным экономическим потерям транспортных предприятий по всей России, а также существенно осложнит работу логистов: ведь если не считать мостового перехода в районе села Пристанное, то остаются лишь два относительно близких к Саратову моста через Волгу – в Балакове и в Волгограде. Официально же в областном комитете транспорта заявляют, что пока бить в набат и давать какие-то прогнозы по поводу перераспределения автомобильных и железнодорожных потоков еще рано. "Коллеги из дорожного комитета пока не уведомили нас официально о предстоящем закрытии моста, - уточнил пресс-секретарь комитета транспорта Алексей Корж. – На моей памяти эту переправу "закрывают" уже раза три, но ни разу это не воплотилось в правительственные распоряжения. Сейчас трудно говорить беспредметно, ведь чтобы рассчитать все возможности нашего транспортного комплекса на случай закрытия моста, придется подключить рабочую группу из наших специалистов и дать ей, как минимум, несколько месяцев на детальную проработку вопроса. Единственное, что можно сейчас сказать, так это то, что даже если мост закроют, комитет будет использовать все имеющиеся транспортные и инфраструктурные ресурсы региона – это и железнодорожный мост через Волгу, и транспортные развязки в районе поселка Юбилейный". О возможных сроках мостовой блокады, да и вообще о самом предполагаемом факте закрытия переправы транспортники говорят с осторожностью, предпочитая пока не нагнетать напряжение среди горожан.

Кстати, жители Саратова и не думали поддаваться панике. Специалист отдела кадров завода Автономных источников тока говорит: "Да, среди наших работников есть жители Энгельса. Но мы еще не думали, как поступим в случае закрытия моста. Может быть, они будут жить на квартире, а может их устроит альтернативный вариант транспорта".

Куда более встревожены жители Покровского берега. Жительница Энгельса Наталья говорит: "Уверена, что на производстве, где я работаю, мы стокнемся с массой проблем. Боюсь предполагать их масштаб. А что касается других сфер жизни, то придется решать вопрос о том, как моему ребенку добираться до учебы в Саратов. Очень сложный вопрос. Но если речь идет о том, что мост без ремонта рухнет, тогда я согласна на временные трудности".

О недопустимости скоропалительных выводов относительно сроков тотального ремонта моста говорят и общественники. "На мой взгляд, закрытия моста Саратов – Энгельс на полгода в нынешних условиях произойти не может, - считает активист движения за строительство метро и линий скоростного трамвая в Саратове, главный редактор портала "Сарметро" Антон Пикляев. - И дело не столько в экономическом ущербе, всё-таки действуют и второй автомобильный мост, и железнодорожный, сколько в устойчивом ежедневном пассажиропотоке между двумя городами.
Грузы доставить с одного берега Волги на другой путь дороже и немного дольше – можно, а вот что делать с теми, кто ежедневно ездит на работу или на учёбу, например, из энгельсского района завода Химволокно на 1-ю Дачную – непонятно. Эти люди сейчас добираются от дома до работы за полтора-два часа, а если автобусы пойдут через Новый мост – время в пути увеличится до бесконечности. Если ежедневно 50 тысяч человек не смогут добраться из одного города в другой, то это может быть чревато социальными конфликтами. На это руководство области не пойдёт".

Собеседник предлагает 2 варианта решения проблемы. "Первый из них — это строительство заложенного в генеральных планах Саратова и Энгельса второго автодорожного моста в районе Улешей. Это дорого и такое сооружения должно строиться по всем технологиями, «на века». Построить его можно примерно лет за пять, после чего закрывать на реконструкцию старый мост. Второй путь — это возведение моста-дублёра или тоннеля под Волгой в районе старого моста с линией скоростного пассажирского транспорта. Это будет ещё более действенное вложение денег, однако по стоимости, думаю, получится существенно дороже. Справиться можно так же лет за пять.
Мы уже 2 года твердим, что необходимо незамедлительно реализовывать один из этих пунктов, а в идеале должны быть построены оба перехода. Волга не должна разъединять города, нужно иметь 2-3 устойчивых варианта перехода с одного берега на другой. Замечу, что ни мост у Пристанного, ни железнодорожный мост не задействованы в городской инфраструктуре Саратова и Энгельса. Деньги на реализацию находить нужно - не важно, кредитные, местные или федеральные, и откладывать этот вопрос дальше нельзя".

Очевидно, что предполагаемое закрытие моста и в этот раз окажется мифологическим. Срок, очерченный Александром Стрелюхиным в годы его работы в правительстве – 20-25 лет – вот примерный и реальный период, в течение которого транспортники смогут перераспределить транзитные и пассажирские потоки. А если учесть, что в планах нынешнего правительства еще, как минимум, одна "стройка века" - аэропорт в Сабуровке, то капитальный ремонт моста Саратов – Энгельс - это, пардон, частный случай повсеместно распространенной маниловщины.

Автор: Сергей Бабкин
Похожие материалы
  • 03.03.2023, 21:19 Темы недели: трамвай с колес, компромиссный мост, смерть в яме

    Всегда у нас так - только начнешь радоваться наступающему светлому будущему, как вдруг оказывается, что к нему у нас ничего не готово. Считанные месяцы остались до начала "строек века" - скоростного трамвая и третьего моста через Волгу. А выясняется, что исполнители еще не вполне понимают, что и где им нужно делать. Да еще тут случается какая-то жуть - вроде гибели ребенка в глубокой яме рядом со школой.

  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 07.12.2022, 16:27 Автобусом в прошлое. К хроническим проблемам общественного транспорта в Саратове добавились новые

    Пассажирский транспорт Саратова, кажется, никогда не работал без нареканий. Даже в относительно благополучные времена доступного лизинга, усиленной поддержки электротранспорта, до пандемии коронавируса перевозки страдали от многих хронических проблем. Но ковид эти "болячки" обострил: иногда кажется, что транспорт до сих пор никак не придет в себя после локдауна. А в последние месяцы у перевозчиков появились новые заботы, и количество жалоб на работу транспорта заметно выросло. Причины называются разные - от мобилизации и введения транспортных карт до сезонных болезней и нечестных конкурсов. СарБК разбирался, какие из этих проблем стали для отрасли критическими.

  • 03.11.2022, 21:01 Темы недели: мэр Мокроусова, фокусы с картами

    Ноябрь - месяц тяжелый, депрессивный. Снега еще нет, холодно и грязно, темнеет рано, а небо постоянно закрыто серыми тучами. Вот и ноябрьские новости какие-то серые и скучные. Главой Саратова становится Лада Мокроусова, которая за два месяца так и не заявила о себе как руководитель города. А чиновники с любыми нововведениями наступают на одни и те же грабли: все делается в последний момент, а разбираются уже на ходу. Так произошло и с введением льготных карт на общественном транспорте.

  • 18.02.2022, 20:51 Темы недели: срок Прокопенко, тарифы тронулись, мать с ножом

    В Саратове "переиграли" еще один громкий коррупционный процесс - над бывшим сити-менеджером Алексеем Прокопенко. Как и в нескольких предыдущих случаях, новая версия суда оказалась в пользу стороны обвинения. Тем временем тихой сапой к жителям Саратова подкралось обещанное осенью повышение цен на проезд. Снова обсуждается роль органов профилактики на фоне очередного ужасного преступления против ребенка - собственная мать в алкогольном безумии пыталась убить пятилетнего мальчика.

Новые материалы
  • 13.05.2024, 15:48 Глава минцифры Саратовской области Владимир Старков: Карта жителя обойдется региону в один рубль

    Сфера информационных технологий продолжает отвечать на череду вызовов, возникших в связи с пандемией, дефицитом кадров, антироссийскими санкциями. При этом, образно выражаясь, коней (импортное программное обеспечение) меняют прямо на переправе, так как прогресс движется вперед. Его развивают наука, бизнес, госструктуры. Территории страны ведут негласную борьбу за титул лидера цифрового развития. К слову, не часто можно услышать, что Саратовская область имеет самую высокую (если не считать Дальний Восток с его расстояниями) протяженность оптоволоконных каналов связи и стала второй по охвату населенных пунктов мобильной связью и интернетом во втором этапе проекта устранения цифрового неравенства. О том, как в регионе развиваются остальные процессы, в том числе появление новых сервисов, мы беседовали с министром цифрового развития и связи Саратовской области Владимиром Старковым.

  • 08.05.2024, 13:44 Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города"

    Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться. В очередной раз развенчать миф пришлось студентам мастерской Татьяны Кондратьевой, которая специализируется на подготовке артистов театра кукол. В старом ТЮЗе на Вольской они запремьерили музыкального "Волшебника Изумрудного города", и, нет, кукольным спектакль не стал.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 ноября 2012
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x