Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Внучка Ферапонта Головатого: Чтобы купить Як-3, мать продала корову, а я осталась без платьев

  • 12:04, 4 августа 2015
  • Комментариев[6]
Когда-то, в конце далекого 1942 года эта семья получила телеграмму от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина: "Родина и Красная Армия Вас не забудут". Но так получилось, что Родина забыла… Именно так потомки пасечника Ферапонта Головатого расценивают нежелание ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" возвращать купленный их предком для фронта самолет Як-3 N 1712 с надписью "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага" на родную ему и летчику Борису Еремину, летавшему на этом легендарном самолете, саратовскую землю.
Внучка Ферапонта Головатого: Чтобы купить Як-3, мать продала корову, а я осталась без платьев

 Это является поистине уникальным случаем, не встречающимся в мировой истории — один и тот же человек купил 2 самолета Як-1 и Як-3 на одном и том же Саратовском авиационном заводе, подарил их одному и тому же летчику, который сбил на них 14 вражеских самолетов, сам при этом ни разу не будучи подбитым, уточняют ветераны авиастроения.

Самолет Як-1, с дарственной надписью: "Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатого", ныне установлен в павильоне Музея боевой славы в Саратове на Соколовой горе.

История легендарного именного Як-3 № 1712, построенного на "Саратовском авиационном заводе", известна многим, особенно, после скандала с возвращением самолета из США. Однако Лидия Сергеевна Тюрьникова – одна из немногих, кто знает эту историю изнутри. Самоотверженный крестьянин-патриот Ферапонт Головатый приходился ей дедушкой. Родившаяся в 1936-м году Лидия Сергеевна хорошо помнит своего знаменитого родственника, отзывается о нем с восхищением и с улыбкой вспоминает, как ей из-за покупки самолета пришлось на год позже пойти в школу: на одежду для внуков денег не было – "Все для фронта, все для Победы!".

Внучка Ферапонта Головатого не скрывает, каких сил и слез стоила покупка крылатой машины: "Денег ни на что не хватало. Нас у матери было трое. Пособие на троих детей составляло 9 рублей, а платье стоило 60… Дедушка заставил мою мать продать корову, мать разрыдалась. Деньги от этого также были потрачены на покупку самолета", - вспоминает Лидия Тюрьникова.

У Ферапонта Головатого было пятеро детей – три дочери и два сына. Сыновья и зятья ушли на фронт, а крестьянин, которому на тот момент шел шестой десяток, остался единственным мужчиной в семье. Несмотря на непризывной возраст, сложа руки дома он не сидел – предок Лидии Тюрьниковой, вошедший в анналы истории и ставший примером для подражания во всем СССР, рыл окопы вблизи Саратова.

Когда на семейном совете встал вопрос о покупке самолета для фронта, супруга Ферапонта Головатого Мария Тарасовна спросила: что это даст? "Это поможет Родине. Если нас победит Гитлер, мы станем рабами…, - припоминает слова деда Лидия Тюрьникова. – И бабушка возражать не стала".

А вопрос с поступлением в школу внучки Ферапонт Петрович решил следующим образом: "Ничего, пойдешь в следующем году!" - успокоил он девочку. И это обещание исполнилось. Когда фронту был передан второй самолет, к дому Ферапонта Головатого был сброшен с самолета мешок, а в нем… "гуманитарная помощь" - одежда. Кто облагодетельствовал семью, Лидия Сергеевна не знает. Ей, восьмилетней, достались шуба на синтетическом меху, костюм и валенки…

Словом, покупка самолетов для фронта далась семье Головатого непросто. Только об этом чиновники и другие официальные лица то ли не знают, то ли стараются не думать. И при обсуждении вариантов, где должен храниться легендарный самолет, мнения потомков Головатого почему-то не спрашивают. Стоит ли говорить, что и Лидия Тюрьникова, и другие наследники Ферапонта Головатого - племянник Василий Чигирь и внучка Нина Садомцева категорически против того, чтобы именной Як-3 N 1712 Саратовского авиазавода, купленный на средства их деда за 100 тыс.руб., украшал собой частную коллекцию. Потомки считают, что этот летательный аппарат должен храниться в Саратовском музее трудовой славы, рядом с первым Яком, купленным Головатым.

"Нас никто не спрашивал, не против ли мы, чтобы самолет остался в Москве. Но я считаю, что нам нужен именно тот самый Як-3, который дедушка купил для фронта и на котором летал летчик Борис Еремин. До самой смерти Еремин пытался вернуть самолет на родину из США. И что теперь?", - недоумевает Лидия Сергеевна Тюрьникова. Внучка Ферапонта Головатого отдельно заметила: ее спрашивали, сколько денег было передано их семье за самолет. Ответ был такой: ни копейки. Но дело даже не в этом, а в памяти…

После покупки самолета Ферапонту Головатому пришла телеграмма от самого Иосифа Сталина. "Родина… Вас не забудет", - припомнила Лидия Тюрьникова текст. А Родина взяла и забыла?...

Возвратом именного Як-3 N 1712 из США занимались ветераны Саратовского авиационного завода Валентин Андреевич Аристархов и Александр Фридрихович Бернадский, депутат Госдумы от Саратовской области Ольга Алимова (КПРФ) и МИД РФ. Самолет Як-3 N 1712 задержался в музее авиации города Санта-Моника (США) на долгих 23 года, хотя был отправлен ММЗ "Скорость" (ныне ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева") в 1991 г. для экспозиции на 4 года. По мнению потомков Ферапонта Головатого, именно благодаря Алимовой, а также ветеранам Саратовского авиационного завода, самолет вернулся из США в Россию. А не благодаря владельцу частного "Музея техники" Вадиму Задорожному, как было указано в его интервью газете "Вечерняя Москва" от 19 июля этого года, о существовании которого узнали только в 2015 году, когда возник вопрос о реставрации самолета. На фюзеляже этого Яка – 14 звездочек (по количеству сбитых вражеских самолетов) и надпись – "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага".

Ветеран Саратовского авиазавода Александр Бернадский считает, что ни ОКБ им. А.С. Яковлева, ни частный музей не имеют никаких установленных законом прав на этот легендарный самолет. Як-3, выпущенный в 1944 году принадлежал государству-победителю в Великой Отечественной войне – СССР. Правопреемник государства, которого больше нет на карте, - Российская Федерация. Следовательно, самолет принадлежит РФ. В 1991 году, на момент отправки самолета в США, ОКБ находилось в собственности СССР, а затем в собственности РФ, так же, как и все его имущество.

"Приватизация ОКБ и преобразование в ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" произошло 31 августа 1993 г., т.е. в его Уставной капитал не мог попасть, отсутствующий на то время, музейный экспонат.

Кроме того, 24 декабря 1993 года был издан Указ Президента РФ "О приватизации". Согласно этому указу приватизации не подлежат находящиеся в федеральной собственности: … памятники и объекты науки и техники 20-го века… Следовательно, самолет истребитель Як-3 зав. N 1712, в силу прямого действия закона, как объект науки и техники XX века, должен находиться и находится исключительно в федеральной собственности.

Насколько мне известно, ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" не проводило действий по приватизации культурной ценности самолета Як-3 зав. N 1712 из федеральной собственности, тем более что это в соответствии с Федеральным Законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ возможно только по разрешению и по согласованию с Минкультом РФ и, следовательно, самолет Як-3 зав. N 1712 до настоящего времени находится в собственности Российской Федерации, а не ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".

В соответствии с Федеральным Законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ ответственным и распорядителем культурных ценностей РФ, находящихся в федеральной собственности, является Министерство Культуры РФ.

Кроме того, у нас имеются письма от Администрации Президента РФ, которая представляет мнение Президента РФ Путина В.В., от Министра иностранных дел РФ Лаврова С.В., Зам. Министра культуры РФ Миловзоровой Е.Б., в которых зафиксировано их пожелание видеть этот легендарный Як-3 в Саратовском Музее трудовой славы. Также в письме от Администрации Президента РФ сказано, что ОКБ им. А.С. Яковлева подтверждает, что неоднократно сообщало руководству области о намерении передать самолет в Саратов. Однако, ОКБ им. А.С. Яколвева передал, не принадлежащий ему именной самолет Як-3 № 1712 в частный Музей техники В. Задорожного.

Получается, что ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева" не только не сдержало свои неоднократные обещания и заверения о передаче самолета после реставрации в Саратов, но и проявила, как мне кажется, полное неуважение к рекомендациям и пожеланиям, в частности Президента РФ Путина В.В., министра иностранных дел Лаврова С.В., замминистра культуры РФ Миловзоровой Е.Б.".

Ветераны авиазавода совместно с наследниками Ферапонта Головатого написали по этому поводу письмо Алимовой О.Н. Они надеются, что точка в этой скандальной истории еще не поставлена, они намерены бороться за то, чтобы легендарный именной самолет Як-3 N 1712 был установлен в Музее трудовой славы на Соколовой горе в Саратове рядом со своим "старшим братом" - Як-1.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 11.10.2019, 16:45 "Прифронтовые будни в газетах" . Зима 1942-1943 Зима 1942-1943 гг. отмечена небывалым подъёмом патриотизма в тылу: по всему Советскому Союзу прокатилась волна массовых кампаний по сбору средств на строительство самолётов и танков для фронта. В Саратовской области одним из первых "жертвователей" стал Ферапонт Головатый, который на свои деньги, заработанные на продаже мёда, купил самолёт и подарил его земляку-саратовцу Борису Ерёмину, командиру 31-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й воздушной армии.
  • 12.10.2016, 10:54 Одним крылом в Саратове. Судьбу Яка-3 Ферапонта Головатого решит ответ из саратовского музея Ветераны "Саратовского авиазавода" в борьбе за возвращение легендарного истребителя Як-3 зав. № 1712, выпущенного на Саратовском авиационном заводе и купленного в мае 1944 года саратовским пасечником Ферапонтом Головатым за 100 тыс.руб. для летчика Бориса Еремина, смогли добиться того, что не удалось сделать ни одному местному чиновнику. Уникальный летательный аппарат уже, можно сказать, одним крылом находится на родине. Осталась самая малость…
  • 04.05.2016, 10:30 Под номером 1001. В истории с возвращением в Саратов Як-3 Ферапонта Головатого появился еще один самолет Легендарный именной Як-3 зав. № 1712, купленный на деньги саратовского пасечника Ферапонта Головатого, "забытый" на бесконечные 23 года в солнечной Калифорнии (США) и 2 года назад вернувшийся на Родину, похоже, до Саратова никогда не доберется. Это следует из ответа ОАО "ОКБ им. Яковлева" на запрос ИА "СарБК". Более того, в ОКБ уверяют: самолет, который Головатый передал летчику Борису Еремину в 1944 году, "не тот"… А где тогда "тот", что сейчас с "этим" и как так получилось, что "этот" приняли за "тот"?
  • 23.09.2014, 09:59 Эксперт: "На алкогольном рынке происходит введение государственной монополии" Госхолдинг "Росспиртпром" приобретает 50% завода "Риал". Данная покупка позволит госкомпании производить до 65% объема рынка в 2015-2016 годах. Однако эксперты полагают, что конкуренция на рынке алкогольной продукции сохранится.
  • 19.09.2013, 10:19 ЯК-3 "забыли" в США. Из Калифорнии с любовью В Саратове хотят открыть памятник "погибшему" авиационному заводу. Открытие монумента, на котором можно будет прочитать краткую историю предприятия, имена руководителей и летчиков, запланировано в сквере им. Авиазаводов 28 октября. Думается, нет смысла рассказывать об истории "гибели" авиазавода - в начале 2000-х он был призван собирать комбайны, а потом и вовсе обанкротился. Тогда это преподносили, как благо, хотя у работников умирающего предприятия было совсем другое мнение на этот счет. И вот сегодня исчезнувшему заводу собираются устанавливать памятник. Хотя, по сути, памятник заводу есть — в калифорнийском городе Санта-Моника (США).
Новые материалы
  • 15.11.2024, 14:15 "Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана

    Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.

  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x