Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Дуэлянт". Заметки киномана

  • 10:20, 30 сентября 2016
  • Комментариев[6]
Когда фильм выходит при поддержке фонда кино и под эгидой года кино в начальных титрах, как-то каждый раз невольно ждешь что сейчас на тебя с экрана посыплются духовные скрепы. (Хотя почему? Чего только с такими логотипами не выходило). Но нет! В этой картине их мало того, что днем с огнем не сыщешь, так еще и дворянская честь вышла какая-то пугающе похожая на "пацанские понятия". Так что ее носителям-дуэлянтам впору вручать премию Дарвина — за то, что избавили генофонд от своего вклада.
"Дуэлянт". Заметки киномана Фото thr.ru

Году так в 1860-м в столице (тогда, понятное дело, северной) завелся дуэлянт, которого не берет пуля. Пока прочий Петербург погрязает в том, в чем он обычно погрязал в ту эпоху (и я не про болота), он встает на замену на дуэлях— стреляется вместо других людей (по их согласию, разумеется). Но выбирает он жертв не сам, ему их заказывают. И платят за это деньги.

Однажды ему становится очень важно знать, кто и зачем делает подобные вещи. А когда выяснится, что это его давний враг, угадайте, чем кончится дело.

Желающие в режиссере этого фильма Алексее Мизгиреве ("Бубны, барабаны", "Конвой", "Кремень") радостно видят русского Гая Ричи. И действительно, мрачная атмосфера и цветовая палитра, красиво поставленные кадры и легкий налет стимпанка напоминают двух "Шерлоков Холмсов" с Робертом Дауни-младшим. Но от этих фильмов Ричи в конечном итоге если и не хотелось жить (хотя и не в викторианском Лондоне, возможно), то, по крайней мере, не было настоятельной потребности завыть на луну. А от фильма Мизгирева веет такой привычной русской-литературной и арт-хаусно-киношной безысходностью, что финал кажется пришитым, как часть тела монстра Франкенштейна.

Фото thr.ru

И, как и Лондон того периода, Петербург "Дуэлянта" имеет мало общего с историческими реалиями. Да и сюжет словно из лихих 90-х, только в костюмах. Потому что по-другому это кино можно было назвать "Мужчины и их дурь, которую они здесь почему-то называют "дворянская честь". И это не мужененавистничество. Просто в фильме 2,5 женщины (половина за шаманку с Алеутских островов), и все они функции для сюжета, а не реальные героини с оформленным характером для зрителей. Так что за людей их в этом фильме можно не считать.

Самая главная из 2,5 умудряется быть не просто никакой, а раздражающей и никакой. Она периодически в разговоре выдает ни с того ни с сего: "Я вас ненавижу", "Я вас люблю" и снова "Я вас ненавижу". И все это без участия предмета ее страсти(ей) в диалоге. Ну прямо "Я такая несуразная, вся угловатая, такая противоречивая вся"(с)

Фото ivi.ru

Это делает любовную линию настолько маразматической, что почти логичной кажется ее кульминация с сексом в карете, которая стоит на улице с окнами без занавесок на уровне глаз прохожих. (И проблема тут не в отсутствие скреп, а в том, что молоденькие княжны и прочие дворяне в здравом уме такое даже в кино не делают. Если это только не определенного сорта немецкое кино).

Возлюбленный, который здесь по совместительству главный герой (Петр Федоров, новые "А зори здесь тихие...", "Елки 2") угрюм, брутален и словно бы "косит" под Бэтмана. Но проблема как раз в том, что под Бэтмана, героя комиксов, а не под какого-нибудь хваленого трагического персонажа какой-нибудь хваленой великой литературы. Хотя его пытаются раскрыть и показать все его беды и печали (включая алеутов), все равно получается не трагическая фигура, а алкоголик, одержимый жаждой мести и депрессией.

Фото world-art.ru

Противостоит ему герой Владимира Машкова ("Олигарх", "Вор", "Статский советник"), богатый, жестокий и коварный титулованный злодей. И он был бы лучом света (хотя, наверное, все-таки не света) в темном царстве скучных персонажей. Но его в сценарии прописывали те же люди. Поэтому вместо демонической фигуры у него стандартный психопат, который выдает реплики вроде: "Ради любви к вам я готов убить любого. Даже вас". Это страшно, но при этом еще и глупо, и так ужасно — чудовищно! Невыносимо! — бескомпромиссно пафосно.

Как и вся картина. И вот это, плюс отсутствие у героев минимальной саморефлексии и сомнений в своей правоте и правильности того, что они делают, превращает понятие чести, из-за которого в фильме весь сыр-бор, в нечто, мягко говоря, непривлекательное.

Потому что дворянство тут определяется так: он назвал твою мать шлюхой, а ты кинулся на него с пистолетом. (Это реальная сцена). "Поздравляю, — говорит герой, — вы — дворянин!" (На этом месте автор рецензии сожалеет, что в текст не вставить "смайл" с соответствующим выражением).

"Дуэлянт", трейлер

А как все хорошо начиналось! Завязка была интригующая, и удерживать внимание режиссер умеет. Но чем дальше раскрывался сюжет, тем больше он становился банальным и предсказуемым (и заимствовал у заокеанских высокобюджетных аттракционов). Потому что да, дуэль, с нашей культурной историей это же такая эмоционально нагруженная тема (аж два великих поэта и их герои), но, в конечном счете, фильм-то не про них и не про то. В отличие от удачно экранизированного "Статского советника", тут все скатывается в дешевый триллер в очень дорогих (700 миллионов рублей) декорациях в духе русско-имперского гламура а-ля Борис Акунин. С красивыми костюмами, интерьерами, декорациями, Петербургом и цвето-фильтрами, которые на самом деле здорово выглядят в формате IMAX. По крайней мере, фильм достаточно похож на блокбастер, чтобы привлечь молодежь в кинотеатры.

Стоит ли все это ваших денег и времени? Если вы любите красивые картинки, оружие, дуэли и кино про "реальных пацанов". А то, может, просто лучше "Брат 2" пересмотрите?

Автор: Галина Зеленова
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 30 сентября 2016
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x