Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

ВШЭ: Бюджетная политика РФ приближает страну к "третьему миру"

  • 11:42, 5 октября 2017
  • Комментариев[12]
В ближайшие годы расходы федерального бюджета сократятся, при этом их структура будет заморожена – основные траты пойдут на управление, силовой блок и социальную политику, а образование и здравоохранение останутся недофинансироваными. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ предупреждают, что такая бюджетная политика не способствует снятию барьеров для роста экономики, отдаляет Россию от развитых стран и приближает к "третьему миру" .
ВШЭ: Бюджетная политика РФ приближает страну к "третьему миру" Фото oblast45.ru

Из содержания проекта бюджета и основных направлений бюджетной политики следует, что основным вектором бюджетной политики в 2018–2020 гг. будет завершение процесса бюджетной консолидации, которое приведет к сокращению объема расходов федерального бюджета с 16,9 трлн руб. в 2017 году до 16,5 трлн руб. в 2018 г. и 16,4 трлн руб. в 2019 г.

Согласно расчетам Минфина, возможности для увеличения расходов федерального бюджета в номинальном выражении появятся не раньше 2020 года. Об этом говорится в последнем бюллетене "Комментарии о государстве и бизнесе", который готовит институт "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Планы на период после 2018 года еще могут поменяться, а вот следующий год в основных параметрах уже вряд ли изменится. Сокращение расходов в 2017 году в основном связанно со снижением цен на нефть. Если в основе бюджета текущего года средняя цена нефти — $49,9 за баррель, то, согласно прогнозу, заложенному в проект бюджета-2018, стоимость барреля под давлением роста добычи нефти снизится в среднем до $43,8 за баррель.

За счет чего Минфин планирует покрыть разницу в доходах? Под нож обычно идут социальные статьи. Формально, урезания расходов на самую чувствительную для граждан часть — здравоохранение – вроде бы, не планируется. Как следует из проекта бюджета, запланирован даже символический рост расходов по статье здравоохранение – с 452,5 млрд руб. в 2017 году до 453,7 млрд рублей в 2018-м.

Однако, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, расходы на здравоохранение с учетом инфляции не только не вырастут, но даже сократятся – на 4%.

Не намного лучше выглядит и ситуация с расходами на образование. На 2018-й год в текущих ценах планируется их рост с 630 млрд до 648 млрд руб., то есть на 2,9%. Но с учетом инфляции эти расходы сократятся на 1%, подсчитал эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

«Если же сравнивать эти 648 млрд рублей, запланированных на 2018 год, с 2012-м, самым благополучным посткризисным годом, то расходы на образование упадут на треть»
, — говорит Чернявский.

Не стоит забывать, что расходы на образование и здравоохранение – это производительные расходы. Они напрямую влияют на человеческий капитал, иными словами, эти расходы в среднесрочной перспективе способны конвертироваться в экономический рост, добавляет Чернявский.

По мнению экспертов, изменения в структуре расходов бюджетной системы в России шли в направлении, противоположном ее движению в странах-членах ОЭСР.

В период с 2007 по 2015 годы средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17% до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1% до 10,8%.

Доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР в последнее десятилетие сохранялась на уровне около 13%, в то время как в России она снизилась с 11,8% до 9,9%.

Сохранение существующих расходных приоритетов на фоне планируемого снижения общего объема расходов относительно ВВП в ближайшие годы еще больше отдалит Россию от развитых стран и приблизит ее к государствам "третьего мира", считает Чернявский.

Кроме того, эксперты считают, что при всей жесткости по траектории расходов, выбранная схема содержит значительные риски недобора ненефтегазовых доходов бюджета. Параметры макроэкономического прогноза, заложенные в основу бюджета (нефть — $43,8 за баррель) являются чрезмерно оптимистическими.

«Сохранение темпов роста ВВП выше 2% в год и инвестиций на уровне 5–6% в год в таких условиях не представляется реалистичным сценарием»
, — отмечают эксперты в мониторинге Центра развития НИУ ВШЭ.

В 2017 году рост ВВП (1,7%) и инвестиций на 4,8% (за первое полугодие) во многом объяснялся ростом цен на нефть по сравнению с ее низкими уровнями в первом полугодии 2016 года. Но даже при сохранении цен на нефть в диапазоне $50-60 за баррель темпы роста российской экономики в ближайшие три года не превысят 1-1,5%, прогнозируют эксперты.

Замедление экономического роста будет связано как раз с эффектом бюджетной консолидации и сохранением вялого потребительского спроса, который, в свою очередь, будет тормозить инвестиционную активность бизнеса. Госкомпании не готовы делиться дивидендами.

Доходы на самом деле могут оказаться еще меньше запланированного, поскольку опыт этого года свидетельствует о трудностях получения в бюджет запланированных объемов дивидендов по акциям принадлежащих государству компаний.

"Создать эффективную систему контроля за компаниями с госучастием, в том числе за динамикой и структурой их затрат и прибыли, пока не удается, а значит, и соответствующие поступления, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, остаются под вопросом", — отмечают эксперты.

Ожидаемый объем поступлений дивидендов от госкомпаний в 2017 году (порядка 700 млрд руб.) может оказаться на 200 млрд руб. меньше первоначально запланированного. В следующем году можно также ожидать недобора по дивидендам.

Резюме экспертов Центра развития нелицеприятно:

«Несмотря на декларируемые цели, нынешняя бюджетная политика скорее способствует консервации сложившейся структуры экономики, чем снятию барьеров для роста. Расчет на то, что планируемое снижение доли бюджета в ВВП будет способствовать росту активности в частном секторе, наталкивается на гораздо более серьезные барьеры, ограничивающие действие рыночных сил»
.

Сокращение расходов на образование и здравоохранение планируется на фоне роста расходов на оборону, отмечает Антон Быков, ведущий аналитик ООО "Аналитика-Сервис". Расходы по статье "национальная оборона" в 2018 году составят 2771,7 млрд. руб. Рост в 100 млрд рублей. С учетом четырехпроцентной инфляции – это примерно 3,7%.

Государство и правительство в последние время уделяет огромное значение силовым ведомствам и их финансированию, что мы и наблюдаем в параметрах федерального бюджета. Россия даже вошла в тройку стран с самыми большими военными расходами. Это следовало из ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), напоминает эксперт компании "Международный финансовый центр" Роман Блинов.

В 2016 году Россия увеличила свои расходы на 5,9%, до $69,2 млрд, оказавшись на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами.

Причем, рост расходов на оборону произошел на фоне резкого снижения цен на нефть и сокращения расходов на ВПК в других развивающихся странах.

Госдума рассмотрит проект бюджета на 2018-2020 годы в первом чтении 27 октября.

Похожие материалы
  • 20.01.2021, 12:56 Бизнес думает о переезде. Чем саратовцам грозит отмена ЕНВД

    Саратовские бизнесмены рассматривают смену своей прописки в целях оптимизации налоговых отчислений. Они уже несколько недель с завистью смотрят на пензенских предпринимателей, которые в условиях отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и коронакризиса получили возможность использовать упрощенную систему налогообложения (УСН) со сниженными ставками (1% и 5% вместо 6% и 15%). Покупку домика в пензенской деревне и перерегистрацию бизнеса быстро отобьет разница в налоговых платежах, подсчитали наши деловые земляки. Ведь на родине такой расторопности и щедрости от властей ждать не приходится. Мы все еще обсуждаем документ о новых условиях применения патентной системы налогообложения (логично было бы принять его в начале декабря). А документ об обновлении условий УСН и вовсе находится на стадии планов. "СарБК" выслушал мнения экспертов о том, как в Саратовской области проходит отмена ЕНВД и переход бизнеса на альтернативные системы налогообложения.

  • 23.01.2020, 15:19 Разговоры в пользу бедных. Эксперты — о том, сможет ли власть сделать саратовцев богаче На этой неделе стало известно, что при правительстве области создан специальный совет по борьбе с бедностью. Вернее, так его окрестили журналисты - в оригинале называются "мероприятия, направленные на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума". Примечательно, что в его состав вошли только чиновники. И то, что такой совет появился только после послания президента Путина Федеральному собранию, в котором он заявил о необходимости повышения доходов населения. Как говорится, пора бы уже - после пяти лет неуклонного их снижения. "СарБК" спросил у саратовских экспертов, поможет ли чем-то новый орган простым саратовцам и как, по их мнению, можно сделать граждан состоятельнее.
  • 04.01.2019, 10:15 Деньги есть, но вы держитесь. Правительство накопило 7 трлн руб., которые не будет тратить на "народные" цели Деньги, конечно, нашли, и падение цен на нефть правительство не очень волнует. Сейчас это не пустые слова – в резервах к середине января будет больше 7 триллионов рублей "кэша". Это немногим менее половины расходной части федерального бюджета. Но тратить эти деньги на нацпроекты или строительство инфраструктуры государство не будет. На "народные" цели скинется сам народ. В 2019 году повышены акцизы, НДС и пенсионный возраст.
  • 19.10.2018, 11:48 "Трансперенси Интернешнл": Бюджет потерял на "чрезвычайных" госзакупках 1,7 млрд руб. Госзакупка в чрезвычайной ситуации, — например, после пожара, наводнения или техногенной катастрофы, — может проводиться без конкурса. Поэтому заказчики порой трактуют понятие "чрезвычайной ситуации" по своему усмотрению.
  • 21.05.2018, 14:46 Исполнение "суперуказа" Путина может потребовать увеличения госдолга. На 67% за 6 лет Чтобы сократить вдвое бедность, обеспечить 5 миллионов новоселий в год, построить новые школы, больницы и дороги, правительству России нужно найти дополнительно не менее 8 трлн руб. Одним из источников финансирования национальных приоритетов развития станет рост госдолга. Через шесть лет он может вырасти в полтора-два раза, и его совокупный объем превысит 20 трлн рублей. Впрочем, аналитики считают, что власти возьмут деньги и с "олигархов», и с обычных россиян, которым повысят налоги.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 октября 2017
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x