Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Продукт, за который не стыдно". Саратовский электробус

  • 10:53, 27 августа 2018
  • Комментариев[15]
На площадке "СарБК" стартует новый проект, который будет представлен статьями, фото-репортажами и видео-сюжетами под общим названием "Продукт, за который не стыдно". Авторы материалов будут рассказывать об уникальной, высокотехнологичной, наукоемкой продукции, произведенной в регионе.
"Продукт, за который не стыдно". Саратовский электробус

И начнем мы этот проект с сообщения о том, что в области произведен опытный образец транспортного средства для пассажирских перевозок, который актуален для крупнейших мегаполисов и провинциальных городков, интересен для зарубежных и российских заказчиков, его использование абсолютно благоприятно для окружающей среды и весьма комфортно для пассажиров. И, конечно, этот продукт можно назвать уникальным.

Главный конструктор машиностроительной компании "Тролза" Эдуард Данилов рассказывает:

«Мы изготовили опытный образец классического электробуса. Он стал логическим продолжением той работы, которую мы вели с 2008 года, когда приступили к созданию электрического транспорта, способного передвигаться на энергии батарей. Первоначально, речь шла о маневрировании в троллейбусном парке, объезде ДТП. Так появились троллейбусы с автономным ходом. Дальность хода машин была от 500 метров до 2 км. Постепенно, по мере совершенствования технологии батарей, накопления опыта их использования троллейбус с автономных ходом трансформировался в электробус с динамической подзарядкой. Эти машины проходили на энергии батарей уже 15-20 км. Батареи заряжались в процессе движения под троллейбусной сетью. Они позволяли создавать новые участки или даже новые маршруты электротранспорта. Именно они стали предшественниками электробуса, о котором мы сейчас говорим. Эта машина проходит уже 50 километров на энергии батарей»
.

По словам создателей, уникальность саратовского электробуса заключается в том, что он изготовлен в России и может здесь эксплуатироваться. Дело в том, что подобная техника применяется в основном в странах с мягкими погодными условиями. Конструкторы "Тролзы" признаются, что задача "акклиматизации" электробуса к средней полосе России стала самой сложной.

Напомним, что электробусом называется транспортное средство, которое приводится в движение с помощью тягового электропривода. Питается двигатель от аккумуляторов, которые расположены на борту машины. Но саратовский электробус имеет "троллейбусное происхождение", поэтому его технические особенности и преимущества куда более шире и интереснее.

Поскольку многочисленными предками новой модели были троллейбусы с автономным ходом и электробусы с динамической подзарядкой (это когда батареи заряжаются во время движения и затем позволяют двигаться вне контактной сети), то и наш электробус унаследовал штанги. Он может применяться на троллейбусных маршрутах, часть которых требует автономного движения или создавать совершенно новые маршруты, которые пересекаются с зонами зарядки. Это позволяет без затрат на строительство инфраструктуры развивать экологически чистый общественный транспорт в современных городах. Такие маршруты уже есть в Санкт-Петербурге, Симферополе, Севастополе, Туле, Нальчике, в аргентинских городах Росарио и Кордова. Где-то власти города освобождают улицы от проводов контактной сети для пущей привлекательности исторических центров, где-то делают акцент на экологическом благополучии территорий (хотя окружающая среда выигрывает от применения подобной техники в любом случае). Сейчас в этих городах используются электробусы с динамической подзарядкой, произведенные на "Тролзе" (всего выпущено около 300 штук). К слову, этим летом одна из подобных моделей (Тролза-5265.08 "Мегаполис") в Санкт-Петербурге возила футбольных болельщиков ЧМ-2018 на новый стадион на Крестовском острове. В северной столице посчитали, что автобусы на этой линии использовать неэкологично.

Но если последнее поколение электробусов с динамической зарядкой может оторваться от контактной сети на 15-20 километров, то новый "классический" электробус способен автономно преодолевать, как мы уже говорили, до 50 км. То есть конструкторы "научили" батареи запасаться большим объем энергии и экономно его использовать.

Эдуард Данилов объясняет:

«Здесь все, как с обычными аккумуляторными батареями. Вот в мобильном телефоне одна батарея и когда она новая, ее рекомендуется полностью разряжать и заряжать. Это надо для того, чтобы она вошла в тонус, режим работы. А у нас на борту транспортного средства более сотни таких ячеек. И тут самое интересное, хитрое и наукоемкое заключается в том, чтобы они заряжались и разряжались одинаково. Если они будут делать это по-разному, то их ресурс значительно сократится»
.

К слову, 50 км - это, так сказать, рабочая цифра. В свое время электробус с динамической зарядкой, рассчитанный на свободное движение в 20 км, на испытаниях (с загрузкой) преодолел 72 км. Возможно, после заводских и сертификационных испытаний электробуса производители назовут другую цифру. Но в любом случае она будет гарантированной. То есть специалисты назовут число километров, которые машина пройдет от зарядки до зарядки в условиях мороза или зноя (охлаждение и подогрев салона требует значительного расхода энергии), пробок на дорогах.

И, конечно, наш электробус, как полагается подобному типу техники, может заряжаться на электрических станциях или запитываться энергией в ночное время. Но именно возможность заряжать батареи во время движения по контактным троллейбусным линиям специалисты называют экономически привлекательной особенностью. Эдуард Данилов замечает: "Дело в том, что ночная или мгновенная зарядка электробусов требует строительства инфраструктуры — это зарядные станции, устройства. А это стоит гораздо больше, чем сами машины. При этом, у нас в стране 86 городов имеют троллейбусное движение и если использовать уже имеющиеся там сети, для движения наших электробусов не потребуется дополнительных затрат. Это важно в сегодняшней не самой благополучной экономической ситуации в муниципалитетах".

Если продолжить тему экономики проекта, то можно отметить, что новый электробус за счет современных инженерных решений еще экономичнее троллейбуса. При этом по подсчетам различных экспертов стоимость топлива/электроэнергии (как ключевой составляющей общей стоимости эксплуатации) дизельных автобусов дороже троллейбуса в 4 - 7 раз.

Что еще можно рассказать про первый саратовский электробус? На его борту установлено оборудование, необходимое для использования технологий проекта "Умный город". До повсеместного их применения в стране пока очень далеко, но на то она и техника нового поколения, чтобы представлять нам новые возможности. Стоят, например, пассажиры на остановке и видят на табло число свободных мест в салоне приближающегося общественного транспорта, а диспетчеры в это время управляют движением и избавляют город от пробок.

Конструкторы подчеркивают, что вся агрегатная часть (кроме тормозной системы) является в электробусе электрической. Даже двери в этой машине — электрические (значит, экономичные и бесшумные). И еще они снабжены так называемой активной кромкой, которая не позволит травмировать пассажиров, повредить багаж. Уровень безопасности повышают и установленные видео-камеры.

Новая машина, рассказывают эксперты, по сравнению со своими предшественниками, надежно защищена от коррозии. Специальные материалы и обработка увеличивает срок эксплуатации кузова до 12 лет. При ее изготовлении, вообще, использовались совершенно другие материалы и оборудование. Например, здесь хромированные поручни, современные системы освещения, более безопасное напольное покрытие, система климат контроля, WiFi, зарядка гаджетов, система мониторов и динамиков в салоне.

Как и предшественники, электробус умеет "присаживаться" на остановках, чтобы пассажирам было удобнее заходить в салон.

И еще очень важная деталь — саратовский электробус вышел настоящим красавцем. Он отвечает современным стандартам визуального восприятия пассажирской техники, как говорят эксперты.

Остается ответить на главный вопрос о том, когда начнется серийный выпуск электробусов. На "Тролзе" планируют приступить к нему в конце этого или начале следующего года.

"Тролза"
ЗАО "Тролза" - крупнейший в России производитель троллейбусов и электробусов с динамической подзарядкой (расположено в г. Энгельсе Саратовской области). Разработку новой продукции производит собственными силами в конструкторском бюро. Первый троллейбус выпущен в 1951 году.

Троллейбусы ТРОЛЗА составляют более 70% (7 600 машин) парка троллейбусов России. Они перевозят пассажиров в 86 городах России.

В 2014 году министерством промышленности и торговли РФ компания "Тролза" признана лучшим экспортером отрасли автомобильная промышленность (моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек).

Похожие материалы
  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 20.09.2023, 09:41 Как сыр в пальмовом масле. На рынке молочных продуктов растет доля фальсификата

    В середине лета в новостном пространстве вновь появилась тема фальсификации молочных продуктов. Об увеличении доли масла, сыра, творога со скрытыми суррогатами заявляли и надзорные ведомства, и депутаты. Вполне возможно, это была некая подготовительная кампания к ужесточению наказания за фальсификацию продуктов питания. И если это так, то к ее рецептуре тоже можно предъявить претензии. Слишком много обобщений для рынка, где наряду с цельномолочными существуют и совершенно легальные продукты с заменителями молочного жира (в публикациях их категорично называли вредными для здоровья) и еще масса тонкостей. О чем нам не сумели рассказать этим летом, как ситуацию с фальсификатом на рынке молочной продукции оценивают саратовские эксперты и почему в этой сфере настал период решительных мер, попытался разобраться СарБК.

  • 03.07.2023, 15:40 Солод не тетка. Саратовские пивовары ищут замену импортному сырью

    Саратовские пивовары сетуют, что скандал с массовым отравлением поддельным сидром в начале июня негативно повлиял и на продажи пивной продукции. Еще одной причиной снижения спроса стал рост цен. Производители объясняют его повышением затрат на сырье. Да и прохладный июнь явно не сыграл на руку отрасли. Проблемы с реализацией сказываются на объемах выпуска. Впрочем, снижение производства пенного напитка уже стало многолетним трендом. При этом в областном минсельхозе считают, что провал в выпуске данной продукции стал отыгрываться. Как пивовары начали сезон и как скажутся на рынке запланированные и уже принятые нововведения, в обзоре СарБК.

  • 07.04.2023, 21:28 Темы недели: спасение Сакко и Ванцетти, возвращение Полиграфа

    Найти позитив в ежедневном потоке информации бывает крайне сложно. Это кошмары и ужасы случаются сами по себе, а для того, чтобы произошло что-то хорошее, нужно приложить немало усилий. Впрочем, на этой неделе в Саратовской области самые заметные новости можно отнести именно к разряду "позитива". В споре о переименовании Сакко и Ванцетти победа оказалась за большинством. А Саратовский полиграфкомбинат, над которым висела угроза разорения, вроде бы возобновил работу.

  • 22.03.2023, 16:31 "Все в Китае купить нельзя". Промышленник Дмитрий Ханенко - о технологическом суверенитете России

    Одной из задач нынешнего года власти страны назвали формирование технологического суверенитета. Значит ли это, что абсолютно все зарубежные технологии предстоит заменить отечественными разработками и как в связи с этим должны измениться подходы к промышленному развитию России. Зачем нам нужен технологический суверенитет? Об этом мы беседовали с генеральным директором ПАО "Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" Дмитрием Ханенко.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 27 августа 2018
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x