Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Ужасы сферы развлечений. Почему и как сжался рынок квестов

  • 08:52, 2 октября 2019
  • Комментариев[11]
Не так давно в Саратове были осуждены организатор и актеры квеста "Портной". Два года назад во время игры участницы экстремального развлечения получили ожоги и другие травмы. По словам участников этого рынка, несчастный случай произошел во время пика популярности квестов в стиле хоррор. Как изменился спрос на квесты ужасов и как сейчас обеспечивается безопасность игроков, в специальном обзоре.
Ужасы сферы развлечений. Почему и как сжался рынок квестов questcompass.ru

Кризис или естественный процесс

Напомним, что в годы расцвета этого формата развлечений Саратов собрал самый богатый урожай квестов. Тогда это были преимущественно эскейп-румы (закрытые комнаты, из которых надо выбраться с помощью решения логических задач) и их число в пересчете на душу населения превысило показатели остальных регионов. В 2015-2016 годах Саратов удерживал первенство по обеспеченности горожан приключениями с головоломками. Если в Москве (более 12 млн жителей) в то время работали 300-400 квест-комнат, то в Саратове (более 800 тыс. жителей) действовало 147 проектов. На региональном рынке тогда присутствовали более 40 компаний (часть из них пришла из других регионов).

Стремительный рост нового формата развлечений на фоне очередного экономического кризиса (начался в 2014 году) в городе с низким уровнем жизни заставлял тогда наблюдателей задумываться о причинах квест-бума. Звучали разные предположения. Сегодня Константин Касимов, саратовский представитель федеральной сети QuestQuest считает, что причина была в дефиците выбора форматов отдыха, новизне предложений и желания отвлечься от действительности. "Появилось нестандартное, интересное и невероятно эмоциональное развлечение, у которого не было и до сих пор нет аналогов. Не удивительно, что оно стало популярным даже во время кризиса. Кстати, в годы войны люди подобным образом увлекались кино. Они тратили деньги для того, чтобы попасть в волшебный мир, сказку, получить положительные эмоции", - говорит участник рынка.

Но последующие негативные явления в экономике не стали неким допингом для этого формата и в 2017-2018 годы наступил кризис уже на квест-территориях. Впрочем, Константин Касимов уверяет, что по этому поводу не стоит драматизировать: "Да, рынок сократился по сравнению с пиковыми показателями раза в три. Но это произошло потому, что в годы расцвета формата было перенасыщение предложений. Сейчас же число проектов приблизилось к оптимальному".

Генеральный директор компании Quest Hunter Limited Андрей Калинчук также не согласен с категоричными оценками. "Я бы не сказал, что в глобальном смысле за эти годы рынок значительно ужался. Скорее произошел естественный отбор, когда с арены уходят слабые игроки, что мы и наблюдали некоторое время назад в Саратове. Кроме того, жизненный цикл любой квест-комнаты - это максимум 3-4 года, после чего ее необходимо полностью обновлять".

Сегодня по данным же Quest Hunter (выполняет роль агрегатора), на саратовском рынке представлено 90 проектов. Другие эксперты видят сегмент квестов куда более скромным. По разным подсчетам, в Саратове работают от 40-ка до 50-ти квест-площадок.

"Некоторое время назад разрозненные квест-комнаты попытались объединиться в некие квестовые конгломераты, но по факту закрепить этот результат удалось только одной компании, собрав под свои крылом несколько интересных квестов. Остальные же так и остались организаторами одной-двух комнат. Сегодня саратовский рынок представлен местными компаниями в соотношении 70/30, но ситуация может в любой момент в корне измениться, потому как рынок франшиз федеральных и международных сетей сейчас переживает свой бум", - замечает Калинчук.

Еще одно отличие нынешнего рынка - присутствие интернет-агрегаторов (помогают потенциальным участникам выбрать квест и собирают с владельцев 20-30% от ценника на игру). Есть мнение, что сегодня 50 саратовских проектов обслуживают 10 агрегаторов.

taste-risk.ru

Ужас, страх и паника

Однако, в 2016-17 годах квест-проекты в Саратове закрывались не только по причине конкурентной борьбы и падения спроса. Вовсе не условный замок на дверях заведений появлялся по решению суда после проверок прокуратуры, которая выявляла опасные для жизни и здоровья граждан нарушения в их работе. В прошлом году из-за не соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемических норм, законодательства о защите прав потребителей была приостановлена работа квестов "Капсульный отель", "Холодное лето", "Когда часы бьют 12", "Пока не сыграл в ящик".

Кто бы мог об этом подумать в сентябре 2014 года, когда в Саратове открылась первая квест-площадка. Это было милейшее развлечение в интерьерах "Комнаты Шерлока Холмса" - в цепи загадок "играли" книги знаменитого сыщика, его скрипка, карманные часы. "Во время того нашего квеста просто не возможно было травмироваться, - вспоминает один из родоначальников саратовской квест-индустрии, организатор компании Lockation Елена Лобанова. - Вообще, первые проекты предполагали семейный отдых с участием 4-5 человек, которые в течение часа решали логические задачи. Потом стали появляться квесты с актерами. Мы тоже одними из первых открыли подобный проект, он назывался "Лабиринт". Но у нас было правило — руками игроков не трогать. Поэтому и здесь о травмах речь не шла. Но многие на этом не остановился и популярными стали проекты, как мы говорим, с тактилом. А здесь проходит очень тонкая грань между тем, что нельзя, а что можно делать актерам. К сожалению, эта тенденция выливалась в беспредельный треш. И это не только саратовская история".

На этот период и пришелся взрыв популярности квестов в стиле хоррор. К слову, сложность и объем логических загадок в таких играх значительно сократились. Известно же, что испуг и страх не лучшие союзники ясных мыслей. Но именно по величине мурашек на теле тогда оценивалось качество "страшных" квест-проектов . "Дело в том, что квест — это эмоции. Участник спешит разгадать за час все загадки для того, чтобы радоваться на финише. Но захотелось больше эмоций. Появились актеры для глубокого погружения в сюжет, стало страшно. Но и этого оказалось мало. А потом захотелось еще больше эмоций. И вроде уже не страшно, если кто-то напугал из-за угла или похлопал по спине. Я считаю, что все это негативно отразилось на рынке. Потому что сложилось впечатление, что квест — это сходить в подвал и нажить себе проблем", - считает Елена Лобанова.

Во всяком случае, подростки точно считали, что на хорошем квесте должны дрожать коленки, а загадки и ребусы — для слабаков. И отказать несовершеннолетним в игре, которая рассчитана на взрослую аудиторию, могли не все администраторы. Поэтому прокуратура наказала нескольких организаторов квестов, в том числе и проекта "За что?". В сообщении контрольного органа говорилось: "Во время прохождения игры дети получили доступ к информации, которая содержит описание несчастного случая, аварии, смерти, жестокости и насилия. Данная информация вызвала у них ужас, страх и панику".

А во время квеста "Поворот не туда" подросток получил ножевое ранение. Тогда актер перфоманса пугал несовершеннолетнего тем, что проводил ему ножом по животу. Игрок от испуга дернулся и поранился. Организаторам квеста прокуратурой был назначен штраф в размере 5 тыс. руб.

При этом Андрей Калинчук смотрит на популярность хоррор-квестов гораздо шире. "Любовь к ужасам – это не узкое нишевое увлечение любителей квестов, а общая тенденция 2017-го года, когда на экраны вышел фильм "Оно" Стивена Кинга, практически впервые в истории "Оскара" три номинации забрал ужастик, а в мире моды дизайнеры креативили принты "а-ля брызги крови". Квесты в данном случае, стали лишь отражением мировой хоррор-культуры и реальности".

А с точки зрения психолога Анны Тычковой, квесты ужасов взорвали спрос благодаря своей новизне (в отличие от фильмов в стиле хоррор, квесты предоставили возможность глубже погружаться в сюжет) и потребности проживать неконтролируемый страх. "Человеку требуется проживать контролируемый страх. Это позволяет получать опыт для того, чтобы справляться со страхом в жизни. Но, конечно, игрок не ставит перед собой эту цель. Мы говорим о подсознании. Сознательно же игрок идет получить яркие эмоции во время нового, модного развлечения".

vzh.mir-kvestov.ru

Год условно за пожар

Некоторые организаторы "квестов в темноте" стремились напугать игроков "до икоты" любой ценой, но при этом, судя по всему, старались не слишком тратиться на обеспечение их безопасности. Например, создатели квеста "Портной", видимо, решили оживить книжную фразу "огонь касался лица и рук". Для этого администратор брызгал в игроков с завязанными глазами лаком для волос и одновременно поджигал его. В результате загорелась обшивка макета автомобиля, а потом и одежда игроков (они были, как водится заперты в комнате). Тогда в квесте участвовало 5 девушек, из-за пожара трое из них получили ожоги. На скамье подсудимых оказались организатор квеста и два аниматора. Каждому из них суд назначил наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Удовлетворены также иски потерпевших на сумму от 10 тыс. до 100 тыс. рублей.

По данным прокуратуры, и в нынешнем году "по результатам проверок вскрыты нарушения требований противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей". А к прохождению квеста "ОНО", как выяснили прокурорские работники, были допущены трое несовершеннолетних. Они получили информацию о случаях смерти, описания жестокости и насилия.

При этом Константин Касимов замечает: "Я довольно плотно общаюсь с коллегами и за последние полтора года ни о каких происшествиях на квестах не слышал. Поэтому считаю, что безопасности игроков в последнее время стали уделять больше внимания".

Андрей Калинчук перечисляет причины, по которым во время игры могут возникнуть внештатные ситуации. Это несоблюдение мер безопасности, чрезмерная вовлеченность группы в сюжет, нарушение возрастных ограничений (снижение возрастного порога), потеря участниками ощущения реальности в жажде высоких доз адреналина.

Елена Лобанова добавляет формальное отношение к правилам игры (они должны быть зачитаны участниками, подписаны и, конечно, соблюдены). А еще поверхностный отбор администраторов, актеров. "Нельзя не учитывать человеческий фактор. Когда аниматора немного потренировали, включили в игру, да еще требуют от него больше эмоций, может быть нарушена та грань, о которой мы говорили. Когда мы строили очередной квест, ко мне подходили ребята, на которых страшно было смотреть. Один из них говорит: "Я люблю бить людей". Разве можно такого брать на работу в индустрию развлечений и допускать к игре? Я говорю о том, что необходим тщательный отбор тех людей, которые "ведут" квест, и крепкая их подготовка".

При этом, непосредственные контакты игроков с аниматорами или актерами, судя по всему, и далее будет непременной частью квестов, считает Андрей Калинчук. "Игроки больше не хотят быть просто игроками, они хотят перевоплощаться и по-настоящему проживать воссозданную для них реальность. Они хотят быть непосредственными активными участниками действа, где уже не обойтись без некоего взаимодействия".

Квест "Готика: Темное братство" LOCKation, фото Игоря Соловьева

Многоразовый квест и игра наоборот

По мнению гендиректора Quest Hunter Limited, квесты в стиле хоррор и далее будут пользоваться высоким спросом: "Они вне времени и конкуренции. При этом, на мой взгляд, достаточно интересно сейчас реализуются перфомансы. Я говорю о тех тенденциях, которые мы видим на рынке квестов вообще. Перфоманс в данном случае - это уже не только классический хоррор, это более широкое понятие, некое взаимодействие игроков с персонажами квеста, смешение нескольких игровых стилей и жанров". Но безоговорочным лидером среди любителей этого рода развлечений, по мнению эксперта, останется квест-комната.

Константин Касимов замечает, что организаторы квестов в последнее время много экспериментировали. В результате появилось много сюжетных ответвлений - ролевые квесты, квесты на двоих и на большую компанию, квесты с закрытыми глазами (с саратовского рынка этот формат, к сожалению эксперта, ушел), виар-квесты. "Виар-квесты — это игра в виртуальной реальности. То есть, от чего ушли, к тому вернулись. У игрока есть шлем и беговая дорожка, а все остальное создает компьютерная программа. Это дорого, но интересно. У нас это пытались организовывать, но пока безуспешно. Я жду, когда в Саратове появится качественный виар-квест с большим бюджетом и хорошим железом, где можно будет побегать в этом оборудовании", - говорит эксперт.

По словам Елены Лобановой, "беспредельные страшилки" с рынка квестов почти исчезли и сегодня спросом пользуются увлекательный сюжет, качественный антураж, крупные локации и хорошие загадки.

Эксперты замечает, что некоторое время назад рынок довольно круто развернулся в сторону детских развлечений (по некоторым оценкам составляют 70% проектов рынка). Появились исключительно детские проекты или детские версии популярных квестов (уже стало традиционным отмечать таким образом день рождения). Более того, турсфера создала новый продукт для жителей районов области - "на квест в Саратов".

Елена Лобанова рассказала, что в качестве нового направления сейчас ее команда работает над "интерактивным квестом". Кроме всего прочего, он будет отличаться "многоразовым использованием" (каждому визиту — свой набор загадок) и "индивидуальным подходом" (не надо собирать группу, можно прийти одному).

Относительно новым направлением эксперты называют и корпоративные квесты, которые все большее число компаний рассматривают как вариант тимбилдинга.

По мнению участников рынка, сфера подобных развлечений вполне может как-то обновиться и, скорее всего, ее ждет определенное преобразование. Но формат квеста, как вида досуга, уже не исчезнет вовсе, потому что за несколько лет успел стать одним из основных способов провести свободное время. Игроки рынка уверяют, что в Саратове потенциал игровых территорий, не смотря на чемпионские показатели квест-бума, остается довольно высоким. То есть, число жителей города, которые ни разу не проходили квест, остается вполне приличным для активного развития сферы.

Комментарии - 11
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Валерий.
    Приезжайте в Энгельс на последнем автобусе выходите на остановке Рыковка (это там написано что Рыковка не космос оттуда не возвращаются) это кто не знает около новой школы, переходите ЖД пути и прямиком в частный сектор, там не только коленки дрожать будут)))))))))
    2 Октября, 11:48
  • 1
    Пустое времяпрепровождение. Беспонтовое.
    2 Октября, 12:56
  • Саратовец 546
    Саратов сам весь один большой квест. воды нет. отопления нет. всё перекопано. куча неадекватных болтунов.
    2 Октября, 14:49
  • Местный
    В нашей сети Локейшн мы очень стараемся сделать квесты безопасными для людей. У нас квест логический и мистический -МЕТРО 2033, приходят играть подростки. Весь интерес квеста в сложных переходах и загадках на «подумать», а не в крови на стенах и актеров с ножами. Считаю, что в данный момент в нашей отросли больше делают упор на устрашение, а не безопастность.
    2 Октября, 15:33
  • Гость 246
    2 Октября, 16:26
  • Горожанин 952
    Проводили квест для ребенка, в Манеже. Было очень круто! И родители почумились и дети были довольны. Праздник удался!
    2 Октября, 16:26
  • Гость 883
    Множество квестов подразумевает исключительно приключение -головоломку, антуражную, автоматизированную и совершенно безопасную. В них вообще нет элемента страха, а только азарт от игры для разных возрастов: майнкрафт, миньоны, гарри поттер, мальчишник, звездные врата, закулисье, стимпанк паровоз, можно и дальше перечислять. А стоит ли ходить на них и ,, беспонтово,, ли потрачено время, зависит исключительно от того, какой отдых человек любит- кто-то предпочитает квизы, кто-то кино, кто-то картошку копать на даче...
    2 Октября, 16:42
  • Волжанин 838
    Водили ребенка на Готику Локейшн поместилось пол-класса, человек 15; квест очень большой реально, я не знаю как им это удалось они там целой город в цоколе Манежа построили. Уважуха, админам и кто может нормально с детками работать.
    2 Октября, 17:04
  • Игорёк Макарёк
    Были в Энгельсе на "Плохом Санте" кто то скажет наверно пугашка банальная, но нет милые такие ребята жестят в меру, со смыслом, но эмоции реально через край. Бородатый, если ты читаешь эти комменты, спасибо от души повеселил!!! :)))
    2 Октября, 17:07
  • Дмитрий
    Времена треша и хорроров прошли, как правильно замечено в статье, сейчас квесты – больше семейное развлечение и как оригинальный формат для детских праздников. И квесты, которые эти услуги предоставляют, делают это качественно и безопасно, проверено на личном опыте, заказывали квесты у проекта Локейшн
    3 Октября, 11:45
  • Гость 711
    Заказуха для одурманивания и без этого небогатых умом молодых людей
    3 Октября, 14:53
  • ГОСТЬ 666
    Дурость для нищебродов.
    3 Октября, 19:17
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 12.11.2020, 12:15 С температурой вход воспрещен. Как нам помогают в жизни современные системы доступа

    Индустрия технических средств безопасности подтверждает прогнозы экспертов о том, что пандемия коронавируса существенно изменит спрос и повлияет на основные тренды этого рынка. Так, представители сферы говорят о смещении потребительского интереса в пользу бесконтактных технологий контроля и управления доступом. Еще недавно распознавание по отпечатку пальцев или рисунку вен ладони казалось оптимальным, а сегодня в лидеры предпочтений выбивается биометрический считыватель лица. Ну, а вторым свойством идеальной электронной системы для проходной стало умение измерять температуру тела у каждого из потока сотрудников.

  • 20.12.2018, 11:52 СМИ: На федеральных трассах появится шумовая разметка В следующем на году на отдельных федеральных трассах появятся участки с шумовой разметкой по оси разделительных полос, сообщают в Росавтодоре.
  • 03.09.2018, 15:33 Дорогие, но умные. Разрабатывается ГОСТ о динамических дорожных знаках Подведомственный Минтрансу Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ) разрабатывает ГОСТ "Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги. Организация и безопасность дорожного движения. Общие требования". Он предусматривает размещение на автомагистралях и скоростных дорогах знаков с переменной информацией.
  • 29.01.2018, 11:50 СМИ: Знаки ограничения скорости хотят размещать на салатовых щитах В России предлагается размещать знаки ограничения скорости на салатовых щитах. Это необходимо для улучшения их видимости на автомагистралях, пришли к выводу специалисты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
  • 11.09.2017, 11:20 ГИБДД: До конца года на дорогах появятся еще 2,5 тыс. комплексов фотовидеофиксации Об этом в своем интервью рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Михаил Черников.
Новые материалы
  • 04.12.2020, 12:49 "Корона": Елизавета II, Диана и Маргарет Тэтчер. Заметки киномана

    На этой неделе самая громкая отечественная премьера - свежий обзор BadComedian, поэтому мы снова возвращаемся к сериалам. "Ход королевы" (который "Ферзевой гамбит") был неожиданным хитом, а вот четвертый сезон "Короны" - хит ожидаемый. История про британское королевское семейство добралась до времен, которые многие застали лично: 80-е, Маргарет Тэтчер и принцесса Диана. Про обеих можно снять отдельный сериал (или десять). Как они уместятся в одном, если на первом месте всегда должна стоять Корона?

  • 04.12.2020, 10:22 Рядовые Победы. Как наш солдат участвовал в операции по снятию блокады Ленинграда

    В 31-м выпуске проекта "Рядовые Победы" - рассказ о призывниках Энгельсского РВК. О том, как они приближали победу и какими боевыми наградами за это были отмечены. Напомним, проект "СарБК" посвящен 75-му юбилею окончания Великой Отечественной войны.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 2 октября 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x