Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Вагончик тронется? Саратовский трамвай даже после миллиардных вложений не станет скоростным

  • 10:28, 10 октября 2019
  • Комментариев[35]
В Саратове завершилось общественное обсуждение проекта планировки и межевания территории будущей скоростной трамвайной линии. Его итогом стали немногочисленные предложения от граждан и организаций. Следующий шаг - проект самого скоростного трамвая, который должен быть готов к концу года. О преимуществах этого вида транспорта мы можем судить пока очень приблизительно. Но эксперты уже сейчас говорят, что серьезных изменений в работе электротранспорта ждать не стоит. О том, почему трамвай в Саратове так и не станет действительно скоростным - в материале "Фокуса города".
Вагончик тронется? Саратовский трамвай даже после миллиардных вложений не станет скоростным Фотобанк СарБК

Мечта из 60-х

Проект скоростного трамвая долгие годы обеспечивал в Саратове положительный психотерапевтический эффект. Он был той темой, на которую приятно рассуждать. Дозу позитивного воздействия получали журналисты, общественники, эксперты, проектировщики и, наверное, представители власти, когда заявляли о планах по созданию нового, а вернее, обновлению старого транспорта.

К сожалению, со временем позитивный заряд проекта начал угасать, а сам он стал неизбежно попахивать маниловщиной. Старт проекта постоянно откладывался и надолго проваливался в информационные ямы. А после очередного витка обнадеживающих новостей в лентах стали появляться фразы: "проект не готов", "город не может получить из федерального бюджета 250 млн рублей", "первая очередь строительства скоростного трамвая под угрозой". Да никуда не делись опасения, что скоростным трамвай называют только для пущего эффекта, а на самом деле его "ускорение" окажется весьма символичным.

Хронология этой истории состоит из целой россыпи дат. О скоростном трамвае в Саратове начали мечтать еще в 60-х годах прошлого века. В стране тогда появились конкретные проекты, у нас же до воплощения этих технологий в чистом виде дело не дошло, но кое-что для увеличения скорости 3-го трамвайного маршрута в 70-е годы было сделано. Следующая группа дат — уже из нынешнего столетия. В 2008-м году о скоростном трамвае заговорили в связи с принятием нового Генерального плана Саратова (по времени совпадает с грустными выводами о том, что "метро Саратову не светит"). Далее тема обновлялась в 2015-м, еще позже — в 2017-м году. Звучала даже дата начала строительства линий — 2018-й.

Фотобанк СарБК

Но что мы имеем на сегодняшний момент? У нас есть концепция проекта саратовского скоростного трамвая на основе нынешнего 3-го маршрута. Она была презентована в апреле этого года. Есть вторая версия (первая была разработана в 2015 году и устарела) проекта планировки и межевания территории для строительства скоростной трамвайной линии. Проект подготовлен, рассмотрен общественностью, но не утвержден. Есть организация (был проведен соответствующий аукцион), которая занимается разработкой проектно-сметной документации. Это питерский "Институт "Стройпроект". Его специалисты, кстати, среди прочих объектов проектировали инфраструктурные объекты к ЧМ по футболу и Олимпиаде в Сочи.

И о том, чего не имеем. В связи с тем, что проектно-сметная документация на саму скоростную линию все еще находится в работе и по сведениям администрации города будет завершена только к 20 декабря, мы, судя по всему, так и не получим в этом году 250 млн рублей на строительство (в следующем году планировалось выделить для этого проекта из федерального бюджета уже 1 млрд руб., но, наверное, будет отсрочен и этот транш).

Быстрее, но короче

Проект планировки территории дает приблизительные наметки того, как будет выглядеть линия скоростного трамвая. Фактически это будет та же "тройка", но на ее маршруте планируется провести ряд преобразований.

Сейчас движение тормозят пересечения трамвайных линий с дорогами на одном уровне, густая сеть остановок, малые радиусы поворотов рельсов, отсутствие ограждений на выделенных участках трамвайных линий. Поэтому власти города предложили закрыть 6 переездов, сократить число остановок, установить ограждения (для того, чтобы вагоновожатый уверенно набирал скорость и не опасался, что на линию выйдет пешеход или выедет автомобиль).

Более дорогостоящими мерами должны стать замена старого подвижного состава на вагоны с повышенными динамическими характеристиками, установка улучшенных конструкций пути и контактной сети, внедрение "средств автоматического регулирования движения".

В концепции прописаны и конкретные мероприятия, например, строительство дополнительного участка криволинейного пути на узле Астраханская — Кутякова для поворота вагонов с Астраханской (направление от Б. Горной в сторону Кутякова, заезд в депо) и поворота с Б. Горной на Танкистов. Он нужен для того, чтобы разгрузить участок пути по Астраханской — Советской — Мирному пер. - Вавилова при выезде вагонов на маршрут N11.

Протяженность линии составит 10,5 км - маршрут будут закольцован у Детского парка (для этого будет построены разворотные кольца на пересечении Астраханской и Советской для возможности разворота вагонов при движении со стороны Сенного рынка и Слонова).

Составители проекта рассчитывают, что средняя скорость сообщения повысится с нынешних 15-16 км/час до 28,4 км/час. А провозная способность скоростного варианта транспорта в 1,5-2 раза превысит возможности нынешнего трамвая (сейчас это 5 тыс. человек).

Фотобанк СарБК

Вялое обсуждение

Таким образом, как мы видим, чиновники отказались от прежних амбициозных планов по строительству эстакад и тоннелей для движения трамвая и ограничились чисто "организационными" мерами. Кроме того, в концепции прописано обновление всей трамвайной инфраструктуры и подвижного состава, что очень хорошо, но не делает трамвай скоростным.

При всей скромности перспектив скоростные линии были необходимы саратовскому электротранспорту еще вчера. Как реанимационные процедуры для тяжелого больного. И пусть речь идет о реконструкции только одного маршрута, говорят наблюдатели, пусть обойдется без технологических изысков и значительного увеличения скорости, но оздоровление конкретного элемента транспортной сети все-таки состоится. Будет сделано то, что давно планировали, но откладывали из-за тотального безденежья. Например, кривая на Астраханской-Кутякова (скорости не обеспечит, но работу трамвайного транспорта облегчит).

Может быть поэтому общественное обсуждение проекта планировки не вызвало серьезного интереса горожан. Во всяком случае, это следует из отчетов организаторов. Напомним, что свои предложения можно было отправлять по электронной почте или оставлять в комитете по архитектуре (проект был размещен на сайте мэрии).

Не исключено и то, что все потенциальные авторы предложений не страдают наивностью, поэтому понимали, что масштабы проекта зависят исключительно от объемов финансирования, а не от числа идей и мнений.

"Можно было бы написать, что я за строительство эстакады в районе Сенного рынка, которая сократит время ожидания на светофоре до нуля и позволит избежать пробок. Но никто эти изменения не внесет, потому если бы на это изначально предусматривались деньги, она бы уже значилась в проекте. Поэтому я не вижу смысла сейчас предлагать подобные дорогостоящие изменения", - говорит саратовский блогер Денис Жабкин.

В итоге предложенный властью диалог поддержали всего шесть участников. Самым эмоциональным, если это можно сказать про данный формат общения, стало предложение Алексея Барцева (позиция совпадает с мнением авторов оценок, опубликованных в группе "Трамваи и троллейбусы Саратова" соцсети "ВКонтакте"). Этот участник обсуждений уверяет, что при проектном количестве промежуточных остановок (их 30) невозможно проехать 20 км за 50 минут (а собственно на движение с учетом стоянок остается 35 минут), то есть выдержать заявленную скорость 24 км/ч.

Горожанин детально рассматривает каждый участок пути и подсчитывает, что протяженность участков с ограничением скорости не более 15 км/ч составляет 2 900 м (на них требуется 11,6 мин), не более 20 км/ч – 400 м (преодолеваются за 1,2 мин), не более 25 км/ч – 1 900 м (за 4,5 мин), не более 40 км/ч – 1 500 м (2,2 мин). Общая протяженность участков со всеми ограничениями – 6 700 м, а без ограничений — 13 300 м и их надо пройти за 15,4 мин со средней скоростью 51,8 км/ч. Но большинство участков без ограничений настолько малы, что не дают возможности развить максимальную скорость 80 км/ч.

«Отсюда очевиден вывод о том, что средняя скорость не менее 51,7913 км/ч на всех участках без ограничений (13 300 м) недостижима при данном количестве промежуточных остановок, и, соответственно, также недостижима требуемая в техническом задании маршрутная скорость 24 км/ч»
, - подсчитал участник обсуждений. Он настаивает на кардинальном удлинении перегонов и отмене каждой третьей остановки.

Алексею Барцеву довольно сухо ответили о том, что средняя эффективная скорость тщательно рассчитана и "с учетом моделирования движения по плану, профилю и прогнозному пиковому пассажиропотоку на десятилетнюю перспективу" она составила 25,2 км/ч. А что касается месторасположения остановок, то оно "принято на основании требований действующих нормативных документов, анализа существующих и перспективных пассажиропотоков, сложившейся улично-дорожной сети".

Свой перечень остановок (даже два списка на выбор) предложил Роман Иванов. В одном случае этот участник обсуждений отказался от остановок "5-я Дачная", "Детский дом", "По требованию", "Торговый центр", "Саперная", "Вишневая", "Губернский рынок", "Рахова". В другом "Саперную" заменял "Юридический институт".

Администрация согласилась с предложением только в части трех остановок - у детского дома, по требованию и у Губернского рынка, что, впрочем, и так предусматривал проект.

Свои замечания участники обсуждения высказались и по поводу переноса остановочных пунктов. Так, в отзывах прозвучало, что перенос остановки "пл. Ленина" (в сторону 6-й Дачной), "Губернский рынок" (на пути из центра города) заставит пассажиров идти пешком значительное расстояние, а новое расположение остановки "Ул. Вавилова" (путь в центр) так и вовсе будет создавать помехи трамваям маршрутов № 9 и 10. На повороте с ул. Вавилова на Астраханскую им надо будет стоять в кривой рядом с пересечением с троллейбусными проводами и риском застрять на обесточенном участке, перекрывая при этом пешеходный переход. Двухвагонный или сочлененный трамвай в этом случае перекроет движение вообще всем другим участникам движения вместе с пешеходами.

Куда деть кольцо

Еще один важный акцент был сделан на протяженности маршрута будущего скоростного трамвая. На эту тему в том числе высказывался Алексей Барцев. Решение о том, чтобы закольцевать маршрут у Детского парка, говорил он, уменьшит пассажиропоток (многие выбирают "тройку" для того, чтобы добраться с 6-й Дачной в центр города) и вызовет недовольство населения. По его мнению, ситуацию не спасет даже бесплатный проезд пассажиров от Мирного переулка до Детского парка на трамваях маршрутов № 9, 10 и 11.

"Время на их ожидание, посадку/высадку как минимум, будет равно времени "ускорения" нового маршрута № 3, а неудобство вышеперечисленных действий (особенно для пассажиров с детьми, багажом, инвалидов и пенсионеров) уже невозможно ничем компенсировать", - говорится в отзыве.

Эксперт считает целесообразным сохранить движение по 3-му маршруту до Мирного переулка, но от разворотного кольца у Детского парка предлагает не отказываться и использовать его для "оперативного разворота трамваев при задержках движения".

Удивительно, что одна из участниц обсуждения — Людмила Денисова, выступила в пользу сокращения маршрута до Детского парка. Она написала: "Для реализации скоростного трамвая не вижу смысла делать круг по пути Детский парк - Советская - Мирный переулок - Вавилова. На данном участке 9 перекрестков. Скорости не будет. Улицы недостаточно широкие, чтобы делать выделенную полосу. Даже сейчас троллейбусы останавливаются близко к тротуару, чтобы пропустить трамвай, зимой - тем более все сложно".

В этом же отзыве она предлагает пустить по этому кругу электробус с проездом за "3 копейки" или заложить стоимость проезда в цену трамвайного билета.

"Данное предложение по пуску электробуса по кругу Детский парк - Советская — Мирный переулок - Вавилова высказывал в этом году и мэр города М. Исаев. Поддерживаю его в этом. Данное решение также было бы правильным при планировании дальнейшей программы проведения линии скоростного трамвая для маршрутов № 11, 9 и 10. Логично, если маршруты будут продолжением друг друга. Предлагаю смотреть на перспективу и не делать лишних денежных вложений и загромождений на дорогах без того узких улиц", - указывает Денисова.

Денис Жабкин объяснил, что именно полноценная "тройка" являлась оптимальной основой для проекта. "Этим маршрутом пользуются чуть ли не половина всех пассажиров городского электротранспорта. И на него могли бы пересесть те, кто сейчас пользуется автобусами, из-за более высокой скорости движения и удобных часов работы — новые трамваи не уедут ранним вечером в депо. Поэтому этот маршрут мог бы показать нам экономику. Он, может быть, позволил бы заработать деньги для того, чтобы строить вторую очередь по 11 маршруту, который ходит в поселок Солнечный", - предположил блогер.

Идеи для решения проблемы тесного кольца в Мирном переулке, которые возникали в предыдущие годы, казались более разумными и куда менее радикальными, отмечает Жабкин. Но все в основном крутилось вокруг улиц Советской и Вавилова, предлагалось одну из них разгрузить для трамвайного движения (сделать пешеходно-трамвайной или только для общественного транспорта) и построить трамвайное кольцо на площади Кирова. Это исключило бы пересечение общественного транспорта с личным.

О необходимости работать на перспективу сказал "СарБК" и председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Но он убежден, что она заключается, наоборот, в максимальном разветвлении и увеличении продолжительности маршрутов скоростного трамвая.

Комиссия по вопросам землепользования и застройки рекомендовала этот проект планировки с урезанным маршрутом утвердить.

Фотобанк СарБК

Скорость на бумаге

Сумма вложений в проекте планировки территории скоростного трамвая не называется. Она будет примерно известна после подготовки проектно-сметной документации на саму линию. Но уже сейчас можно сказать, что на весь комплекс мероприятий могут быть затрачены миллиарды рублей.

Эксперт Кирилл Янков просит быть осторожнее в терминами. Во-первых, между метрополитеном и легкорельсовым транспортом (он же скоростной трамвай) нет четкой грани. Условно, первый полностью обособлен от дорожного движения, а второй может иметь пересечения с пешеходными и транспортными потоками на одном уровне и разные виды линий — наземные, подземные, эстакадные. Идеальных примеров скоростного трамвая в России нет, констатирует Янков. Условно скоростной можно считать линию трамвая в Усть-Илимске Иркутской области (часть пути проходит по тайге, поэтому и скорость на этом участке достигает 60-70 км в час).

Знаменитый волгоградский трамвай (построен в советские годы) с подземным участком, который принято называть скоростным, тоже является таковым лишь отчасти. Такой громкий титул, по словам специалиста, присваивается только тогда, когда маршрутная скорость транспорта достигает 30-40 км в час. К тому же, собеседник "СарБК" назвал существенный недостаток волгоградского опыта.

"Если в час-пик прокатиться по определенному участку в Волгограде, то можно увидеть свободные места. А в маршрутных такси, которые едут в этом же направлении и в это же время, все места заполнены. Почему? Потому что маршрутка из центра везет их прямо к дому, а трамвай ходит по одной линии. То есть, с одной стороны, хорошо, что он обособлен в центре города и проходит под землей, а с другой, он не использует такое преимущество трамвая перед метро, как возможность маршрутности. Правильная система такого скоростного трамвая — это все-таки не один маршрут, как линия метро, которая чаще всего не разветвляется, а 2-3 маршрута при переходе на наземный участок в разные концы города по разным направлениям. И если подземный участок будет построен в Саратове, то необходимо добиваться максимального его использования. Хорошо бы, чтобы скоростной трамвай ходил и в соседний Энгельс через Волгу".

Эксперт привел идеальный пример подобного скоростного трамвая в Германии между Кельном и Бонном.

А местных экспертов, в свою очередь, расстраивает не столько отсутствие широкой маршрутной сетки и не "зарытый" потенциал подземного участка, а его отсутствие в существующих уже проектах. Как впрочем, и отсутствие эстакад и других комплексных и эффективных решений, которые бы превратили 3-й маршрут в линию нового формата, прибавили бы привлекательности электротранспорту и повлияли бы на общую транспортную ситуацию.

Денис Жабкин опасается, что результат проекта так называемого скоростного трамвая лишь повторит достижение 70-х годов (итог масштабной реконструкции маршрута). То есть, на выходе мы получим ту же скорость, что была набрана в прошлом веке. Но если тогда для того, чтобы разогнать трамвай, в ход пошли все самые современные на тот момент технологии, то сегодня, судя по всему, обойдется без прорыва. По мнению блогера, речь идет только о том, чтобы привести состояние путей, контактной сети и подвижного состава к действующим стандартам.

"В 70-е годы для того, чтобы ускорить движение, трамвайные линии обособили — перенесли их в сторону заводов, построили два моста — на Стрелке и в районе 3-й Дачной. Уменьшили число пересечений, сократили остановки, заменили подушку, шпалы. Если сравнить ту реконструкцию с нынешними планами, отраженными в проекте планировки, то мы увидим, что ничего нового строить не будут. Будет обновлено то, что есть. При этом ранее обсуждалось строительство эстакад и подземных участков там, где пересечение скоростного трамвая с транспортными потоками неизбежно — на Технической улице, в районе Сенного рынка", - говорит краевед.

Кирилл Янков соглашается с саратовским экспертом и заявляет, что если проект строительства скоростного трамвая исключает создание эстакад и тоннелей, то скоростным он останется только на бумаге:

«Саратов — это плотно застроенный город, поэтому отмена нескольких остановок не сильно увеличит скорость»
.

По мнению Янкова, дополнительными мерами по наращиванию скорости при отсутствии эстакад и подземных переходов могут стать установка систем блокировки на пересечении с другим транспортом и специальные светофоры там, где линия пересекает пешеходные потоки.

Естественно, для высокой скорости движения нужны качественные и грамотно уложенные рельсы, хорошая контактная подвеска, новые вагоны. По словам экспертов, в России производят весьма конкурентоспособные трамвайные вагоны и рельсовые конструкции. Правда, Кирилл Янков замечает, что приличных затрат стоит и процесс укладки рельсов, поэтому хорошие трамвайные линии в стране — большая редкость. В пример эксперт привел Москву, неплохие рельсовые пути, по его оценке, в Ижевске и Самаре. Возможности приобрести и уложить качественные пути и пустить современные вагоны в стране есть. Но будут они использованы или на это уже не хватит денег? 

Комментарии - 35
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Правдин
    Много слов и мало дел!
    10 Октября, 11:08
  • Гость
    Место прОклятое...
    10 Октября, 11:14
  • Гость
    Там весь подвижной состав и пути давно пора сдать в металлом, все давно изношено и сгнило!
    10 Октября, 11:17
  • Без дыма
    Миллиардные вложения в карманы местных Воров!
    10 Октября, 11:21
  • Прохожий 307
    10 Октября, 11:23
  • между нами каучук
    это аксиома...вона в дороги уже десятки миллардов вбухали...а как были проселочные так и остались...с трамваём будет все тоже убиты(но покрасят наверно) вагоны по скосаписженым рельсам
    10 Октября, 11:23
  • Саратовец 761
    Почему бы не разворачивать 9 и 10 у детского парка? И пусть пассажиры 9 и 10 пересаживаются и едут на "скоростной" 3-ке. Но это конечно при условии что будет обеспечено скоростное движение на участке советская-мирный-вавилова
    10 Октября, 11:32
  • городской житель
    Обновите имеющиеся трамвайные пути как в Москве. Новые рельсы, шпалы, резиновая подушка под путями и пустите современные вагоны, Этого будет вполне достаточно.
    10 Октября, 11:32
  • Саратовец 797
    Ну куя строили этот долбанный Ковчег и галерею Каштан? Был бы поноценный бульвар по Вавилова с выделенной трамвайной линией.
    10 Октября, 11:37
  • Волжанин 150
    Словесное рукоблудие... сколько шелухи....
    10 Октября, 11:43
  • Саратовец 761
    И если делать действительно скоростной трамвай, то это можно сделать только при наличии подземных участков. После первой дачной в сторону шестой подъем. Вот и делать линию как в волгограде. Перекресток с технической трамваю кроме как под землей без проблем не проехать. Какие бы ьам светофоры не были бы с приемуществом для трамваев, случится дтп и все, трамваи встанут. И дальше в сторону шестой поворот к налоговой если закроют, то на светофоре у жиркомбината и. На технической пробки будут еще больше. А участок на сенном тоже надо рассматривать в комплексе с автомобильным движением.
    10 Октября, 11:44
  • Гость 711
    Монорельс надо, чтобы над дорогой а не вместе с авто в пробках
    10 Октября, 11:49
  • житель Саратова 704
    Мечтать как говориться не вредно! Изначально было ясно об утопичности этой идеи.
    10 Октября, 11:53
  • Думающий
    Да еще и остановки хотят "прореживать". Трамвай для кого? Для самого себя или для людей ? Не надо путать с метро и электричкой!
    10 Октября, 12:38
  • дядя Федор
    Правдин, дело должно быть одно - уголовное. После посадки Джлавяна состояние дорог улучшилось в разы. Может, и с трамваями так надо?
    10 Октября, 13:18
    , ответ для Правдин
  • ммм
    Не мытьём, так кАтаньем хотят извести трамвай у крытого рынка, а затем и как класс. Лучше сделали бы ответвление от 11-го маршрута в Солнечный-2 с последующим прицелом в Юбилейный-Изумрудный. Там с общественным транспортом беда. Но на это ума нет - только что-то сломать и выпилить - например деревья по всему городу. Удивляюсь - почему горпарк ещё не вырубили.
    10 Октября, 13:21
  • Местная 639
    А "сократить количество остановок" - это издевательство такое новое? Или чтобы уж совсем никто на трамвае не ездил. Ведь на Дачных до трамвайной линии в некоторых местах полчаса с горы - в гору, а если еще и убрать остановки по максимуму - тогда точно конец трамваю. Основная масса пассажиров - от 6-ой Дачной до 1-ой.
    10 Октября, 13:36
  • Читатель 518
    Вообще зачем развивать Саратов, кто сюда поедет? Скорее сделают город полигоном для испытаний нашей военщины. Они уже давно этот регион прибрали к рукам и гражданское развитие города им совсем ни к чему.
    10 Октября, 14:55
  • думаю
    не то время, не те люди, не та россия, что бы что то делать
    10 Октября, 14:59
  • Аноним 711
    Предлагаю разветвление по направлениям: Солнечный, п. Юбилейный, Набережная, Заводской, Смирновское ущелье, Октябрьское ущелье и снова Солнечный - можно прямо кольцо сделать. И все это не через центр - люди везде живут, а транспорт не развит. Что вы все через Мирный переулок смотрите?
    10 Октября, 15:05
  • это точно
    А для кого делать то, скоро в саратове людей не будет, благодаря одобренному депутатами строительству химзаводику в горном
    10 Октября, 15:08
  • Читатель 518
    это точно, ракетохранилище в Татищево, аэродром в Энгельсе, военный городок Шиханы и еще куча разных закрытых объектов .
    10 Октября, 15:17
    , ответ для это точно
  • Аноним 711
    Зачем нам в сравнение приводят Москву? Чтобы унизить? Давайте все делать по таким же технологиям, как в Москве. Жители нашего города, думаю, не против.
    10 Октября, 15:23
  • Прохожий 1.
    Чтобы закрыть излишние пересечения с автомобильными потоками, например с Зарубина и Посадского, не нужно рисовать проект за 70 миллионов. Для переноса остановок тоже проект не нужен. Нужно всего лишь распоряжение главы администрации города и пару бетонных блоков на каждом таком переезде. Фломастер, которым обвели на карте существующую линию тройки, тоже не стоит 70 миллионов рублей. Даже для проведения капитального ремонта путевого хозяйства не нужен проект. Вопрос: с какого хрена мэрия тратит миллионы на филькину грамоту, гордо называемую "проектом скоростного трамвая"?
    10 Октября, 15:43
  • дядя Федор
    Прохожий 1. , про откаты слышал?
    10 Октября, 17:05
    , ответ для Прохожий 1.
  • Саратовец 761
    Думающий, вот вот. И смысл этого скоростного трамвая если до него еще нужно дойти лишнюю остановку.... В чем экономия времени, не понятно.
    10 Октября, 17:43
    , ответ для Думающий
  • житель Саратова
    Читатель 518, вот когда разовьют,тогда и поедут. Это будет совсем другой город по удобству проживания. А вот если ничего не делать,всё будет только ухудшаться и тогда сюда точно никто не поедет!
    10 Октября, 17:49
    , ответ для Читатель 518
  • Гость 224
    С какой скоростью будет трамвай возить безработных по Саратову ?
    10 Октября, 20:51
  • Аноним 357
    Смотря на обсуждение проблем, на состояние коммуникаций и жилых строений, особенно в центральной части Саратова, стоит принять решение в духе Александра Македонского. Просто ЗАКРЫТЬ Саратов (планомерно покинуть совсем как Припять) и перенести областной центр в Энгельс, в район старого аэропорта или в Солнечный, и там уже развивать НОВЫЙ город с современной планировкой, инфраструктурой и электротранспортом. Подобный подход уже применялся нашими предками дважды. Почему не воспользоваться этим историческим опытом? Строить правильно заново менее затратно, чем рухлядь поддерживать. Улицы расширить, увы, невозможно. Чтобы там не рисовали проектировщики и каких бы кругов на площадях не малевали. Это как с аварийным ветхим жильём! Разве никому такая крамольная мысль в голову не приходила?
    10 Октября, 22:21
  • Аноним 357
    Вот кому пришла такая мысль мегаполис в ущельях между холмов строить? Ландшафт не даст ему развиваться полноценно никогда! У нас же степи - плоская поверхность - кругом! Вот зачем холмы обходить?
    10 Октября, 22:24
  • Житель 493
    Да все просто, как сказал Варламов, правителям российских городов не интересен общественный транспорт, потому что они все они имеют личный автомобиль, некоторые даже с личным водителем, для них логичнее, убрать остатки рельсов и расширить за счёт них дороги, а всю "челядь безмашинную" утрамбовать в маршрутки.
    11 Октября, 00:24
  • Гость
    Давно пора убрать трамвай из мирного. Создает огромные пробки Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    11 Октября, 09:29
  • Саратовец 761
    Кому вообще нужент этот скоростной трамвай? Для кого то может и есть разница в том что будет ли он ехать 40 минут или 30. Но для многих важнее в прнципе доехать, пусть и за 40 минут. Но в нормальном вагоне и по нормальным рельсам и желательно без давки на остановках и в салоне. На мой взгляд гораздо чаще прерывается движение из за поломок вагонов ну и иногда из за схода с рельс.
    11 Октября, 10:50
  • Читатель 705
    Убрать ЖД и в место неё построить городскую магистраль с восемью полосами движения в доль которой можно было бы пустить скоростной трамвай. Несколько развязок и проблема будет почти решена. И не надо фантазировать как из старого сделать новое!!!!
    11 Октября, 11:35
  • Житель
    В Ленинском районе, на участке где отсутствует альтернативный общественный транспорт (кроме бомжатского 46) убрали много остановок.
    14 Октября, 09:50
  • Местный 960
    Саратовец 761, на технической ни в коем случае НЕЛЬЗЯ делать подземные проезды - там пустоты - нужны консультации геологов.....
    15 Октября, 15:38
    , ответ для Саратовец 761
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 04.09.2020, 20:05 Темы недели: спасение трамвая, расширение Саратова, фантомы Музейной площади

    Со счетом 1:0 в споре с мэрией по поводу сохранения трамвайного кольца в Мирном переулке победу одержали саратовские общественники. Команда сторонников развития электротранспорта "усилилась" спикером Госдумы Вячеславом Володиным. В итоги мэрия вывесила "белый флаг" и сделала вид, что никогда и не предлагала демонтаж трамвайного кольца в центре города. Тем временем, силы городской власти экстренно брошены на реализацию очередного политического проекта - расширения границ Саратова. Вот только кому оно нужно, объяснять не успевают. А вот руки до возврата участка у речного вокзала у городских чиновников уже не доходят. По крайней мере, договориться о возврате участка городу они не могут - якобы из-за жадности владельца.

  • 07.07.2020, 19:57 Не нужен нам берег простецкий. Эксперты — о том, как сделать набережную удобной для саратовцев

    Состояние набережной Саратова вызывает все больше вопросов. Туристическая витрина города, несмотря на ежегодные усилия по благоустройству, все больше приходит в запустение и разрушается. К сожалению, не лучше обстоят дела и с новыми участками, которые тоже разваливаются из-за некачественных работ. На проблемы променада обратил внимание и мэр Саратова Михаил Исаев. Он заявил о необходимости "обновить" набережную, в том числе удалить там "устаревшие" деревья, а также предложил превратить верхний ярус в пешеходную зону. "СарБК" попросил экспертов оценить идеи градоначальника и поделиться собственным видением того, как можно было бы улучшить любимое место горожан.

  • 03.04.2020, 15:45 Темы недели: гуляния саратовцев, ажиотаж с пропусками, полувиновный Лобанов В Саратовской области продолжает развиваться ситуация с коронавирусом. Новые заболевшие появляются чуть ли не ежедневно, а вместе с ними - и новые ограничения для граждан. Запрет выходить из дома дальше, чем в ближайший магазин, пропускная система, вызвавшая массовые скопления народу, от которых так предостерегала власть… В этот неспокойный период завершилось одно из самых громких дел последних лет в Саратовской области - вынесен приговор бывшему главе Энгельсского района Дмитрию Лобанову. Как и меры, которые принимаются в связи с коронавирусом, он тоже кажется весьма неоднозначным - по одному эпизоду получения взятки Лобанов оправдан, по другому - признан виновным. Судебное заседание, по словам стороны защиты, проходило примерно по такому же принципу "серединка наполовинку" - стороны были в медицинских масках, а судья и его помощник - нет.
  • 27.03.2020, 18:17 Темы недели: Саратов отправляют домой, уголовка за памятник Саратов готовится замереть на неделю... А может быть, нет? Внеплановые "каникулы", которые объявил в стране президент Владимир Путин, в Саратове оценили далеко не все. В регионе выявлен только один официально подтвержденный случай коронавируса, а меры у нас предпринимаются не хуже, чем в Москве. На фоне всеобщего корона-помешательства теряется новость о возбуждении уголовного дела по факту уничтожения памятника архитектуры, и оно пока - единственное в своем роде. До суда, правда, еще далеко, в статусе подозреваемого никто не значится, но это уже первый шаг на пути к защите исторического наследия.
  • 31.05.2018, 13:44 Гибель "Саратовских авиалиний", или "Свалить по-быстрому не получится" Саратов остался без авиаперевозчика и без 300 млн руб. налоговых отчислений, которые компания привносила в региональный бюджет. Не у дел остались более тысячи человек – узкоспециализированных профессионалов, которым осталась одна "забава" – искать работу в другом регионе или осваивать новую сферу деятельности. Бизнесмены, общественники, промышленники делятся своими мыслями на этот счет.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 10 октября 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x