Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Про "дураков" и "ихних младенцев". В ТЮЗе – спектакль по пьесе Андрея Платонова, пролежавшей в столе почти 80 лет

  • 11:54, 31 января 2020
  • Комментариев[2]
В списке творений писателя Андрея Платонова значатся почти полсотни рассказов, пьес, романов, повестей и еще несколько сборников. Наибольшую популярность у читателей и критики приобрели его "Котлован" и "Чевенгур". Но часть рукописей ждала незавидная судьба: одни не были закончены, другие утеряны, третьи не опубликованы. В число последних попала пьеса "Дураки на периферии". Написал ее Платонов в 1928 году, а издали "Дураков" только в 2006-м. Артем Кузин выбрал этот свежий и незаезженный материал для дипломного спектакля своего курса.
Про "дураков" и "ихних младенцев". В ТЮЗе – спектакль по пьесе Андрея Платонова, пролежавшей в столе почти 80 лет Фото Юрия Набатова

Пьеса и не могла быть издана в советские годы. Автора тут же обвинили в отсутствии художественной правды. Дескать, какие такие дураки, да еще на периферии. Провинция, наоборот, кузница кадров и родина пролетариата. Критики и культурные боссы требовали невозможного – Платонов никогда не писал в жанре реализма. Вот и в "Дураках" он с фирменным гротеском и фарсом разыгрывает сцену из жизни маленького уездного города Переучетска.

В семье счетовода Башмакова (Степан Лябипов) должен родиться ребенок. Мужчина совсем не рад этому событию. У него уже есть дети от предыдущих браков, алименты он платит исправно, но живет бедно и прокормить еще одного отпрыска не сможет. Просто так жену Марию Ивановну (Екатерина Кишева) отправить на аборт нельзя. Этот вопрос должна решить специальная комиссия под аббревиатурой ОХМАТМЛАД (охрана матерей и ихних младенцев). Трое членов комиссии (Виталий Гаврилов, Павел Свистунов, Алексей Дьяконов) ходят по домам будущих родителей, смотрят условия проживания, справляются о доходах и расходах и самолично определяют, можно ли рождаться ребенку или нет. Новому советскому государству понадобится много людей, поэтому приходится заботиться о "заготовке граждан впрок".

Фото Юрия Набатова

Башмаковы, само собой, получают отказ в праве на аборт. Но счетовод не спешит сдаваться. Он подает на охматмладовцев в суд и просит назначить алименты на содержание еще не рождённого сына. Рассуждает он так: кто разрешил ребенку рождаться, тот и отец, значит, отец и есть комиссия. Пикантности и абсурда ситуации добавляет то, что, если честно, так и непонятно, от кого забеременела Мария Ивановна. На эту роль претендуют, как минимум, трое, а сама молодая мать хочет разбойничать, а не колыбельные петь.

Фото Юрия Набатова

Специалисты всегда отмечали уникальный платоновский язык, первобытный, самодельный и, на первый взгляд, нескладный. "Дураки на периферии" - это кладезь афоризмов. "Новый ребенок в едоки просится", "будущего сроду не было", "у нас вещей нет, а есть отношения", "кругом закон, а мы посередине мучаемся" - когда герои говорят вот так все два с половиной часа спектакля, шансов не засмеяться просто нет. Но и драмы в произведении хватает, она в один миг выбивает почву из-под ног.

Фото Юрия Набатова

Выбор такой пьесы для студентов стоит считать настоящим вызовом и для юных артистов, и для режиссера. При всей внешней легкости в ней столько актуальности, двойных и тройных смыслов, что в России постановщики до сих пор за нее брались считанное количество раз. Звезда ТЮЗа и педагог курса Артем Кузин оказался не робкого десятка. Решиться на такое можно, зная, что исполнители уже успели немного поднатореть в мастерстве. На втором курсе они выпустили сразу два больших спектакля ("Салтан"  и "Мама, папа, я"). Вплоть до дипломного года засветиться во взрослых спектаклях обычно удается одному-двум студентам. Здесь же попробовать свои силы на профессиональной сцене смог весь состав. Такой быстрый и для многих экстремальный способ погружения в профессию сыграл в плюс.

Фото Юрия Набатова

Особая фишка спектаклей кузинцев – музыкальное оформление. В пушкинском "Салтане" это яркий замес из казацкой "Ойся, ты, ойся", "Города золотого" и арии Царицы ночи. В платоновской премьере будьте готовы удивиться "Мусорному ветру" группы "Крематорий". С женским вокалом эта рок-композиция звучит особенно пронзительно.

"Дураки на периферии" - это трагикомедия и театр абсурда, хлесткий, динамичный, но оставляющий зрителю время на подумать. Студенты создали постановку, которая могла бы закрепиться в афише на долгие годы. Жаль, но в репертуаре ТЮЗа ей, как и любому дипломному спектаклю, суждено пробыть лишь несколько месяцев. Поэтому за билетами на Малую сцену саратовского театра юного зрителя стоит поспешить.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 05.10.2023, 08:55 Back to USSR. В ТЮЗе из "Денискиных рассказов" сделали мюзикл

    В этом году на экраны должен выйти телесериал "Денискины рассказы". Его снимают Сарик Андреасян и внук писателя Виктора Драгунского Артемий. Пока на душе как-то тревожно, потому что когда речь идет об экранизации любимой миллионами вещи, априори напрягаешься, мол, а вдруг случится провал. Хорошо, что в случае с саратовским ТЮЗом имени Киселева уже можно выдохнуть. Недавно на исторической сцене бывший актер и режиссер театра Артем Кузин представил свою версию "Денискиных рассказов". Получилась она настолько смешной, яркой и зажигательной, что по праву может претендовать на роль самого топового спектакля только что открывшегося сезона.

  • 23.09.2021, 10:34 "Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа

    Иногда премьера - это больше, чем просто первый показ нового спектакля. Именно так случилось в ТЮЗе. В прошлом сезоне в театре прогремели такие громкие скандалы, что о них услышал внешний мир. До этого театр больше года жил без главного режиссера, и теперь новый главреж выпускал спектакль, который должен был выйти еще в конце прошлого сезона. В общем, за кулисами бушевали трагедии. Смогли ли с ними сравниться действия на сцене?

  • 18.04.2019, 10:44 Фантазийный Пушкин. В ТЮЗе - Гвидон в шапке-ушанке и оперная Белка "Три девицы под окном пряли поздно вечерком …" … Произнеси эту строчку, и любой безошибочно назовет автора и произведение. Приключения Гвидона, царя Салтана, козни злобных тетушек, прекрасная Царевна-Лебедь, 33 богатыря с дядькой Черномором не просто прочитаны и заучены, они словно засели в нашей генетической памяти и передаются из поколения в поколение. Как браться за такой материал, когда он уже освоен в легендарной опере, балете, десятке экранизаций и бесчисленном множестве театральных постановок? Для этого нужно быть, как минимум, уже опытным, но еще незабронзовевшим мастером, а еще лучше талантливым педагогом. Этим критериям соответствует Артем Кузин, представивший со студентами на исторической сцене ТЮЗа премьеру "Салтан".
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 31 января 2020
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x