- A
- +A
- +A
Обдуманное движение. Как грамотно организовать дорожный трафик в Саратове
- 12:59, 22 октября 2020
- Комментариев[8]
В Саратове летом этого года обсуждалась Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) города до 2030 года. Этот объемный, 155-страничный документ ждали больше года, несколько раз по его поводу разгорались острые дискуссии. И несмотря на то, что документ вроде бы одобрен, будущее саратовского транспорта продолжает вызывать споры. А это значит, что программа, скорее всего, претерпит корректировку. Эксперты указывают в том числе на то, что вносить поправки в стратегический документ стоит, учитывая в том числе современные методы оценки и контроля за транспортными потоками.
Личное vs общественное
Транспортные проблемы касаются всех без исключения жителей города. Выезжая на работу или учебу на личном или общественном транспорте, мы встаем в пробках. Автомобилизация с каждым годом только растет, усугубляя и без того сложную дорожную ситуацию. Если на 1 января 2016 года в области было зафиксировано 696 950 автомобилей (данные портала "Автостат"), то в прошлом году этот показатель перевалил за 1 млн (такие данные приводились на одном из совещаний в правительстве области).
Конечно, Саратов — не самый автомобилизированный город страны. По данным "Автостата" за 2019 год, он находился на 17-м месте по количеству автомобилей (256 тысяч машин). Но улично-дорожная сеть города не приспособлена для того, чтобы "переварить" даже такой транспортный поток. Центр города скован исторической застройкой 19-го века, когда улицы проектировались исключительно с расчетом на гужевой транспорт. Да и при строительстве новых районов в советское время тоже не предполагали, какими темпами будет расти численность автомобилистов в 21-м веке.
Эксперты, как правило, разделены на две группы. Одни полагают, что исправить ситуацию в городе может развитие общественного транспорта. Качественные пассажирские перевозки позволят переманить часть автомобилистов, уставших от пробок, в салоны автобусов и трамваев и немного разгрузить дороги. Например, такого мнения придерживается архитектор, руководитель сообщества Urban patrul Антон Богнер. По его мнению, ресурсы, которые бы позволили улучшить условия для движения личного транспорта, в Саратове почти исчерпаны. Комфорт автомобилистов может повышаться только в ущерб зеленым зонам, общественным пространствам.
"Наша основная задача — сделать акцент в транспортной политике на общественный транспорт, а именно электротранспорт, трамвай. По-другому мы не сможем дальше развиваться. Нужно делать выделенные полосы, убирать помехи для общественного транспорта, создавать второстепенную и альтернативную инфраструктуру, развивать разные системы – каршеринг, велошеринг, кикшеринг. Это бы позволило людям пересаживаться на средства индивидуальной мобильности и не использовать основную инфраструктуру", - полагает эксперт.
Есть и противоположное мнение — например, депутат Саратовской городской думы Виктор Марков считает, что разработанная по заказу мэрии стратегия слишком много внимания уделяет общественному транспорту, тогда как нужно учитывать интересы всех участников движения.
Big data развяжет узлы
Рассуждения о том, как работают в городе транспортные потоки, основаны в основном на личном опыте экспертов и наблюдателей. Изучением же этого вопроса, к сожалению, никто серьезно не занимался. У многих складывается впечатление, что это некая эксклюзивная услуга, которая будет стоить дорого и снова потребует большой траты средств налогоплательщиков.
Между тем, мир уже давно ушел вперед в этом вопросе. Для решения транспортных проблем в цивилизованных странах давно используются информационные системы. Далеко идти не нужно: самые узкие места города сейчас легко увидеть в режиме онлайн по "Яндекс.Пробкам", чего в начале века и представить себе было трудно. Есть, конечно же, и более продвинутые технологии и услуги, которые позволяют получить полную картину в динамике по времени.
Как рассказал директор МТС в Саратовской области Олег Горбачев, одним из эффективных инструментов проектирования является геоаналитика на основе "больших данных" (big data) сотовых операторов. На основе обезличенных данных о перемещениях абонентов составляется "цифровой портрет" города или региона, позволяющий анализировать десятки критериев поведения жителей, в том числе и те, что имеют значение при планировании транспортной инфраструктуры. Геоаналитика дает возможность отслеживать миграцию населения, прогнозировать загруженность транспортных развязок в разное время суток и в разные дни недели, определять, каким видом транспорта пользуются пассажиры – общественным, личным или такси, сколько времени в день они в среднем проводят в пути, сколько минут ждут общественный транспорт на остановках. На основе полученной информации профильные ведомства могут, например, оптимизировать маршруты общественного транспорта, проектировать строительство новых дорог и развязок, определять наиболее проблемные места, где жители чаще и дольше всего стоят в пробках.
"Геоаналитика дает понятные и очень прикладные данные о местонахождении и перемещении пассажиропотоков, с возможностью определения локации с точностью до
Главное, что сегодня подобные технологии уже не являются роскошью, доступной только развитым мегаполисам, и их стоимость для городского бюджета не стала бы обременительной.
Безопаснее и быстрее
Программа в части развития общественного транспорта предполагает обособление трамвайных путей, запреты на движение безрельсового транспорта, избавление от дублирующих маршрутов, организацию трамвайно-пешеходных улиц, установку новых трамвайных остановок (с высокой удобной платформой). Предлагается также достроить западный железнодорожный обход Саратова, чтобы разгрузить пути внутри города и запустить городскую электричку.
Документ предусматривает три варианта развития событий – от бюджетного до грандиозного, в зависимости от финансовых возможностей. Планируется, что на 8,5 млрд рублей мы построим железнодорожный обход, реконструируем три улицы, построим развязки на пересечении Тракторной, 50 лет Октября и Большой Горной, создадим систему контроля за парковкой в центре города с работой системой эвакуации и штрафстоянок.
А на 135,7 млрд рублей с рамках максимального варианта мы проведем "масштабную модернизацию оборудования и внедрение интеллектуальных транспортных систем с целью адаптивного управления транспортными потоками в режиме реального времени". Мы построим "магистральные направления нерегулируемого движения", создадим развязки, построим мультимодальный грузовой терминал в районе грузового речпорта, новые ТПУ вблизи железнодорожных станций, станем "развивать систему метрополитена". В перечне мер "максимального варианта" - строительство моста через Волгу и путепровода в районе улицы Чернышевского и Ново-Астраханского шоссе.
Разработчики считают, что реализация программы позволит сократить число участков с частыми ДТП на 90% к уровню 2017 года, количество дорожных аварий не менее, чем на 30%, смертности в них - на 70%. Время поездки на личном автомобиле сократится на 8%, а на пассажирском транспорте - на 8,4%.
Блогер Денис Жабкин считает, что ПКРТИ учитывает все проблемные вопросы транспортной системы Саратова и предлагает разумные и грамотные решения именно для развития общественного транспорта. Однако это некая программа-максимум, и на деле может быть реализована процентов на 10 от запланированных в ней мероприятий, как происходит с другими стратегическими документами, например, Генеральным планом.
Уже на 2021 год, согласно программе, в городе должны произойти значительные, хотя пока и локальные изменения. Запланировано провести реконструкцию десятков улиц, оборудовать разворотные площадки общественного транспорта, отделить от автомобильного потока трамвайные пути и т. п. О финансировании этих мероприятий станет известно в конце года. "Что касается расширения дорог и путепроводов, то в настоящее время осуществляются строительные работы по устройству дорог в микрорайоне "Авиатор", начинается строительство дороги по ул. Менякина, расширен выезд с путепровода Трофимовский на ул. 2-я Прокатная, проводятся торги на проектирование путепровода в районе "Стрелки", - рассказал замглавы администрации города Максим Сиденко.
Несмотря на то, что реализация программы уже начинается, продолжающиеся дискуссии говорят о том, что документ необходимо корректировать, исходя из реальной транспортной ситуации, приоритетов и нужд горожан. В этом вопросе могут помочь не только мнение сторонних специалистов (Антон Богнер, например, предлагает обратиться к федеральным экспертам уровня урбаниста Михаила Блинкина), но и простые информационные решения.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
31.01.2022, 15:13
Выход по Стрелке. Поможет ли дорогая развязка решить транспортные проблемы
В Саратове подготовили проект долгожданной развязки на Стрелке. Идея, которой от роду не меньше 20 лет, может наконец дойти до реализации в этом году. Речь идет о новом решении для пересечения потоков в районе проспекта 50 лет Октября, Большой Горной и Тракторной улиц. В январе авторы проекта опубликовали видео с визуализацией внешнего облика будущего сооружения. Отзывы на представленную картинку оказались неоднозначными. О том, что так разгневало в проекте урбанистов и как его оценивают другие эксперты - в обзоре "СарБК".
-
29.10.2021, 09:47
Архифантазеры. Градостроительный хайп, осмысленный и беспощадный
В октябре в Саратове была развернута дискуссия о возрождении исторических архитектурных образов. Сначала поводом для обсуждения стала идея о возвращении зданию бывшего кинотеатра "Пионер" облика костела, а позже вновь поднялся спор о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора. Обе ветки обсуждений продолжают выглядеть довольно неуместными, так как предполагают серьезный разговор об огромных вложениях в период не самой лучшей экономической ситуации, да и тонут среди более острых проблем - пиковых значениях пандемии коронавируса, коммунальных катастрофах Саратова (люди остаются то без воды, то без тепла). Примечательно, что эта не самая изящная дискуссия стала итоговым событием первого года работы Градозащитного общественного совета при областной думе, члены которого стали инициаторами и активными участниками жарких споров.
-
01.03.2021, 13:38
А теперь — рогатый! Как перевозчики теперь будут делить "энгельсское" направление
Маршруты общественного транспорта, которые связывают Саратов и Энгельс, остаются самыми обсуждаемыми. И это неудивительно - поток пассажиров там стабильно высокий, в том числе за счет того, что в обоих городах автобусы идут по центральным улицам. Как следствие, энгельсские маршруты - одни из самых лакомых для перевозчиков. В ближайшее время у пассажиров должна появиться альтернатива, а у автобусников - муниципальный конкурент в виде восстановленного троллейбусного маршрута - "девятки". Сможет ли электротранспорт закрепиться в этой нише, плотно занятой последние 17 лет, и как возвращение "рогатых" может сказаться на перевозках - на эти вопросы "СарБК" попытался ответить вместе с экспертами.
-
02.11.2024, 13:21
Гороскоп на ноябрь. От Марии Билат
В начале месяца сложится впечатление, что всё находится под контролем и каждый шаг продуман до мелочей. Но жизнь напомнит, что она - не спокойная река, а, скорее, извилистый ручей с неожиданными поворотами.
- 01.11.2024, 17:31 Российский бизнес теряет более 236 млрд рублей из-за немаркированных вызовов: как «Этикетка» от билайн помогает решать проблему
- Сегодня
- Неделя
- Месяц