- A
- +A
- +A
А теперь — рогатый! Как перевозчики теперь будут делить "энгельсское" направление
- 13:38, 1 марта 2021
- Комментариев[47]
Маршруты общественного транспорта, которые связывают Саратов и Энгельс, остаются самыми обсуждаемыми. И это неудивительно - поток пассажиров там стабильно высокий, в том числе за счет того, что в обоих городах автобусы идут по центральным улицам. Как следствие, энгельсские маршруты - одни из самых лакомых для перевозчиков. В ближайшее время у пассажиров должна появиться альтернатива, а у автобусников - муниципальный конкурент в виде восстановленного троллейбусного маршрута - "девятки". Сможет ли электротранспорт закрепиться в этой нише, плотно занятой последние 17 лет, и как возвращение "рогатых" может сказаться на перевозках - на эти вопросы "СарБК" попытался ответить вместе с экспертами.
Исторически прибыльное направление
В современной истории саратовского пассажирского транспорта перевозки из областного центра в Энгельс всегда имели статус доходного направления. Блогер и краевед Денис Жабкин напоминает, как предприятия Саратова и Энгельса делили троллейбусный маршрут N9 (был открыт в начале 1966 года, через несколько месяцев после пуска движения по мосту через Волгу).
"Изначально система была общей, именно поэтому в Саратове и Энгельсе нет повторяющихся номеров троллейбусных маршрутов. Позже электротранспорт разделили и девятый маршрут стал энгельсским. Но у саратовской стороны стали возникать вопросы: "Почему энгельсские троллейбусы наше электричество употребляют?" И этот маршрут разделили пополам. Были периоды, когда между двумя депо обострялся конфликт интересов, например, когда они не принимали друг у друга проездные билеты. Потому что это был один из немногих маршрутов, который реально имел свой пассажиропоток и приносил деньги№, — отмечает Жабкин.
По официальной версии, "девятка" была закрыта после происшествия на мосту в марте 2004 года, тогда там накренилась световая опора, которая держала контактную сеть. Власти заявили, что контактная сеть якобы утяжеляет конструкцию моста, а электрические токи приводят к дополнительной эрозии металла, поэтому троллейбусное движение подлежит восстановлению только после капитального ремонта путепровода. С моста сняли троллейбусные провода и обещали вновь пустить девятку через два года, но с тех пор прошло уже 17 лет.
Эксперты уверяют, что власти лукавили. Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает: "Опора упала не потому, что она конструктивно не могла нести троллейбусные провода. Опору можно было восстановить".
Антон Богнер, архитектор, руководитель сообщества Urban patrul, тоже уверен, что последствия того происшествия можно было бы устранить за один день: "Муниципальный маршрут работал хорошо, ходил часто, срывов графика не было. Его сократили из-за бандитского отношения, для того, чтобы отдать кассу частному управлению всех автобусных маршрутов. Это был политический вопрос и коммерческий – нет конкуренции в виде муниципального маршрута, значит можно делить рынок как угодно".
Заметим, к слову, что "девятку" еще с середины 90-х годов активно дублировали автобусные экспресс-маршруты (правда, иногда еле живые развалины на них ползли медленнее потока).
Сегодня, спустя почти два десятилетия, направление Саратов-Энгельс представлено 13-ю исключительно автобусными маршрутами (среди них 246, 246Н, 246П, 248, 284, 274Б, 282Б, 284К, 284А, 284Б и 247А, 444). В советское время в нумерации редко использовались литеры (были 284 "А" и "Б", 247, 248 маршруты), а в 60-е годы работал маршрут N 193 (Крытый рынок – Химкомбинат). Маршруты обслуживают 6 перевозчиков — крупные транспортные предприятия Саратова и Энгельса и индивидуальные предприниматели. Интервал движения между автобусами на направлении – 4-5 минут.
По словам председателя Общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства области Бориса Кайданова, в наши дни пассажиропоток по этому направлению ежедневно составляет 35-40 тысяч пассажиров, на маршруты выходит 70-75 автобусов большого класса вместимости. Из-за пандемии объем перевозок несколько снизился, поэтому сейчас число транспортных единиц на этом направлении сократилось до 60-65. Падение суточных доходов составило 2,5-3 тысячи рублей. Но маршруты "Саратов-Энгельс" по-прежнему остаются высокодоходным и в целом интересны для перевозчиков. По данным профильного министерства, в конкурсном отборе участвуют 2-3 перевозчика на каждый маршрут.
Сеть с недостатками
Исключения все же случаются. Например, не выстрелил маршрут N444 из Энгельса в новый аэропорт "Гагарин". Перевозчикам пришлось заменять вместительные автобусы на более компактные модели из-за крайне слабого пассажиропотока. А с маршрутом N247А "Саратов (Солнечный) - Энгельс (Ярмарка)" вышла и вовсе грустная история, хотя речь идет о схеме, известной еще с советских времен. Напомним, что этот маршрут долгое время не работал, в том числе из-за отсутствия заявок на конкурс. В прошлом году на него вышла саратовская компания "Пассажиртранс-1", но в декабре (после месяца работы) решила отказаться от его обслуживания. Для пассажиров эта новость стала "шоком", а перевозчик говорил, что маршрутная схема перестала быть актуальной.
"Этот маршрут имеет историю еще с советских времен. Но долгое время, наверное, лет десять, не работал. Мы за него взялись, но обнаружили, что схема движения стала не актуальной. Потому что выросли новые микрорайоны, появились новые пассажирообразующие пункты, изменились направления пассажиропотока. Поэтому там есть предложение - сделать этот маршрут городским, чтобы не перегружать Московскую и мост излишним транспортом и проложить его из Солнечного в центр Саратова через НИИ Юго-Востока, где наблюдался бы достаточный пассажиропоток", — подтвердил "СарБК" директор "Пассажиртранса-1" Михаил Любарский.
По мнению Дениса Жабкина, сложившуюся картину, в которой перевозчики работают только на самых "хлебных" маршрутах и порой и только в самые активные часы, могло бы изменить применение так называемого брутто контракта. Суть его заключается в том, что регион или муниципалитет закупает за счет бюджета нужный объем «авточасов» у частных перевозчиков. А когда пассажиры оплатят каждый свою поездку, деньги возвращаются в бюджет. Эта схема имеет вполне очевидные плюсы, но российские города не спешат ее вводить, так как она требует эффективной системы управления дорожно-транспортным комплексом.
Вместе с тем, Борис Кайданов считает, что после отмены троллейбусной линии на направлении Саратов-Энгельс, была создана актуальная маршрутная сеть и "проблем населению автобусное движение не создавало".
"Достичь совершенства можно и в автобусных перевозках. Сейчас происходит обновление подвижного состава. Раньше на маршрутах работал автохлам из Европы, а сегодня мы закупаем новые экологичные низкопольные ЛиАЗы, которые работают на природном газе", — говорит транспортник.
Денис Жабкин отмечает, что большим недостатком в сообщении между Саратовом и Энгельсом является отсутствие муниципального транспорта. "Частные перевозчики работают только при наличии пассажиропотока. То есть, они могут нарушить расписание и раньше времени убрать машины, если желающих немного". В связи с этим эксперт ждет положительных изменений с возрождением почти уникального (есть еще в Крыму и Дагестане) междугороднего троллейбусного маршрута.
Автобусам станет тесно
Антон Богнер предлагает с запуском новой троллейбусной линии (теперь это будет маршрут N109) переформатировать транспортные схемы: "То есть сделать троллейбус основным магистральным маршрутом в этом направлении, а автобусы – подвозящими маршрутами. Например, от поселков — в центр Энгельса. Для удобной пересадки можно создать транспортную карту, которая будет распространяться и на межмуниципальный транспорт. Таким образом, число автобусов в Саратове сократится, и улица Московская освободится. Это улучшит экологическую картину, поможет снизить уровень шума".
В свою очередь, Борис Кайданов уверен, что любые корректировки автобусного движения должны проводиться с учетом практического опыта: "Пока ничего корректироваться не будет. Дело в том, что маршруты "Саратов-Энгельс" не выходят из одной точки. Автобус N246 уходит в Квасниковку, на ровенское направление, 284-й – на марксовское направление в поселок Прибрежный, 284А и Б захватывают Летку. Они осуществляют большое, как бы ни львиное количество перевозок в самом Энгельсе. Там на городских маршрутах не работает ни один большой автобус. Поэтому ни один маршрут "Саратов-Энгельс" закрываться не будет. А опытным путем, после того, как будет ясна финансовая картина, интервалы движения, мы, может быть, с каждого маршрута уберем 2-3 графика. Сейчас на маршруте работает 18 автобусов, а будет, например, 14".
Михаил Любарский добавляет: "Потенциальными пассажирами нового троллейбусного маршрута следует рассматривать не только тех, кто сегодня пользуется автобусом, а всех, кто передвигается из Саратова в Энгельс и обратно. В том числе и тех, кто ездит на личном транспорте. Если появится удобный, экологически чистый транспорт, возможно, они выберут его для регулярных поездок на работу".
Директор МУП "Энгельсэлектротранс" Александр Кузьмин (он рассчитывает, что междугородный троллейбусный маршрут вновь поделят между саратовским и энгельсским предприятиями, хотя ранее энгельситы выдвигали идею вновь объединить их) на вопрос о том, как на новую линию следует привлекать пассажиров, ответил: "Во-первых, это культура обслуживания пассажиров. Доброжелательное общение, чистота салона, доступность безналичной оплаты. К нам из Москвы пришли троллейбусы с кондиционерами, правда немного подуставшие. Они составили примерно 60% подвижного состава, с ними надо будет и далее заниматься". По словам Кузьмина, на маршрут также выйдут низкопольные модели троллейбусов "Мегаполис".
К слову, в министерстве транспорта не исключают, что на маршруте будут действовать единый социальный проездной билет. Возможно, это привлечет на маршрут отдельные категории пассажиров.
Что касается других возможных изменений действующей транспортной схемы, то Антон Богнер считает разумным закрытие саратовского троллейбусного маршрута N1, так как его полностью продублирует новая "девятка".
Контакты на мосту
О планах по возвращению троллейбуса "Саратов-Энгельс" летом прошлого года заявил глава Саратова Михаил Исаев. Позже председатель Государственной думы Вячеслав Володин оценил стоимость проекта с восстановлением контактной сети на мосту в 40 млн рублей. К слову, троллейбусные провода на улице Лесозаводская в Энгельсе были демонтированы всего пару лет назад. Проектную документацию для монтажа новых линий на мосту и подъездах к нему (говорят, что для нее будут использованы новые синтетические материалы) планируют представить в марте.
Попытки вновь пустить междугородный троллейбус предпринимались и ранее. Например, в 2012 году по мосту несколько дней ходил троллейбус с автономным ходом по автобусному маршруту N284Б. Кстати, такие "удлиненные" троллейбусные рейсы Саратов-Энгельс (старая "девятка" ходила только до центра Энгельса) были введены незадолго до падения опоры на мосту.
А в начале февраля разработчик и производитель "ПК Транспортные системы" (работает на площадке бывшей "Тролзы") на маршруте "Саратов-Энгельс" завершил испытания троллейбуса "Адмирал" с увеличенным автономным ходом. В течение трех месяцев тестировались тяговая батарея (новое отечественное решение), которая позволила увеличить автономный ход "Адмирала" с максимальной нагрузкой до 20 км и тяговая силовая электросхема для снижения потребления электроэнергии и оптимизации тягово-разгонных процессов.
Во время обсуждения будущего пуска 109-го троллейбуса эксперты рассматривали восстановление маршрута без установки контактной сети на мосту и с использованием троллейбусов с автономным ходом. Но на приобретение таких машин нужны немалые средства. "Троллейбусов с автономным ходом у нас пока нет. Был один, нам еще "Тролза" давала на испытание. Такие троллейбусы можно запустить не только через мост, а в другие уголки Энгельса и Саратова. Например, в район Мясокомбината. Помечтаем сейчас вместе…", — поделился с "СарБК" директор энгельсского МУПа Александр Кузьмин.
Кроме того, некоторые опасались, что переключение режима питания на оживленной трассе станет препятствием для движения, потребует времени, спровоцирует пробки. Кирилл Янков убежден: "Это плохая идея. Лучше протянуть контактную сеть по мосту, тем более, что она там была несколько десятилетий, а автономный ход использовать в случаях, когда нужно объехать неожиданную пробку".
Разные мнения эксперты высказывают и по поводу конечной остановки нового маршрута в Энгельсе. Некоторые предлагают пустить новую "девятку" к "Заводу металлоконструкций". Но большинство выступает за район бывшей "Тролзы" (именно этот вариант утвержден профильным министерством). В том числе из-за того, что это направление не имеет прямого автобусного маршрута на Саратов.
Умирающий вид
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков говорит, что восстановление междугороднего троллейбусного маршрута станет важным имиджевым ходом: "Особенно для Энгельса, который долгое время был единственным городом в Советском Союзе, а потом и в России, где производились троллейбусы. И сейчас производятся. Я думаю, что сейчас, когда много лет действует мост в Пристанном, и куда ушел основной транзитный поток, пробок на мосту из-за новой линии не будет. И это будет удобное средство сообщения для пассажиров".
Саратов не является единственным городом в стране, где открывается новый троллейбусный маршрут. В прошлом году был запущен междугородный маршрут из Чебоксар в Новочебоксарск, причем с планами по увеличению его протяженности. А в Воронеже весной этого года планируется создать несколько троллейбусных маршрутов.
Троллейбусное движение развивают в Санкт-Петербурге (здесь крупнейшая в стране система троллейбусного движения), Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге, Уфе. Не густо, конечно. Вот и директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин в интервью "РГ" назвал троллейбус умирающим видом городского транспорта. По его словам, 80% нынешних троллейбусов за рубежом находятся в бывших странах соцлагеря и так называемого третьего мира, а в развитых странах троллейбус стал экзотикой. По его мнению, самым перспективным видом городского транспорта является трамвай. Кстати, планы пустить последний между Саратовом и Энгельсом тоже не раз озвучивались — но эта перспектива уж совсем футуристична.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
02.12.2021, 09:34
Тупиковый маршрут. Новые тарифы не сделают общественный транспорт Саратова лучше
В Саратове со следующего года вырастет стоимость проезда в общественном транспорте. Решение уже одобрено мэрией и городской думой, несмотря на то что жители явно не считают удорожание обоснованным. Последних положительных перемен в работе транспорта недостаточно. Тем более, что в системе накопилось множество застаревших проблем и появляются новые. Представители транспортной сферы считают, что картина на дорогах после повышения стоимости проезда качественно не изменится, так как оно позволит лишь залатать дыры. Реально изменить ощущения пассажиров могли бы системные сдвиги. О том, почему транспорт собирает больше денег, а лучше не становится - в обзоре "СарБК".
- 20.05.2020, 14:01 Остановка не по требованию. Коронавирус поставил пассажирские перевозки на грань выживания Пассажирские перевозки оказались одной из наиболее уязвимых для коронавируса отраслей экономики. В самое уязвимое положение, по словам экспертов, попали авиация и городской транспорт. Пассажиропоток на муниципальных маршрутах с началом самоизоляции в среднем по стране упал на 80%. Саратовские перевозчики подтверждают - за последние недели дневная выручка порой падала в 10 раз по сравнению с допандемичными временами. Резкое снижение доходов привело к росту долгов по лизинговым и кредитным платежам. Банки и лизинговые компании пригрозили, что потребуют от перевозчиков возврата техники. Насколько серьезна угроза "транспортного коллапса" и как можно его предотвратить, попытался выяснить "СарБК".
- 16.08.2019, 14:30 Темы недели: цены на проезд, свободная "Россия", неудачи с проспектом Кирова Стоимость проезда в саратовских автобусах в ближайшее время не повысится, а то и, того гляди, упадет с 23 до 17 руб. Возможность последнего обещает рассмотреть Саратовское УФАС, выявившее сговор четырех перевозчиков при повышении цен на проезд на 5 руб. летом прошлого года. Двумя другими событиями городского масштаба стал отбор подрядчика для реконструкции проспекта Кирова и освобождение площади перед ДК "Россия" от торговли.
- 14.08.2019, 16:30 По рельсам, асфальту и воде. Как добраться до нового аэропорта Саратова и сколько это будет стоить Главным плюсом плохонького старого саратовского аэропорта была его отличная транспортная доступность. Еще бы, он находится в черте города, дорога до него требует каких-то ста с лишним рублей на такси из центра. Автобус обходился и вовсе в 23. С открытием "Гагарина" в районе Сабуровки, которое намечено на 20 августа, расстояние из центра города до воздушной гавани увеличится с 4 до 40 км, а время в пути растянется до одного, а то и полутора часов. Как добираться до нового авиаузла, пока представляют далеко не все авиапассажиры. Рассказываем.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц