Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Чистые намерения. Можно ли ускорить "мусорную реформу" в Саратове

  • 13:27, 24 ноября 2020
  • Комментариев[7]

В стране остается актуальной задача по повышению степени утилизации твердых коммунальных отходов и двойному сокращению объема мусора, который отправляется на полигоны для захоронения. К 2030 году в России планируется достичь стопроцентной переработки ТКО. Об этом недавно заявляла зампред правительства РФ Виктория Абрамченко. При обсуждении путей достижения этой амбициозной цели она назвала и основные барьеры в реализации стартовавшей в 2018 году "мусорной реформы". Что тормозит масштабные преобразования в этой сфере в Саратовской области и что могло бы помочь решить проблему сбора и переработки отходов - в обзоре "СарБК".

Чистые намерения. Можно ли ускорить "мусорную реформу" в Саратове Фотобанк СарБК

Остановить вал отходов

Объемы мусора в мире, стране и в Саратовской области в частности увеличиваются лавинообразно. По статистике регионального министерства природных ресурсов и экологии, в 2013 году годовые объемы производимых в области бытовых отходов оценивались в 870 тысяч тонн, в 2017 году они превысили уже 1 млн тонн. Мусорная проблема уже к началу 2010-х стала одной из самых острых в регионе. Законные полигоны увеличивались в размерах, но мусор вывозили и на сотни обычных свалок, многие из которых возникли стихийно.

Начавшаяся два года назад "мусорная реформа" призвана покончить с "пещерным веком" в области обращения с отходами. Теперь мусор можно захоранивать только на специально оборудованных полигонах, на которых действуют также сортировочные и перерабатывающие комплексы. Саратовской области, можно сказать, повезло — цивилизованную систему обращения с ТКО у нас начали строить значительно раньше, еще в 2013 году.

Тогда в регионе было принято решение о строительстве крупных мусоросортировочных предприятий. За всю систему у нас теперь отвечает одна компания-оператор — филиал "Управления отходами". Это позволяет централизованно решать вопросы, связанные с контролем за мусорными потоками.

В идеале система должна выглядеть следующим образом: весь бытовой мусор от потребителей стекается на сортировочные предприятия, на которых его разделяют на фракции, которые можно пустить во вторичное использование. Таковым может быть весь объем мусора. Даже те материалы, которые нельзя использовать повторно, могут применяться для производства топлива, органические отходы — для переработки в компост. Причем предполагается, что за утилизацию упаковки в будущем будут платить производители.

Фотобанк СарБК

 Потокам нужны технологии

Так выглядит идеальная картинка, к которой мы должны прийти в будущем. Пока же мы делаем только самые первые шаги. И, несмотря на то, что подвижки в этой отрасли у нас начались даже раньше, чем у многих, жители по-прежнему ощущают остроту темы. Например, согласно опросу портала Superjob, итоги которого в октябре привел РБК, Саратов и Рязань поделили предпоследнее место среди городов России по "качеству утилизации отходов". И хотя в исследовании не поясняется, что именно имели в виду респонденты, это можно считать одним из свидетельств того, что необходимо и дальше совершенствовать систему.

Заместитель заведующей кафедрой "Экология" СГТУ им. Гагарина, кандидат биологических наук Зоя Симонова подтверждает, что "экологическая ситуация в сфере обращения с ТКО в Саратовской области по сравнению с другими субъектами РФ пока не является благополучной".

Жители, которые не видят, как мусор попадает на полигон, сортируется и захоранивается, оценивают качество работы системы в основном по организации сбора мусора – насколько своевременно он вывозится, в каком состоянии находятся контейнерные площадки, хватает ли их в городе в целом и в отдельных микрорайонах в отдельности.

По последнему пункту есть оценка, которую объявили при обсуждении темы летом этого года: в Саратове не хватает 10 тысяч контейнеров и 6 тысяч площадок для них (этот вопрос находится под ответственностью муниципалитетов). Этот этап видится наиболее перспективным для решения возникающих порой сбоев.

К организации работы активно подключаются информационные технологии. И не только ГЛОНАСС или датчики подъема и переворота, которыми оснащены современные мусорные баки. Сегодня в отрасль могут прийти и другие прогрессивные решения. Одним из драйверов прогресса становятся мобильные операторы.

Как рассказал директор МТС в Саратовской области Олег Горбачев, в нескольких регионах России реализованы комплексные проекты по цифровизации вывоза и утилизации бытовых отходов. Система "умного мусора", разработанная МТС, упорядочивает работу с ТКО в регионе: датчики, установленные в мусорные контейнеры, сообщают о степени их заполнения, на основе этих данных строится маршрут мусоровозов. Все машины отображаются на интерактивной карте, контроль осуществляется с помощью уже упомянутой технологии ГЛОНАСС и мобильного приложения: через него водитель отправляет фотоотчет о проделанной работе или причинах, которые не позволяют вывезти мусор с указанной точки. Это позволяет в том числе избежать появления несанкционированных свалок – любое отклонение от маршрута отражается в системе. Благодаря внедрению системы улучшается качество уборки территории, снижается количество жалоб от местных жителей, расчеты с региональным оператором становятся более прозрачными, улучшается экология и качество городской среды. Создание и запуск полноценной платформы для контроля за вывозом ТКО занимает несколько недель, а затраты на ее обслуживание невысоки. В прошлом году созданная МТС система успешно пилотировалась в Самарской области, в этом году ее внедрили у себя Орловская область и Сахалин, и до конца года инновацию опробуют у себя еще несколько российских регионов.

 Еще один вопрос, который могут помочь решить современные технологии, — это контроль за мусорными потоками. К сожалению, по-прежнему часть мусора проходит мимо регионального оператора, попадая на свалки. В первую очередь это касается сельской местности, частного сектора городов, садовых товариществ. По некоторым оценкам, до половины отходов из Правобережья не поступает на сортировочную ленту. Эколог Андрей Варламов рассказывает: "В прошлом году на моих глазах жители Татищевского района выбрасывали мусор на гигантскую свалку на въезде в один из населенных пунктов. Пришлось обращаться в минприроды, в природоохранную прокуратуру. Обещали навести порядок, но еще не проверял, как дело обстоит сейчас".

Фотобанк СарБК

 

Бедный мусор

Конечно, необходимо совершенствовать и саму утилизацию мусора. В регионе должна появиться полноценная инфраструктура переработки, которая будет разделять почти весь объем ТКО на полезные фракции. На данный момент эта ветвь мусорной отрасли представлена в регионе крайне скудно. В экотехнопарках регионального оператора занимаются главным образом сортировкой.

"Сортировка твердых коммунальных отходов на территории области осуществляется в крайне малых объемах, поэтому большая часть вторичных ресурсов, содержащиеся в отходах, отправляются на свалки и полигоны", - подтверждает Зоя Симонова.

Всю область в данный момент обслуживают два сортировочных комплекса, которые вместе с сетью перегрузочных станций и составляют основу новой региональной системы обращения с мусором. Она является довольно современной и высокотехнологичной: на заводах установлено импортное оборудование, которое разбирает отходы на 18 фракций. Причем осваиваются все новые и новые технологии (например, производство техногрунта), запланирована модернизация линий. Но для того, чтобы выполнить отложенную на 2030 год задачу-максимум, этих мощностей недостаточно.

Один из способов построить новые заводы – предусмотреть в тарифе на вывоз мусора строительство объектов инфраструктуры (утверждается, что в Саратовской области — самый низкий в ПФО тариф, 403 рублей за кубометр в зоне 2 деятельности оператора). То есть речь идет о повышении тарифов, но подобные меры, особенно в нашем небогатом регионе, явно будут непопулярными.

К слову, в Самарской области, где тариф предусматривает создание новых объектов, строится 5 заводов, аналогичных нашему балаковскому. В "Управлении отходами" считают очевидным именно это решение. Заместитель директора регоператора по обращению с ТКО Алексей Калямин объясняет: "Дело в том, что любая операция с мусором является экономически невыгодной. Возможность отбиться извлечением вторичных материальных ресурсов — это большая иллюзия. Я хорошо знаком c российским опытом и не знаю ни одного оператора, который бы выживал благодаря сортировке. И происходит это по двум причинам. В России крайне бедный мусор и дешевые энергоресурсы, в частности, продукты нефтехимии. Когда себестоимость пакета — копейка, выгоднее купить новый пакет, произведенный из нового сырья, чем извлечь пакет, отстирать, произвести из него гранулу, которая будет заведомо худшего качества, чем гранула, произведенная из нефти. А еще есть туча законодательных ограничений использования вторичных полимеров, например, в пищевом производстве".

Второй способ – это привлечение инвестиций. Но условия для вложения капитала в отрасль не созданы, говорит Калямин. Об этом свидетельствует и очень скромное число новых объектов в стране, которые появились за последние два года. Да и те были запланированы еще в дореформенный период, замечает эксперт.

Реформирование обращения с твердыми коммунальными отходами движется в правильном направлении. Правда, хотелось бы, чтобы это происходило быстрее.

Похожие материалы
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x