- A
- +A
- +A
Арабская ночь, волшебный Восток. На Новой сцене оперного – премьера балета по сказкам Шахерезады
- 12:38, 21 апреля 2021
- Комментариев[0]
Пока губернатор Валерий Радаев негодует, что историческое здание театра оперы и балета медленно реконструируют, а саратовской мэрии предъявляют претензии по поводу незаконной свалки "останков" разобранной постройки, артисты, музыканты и технические работники продолжают обживать сцену бывшего ДК "Тантал" на 2-й Дачной. Первую премьеру, оперетту "Баядера", выпустили, программу очередного Собиновского фестиваля составили, вот и до балета дело дошло. Задача опять была не из легких: нужно было сотворить то, что порадовало бы зрителей и одновременно уместить весь хореографический рисунок на маленькой и изначально неприспособленной для этого площадке. Выбор пал на балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь".
Балет впервые был показан на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в 1979 году. Наверняка, тогда его создатели и не задумывались о том, что произведение ждет большое будущее. Всего через год после премьеры композитор, балетмейстер, художник и исполнители главных партий были удостоены Госпремии СССР, а "Тысяча и одна ночь" начала свое шествие по советским театрам.
Соединять классику и национальные мотивы всегда нелегко, потому что есть риск с чем-то переборщить или чего-то недодать. Но азербайджанскому композитору этот "микс" удался блестяще. Восток – дело тонкое, а музыка Амирова – очень эмоциональное. Если уж сцена любви, то скрипичная группа словно обнимает тебя нежнейшими нотами. Но коли главный герой разгневался, берегись: ударные в миг передадут всю его свирепость.
Смысла характерным мелодиям придает литературная основа балета – знаменитые восточные сказки Шахразады (она же Шахерезада). Сюжеты о Синдбаде-мореходе, Алладине, Али-Бабе и сорока разбойниках все знают с детства. Красавица Шахразада, рассказывая все эти истории Шахрияру, пытается убедить того, что любовь и верность все же существуют. Шах не очень-то верит в ее затею. Он своими глазами наблюдал, как его обожаемая жена Нурида изменяла ему с рабом, и сразу же приказал казнить их обоих. О своем поступке гордый Шахрияр не жалеет, но он затаил обиду на весь женский род, поэтому Шахразаде предстоит нелегкое дело.
В Саратове балет "Тысяча и одна ночь" первый раз показали в 1987 году. Автором либретто и хореографии стал заслуженный артист России Анатолий Дементьев. Балет шел в театре более 20 лет и выдержал три сотни показов, но закрепление в афише ему далось тяжело. Дементьев предложил по тем временам практически революционный хореографический язык спектакля. Знатоки вспоминают, что особенно рафинированных зрителей и местных "культурных" советских чиновников поразила сцена любви между Нуридой и ее рабом, которая в либретто прописана не иначе как оргия. В ее финале танцовщик, исполняющий партию раба, встает в позу "березки" и ритмично разводит ноги. Звучит может и фривольно, но на деле никакой пошлости в этих па нет. По крайней мере, зрителя в 2021-м этим сложно озадачить.
Хореографическая партитура Анатолия Дементьева уже 30 лет не теряет актуальности, поэтому Игорь Стецюр-Мова не стал ее значительно менять, но подрезал сам спектакль по времени. Что касается исполнителей главных ролей, то тут девушки дали фору мужчинам. В последние годы так уж сложилось, что прим в саратовском театре сразу несколько, тогда как премьер, по сути, только один. Алексей Михеев танцует все премьерные спектакли и занят во всех балетах. В "Тысяча и одной ночи" он, конечно же, тот самый шах Шахрияр. Наблюдаешь за Махеевым, и глаз радуется: движения широкие, четкие, легкие, ни одного покачивания или потери баланса, да и актерская составляющая под стать. Хорош в новом балете и тот самый раб в "оргии". Его партию танцует Алексей Родинов. Опытный артист даже не является ведущим солистом, но может дать фору многим премьерам. Здесь очень пригодилась его не сухая и мускулистая фактура. Костюмеры решили не прятать ее за костюмами и облачили Родионова в стилизованную набедренную повязку. Прибавьте к этому абсолютное отсутствие волос на голове, горящий взгляд, мастерство, и вот брутал-соблазнитель готов. Когда шах-Михеев отдает приказ убить раба-Родионова, то поневоле возмущаешься – за их противостоянием хочется смотреть вечно.
В остальном из мужского состава балетной труппы порадоваться больше не за кого. Алексей Михеев не может танцевать все один, и у постановщиков просто нет выбора, приходится ставить тех, кто есть. Они, конечно, стараются, но, как говорится, что выросло, то выросло.
У прим состав сильнее. Вера Шарипова уже значится в качестве репетитора в балетах, но и сама еще танцует достаточно спектаклей. Кристина Кочетова выполняет запрос на танцовщиц кукольного склада и прекрасна в том же "Щелкунчике". Юлия Танюхина и Наталья Колосова, занятые в главных ролях в новом восточном балете, другого формата. Высокие, длинноногие, безумно музыкальные и пластичные, они украсят собой любую постановку.
Балет "Тысяча и одна ночь" вышел ярким по картинке, хорошим по исполнению и доступным по содержанию. Его в силах оценить и взрослые, и дети, как искушенные зрители, так и новички среди публики. И да, это очередной компромисс от театра оперы и балета. А что поделать, если каким-то образом надо дождаться возвращения на историческую и такую удобную сцену, и не растерять зрителя и артистов. Тут научишься и подбирать соответствующий материал, и одни и те же декорации использовать по несколько раз, и закрывать глаза на некоторые огрехи исполнителей. Радует одно – все это делается с энтузиазмом. По крайне мере, пока.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
23.03.2022, 14:28
Раз, два, три — опять на восток посмотри. В оперном — возрождение балета "Бахчисарайский фонтан"
Бывший ДК "Тантал", который стал для саратовского театра оперы и балета Новой сценой, очень не хочется называть временным домом, потому что нет ничего более временного, чем постоянное. Русские пословицы редко ошибаются, и, похоже, это тот самый случай. Историческую сцену все еще планируют сдать в срок до конца этого года. Все еще, потому что работы на объекте идут очень медленно, в сама ремонтная история уже обросла несколькими уголовными делами и судами. Но какими бы тревожными не были эти думы, опера сама себя не споет, а балет сам себя не станцует. На днях театр представил уже третью премьеру на Новой сцене - балет "Бахчисарайский фонтан".
-
07.07.2021, 12:31
Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус
В прошедшем театральном сезоне многое было впервые. Впервые начался он в январе, а не осенью, актерам и режиссерам пришлось вспоминать, как это работать на зрителя, ведь предыдущие 9 месяцев все постановки игрались и репетировались "в стол". Впервые из-за болезней артистов массово отменялись спектакли, залы не разрешали заполнять полностью и долгое время были закрыты буфеты. Все эти "ноу-хау" изрядно усложнили жизнь театрам, но публика исправно устраивала аншлаги, а значит, все труды были не зря. В итоге этот сложный саратовский театральный год вышел ничуть не слабее предыдущих.
- 26.05.2014, 16:20 Балет на Собиновском фестивале. "Раймонда" собирает армию поклонников Уже не первый год программа Собиновского фестиваля строится таким образом, что даже несмотря на большое количество приглашенных звезд саратовский театра оперы и балета выпускает аккурат к фестивалю, как минимум, одну собственную премьеру. В прошлый раз эта почетная роль досталась опере "Риенци". Постановка получилась экспериментальная и во многом спорная, нелестные отзывы ей достались и от столичных критиков. Именно поэтому к просмотру премьеры этого года, балету "Раймонда", саратовские любители классики приступали с особым трепетом.
-
15.11.2024, 14:15
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
- Неделя
- Месяц