Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус

  • 12:31, 7 июля 2021
  • Комментариев[0]

В прошедшем театральном сезоне многое было впервые. Впервые начался он в январе, а не осенью, актерам и режиссерам пришлось вспоминать, как это работать на зрителя, ведь предыдущие 9 месяцев все постановки игрались и репетировались "в стол". Впервые из-за болезней артистов массово отменялись спектакли, залы не разрешали заполнять полностью и долгое время были закрыты буфеты. Все эти "ноу-хау" изрядно усложнили жизнь театрам, но публика исправно устраивала аншлаги, а значит, все труды были не зря. В итоге этот сложный саратовский театральный год вышел ничуть не слабее предыдущих.

Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус Тюз, "Метод Грёнхольма". Фото Михаила Гаврюшова

Классика на выезде

Театру оперы и балета прошлогодний вынужденный простой был на руку. Пока историческое здание разбирают по кирпичикам и собирают снова, труппа и технические работники переехали в бывший ДК завода "Тантал", и принялись усиленно обживать новую территорию. В фойе развесили фото солистов и артистов балета, соорудили оркестровую яму и танцклассы, отремонтировали гримерки. В целом выжали все, что смогли, но крохотная по меркам прежнего здания сцена диктует свои правила и даже самые масштабные по задумке постановки на ней смотрятся камерно.

Обе премьеры этого года получились тоже очень домашними. Оперетта "Баядера" и балет "1000 и одна ночь", конечно, не входят в сокровищницу мирового классического искусства, но своей краткостью и легкостью нравятся зрителю. Не кажется случайной и объединяющая их восточная тема: декорации в этом случае можно задействовать дважды (задник со сверкающими в ночном небе звездами был замечен в обеих постановках).

Что до исполнительской составляющей, то в оперетте впервые в главной роли блистал удивительный для местной сцены тенор Аббосхон Рахматуллаев, женскую партию пела можно даже не говорить, кто, и так понятно – супруга худрука и главного дирижера, неувядающая Ольга Кочнева. В "1000 и одной ночи" в очередной раз актуализировалась проблема отсутствия "скамейки запасных" в мужской части балетной труппы. Если у девушек есть несколько равноценных солисток, то у мужчин Алексей Михеев по-прежнему один за всех.

Театр оперы и балета, "Баядера"

Без Собиновского музыкального фестиваля зрители тоже не остались. На этот раз он вышел почти полностью балетным. Часть спектаклей любезно согласился принять на своей более комфортной площадке драмтеатр, другие "ужали" до размеров бывшего ДК, но даже в такой ситуации от традиции приглашать известных солистов лучших театров России решили не отступать. На "Конкурс конкурсов вокалистов" тоже смогли иностранцев привезти, что в условиях коронавируса и обязательных карантинов сделать, ой, как непросто.

Первый сезон театра оперы и балета "на выезде" можно считать успешным. Историческую сцену обещают привести в порядок через 1,5 года, и в конце 2022-го даже сыграть на ней первый спектакль. Правда, зная, как любое знаковое строительство в Саратове легко превращается в скандальный долгострой, доверять таким обещаниям стоит только с большой натяжкой. Так что оперному, пожалуй, стоит пока жить сегодняшним днем, тем более, у него это неплохо получается.

Театр юного зрителя и взрослых разборок

ТЮЗ в последние пару месяцев регулярно поставлял местным СМИ скандальные новости. Вначале из-за заболевшего ковидом актера отменили пару спектаклей, затем круг контактных расширился, и было принято решение фактически досрочно закрыть сезон. Позже выяснилось, что несоблюдение санитарных норм – далеко не главная проблема в театре. Часть артистов написали письмо, в котором пожаловались на некомпетенцию директора Игоря Баголея, низкие зарплаты, отсутствие премий, непонятную ситуацию с поиском нового главного режиссера и т.д. Ситуация осложнилась тем, что незадолго до этого решение уйти из театра приняли сразу несколько ведущих артистов театра, в том числе, звезда ТЮЗа Артем Кузин (по слухам, он перебирается в Москву). Уничтожить склоку в зародыше не удалось, и дело дошло до проверки Минкульта. Сенсационных выводов из нее не последовало, но группе «революционеров» частично удалось добиться своего. В частности на пост главного режиссера, который был вакантным целый год, под самый конец сезона был назначен Георгий Цнобилидзе. Чтобы как-то реабилитироваться перед зрителями, ТЮЗ решил даже показать премьеру спектакля, все участники которого честно отсидели положенный срок на самоизоляции. Правда, назвать "Метод Грёнхольма" полноценной премьерой сложно. Дело в том, что спектакль с таким же названием представляли дипломники Баголея в ТЮЗе в начале 2020-го. Из-за ковида и последующего закрытия театров сыграть его они сумели всего несколько раз. Бывшему главрежу театра Алексею Логачеву настолько понравилась пьеса, что он решил поставить ее уже со взрослыми актерами. Удивительно, но спектакль, который саратовские зрители видели всего два раза, тут же отправили на фестиваль в Крым. К чему эта поспешность, остается только гадать. Возможно, часть жалобщиков решили отослать на море, пока они еще что-нибудь требовательное не написали.

ТЮЗ, "Жаворонок или Жанна Д.Арк"

За всеми этими разборками можно было позабыть о том, какой шикарный сезон провел ТЮЗ. Из того, что приходит на ум первым, это "Отцы и дети" в модном прочтении, которые взорвали критику, супермасштабный "Жаворонок или Жанна Д.Арк", в которой не пел только пес Алексея Кривеги, и "Колбаска, Боцман и другие", ставшая реинкарнацией легендарного спектакля самого Юрия Киселева. Перед новым главрежем и руководством театра теперь стоит задача суметь сплотить расколовшийся коллектив и создать такую атмосферу в театре, в которой хотелось бы творить, а не ругаться.

Экспресс-успех имени драмы

Академдрама по сравнению с другими выглядит в последние годы образцом стабильности. Зданию театра ничего не угрожает, худрук Григорий Аредаков и директор Владимир Петренко уверенно сидят в своих креслах, и даже управляющий ТЮЗом Игорь Баголей постоянно появляется на родной сцене. При таком умиротворяющем штиле вся ответственность в плане ньюсмеркерства ложится на премьерные постановки.

В загашнике с прошлого сезона лежали "Человек из Подольска" и "Дни Победы". И если абсурдистская трагикомедия "пропасть" за это время не могла, то второй спектакль специально готовился к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Спустя год обновлять цифры на афише не стали, показав постановку такой, какой и задумывали ее режиссер Виктор Мамонов и автор пьесы, саратовская писательница Ксения Степанычева. "Человек из Подольска" тоже удался: уморительное полицейское кабаре, где странные правоохранители заваливают задержанного вопросами о родном городе и не собираются вешать на него "висяки", публика восприняла на "ура".

Театр драмы, "Человек из Подольска"

В список постановок с непростой судьбой добавились "Две матери, две дочери ON-OFF". "За" успешную премьеру было мастерство актеров и имя драматурга Алексея Слаповского, "против" - ковидные ограничения.   Исполнительнице одной из главных ролей пришлось долго отсиживаться на рекомендованной самоизоляции, но в итоге все состоялось.

Оказывается, не всегда на работу над проектом надо тратить год, а то и больше. В случае с постановкой "Мы живем в чудесное время, Оля!" от читки эскиза до полноценного показа на сцене прошло всего-то пару месяцев. И качество от этого никак не пострадало: восторженные посты в соцсетях после премьеры – лишнее тому доказательство.

Прима драмы Эльвира Данилина продолжает осваивать режиссерское мастерство. Браться за сложные вещи она пока не решается, но и бульварные, в хорошем понимании этого слова, произведения театру всегда нужны. В "Деньгах как дождь" как нельзя кстати пришлась всегда яркая Александра Коваленко, темпераментность которой уравновешивал маститый Валерий Малинин. Судя по опыту предыдущих лет, спектакли такого толка надолго задерживаются в репертуаре, так что понаблюдать за тем, как нежданно- негаданно богатеют французские супруги смогут все желающие.

***

Неизвестно когда закончится история с коронавирусом, как пройдет третья волна, будут ли четвертая и пятая. Строить планы на будущее в такой ситуации - непозволительная роскошь. Театрам дали закончить сезон и это уже хорошо. Еще лучше то, что наши культурные заведения доказали, что на качество их работы не в силах повлиять внешние обстоятельства. В ситуации, когда ты и так не был обласкан хорошим финансированием, современными площадками и масштабными гастролями, это восхищает. Вот такая она, сила искусства. Вернее, сила саратовской театральной школы и традиций.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 05.10.2021, 15:40 Хозе предпочитает блондинок. В оперном – премьера оперы Бизе без предрассудков

    Если верить обещаниям чиновников и строителей, саратовскому театру оперы и балета работать на Новой сцене еще два сезона. Историческую сцену обещают сдать к концу следующего года, но труппе там надо будет обжиться и вряд ли это произойдет быстро. Так что артисты, музыканты, режиссеры, художники запаслись терпением и творят там, где это сейчас возможно. Да, масштабных спектаклей в бывшем ДК "Тантал" не поставить, но, как выяснилось, все грандиозное при умении и желании можно талантливо "ужать" до камерного. Так и произошло с первой премьерой этого сезона оперой "Кармен".

  • 24.02.2021, 16:55 "Баядера" на 2-й Дачной. В оперном - экзотика, танцы и несдающаяся солистка

    "Баядера" для саратовского театра оперы и балета - это не просто очередная премьера. Это точка отсчета новой эпохи в истории театра. Оперетта стала первой постановкой, дебютный показ которой прошел не на исторической сцене, а на новой (бывший ДК "Тантал"). Реконструкция старого здания, переезд в новое, пандемия и запрет на посещение публики … За последний год на оперный навалилось столько, что в пору было как-то смириться с обстоятельствами и не пытаться прыгнуть выше головы. Но артистам, музыкантам, даже рабочим цехов очень хотелось доказать, что и в совершенно других, порой экстремальных условиях театр может работать на прежнем уровне. Тем более что выразительных средств сейчас предостаточно.

Новые материалы
  • 15.11.2024, 14:15 "Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана

    Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.

  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x