Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Шить и забивать. Саратовских школьников хотят приучать к труду по советским рецептам?

  • 14:40, 16 июня 2022
  • Комментариев[0]

На днях временно исполняющий обязанности губернатора Саратовской области Роман Бусаргин неожиданно предложил вернуться к школьным урокам труда. По мнению главы региона, на этих занятиях дети смогут получить "практические навыки, которые пригодятся им в жизни" и, возможно, "определиться с будущей профессией". Многие удивились этому предложению, тем более что труды по видом уроков технологии до сих пор есть во многих школах. Вопрос только в том, чему на них учат и чему должны учить. СарБК поговорил об этом с родителями нынешних школьников и профессионалами в различных областях.

Шить и забивать. Саратовских школьников хотят приучать к труду по советским рецептам? Фото СарБК

"До сих пор не люблю общепит"

Среди комментариев к инициативе Бусаргина преобладают одобрительные. Саратовцы считают, что настоящие уроки труда с практическим уклоном помогут воспитать у детей "уважение к труду", а также помогут им лучше приспособиться ко взрослой жизни.

Впрочем, есть и те, кто воспринял предложение как очередную ступень возврата к ностальгическим советским лекалам. Из того же разряда — использование "общественно полезного труда" детей в школах, создание современного аналога пионерии, а также обсуждаемое внедрение советских стандартов высшего образования в противовес недружественной Болонской системе.

Врио губернатора припомнил, что раньше на уроках труда "мальчиков учили забивать гвозди и пользоваться инструментами, девочек – готовить и шить". А вот что вспоминают о "воспитании уважения к труду" другие бывшие ученики.

"Наш класс всем составом на уроках труда изготавливал ящики для почтовых посылок. Девочки вместе с мальчишками орудовали молотками. Пальцы потом были сбиты. Не думаю, что тогда мне это было полезно. Да и в жизни, слава богу, это умение не пригодилось. Все это выглядело совершенно нелепо", — рассказывает жительница Энгельса. А саратовец Алексей приводит противоположный пример. В его школе уроки труда по теме "Вышивание" проходил весь класс. И мальчишки тоже выводили на канве крестики.

Есть, конечно, и положительные воспоминания. Председатель Общественного совета при региональном министерстве образования Сергей Саратовский рассказывает: "Мне повезло с учителями труда. У нас были два учителя - один по по столярному делу, другой — по токарному. Для нас это были люди уважаемые. Они много делали в школе сами и с нашей помощью. Даже в советское время школа реализовывала произведенные изделия и на эти средства мы обустраивали классы. Из нас воспитывали действительно самостоятельных людей".

студия17.рф

Многие из тех, кто учился в советской, а потом и в российской школе, называют уроки труда бесполезной тратой времени или возможностью отдохнуть. Кого-то на уроках приобщали к различному мелкому труду на благо школы, а кто-то вместо освоения технологии делал домашнее задание по другим предметам.

Стоит уточнить, что школьными уроками в советское время трудовое обучение не заканчивалось. В 10-м и 11-м классах учеников ждала начальная профессиональная подготовка. Сегодня не понятно, зачем ее вводили для тех, кто планировал поступать в техникум или институт.

"Я помню, что мои родители очень возмущались тому, что мы вместо подготовки к экзаменам, один день в неделю целиком проводили на производстве. Это была заводская столовая. Тридцать лет прошло, а я до сих пор не люблю общепит — насмотрелась, как промывают макароны шлангом в углублении в полу. А позже — цех завода с какими-то деталями, погруженными в машинное масло", — делится жительница Саратова Татьяна.

"Шили трусы и страшные ночные рубашки"

Роман Бусаргин предположил, что реанимированные уроки труда помогут школьникам определиться с будущей профессией. СарБК спросил у нынешних профессионалов о роли занятий по домоводству или слесарному делу в выборе их профессии.

Саратовский дизайнер, создатель бренда ANNAIVANOVA Анна Иванова заявляет, что уроки труда в советской школе могли скорее отбить желание кроить и шить навсегда, чем привить любовь к этому занятию.

"На уроках нам ничего интересного не давали. Мы шили трусы и страшные ночные рубашки. Была такая программа, но никто этого делать не хотел. А я уже в школе делала себе одежду, потому что мы жили в такое время, когда носить было нечего, и так было принято в семье", — вспоминает дизайнер.

Создатель модной одежды подчеркивает, что именно семейные традиции повлияли на ее выбор: "Моя бабушка была медиком, но еще до войны, будучи девушкой, училась на белошвейку, поэтому умела шить, вышивать, вязать. Это передалось маме, она тоже все свои наряды шила сама. Дома всегда кто-то занимался рукоделием. Но я, в отличие от всех наших женщин, сделала это своей профессией".

wday.ru

Тем не менее, Анна Иванова считает, что движение, физический труд, а тем более занятия, где необходима мелкая моторика, будут полезны для детей в век гаджетов. К тому же, по мнению бизнесвумен, идея видится еще более актуальной в свете нынешней экономической ситуации: "Сейчас например, говорят об импортозамещении. Но у нас ремесленные профессии убиты. Их нет. У нас шить некому. А эти уроки могли бы привить любовь к ремесленному труду".

При этом предприниматель предупреждает, что возврат к советскому формату уроков труда станет шагом назад, нужны новые формы работы с сочетанием традиций и новых технологий: "Желание создавать себе одежду у нового поколения есть. Им хочется реализовать свою креативность и им для этого нужны инструменты. Хочешь это сделать? Вот тебе инструменты. Тогда это будет вызывать отклик. И здесь надо говорить о необходимости дополнительного оборудования, технического обеспечения. Если это швейное дело, то нужны швейные машинки. Или детям будут предлагать вышивать козликом на руках?"

Анна Иванова говорит, что видит, как это может развиваться, поэтому готова участвовать в обсуждении и планировании решений.

Для другого профессионала — плотника и столяра Александра Васикова уроки труда в школе тоже не стали импульсом к выбору основного занятия: "Не могу сказать, что я в том возрасте понимал, что в моих руках инструменты ладно лежат и дерево слушается. Вряд ли я понимал такие вещи. Мы делали на трудах табуретки и вешалки. Тогда интереснее было собирать автомат на уроках начальной военной подготовки. Автомат куда интересней, чем табуретка".

При этом собеседник СарБК не отрицает некоторой пользы от школьных уроков труда: "Женился, например, человек. И чтобы жена не пилила за то, что криворукий, он сможет какой-то гвоздь забить".

А кондитер Виктория Шелеп уверена, что стала заниматься выпечкой благодаря учительнице по труду. Она буквально горела своим делом, придумывала интересные домашние задания, новые формы на уроках. Например, надо было накрыть стол для мальчиков своего класса, чтобы они потом выбрали самое вкусное блюдо.

"Шитье меня не очень увлекало, но учительница явно старалась. А вот моя школьная подруга стала модельером", — рассказывает Виктория.

spletnik.ru

 Забить на знания?

Кроме воспоминаний о школьных уроках труда предложение главы области вызвало вопросы о сути идеи. Ведь родители нынешних школьников прекрасно знают, что и сегодня в расписании есть уроки, где девочки готовят и шьют. Ведь зачастую законченные изделия, которые предъявляются учителю для оценки, делают мамы. Папам мальчиков, кажется, везет больше. В рамках современного предмета "Технология" им находятся куда более увлекательные занятия — изучение робототехники, например.

В министерстве образования области подтвердили, что урок "Технология" в учебных планах школ был всегда. Сегодня изучение предмета строится по модульному принципу. Неизменными модулями являются "Производство и технология" и "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов", а вариативными — "Робототехника", "3D-моделирование, прототипирование, макетирование", "Компьютерная графика. Черчение", "Автоматизированные системы", "Животноводство" и "Растениеводство". Это позволяет создавать "индивидуальные образовательные траектории по восходящему принципу", отметили в ведомстве.

О каких-либо нововведениях, свидетельствующих об изменении подходов к урокам, из ответа чиновников мы не узнали. Напротив, в ведомстве уверены, что уже сейчас у подрастающего поколения "формируется культура труда, технологические и проектные компетенции, включая компетенции проектного управления". В чем же тогда суть предложения Бусаргина?

В министерстве добавили, что современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но все чаще в школах возвращаются к старому и привычному режиму. К слову, есть приказ министерства просвещения РФ об обязательных мастерских по металлу и дереву для мальчиков, швейных и кулинарных кабинетов для девочек.

Впрочем Сергей Саратовский убежден в том, что изменения необходимы: "Даже слово "технология" не подразумевает практическое применение. Человек может знать технологию, но никогда не пытаться даже применить это на практике. Вопрос именно о практическом подходе".

Председатель совета уверяет, что общественность обсуждает возвращение уроков труда "на протяжении лет двадцати, наверное". По словам эксперта, об этом просят родители: "Очень много родителей, с которыми мы взаимодействуем в рамках общественного совета, просят найти возможность привлечь ребенка к труду. Чтобы ему было интересно, полезно, чтобы он развивался. Вопрос же не идет о каких-то изматывающих занятиях".

Собеседник СарБК заявил, что новые формы трудового образования еще будут обсуждаться, в этом решении надо учитывать положительный опыт из истории отечественного образования, обязательно применять индивидуальный подход: "Если ребенок ориентирован на то, чтобы стать IT-специалистом, значит, он может участвовать в создании и поддержке школьного сайта, продвижении школьных проектов в сети интернет, как пример. Мы сейчас пытаемся говорить только на уровне "вяжут, шьют, готовят". А вопрос в том, чтобы это пригодилось ребенку".

Именно индивидуальный подход видится в обновленных уроках труда идеальным решением. Ведь те дети, которые серьезно и углубленно занимаются изучением школьных предметов, трудятся больше, чем иные взрослые, которые ходят на работу и получают зарплату. Эти школьники прекрасно знают цену затраченным усилиям. Говорить с ними о пользе труда — все равно что объяснять таблицу умножения выпускникам. И вряд ли их надо учить забивать гвозди, если они сами к этому не стремятся. Профессионал, который может себя реализовать в выбранной области, вполне способен доверить ручную работу тем, кто справляется с ней лучше. А за движение и активность могут отвечать уроки физкультуры.

Будем надеяться, что при принятии решений о "приучении к труду" будут учитываться разные мнения родителей, в том числе тех, кто считает, что способен "приучить" детей ко всему нужному сам. Забивать гвозди могут научить и в семье, а вот дать знания и подготовить ребенка к поступлению в профессиональное учебное заведение — это то, чего родители в первую очередь ждут от школы.

 

Похожие материалы
  • 05.11.2015, 11:23 "Особо модные", или как работали саратовские "подиумы" в советские годы "Фасоны строгих линий", "простые, но изящные", "удобные и практичные" - не много наберется эпитетов для того, чтобы описать саратовскую моду 1960-1980-х годов. Интересно, но о моде советского времени в Саратове писала даже газета "Коммунист". Более того, в нашем городе существовал даже свой Дом моды. Говорят, котировался он не хуже московского, что на Кузнецком мосту. Как и во что одевались саратовские модницы в СССР – узнаем из пожелтевшей библиотечной прессы. Продолжаем листать газеты советских лет.
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x