Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: опальные Сакко и Ванцетти, третий мост, саратовский Голливуд

  • 21:24, 27 января 2023
  • Комментариев[0]

Как это часто бывает, самой обсуждаемой темой в Саратове становится что-то, что никак не влияет на жизнь горожан. На этой неделе таким инфоповодом стало внезапное переименование улицы Сакко и Ванцетти. Провести такую же "спецоперацию", как с проспектом Кирова, чиновники не успели и получили мощную волну негатива. А пока горожане спорят с мэрией, жизнь в области налаживается - готовятся строить линию скоростного трамвая, третий мост через Волгу и даже создавать собственную "фабрику грез".

Темы недели: опальные Сакко и Ванцетти, третий мост, саратовский Голливуд Фото СарБК

Ни Сакко, ни Ванцетти

От редакции

История с проспектом Кирова-Столыпина (почти) повторилась на этой неделе. От краеведов стало известно о том, что городская комиссия по топонимике единогласно одобрила переименование улицы Сакко и Ванцетти в Саратове в Дмитриевскую. Чиновники хотели сделать это по-тихому и преподнести смену названия уже как свершившийся факт. Но не получилось: краеведы забили тревогу раньше, а мэрии пришлось выкручиваться.

Откуда вообще взялась эта идея, кто выступил инициатором и почему именно сейчас — ответов на эти вопросы от чиновников мы так и не дождались. Если переименование проспекта Кирова было формально приурочено к юбилею со дня рождения Столыпина, то с чем связан очередной топонимический приступ — так и осталось тайной.

Напомним, что Дмитриевская было первым названием улицы. Оно образовалось от имени жены советника питейного отдела казенной палаты (!) Марии Федоровны Дмитриевой. Она снискала известность в городе тем, что давала щедрые пожертвования и, в частности, за собственные средства выстроила целую колокольню Александро-Невского собора (был разрушен в 1930-е годы, на его месте сейчас стадион "Динамо").

Вторым названием улицы было Большая Кострижная. Оно происходило от слова "кострига" — так назывались отходы канатных и прядильных предприятий, располагавшихся на этой улице. Эти два названия некоторое время использовались одновременно, но к концу 19-го века имя Дмитриевой ушло из городской топонимики и, видимо, из памяти жителей. Но его почему-то решили воскресить в веке 21-м.

В некоторых источниках есть еще крайне расплывчатые данные о том, что в какое-то время улица называлась Дворянской (то ли Большой, то ли Малой), но изучивший несколько карт историк Вячеслав Давыдов не нашел такое название ни на одной из них.

Современное название улица получила в августе 1927 года. Тогда в прессе по всему миру, в том числе в советской, обсуждался приведенный в исполнение смертельный приговор двум борцам за права рабочих Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти. Еще в 1921-м в США их осудили за разбойное нападение с тремя жертвами. Приговор вызвал широкий общественный резонанс, потому что многим казался неправосудным. Шесть лет длилась кампания по пересмотру дела, которая не увенчалась успехом. Естественно, в советской прессе это подавалось как расправа капиталистов над пролетарскими активистами, то есть эпизод мировой классовой борьбы. Тогда же во многих городах России появились улицы в честь казненных американцев.

Фото СарБК

Идеи о переименовании улицы высказывались неоднократно. И это можно понять — идеологический смысл названия уже давно забыт и не актуален. Так, в 2007 году всерьез предлагалось назвать ее именем Гагарина (на ней находится колледж, в котором учился будущий космонавт). Тогда это предложение даже поддерживала сбором подписей "Молодая гвардия". Однако от идеи отказались. Так что имя Гагарина в областном центре по-прежнему носит улочка в частном секторе, где даже асфальта нет.

В 2015-м развернулась дискуссия по предложению Общественной палаты (во главе с Александром Ландо) назвать улицу именем писателя Михаила Булгакова. Тот несколько раз в молодости бывал в здании на пересечении с Вольской, где в начале 20-го века была казенная палата. Дочь председателя палаты Татьяна Лаппа стала первой женой Булгакова. Но и тогда идея массовой поддержки не встретила. В результате улица Булгакова все-таки появилась в 2016 году, но в новом микрорайоне.

В 2017 году от Сакко и Ванцетти отделили часть в квартале между Чапаева и Мирным переулком и назвали ее отдельной улицей Люкшина (архитектора Крытого рынка). И вот — новая попытка.

Совсем проигнорировать общественное мнение и результаты опросов (71% против на сайте СарБК) властям на этот раз не удалось. Успел выразить свое категорическое несогласие градозащитный совет при областной думе. Несогласные предложили разные доводы. Например, краевед Павел Баркетов напомнил о стихотворении "Улица Сакко и Ванцетти" Константина Симонова 1948 года, которое навеяно именно саратовской топографией и как раз объясняет ее идеологию. Кроме того, он упомянул, что неплохо бы поинтересоваться мнением жителей самой улицы и находящихся там организаций. Ведь это им потом менять реквизиты, адреса и терпеть путаницу. Председатель градсовета Владимир Лешуков попытался вернуть названию идеологическую значимость, напомнив о современном противостоянии с Америкой.

Правда, из обсуждения с общественниками чиновники сделали не тот вывод, который стоило. Поэтому стали продвигать вместо одного варианта переименования три, добавив к "Дмитриевской" также "Булгакова" (при наличии такой улицы в городе) и... "Симонова". Последний вариант стал уж совсем каким-то издевательским: во-первых, очевидно, о Симонове чиновники узнали только от краеведов, а во-вторых, тем самым как бы показали: мол, есть установка переименовать, а как — по большому счету все равно. Вишенкой на торте стал размещенный мэрией опрос, где нельзя было проголосовать против переименования, что немедленно вызвало еще большую бурю негодования.

Фото Дениса Жабкина

В общем, мэрия сделала все, чтобы загубить неизвестно кем поданную инициативу на корню. Конечно, гражданам по большому счету все равно, кто такие Сакко и Ванцетти, дорога память о советской реликвии. Если история с проспектом Кирова была единичным эпизодом, то теперь просматривается уже тенденция. В то время как в обществе очевиден запрос на сохранение и воссоздание всего советского, саратовские власти вдруг ни с того ни с сего взялись за непопулярную и несвоевременную декоммунизацию улиц.

А закончить этот обзор хотелось бы цитатой из студенческого исследования Александра Касовича о переименованиях саратовских улиц (спасибо за его публикацию Станиславу Гридасову): "По-моему, все волны переименований, произошедших в XX веке и начале нынешнего столетия произошли главным образом не из потребностей горожан, а из-за пресловутого политического фактора и простого нежелания реально благоустраивать город городских чиновников, ограничившись лишь сменой табличек и покраской бордюров". Ни добавить, ни прибавить.

Мнение эксперта

Ольга Алимова, депутат Госдумы (КПРФ)

Нельзя манипулировать историческими фактами и переписывать историю родного города! Раньше, чтобы увековечить чью-то память, власти использовали новые микрорайоны, новые площади и улицы, парки, промышленные предприятия и многие другие с нуля возведенные объекты. Сегодня же получается так, что власти и общественники инициируют переименования тех объектов, которые до этого долгие годы сохраняли историческую память великих деятелей коммунистического и рабочего движения. Видимо, ничего нового построить нынешняя власть не может, поэтому им приходится переименовывать то, что было построено до нас.

Долина чиновничьих грез

От редакции

В Саратовской области хотят организовать "кинокластер" – привлечь кинокомпании для съемок в наших локациях. Такую революционную идею на заседании регионального правительства высказал министр инвестиционной политики Александр Марченко.

То есть вопросы привлечения инвесторов в промышленность, энергетику, транспорт, технологии, ну или даже сферу туризма уже решены. Теперь настало время задуматься о новых, неосвоенных направлениях. По всей видимости, так стоит понимать неожиданное предложение, которому предшествовала успокоительная статистика о том, что инвестиции к нам текут рекой.

Причем не совсем понятно, идет речь о природных, городских фонах или о создании целых студий с декорациями. Честно говоря, для современного кинематографа иногда достаточно просторного помещения с хромакеем, все остальное может сделать компьютерная графика. Так что осталось понять, почему съемочные группы поедут именно в Саратовскую область.

Как показывает современная практика, киношники почему-то в Саратов предпочитают не ехать, даже когда снимают фильмы, действие которых происходит в Саратове. Вывоз группы со всем скарбом и оборудованием — удовольствие не из дешевых. Хотя мы можем, конечно, вспомнить несколько примеров, когда в Саратове что-то снималось. Например, Михалков в театре ваял эпизоды фильма о Столыпине. Какие-то маргинальные случаи, вроде проектов Алексея Панина, мы не берем. В этом смысле советские кинематографисты были куда более благосклонными к Саратову. Ленты "Строится мост", "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Верность", "И снова май" снимались у нас. И ведь неплохое получалось кино.

Кадр из фильма "Строится мост", ВКонтакте

Конечно, тогда кинопроизводство не было бизнесом, оно было "важнейшим из искусств", и организовать командировку "на натуру" было относительно проще. Да и натура была получше — в большей сохранности были старые городские улицы. Теперь захочет какой-нибудь режиссер снять какую-нибудь картину о дореволюционных событиях на фоне саратовских особняков — а на заднем плане будет всегда мелькать какая-нибудь неуместная высотка. Одной восстановленной Триумфальной аркой тут не обойдешься.

Природные локации в регионе не отличаются особой оригинальностью. Зато некоторые микрорайоны и поселки, пожалуй, очень подошли бы для съемки какого-нибудь фильма-катастрофы, хоррора или, например, военной картины. В таком случае и разрушать дома можно будет взаправду — так и от аварийных зданий избавимся!

А если у нас решат возрождать советские кинотрадиции, то тут мы тоже готовы. В ближайшие годы у нас собираются строить третий мост через Волгу — чем не материал для римейка фильма 1965 года?

Мнение эксперта

Роман Васильев, арт-директор Дома кино

Я так понимаю, что речь идет о кинокомиссиях, которые уже давно существуют во всем мире, в том числе и в регионах России. На данный момент работает 35 кинокомиссий, в том числе в соседних областях.

Главная функция этой организации - привлечение съемочных групп в свой регион, помощь в организации съемочного процесса, расселение, питание, транспортная поддержка, предоставление техники и согласование административных вопросов.

Возможности Саратовской области очень большие - у нас три природно-климатические зоны: лесостепь, степь, полупустыня.

На севере у нас есть прекрасный хвалынский "Национальный парк", широкая Волга, где можно снимать сцены морского побережья, у нас много промышленных предприятий как активно работающих, так и заброшенных, которые тоже могут вызвать интерес у съемочных групп.

На самом деле наш коллектив уже давно продвигает эту тему. Было разработано несколько проектов создания кинокомиссии в Саратовской области. У нас есть опыт по привлечению съемочных групп не только российских, но и зарубежных в Саратов, при нашей организационной поддержке проходили съемки игровых, документальных фильмов. Очень часто к нам обращаются кинопродюсеры и режиссеры с просьбой оказать содействие, найти локации. Мы, конечно же, не отказываем, чем можем помогаем, но это все на общественных началах.

Нельзя сказать, что сразу после создания кинокомиссии туристы поедут в Саратовскую область целыми вагонами или самолетами, но нужно двигаться в этом направлении. Будет очень здорово, если наш регион будет показан в фильмах, сериалах и программах федеральных каналов, чтобы Саратов звучал не только в шутках Comedy Club.

От властей региона нужна только поддержка. Весь алгоритм действий уже прописан. Есть четкая политика, как нужно проводить эти мероприятия.

Фото СарБК

Третий, да не тот

От редакции

2023 год запомнится нам тем, что в это время наконец-то был дан старт реализации как минимум двух долгоиграющих прожектов в Саратовской области. Первый — это скоростной трамвай. На этой неделе объявлен тендер на реконструкцию трамвайного маршрута N9 на 2,7 млрд рублей. Впервые за десятилетия в городе будут не демонтировать, а укладывать новые рельсы. Второй — это строительство третьего моста через Волгу в районе Саратова.

Третий мост станет частью так называемого "южного обхода", который замкнет круговую трассу вокруг Саратова и Энгельса и позволит всему транзитному транспорту идти мимо городов. Напомним, о необходимости еще одной переправы говорил еще губернатор Дмитрий Аяцков. Снова поставили тему на повестку около 10 лет назад, когда стало понятно, что старый мост ветшает и скоро может потерять большую часть несущей способности. Правда, тогда обсуждалось строительство моста все-таки в черте городов для того, чтобы им пользовались местные. Теперь же на первый план вышли межрегиональные трассы и грузопотоки. Таким образом, проблему связи между городами будущая переправа не решит и, вероятно, через энное количество лет будет подниматься вопрос о возведении четвертого сооружения.

На этой неделе, в максимально торжественной обстановке (разве что без фанфар и закладки первого камня – поскольку дело было в формате видеоконференции) из Москвы дали старт началу этого грандиозного проекта. Дорога протяженностью почти 42 км (из них 11,6 км приходится на мост) требуется построить за три года – ввести в эксплуатацию к 2026-му. Задача крайне амбициозная, учитывая, что конкурсы подчас разыгрываются по полгода, бывают проблемы с подрядчиками, проектами и проч. и проч.

Фото: Володин.Саратов / Telegram

Впрочем, это всего лишь дань тенденции "пятилетку за три года". Вот и скоростной трамвай у нас предлагается сделать не за четыре года, а за два. И противотуберкулезный диспансер построить в два раза быстрее. И дело не только в желании ставить завышенные планки, чтобы мотивировать всех на более активную работу. Как пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин, сопровождающий все крупные стройки в регионе, одна из причин авральных темпов — это вечно дорожающие стройматериалы. В таких долгих проектах стоимость сооружения к концу может значительно вырасти. Если подрядчику не дать еще денег, он начнет экономить, а это может не лучшим образом сказаться на качестве. Ну и, конечно, деньги надо расходовать быстрее, чтобы дали еще. Вот и вся подноготная аврала.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Россия поворачивается на Восток. Соответственно, перестраивается логистика и транспортные коридоры в сторону восточной Азии приобретают стратегическое и первостепенное значение. Южный обход Саратова в этой связи важен не только для города, но и для всей страны, а значит его строительство будет на особом контроле. Думаю, что построят его в срок, так как по важнейшим направлениям дорожного строительства в России сдача объектов обычно идет с опережением. Я не стал бы ставить этот объект в один ряд с трамваем и диспансером, по вышеописанным причинам, так как это не локальный, а федеральный проект. Хотя для Саратовской агломерации от тоже имеет важнейшее значение. Большое кольцо завершит фактическое слияние Саратова и Энгельса в один город и для объединения достаточно будет принять политическое решение. Это откроет новую страницу в истории областного центра.

Автор: Ольга Бирюкова
Похожие материалы
  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 15.04.2020, 09:49 Итоги "перезагрузки". Корпорация развития Саратовской области привлекла 14 новых инвестпроектов Сегодняшняя ситуация в мире заставила с тревогой посмотреть на перспективы по увеличению роста экономики и повышению уровня жизни россиян и в очередной раз подчеркнуть необходимость интенсивного развития несырьевого сектора. Впрочем, этих высоких целей никто не отменял, как и старта нового инвестиционного цикла (он бы и подтолкнул вверх уровень жизни в регионах, послужил развитию промышленности). Что касается региона, то развитием инвестиционной привлекательности, а также привлечением частных вложений в экономику занимается недавно созданная Корпорация развития Саратовской области.
  • 21.05.2019, 10:18 "Корпорация развития Саратовской области": Перезагрузка отношений к крупным инвесторам В одном из апрельских материалов журналисты "СарБК" при участии экспертов попытались подвести итоги первого года работы "Корпорации развития Саратовской области". Напомним, организация была создана с подачи губернатора для привлечения инвесторов и сопровождения инвестпроектов. Авторы статьи отметили крайнюю скудность информации о промежуточных результатах ее деятельности и отсутствие сведений о старте инвестиционных проектов. Наблюдатели тогда не поскупились на оценки вклада "Корпорации" в развитии региона. Но вскоре после публикации появился повод обратиться к этой теме вновь. Стало известно о новом руководителе организации и ее интеграции с региональным Центром предпринимателя "Мой бизнес".
Новые материалы
  • 15.11.2024, 14:15 "Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана

    Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.

  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x