Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Мюнхгаузен — на сцене, Янковский — в бронзе. В театре драмы презентовали спектакль про легендарного фантазера

  • 13:10, 28 февраля 2024
  • Комментариев[0]

23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Саратовский драматический театр имени Слонова, где когда-то начал свою карьеру будущий народный артист СССР, решил отметить это не банальным возложением цветов к памятнику в сквере, а спектаклем-посвящением. В качестве материла постановщики выбрали знаменитую пьесу Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен". Шаг это безусловно смелый, потому что у огромного количества зрителей барон-выдумщик ассоциируется именно с Олегом Янковским. Попробовать переиграть такого мастера или полностью повторить его работу было бы утопичной идеей, и в драме решили создать собственное, ни на что не похожее произведение. Место памятнику с цветами там тоже, кстати, нашлось.

Мюнхгаузен — на сцене, Янковский — в бронзе. В театре драмы презентовали спектакль про легендарного фантазера Фото Анны Недочетовой

Известный немецкий барон Карл Мюнхгаузен (Александр Каспаров) имеет репутацию заправского фантазера. Впрочем, фантазии фантазиями, а многие из них имеют свойство сбываться. Окружающие Мюнхгаузена уважают, слегка побаиваются и в тайне восхищаются им. Барон вот уже несколько лет живет со своей возлюбленной Мартой (Дарья Ревина). Но она ему не жена, поскольку 20 лет назад по воле родителей женился он на Якобине фон Дуттен (Эльвира Данилина). Сразу после рождения сына Феофила (Дмитрий Ульянчев), супруги разбежались, и вот теперь Карл требует у Якобины развода, чтобы жениться на обожаемой Марте. Баронесса не собиралась так легко сдаваться, однако затем все же решила пойти на встречу Мюнхгаузену. Когда казалось, что дело улажено и осталось лишь подписать документы, барон выкинул очередной трюк, указав в бумагах несуществующую дату. Вокруг этой и других выдумок героя фантастических рассказов и строится все действо.

Фото Анны Недочетовой

В постановочную группу спектакля "Тот самый Мюнхгаузен" вошли режиссер Алексей Размахов и художник Юлиана Лайкова. Оба они хорошо известны драмовской публике. Размахов поставил "Мы живем в чудесное время, Оля!" и "Очень простое открытие" на Малой сцене, Лайкова - "Танцы на праздник урожая" и "Королеву" на Большой. Юлиана, специализирующаяся еще и на создании особого художественного пространства, смогла создать на сцене уникальный мир в поместье барона. Ну, разве может жить такой человек, как Мюнхгаузен, в обычном доме? Конечно, нет! А вот в квартире, где оживает медвежья шкура, в воздухе висят макеты планет и огромная луна, сверху прямо на поднос падает зажаренная утка, все напичкано интересной мебелью, старинными книгами и замысловатыми механизмами, вполне. Чтобы было над чем фантазировать, за месяц до постановки, театр обратился к зрителям с просьбой отдать в дар интересные и винтажные вещи. Судя по той феерии, что творилась на Большой сцене, саратовцы люди явно нежадные.

Не потонуть в бытовухе Карлу и Марте помогает слуга Томас, которого Алексей Размахов смело размножил до пяти Томасов (Игорь Игнатов, Марина Абраменко, Дмитрий Кривоносов, Александр Островной, Юлия Сизова). Они так же чудаковаты и экспрессивны, как и их хозяин, а еще время от времени становятся музыкантами, сопровождая сюжет милыми незамысловатыми мотивами.

Фото Анны Недочетовой

В точку кастинг попал и с Александром Фильяновым в роли дерганного и услужливого адвоката Рамкомпфа и Валерия Малинина в роли забавного пастора.

Что касается главного героя, то изначально роль Мюнхгаузена предназначалась Олегу Морозову. Размахов уже работал с ним в "Оле", так что это решение выглядело вполне логичным. Морозов на сцене — это один сплошной оголенный нерв, и было бы интересно увидеть барона в его исполнении. Но в конце концов режиссер остановил свой выбор на Александре Каспарове. Типажно он и есть вылитый Мюнхгаузен — высокий, стройный, размашистый плюс парик и усы в помощь. Ему идет стоять, смотреть в даль, не торопясь говорить. Столько в этом достоинства и благородства! Но стоит только включиться во всеобщую суету, как магия тут же теряется. Эльвира Данилина в образе Якобины не удивила. Декольте, ножка, кокетливо показанная в разрезе блестящего платья, белые локоны и смоки айз — все это так или иначе мы наблюдали уже много раз. Ей бы пойти наперекор всему этому кабаре, но, видимо, уже в другом проекте.

Фото Анны Недочетовой

В середине второго акта на сцене появляется памятник Олегу Янковскому в образе Мюнхгаузена. Выглядел он один в один, как памятник, что стоит в сквере у театра (поговаривают, что у скульптора осталась копия), и некоторые зрители после финального поклона рванули на улицу посмотреть, на месте ли он. Фух, на месте! Посвящение Олегу Ивановичу оказалось трогательным, хотя и несколько выбивалось из канвы спектакля. Необычно смотрелась сцена с заточением барона в тюрьме, ради которой Александра Каспарова заставили залезть в техническое помещение под потолком, и финальный аккорд в виде бегущего по Луне Мюнхгаузена, который при этом лежал на полу.

Фото Анны Недочетовой

Размахов, привыкший к камерности Малой сцены драмы, решил и на Большой попытаться приблизить зрителя. Артисты на протяжении всех трех часов так или иначе взаимодействуют с залом — в начале они выходят на сцену как раз из зала, затем просят зрителей бросить цветы к подножию памятника, присаживаются рядом с публикой и отыгрывают сцену и т. д. Такого вовлечения зрителя в процесс, пожалуй, нет больше ни в одном масштабном проекте театра, и этот интерактив очень цепляет.

Те, кто не смотрел советский киношедевр Марка Захарова, с большим восторгом восприняли премьеру, а имевшие знакомство с лентой не смогли избежать сравнений. И если второй акт по смыслу получился более цельным и выстроенным, то первый с его бесконечной беготней и мельтешением напомнил некоторым театральный капустник.

Однако, как бы то ни было, оба премьерных показа прошли с аншлагами, а зрители потом еще долго в соцсетях обсуждали понравившиеся моменты. Репертуарная судьба на ближайшие несколько сезонов у "Того самого Мюнхгаузена" предсказуемо положительная, а свободных мест на мартовские спектакли почти нет. Поэтому тем, кто хочет посмотреть, как происходят чудеса, и почему непохожим на всех живется очень несладко, стоит заранее озаботиться покупкой билетов.

 

 

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 09.06.2015, 12:49 «Мой бедный Марат» в драме. Философия счастья в условиях блокадного Ленинграда Очередной сезон, вместивший в себя артхаусный «Танец Дели», булгаковско-мольеровскую «Кабалу святош», бенефис Игоря Баголея и т. д., театр драмы решил завершить постановкой «Мой бедный Марат». Пьесы Алексея Арбузова давно и заслуженно любимы театральными режиссерами. За искренность, простоту и за главное в арбузовской философии - желание быть счастливым вне зависимости от предлагаемых обстоятельств.
Новые материалы
  • 12.04.2024, 13:31 Талантливый мистер "Рипли". Заметки киномана

    Помните фильм 1999 года с Джудом Лоу, Гвинет Пэлтроу и Мэттом Деймоном? А может, "На ярком солнце" с Аленом Делоном? Или даже романы Патриции Хайсмит? Словом, про Рипли, который украл чужую личность, чтобы пожить красивую жизнь, вы наверняка слышали. Так вот, про него вышел целый сериал с Эндрю Скоттом.

  • 11.04.2024, 18:40 Завтраками кормят. Саратовский общепит переживает стагнацию

    С начала года в стране открылось на 40% меньше заведений общепита, чем за первые три месяца прошлого года. Саратовские рестораторы также куда реже отмечали новоселье. Как и в стране, снижение числа новых заведений объясняется дороговизной заемных средств в условиях высокой процентной ставки ЦБ, увеличением арендных ставок, ростом цен на оборудование, продукты питания, дефицитом кадров. Региональный перечень причин замедления активности ресторанного бизнеса дополняет и отсутствие высокого спроса со стороны потребителей на новые направления, форматы и вкусы. В области рассчитывают, что спрос на услуги общепита вырастет с появлением устойчивого турпотока, но не все в это верят. Подробности - в обзоре СарБК.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x