- A
- +A
- +A
Гламур смешали с баней. Как в регионе развивается глэмпинг и сколько это стоит
- 13:23, 23 июля 2024
- Комментариев[0]
По данным российских сервисов бронирования, в этом году повысился интерес туристов к отдыху в глэмпингах. Одновременно поднялась и цена. Причем ценник на "гламурные палатки" рос в два раза быстрее, чем в обычных отелях. В Саратовской области новый формат тоже пользуется спросом. Но эксперты предупреждают, что классический глэмпинг надо отличать от других форматов - тех же привычных турбаз. Как выглядит идеальная формула глэм-тура, сколько стоит такой отдых и снизится ли цена с увеличением числа площадок, попытался выяснить СарБК.
Гламур дешевым не бывает
Обозреватели туристического рынка уже не меньше двух десятилетий отпускают одну и ту же колкость в адрес местных баз отдыха о том, что их цены превышают прайс турецких отелей. Причем это сравнение остается актуальным и по отношению к территориям на морских побережьях (кроме Крыма, где из-за близости к СВО цены упали), и к загородном отдыху в некурортных регионах (Урал и Сибирь в этом ничуть не отличается от Поволжья). На популярных базах отдыха под Саратовом и Энгельсом приличный номер на двоих стоит не меньше 7 тыс. руб. в сутки, коттедж – порядка 20 тысяч. А с питанием и оплатой развлечений сумма становится значительно выше. Знатоки говорят, что те, кто сегодня хочет экономить на отдыхе, старается попасть на ведомственные объекты, которые принадлежат предприятиям или вузам, но принимают и клиентов "со стороны". Условия там могут быть поскромнее, но цены точно ниже.
Уже четыре года региональный туристический рынок прирастает глэмпингами (термин произошел от двух слов – гламур и кемпинг). По сути же, это комфортабельное жилье в живописных природных уголках – в лесу или на берегу реки. Некоторые из новых мест размещения появились и продолжают развиваться благодаря исключительно частным инвестициям, а пять проектов получили субсидии из федерального бюджета на создание модульных некапитальных средств размещения (общая сумма – почти 100 млн руб.). Два из них ("Лох-Бро" в Новобурасском районе и турбаза "Робинзон" в Энгельсском районе) уже принимают гостей, три (глэмпинг-парк "Ударник" в Саратове, "Утес" в Красноармейском районе и база отдыха «HOLM» в Усть-Курдюме) пока готовятся к работе (должны открыться до конца 2024 года).
К слову, в регионе при реализации подобных проектов есть возможность получить землю для постройки без торгов. Речь идет о новом преференциальном механизме для инвесторов. Как рассказывали в региональном министерстве инвестиционной политики, по критериям, установленным местным законом, для проектов сферы экологического туризма можно получить землю в аренду без торгов.
Увеличению числа глэмпингов предшествовало решение областной власти о грантовой поддержке (от 3 до 10 млн руб.) на создание объектов размещения туристов, их обустройство и подключение к инженерным коммуникациям, покупку оборудования, проведение работ по благоустройству территории и другие цели. Также инвесторам предоставлялось льготное кредитование по ставке 1% годовых на срок до трех лет в размере до 5 млн на финансирование инфраструктурных проектов. Министр инвестполитики области Александр Марченко подчеркивал, что в регионе готовы поддерживать владельцев баз отдыха и инвесторов, желающих развиваться в сфере туризма. В мининвесте помогали в подборе земельного участка, оформлении необходимой документации, во взаимодействии с органами власти, ресурсоснабжающими и финансовыми организациями.
В Саратовской области на данный момент работает десять глэмпингов. К слову, большинство объектов являются, что важно, круглогодичными. Спрос на них растет. По законам рынка, а также вслед за инфляцией, увеличивается и цена. В глэмпингах цены за последний год росли даже быстрее, чем на номера в обычных отелях – 21% против 11% (данные сервиса Bronevik.ru, которые публиковала "Российская газета"). Правда, в саратовском глэмпинге "Дача на сдачу" утверждают, что фактически ценник в последнее время падал: "Цены оставались такими же, не следовали за инфляцией. Значит, в реальном выражении снижались". Но, по правилам формата, гламур (в нашем случае, высокий комфорт) дешевым не бывает. Поэтому подобные предложения могут быть представлены только в средней ценовой категории или выше. Заведующая кафедрой туризма и культурного наследия СГУ, доктор экономических наук, профессор Татьяна Черевичко в комментарии СарБК обратила внимание на то, что глэмпинги "на стадии вхождения в рыночное пространство достаточно мобильны в своей ценовой политике", то есть, подстраиваются под возможности целевой аудитории. Поэтому домики в самых красивых природных уголках области сдаются и по 6, и по 18 тыс. руб. В стране, к слову, есть объекты, которые сдается за 30 тыс. руб. в сутки.
"Не прочувствовали концепт"
По словам собственницы глэмпинга "Лес да река" Евгении Шилиной, в Саратовкой области работает только один глэмпинг, цены в котором на 20-30% превышают средний уровень. Еще четыре площадки занимают средний ценовой сегмент (часто качественные объекты снижают цены из-за удаленности от больших городов). А создатели остальных "не могут оторваться от концепции базы отдыха с пивом и очень громкой музыкой". Они называются глэмпингами, но "концепт немного не прочувствовали", заявила собеседница СарБК. Теоретики глэмпинга соглашаются с участницей рынка и подтверждают смешение форматов. Татьяна Черевичко объясняет, что глэмпинг предполагает "некую уединенность, отрешенность в конце концов", позволяет туристу "побыть немного в тишине и покое" в экологически чистом месте.
Доктор социологических наук, профессор Социально-экономического института Ольга Лысикова тоже считает, что важнейшей составляющей глэмпинга является природа. Приверженцев классической формулы этого формата волнует вопрос о таких конструкциях домиков, чтобы гости не слышали своих соседей, но смогли наслаждаться шелестом листвы, шумом волны, пением птиц. Громкая музыка точно из этой истории.
Фото saratov.travel
Татьяна Черевичко дополняет, что уникальность данного формата заключается и в персональном обслуживании: "Надо обеспечить отдыхающего и питанием, и возможностью куда-то добраться, организовать какие-то трансферы, и предоставить экскурсовода, инструктора для путешествий по экологическим тропам". По факту же, отдыхающим в глэмпингах часто предлагается организовывать питание самостоятельно. Но и в другую крайность скатываться нельзя – ресторанам или кафе с шумными банкетами не место на территории данных площадок. Поэтому Татьяна Черевичко говорит о необходимости сертификации глэмпингов по аналогии с системой звездности отелей: "Одно дело назвать себя глэмпингом, а другое - выполнять те условия и те требования, которые сопровождают именно это средство размещения, а не утраивать банкеты". Но Ольга Лысикова заявляет, что глэмпинг в чистом формате мы не увидим: "Потому что он аристократичный. Его потребителями являются люди, которые много попробовали, везде побывали - и в Арктике, и в Антарктике, и в космосе. А теперь хочет ресторанное облуживание где–то в глубине березовой рощи. У нас такого не будет, потому что мы другие, и запросы у нас другие. Надо учредителям, организаторам контролировать, говорить, что у нас совершенно другой формат. Это действительно новое, но новое, которое базируется на традициях, на устойчивых практиках. Люди привыкают к одному, это практикуют, а потом оказывается, что можно и комфортабельнее, и более культурно и к себе, и к природе". Профессор СГТУ не драматизирует ситуацию и уверяет, что весь современный туризм является гибким и приспосабливается к запросу.
Барнхаусы и банные дворы
Эксперты говорят о хороших перспективах нового формата в регионе. Ольга Лысикова замечает, что в прошлом году "совпали амбиции региональной власти, федеральные деньги и активность предпринимателей". Евгения Шилина считает, что в Саратовской области новый формат "находится на взлете". "Это такая непростая история, где надо очень много денег. А раскачивается эта модель в течение 2-3 лет". В глэмпинге "Березовая Лука" тоже рассказывают о больших затратах на ремонт домиков, транспортные расходы (площадка находится в отдаленном месте). Но есть и мнение о том, что инвестировать в глэмпинги намного выгоднее, чем в традиционную гостиничную недвижимость из-за меньшего объема затрат (потому что, как правило, речь идет о модульных постройках) и более быстрого возврата вложений. Директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL Эвелина Ишметова недавно заявляла "РГ", что срок окупаемости одного объекта в туристически привлекательном месте составляет 3-5 лет. В глэмпинге "Лес да река" считают, что для развития и максимального заполнения площадки оптимален прием событийного маркетинга, причем, как в малых формах (занятия йогой по утрам, прогулка по реке с шампанским, музыкальные вечера с гитарой у костра), так и в больших (фестивали, квизы). Ольга Лысикова при этом считает, что формат глэмпинга стоит рассматривать как отдых в связи с событиями небольшой социальной группы или личными событиями – дни рождения, юбилеи, корпоративы, выпускные вечера. Как в этом случае быть с банкетами, которые обязательно отвлекут туристов от природных красот (до шелеста ли листвы во время громкого застолья), не понятно. Пока идеальная формула глэмпинга не выведена, участники регионального рынка следуют общероссийским трендам. Например, поначалу этот вид отдыха ассоциировался со специфическими домиками-сферами, затем в моду вошли А-дома.
Со временем стали применяются самые разные архитектурные решения: сафари тент, белл-тент, типи, юрта, купол. Собственник глэмпинга "Дача на сдачу" (он часто выполняет проекты для других площадок) уточнил, что сейчас самыми популярными вариантами домов для глэмпинга являются барнхаусы (похожи на ангары). Евгения Шилина рассказала о том, как на балаковской площадке развивается банная культура: "У нас в стране существуют целые сообщества. Я ездила в Сочи, Москву на банные форумы. Это огромная каста людей, которые не просто берут веник и хлещут себя в бане с температурой 90 градусов. Это совершенно про другое, там своя философия. У нас в городе есть гильдия пар-мастеров из 12 человек. Они в глэмпинг приезжают, мы уже представляем целые программы. Мы сейчас пытаемся окунуть наших гостей в банную культуру".
В набор удовольствий входят процедуры в сибирских чанах, где заваривается пихта с добавлением молока (почти как в сказке), специальные запарки в бане, чай с травами, отдых под куполом с живым огнем. При этом собеседница СарБК вынуждена была признать, что после двух лет работы до сих пор встречает людей, которые ни разу не слышали о новом направлении в туризме. Поэтому считает исключительно положительным фактором рост числа площадок: "Чем больше глэмпингов, правильных, с четко выверенной концепцией, тем будет лучше всем. Будет повышаться качество модулей. Будут вводиться правила. Гости этими правилам будут следовать, значит, у них будет более качественный отдых".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
22.11.2024, 13:58
"Веном: Последний танец". Заметки киномана
В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
- Неделя
- Месяц