Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Гламур смешали с баней. Как в регионе развивается глэмпинг и сколько это стоит

  • 13:23, 23 июля 2024
  • Комментариев[0]

По данным российских сервисов бронирования, в этом году повысился интерес туристов к отдыху в глэмпингах. Одновременно поднялась и цена. Причем ценник на "гламурные палатки" рос в два раза быстрее, чем в обычных отелях. В Саратовской области новый формат тоже пользуется спросом. Но эксперты утверждают, что не все новые места размещения, к которым применяется этот модный термин, являются глэмпингами. Порой за красивой картинкой находится банальная турбаза с минимальным обслуживанием и абсолютным равнодушием к особенностям природной локации. Как выглядит идеальная формула глэм-тура, сколько стоит такой отдых и снизится ли цена с увеличением числа площадок, попытался выяснить СарБК.

Гламур смешали с баней. Как в регионе развивается глэмпинг и сколько это стоит

Гламур дешевым не бывает

Обозреватели туристического рынка уже не меньше двух десятилетий отпускают одну и ту же колкость в адрес местных бах отдыха о том, что их цены превышают прайс турецких отелей. Причем это сравнение остается актуальным и по отношению к территориям на морских побережьях (кроме Крыма, где из-за близости к СВО цены упали), и к загородном отдыху в некурортных регионах (Урал и Сибирь в этом ничуть не отличается от Поволжья). На популярных базах отдыха под Саратовом и Энгельсом приличный номер на двоих стоит не меньше 7 тыс. руб. в сутки, коттедж – порядка 20 тысяч. А с питанием и оплатой развлечений сумма становится значительно выше.

Знатоки говорят, что те, кто сегодня хочет экономить на отдыхе, старается попасть на ведомственные объекты, которые принадлежат предприятиям или вузам, но принимают и клиентов "со стороны". Условия там могут быть поскромнее, но цены точно ниже.

Когда-то дороговизну отдыха на местных базах эксперты объясняли недостатком мест размещения и выраженной сезонностью площадок. Уже четыре года региональный туристический рынок прирастает глэмпингами (термин произошел от двух слов – гламур и кемпинг). По сути же, это комфортабельное жилье в живописных природных уголках – в лесу или на берегу реки. Некоторые из новых мест размещения появились и продолжают развиваться благодаря исключительно частным инвестициям, а пять проектов получили субсидии из федерального бюджета на создание модульных некапитальных средств размещения (общая сумма – почти 100 млн руб.). Два из них ("Лох-Бро" в Новобурасском районе и турбаза "Робинзон" в Энгельсском районе) уже принимают гостей, три (глэмпинг-парк "Ударник" в Саратове, "Утес" в Красноармейском районе и база отдыха «HOLM» в Усть-Курдюме) пока готовятся к работе (должны открыться до конца 2024 года).  

Любопытно, что поиск на областном туристическом портале выдает только 4 глэмпинга, а по словам участников рынка, в регионе работает десять подобных площадок (по данным Российского туристического союза, в стране их уже более 400). К слову, большинство саратовских объектов являются, что важно, круглогодичными. Но старая теория о снижении цен при увеличении числа всесезонных мест размещения сегодня вряд ли сработает.

Во-первых, изменилась экономическая ситуация. В период высокой инфляции разговоры об удешевлении отдыха являются демагогией. К тому же, спрос подогревает предложение. В глэмпингах цены за последний год росли даже быстрее, чем на номера в обычных отелях – 21% против 11% (данные сервиса Bronevik.ru, которые публиковала "Российская газета").  Правда, в саратовском глэмпинге "Дача на сдачу" утверждают, что фактически ценник в последнее время падал: "Цены оставались такими же, не следовали за инфляцией. Значит, в реальном выражении снижались".

А во-вторых, гламур (в нашем случае, высокий комфорт) дешевым не бывает. Поэтому данный формат может быть представлен только в средней ценовой категории или выше, а стало быть, повышение доступности отдыха с увеличением числа глэмпингов произойдет вряд ли.

Заведующая кафедрой туризма и культурного наследия СГУ, доктор экономических наук, профессор Татьяна Черевичко в комментарии СарБК обратила внимание на то, что глэмпинги "на стадии вхождения в рыночное пространство достаточно мобильны в своей ценовой политике", то есть, подстраиваются под возможности целевой аудитории. Поэтому домики в самых красивых природных уголках области сдаются и по 6, и по 18 тыс. руб. В стране, к слову, есть объекты, которые сдается за 30 тыс. руб. в сутки.

Фото saratov.travel

"Не прочувствовали концепт"

По словам собственницы глэмпинга "Лес да река" Евгении Шилиной, в Саратовкой области работает только один глэмпинг, цены в котором на 20-30% превышают средний уровень. Еще четыре площадки занимают средний ценовой сегмент (часто качественные объекты снижают цены из-за удаленности от больших городов). А создатели остальных "не могут оторваться от концепции базы отдыха с пивом и очень громкой музыкой". Они называются глэмпингами, но "концепт немного не прочувствовали", как заявила собеседница СарБК.

Теоретики глэмпинга соглашаются с участницей рынка и подтверждают смешение форматов. Татьяна Черевичко объясняет, что глэмпинг предполагает "некую уединенность, отрешенность в конце концов", позволяет туристу "побыть немного в тишине и покое" в экологически чистом месте.   

Доктор социологических наук, профессор Социально-экономического института Ольга Лысикова тоже считает, что важнейшей составляющей глэмпинга является природа.

Приверженцев классической формулы этого формата волнует вопрос о таких конструкциях домиков, чтобы гости не слышали своих соседей, но смогли наслаждаться шелестом листвы, шумом волны, пением птиц. Громкая музыка точно из этой истории.

Фото saratov.travel

Татьяна Черевичко дополняет, что уникальность данного формата заключается и в персональном обслуживании: "Надо обеспечить отдыхающего и питанием, и возможностью куда-то добраться, организовать какие-то трансферы, и предоставить экскурсовода, инструктора для путешествий по экологическим тропам".

По факту же, отдыхающим в глэмпингах часто предлагается организовывать питание самостоятельно. Но и в другую крайность скатываться нельзя – ресторанам или кафе с шумными банкетами не место на территории данных площадок. Поэтому Татьяна Черевичко говорит о необходимости сертификации глэмпингов по аналогии с системой звездности отелей: "Одно дело назвать себя глэмпингом, а другое - выполнять те условия и те требования, которые сопровождают именно это средство размещения, а не утраивать банкеты".

Но Ольга Лысикова заявляет, что глэмпинг в чистом формате мы не увидим: "Потому что он аристократичный. Его потребителями являются люди, которые много попробовали, везде побывали - и в Арктике, и в Антарктике, и в космосе. А теперь хочет ресторанное облуживание где–то в глубине березовой рощи. У нас такого не будет, потому что мы другие, и запросы у нас другие. Надо учредителям, организаторам контролировать, говорить, что у нас совершенно другой формат. Это действительно новое, но новое, которое базируется на традициях, на устойчивых практиках. Люди привыкают к одному, это практикуют, а потом оказывается, что можно и комфортабельнее, и более культурно и к себе, и к природе".

Профессор СГТУ не драматизирует ситуацию и уверяет, что весь современный туризм является гибким и приспосабливается к запросу. Похоже, так и произойдет с глэмпингом. Например, по данным портала "КаспийИнфо", в Астраханской области в этом году откроется очередной крупный глэмпинг, который сможет принять до 720 гостей. В инфраструктуру комплекса войдут также фуд-корт на 550 посадочных мест с танцполом и кухнями различных направлений, супермаркет, развлекательные зоны, зоны барбекю, медицинский пункт и благоустроенная марина с пунктом проката плавсредств. Заметим, что самые крупные саратовские площадки, получившие субсидии, подразумевают строительство от 7 до 21 модуля, то есть они в несколько раз меньше астраханской площадки.

Telegram

Барнхаусы и банные дворы

Строительство даже небольших новых глэмпингов в регионе не всегда идет гладко. Напомним, против глэм-парка в селе Усовка Воскресенского района выступали дачники СНТ "Проектировщик" и "Кварц". Они опасались, что бизнесмены вырубят ближайший лес. А те убеждали, что деревья будут сохранены. В скандал вмешивалась прокуратура. В надзорном органе обещали дать оценку законности формирования и предоставления земельных участков, перехода права на них, а также соответствия их целевого использования.

Тем не менее, эксперты говорят о неплохих перспективах нового формата в регионе. Ольга Лысикова замечает, что мы опоздали со строительством глэмпингов лет на пять, но в прошлом году "совпали амбиции региональной власти, федеральные деньги и активность предпринимателей".

Евгения Шилина считает, что в Саратовской области новый формат "находится на взлете", но как и в большинстве регионов (кроме Алтая, Карелии, Мурманска и Дальнего Востока) пока развивается "не очень активно": "Это такая непростая история, где надо очень много денег. А раскачивается эта модель в течение 2-3 лет". В глэмпинге "Березовая Лука" тоже рассказывают о больших затратах на ремонт домиков, транспортные расходы (площадка находится в отдаленном месте).

Но есть и мнение о том, что инвестировать в глэмпинги намного выгоднее, чем в традиционную гостиничную недвижимость из-за меньшего объема затрат (потому что, как правило, речь идет о модульных постройках) и более быстрого возврата вложений. Директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL Эвелина Ишметова недавно заявляла "РГ", что срок окупаемости одного объекта в туристически привлекательном месте составляет 3-5 лет.

В глэмпинге "Лес да река" считают, что для развития и максимального заполнения площадки оптимален прием событийного маркетинга, причем, как в малых формах (занятия йогой по утрам, прогулка по реке с шампанским, музыкальные вечера с гитарой у костра), так и в больших (фестивали, квизы).

Ольга Лысикова при этом считает, что формат глэмпинга стоит рассматривать как отдых в связи с событиями небольшой социальной группы или личными событиями – дни рождения, юбилеи, корпоративы, выпускные вечера. Как в этом случае быть с банкетами, которые обязательно отвлекут туристов от природных красот (до шелеста ли листвы во время громкого застолья), не понятно.

Пока идеальная формула глэмпинга не выведена, участники регионального рынка следуют общероссийским трендам. Например, поначалу этот вид отдыха ассоциировался со специфическими домиками-сферами, затем в моду вошли А-дома.

Фото saratov.travel

Со временем стали применяются самые разные архитектурные решения: сафари тент, белл-тент, типи, юрта, купол. Собственник глэмпинга "Дача на сдачу" (он часто выполняет проекты для других площадок) уточнил, что сейчас самыми популярными вариантами домов для глэмпинга являются барнхаусы (похожи на ангары).

Евгения Шилина рассказала о том, как на балаковской площадке развивается банная культура: "У нас в стране существуют целые сообщества. Я ездила в Сочи, Москву на банные форумы. Это огромная каста людей, которые не просто берут веник и хлещут себя в бане с температурой 90 градусов. Это совершенно про другое, там своя философия. У нас в городе есть гильдия пар-мастеров из 12 человек. Они в глэмпинг приезжают, мы уже представляем целые программы. Мы сейчас пытаемся окунуть наших гостей в банную культуру".

les-da-reka.clients.site

В набор удовольствий входят процедуры в сибирских чанах, где заваривается пихта с добавлением молока (почти как в сказке), специальные запарки в бане, чай с травами, отдых под куполом с живым огнем.

При этом собеседница СарБК вынуждена была признать, что после двух лет работы до сих пор встречает людей, которые ни разу не слышали о новом направлении в туризме. Поэтому считает исключительно положительным фактором рост числа площадок: "Чем больше глэмпингов, правильных, с четко выверенной концепцией, тем будет лучше всем. Будет повышаться качество модулей. Будут вводиться правила. Гости этими правилам будут следовать, значит, у них будет более качественный отдых".

Татьяна Черевичко из СГУ тоже пожелала этому сегмент не только количественного прироста объектов, но и их качественных изменений.

 

 

Новые материалы
  • 06.09.2024, 15:05 Второй сезон сериала "Кольца власти". Заметки киномана

    Прошло два года, и снова приквел "Властелина колец" выходит в один год с приквелом "Игры престолов". Возможно, создатели мечтали повторить успех "Барбигеймера", когда от одновременного выхода выиграли и "Барби", и "Оппенгеймер". Но пока это просто делает сравнения неизбежными.

  • 05.09.2024, 14:02 Бергман и куклы. "Теремок" открыл сезон спектаклем о поиске смысла жизни

    Саратовский театр кукол "Теремок" в этом году открыл новый сезон непривычно рано. Пока в остальных театрах еще только начинают входить в режим после долгих летних каникул, кукольники уже презентовали первую премьеру. И не просто детский спектакль, а философскую притчу о вечных вопросах бытия. Основой для "Седьмой печати" стал легендарный одноименный фильм Ингмара Бергмана.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x