По его словам, поспособствуют этому два новшества. Во-первых, уже на этой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сделает банкам предложение, от которого трудно будет отказаться. То есть в соответствии с соглашением с Центробанком о сотрудничестве в области антимонопольного законодательства разошлет во все коммерческие банки России разработанные с КОНФОП рекомендации по предоставлению кредитов населению.
В них есть обязательный единый стандарт раскрытия информации об истинной цене кредитного продукта в "понятной и доступной форме". Это означает, что теперь человеку, пожелавшему взять в банке деньги на покупку пылесоса или автомобиля, не надо будет с лупой в руках разглядывать условия договора, в который меленькими буковками "упакованы" различные дополнительные платежи, например, комиссионные за ведение счета, платежи за рассмотрение заявления или за страховку. На таких уловках, кстати, чуть было не погорел в начале этого года один из крупных московских банков, конечные ставки которого по потребительским кредитам "зашкаливали" за 60-70 процентов, против которого антимонопольщики возбудили дело о нечестной конкуренции.
Банкам дается месяц на то, чтобы пересмотреть свои договоры и предоставлять своим клиентам информацию о размере итоговой процентной ставки с учетом всех "накруток" еще до заключения договора. Кроме того, предположительно в мае 2005 года, по словам Янина, на рассмотрение депутатов Госдумы, будет предложен законопроект "О потребительском кредитовании", в котором будет сказано, что неправомерно требовать от клиента-непрофессионала специальных юридических знаний, необходимых при заключении договоров.
По прогнозам экспертов, появление прозрачного и корректного стандарта раскрытия информации об условиях кредита позволит потребителям быть более разборчивыми в выборе банков, а последним эффективно конкурировать за клиентов, желающих получить денежный займ. В конечном счете это приведет к снижению процентных ставок по потребительским кредитам.
Второе новшество, которое, по мнению Дмитрия Янина, не только облегчит доступ россиян к банковским кредитам, но и повысит объемы их индивидуальной выдачи в зависимости от степени добропорядочности клиента, - появление с 1 сентября 2005 года в России бюро кредитных историй (БКИ). Единственная проблема, которая беспокоит сегодня организаторов кредитных бюро, - готовность россиян раскрывать финансовую информацию о себе, любимых, и о том, какие суммы они платят по кредитам. Ведь по закону банк вправе "переправить" сведения о своих клиентах в кредитное бюро только после получения их письменного согласия. Многие сегодня получают зарплаты в конвертах и "на стороне" и при официальной зарплате в 500 долларов оплачивают купленные в кредит автомобили и квартиры. И у таких заемщиков может возникнуть вопрос: "А стоит ли "светиться"?" Впрочем, Дмитрий Янин считает, что 90 процентов клиентов не побоятся "света". Таким образом, как считают специалисты, искус воспользоваться более легкими, дешевыми и крупными кредитами с помощью кредитных бюро возобладает над традиционными недоверием и осторожностью россиян. Более того, прогнозируют в КОНФОП, не дожидаясь приглашения, многие из тех, кто уже когда- либо занимал деньги в банках и вовремя расплатился, сами будут просить составить и отправить их финансовое "досье" в бюро кредитных историй. Ведь это подтвердит то, что клиент годен к получению новых кредитов. По мнению экспертов, в ближайшие год-два количество таких "годных" заемщиков вырастет в России примерно на 40 процентов, сообщает "РГ".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика