Общемировая коррупционная практика
Недавний социологический опрос показал, что 32% жителей Саратовской области считают сферу земельных отношений коррупционной. Лидерами общественного рейтинга стали милиционеры, сотрудники военкоматов, судьи и медики. Эксперты обращают внимание на то, что опыт общения с сотрудниками ГИБДД, милиционерами и медиками у большинства соотечественников гораздо богаче, чем с сотрудниками органов землепользования. Мы гораздо чаще ездим по дорогам и обращаемся к врачам, чем оформляем в собственность или берем в аренду земельный участок. Стало быть социологический показатель уровня коррупции в процессе земельных отношений можно смело считать заниженным.
Это подтверждают бизнесмены, которым пришлось изучить особенности взаимодействия со структурами землепользования.
Впрочем, с титулом самой коррупционной некоторые представители этой сферы и не спорят. Заместитель председателя областного комитета по управлению имуществом Андрей Серегин на вопрос о коррупции в службах землеустройства саратовской области ответил: "Я бы сказал немножко по другому - не только в Саратовской области. Там где есть возможность какими-то ресурсами распоряжаться... вот вам весь ответ. Поэтому, кто вокруг земли крутится, хоть я здесь сижу и, вроде как, не должен этого говорить, вы прекрасно понимаете - это же ценность. Всегда найдутся нечистые на руку люди, которые могут принимать какие-то решения. Это общемировое - это не Саратовская область и даже не Россия".
Взятка - залог стабильности
Вскоре после громких заявлений о всеобщей борьбе с коррупцией, высокопоставленные лица стали угрожающе предупреждать - мол, без коррупции хуже будет. Взятка - это необходимая составляющая государственной системы. Без конверта с купюрами чиновник забудет алфавит, встанут министерства, рухнет экономика.
Еще чаще нас убаюкивают. "Снижение уровня коррупции - длительный процесс: она не может быть ограничена в результате разовой компании или одними репрессивными методами" - говорил на официальном мероприятии, посвященном борьбе с национальным российским злом, бывший ГФИ Виктор Будылев. Он же отмечал рекордно высокий уровень взяток в сфере землеотвода. Все послушались и до сих пор бороться со взяточниками, во всяком случае в системе землепользования, не спешат.
По словам начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и природопользования Андрея Низовцева, наряду с неофициальной информацией о высоком уровне коррупции в сфере земельных отношений, выявленных фактов взяточничества в земельных комитетах и учреждениях нет. "Этим занимается оперативное подразделение внутренних дел и мы их нацеливаем на то, чтобы работа велась. Но результат нулевой" - сказал представитель прокуратуры.
Начальник отдела по противодействию коррупции при Правительстве области Игорь Герешенко на просьбу назвать предпосылки роста взяткоемкости в земельных ведомствах, признался, что этой темой отдел пока не занимался.
Не удалось пополнить теоретическую базу вопроса и с помощью сотрудников Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции при СГАП. "Мы можем предоставить материал по любой другой теме. Исследования по вашей теме пока не проводились".
Ничего не знаю, ничего не помню
В схеме землеотвода задействованы учреждения 3-х уровней власти. Федеральный представляет Управление Роснедвижимости по саратовской области, региональный уровень - областной комитет по управлению имуществом и он является уполномоченным органом в вопросах землеустройства на территории области, муниципальный - земельный комитет администрации Саратова. Прокуратура области по данным проверок за 5 месяцев этого года направила в адрес зампреда правительства области Алексея Щербакова по действиям комитета по управлению имуществом 4 представления, столько же было направлено за весь прошлый год. В документах указывается на нарушение сроков, незаконные решения.
В адрес руководителя управления Роснедвижимости по саратовской области за 5 месяцев вынесено 7 представлений.
Прокурорами Саратова в отношении деятельности городского земельного комитета направлено 9 представлений.
Действующая схема приобретения права на земельный участок состоит из 12 пунктов и является замечательным условием для коррупционного диктата в стенах землеустроительных ведомств.
О противоправных действиях сотрудников земельных учреждений представители деловых кругов заявляют всякий раз, когда собираются в ТПП для обсуждения проблемы коррупции.
Надо полагать, робко заявляют. Эти и другие безадресные жалобы "земельные чиновники" комментируют самым циничным способом.
Заместитель областного комитета по управлению имуществом Андрей Серегин:"Я при процессе не присутствовал - не могу сказать, сам я себе никогда земли не отводил. Я с проблемой не сталкивался"
Заместитель руководителя Управления Роснедвижимости по саратовской области Владимир Прокопчук:"Я не знаю слова "коррупция" и вам советую забыть. В органах землепользования не пойман ни один сотрудник... Если в разговоре прозвучит слово "коррупция", он будет завершен".
Председатель земельного комитета Саратова Владимир Храмушин: "В новом составе комитета коррупционные проявления не возможны".
Конкретные имена взяточников, по словам начальника отдела по надзору на исполнением законодательства в сфере экономики и природопользования областной прокуратуры Андрея Низовцева, бизнесмены не называют под страхом чиновничьих репрессий:
"Меня приглашают в ТПП на обсуждение проблемы коррупции. Звучат рассказы о всех ее проявлениях и в том числе в земельных отношениях. Однако на просьбу назвать конкретные факты, получаю отказ. Бизнесмены объясняют - одного чиновника сдадим, другие ополчатся. Я говорю, приведите пример о негативных последствиях жалобы с указанием должности и фамилии. Но таких примеров нет".
От жителей области с благодарностью
Нетерпимое отношение к коррупции, говорят эксперты - это непременное условие успешной борьбы с этой проблемой. Глава государства Владимир Путин ставил задачу о создании в российском обществе соответствующего настроения. Судя по всему, искоренить трепетное чувство к надменному чиновнику у нас не получилось. Наверное, совсем не случайно в Саратове и еще в 4 регионах будет опробована "Примерная программа противодействия коррупции", об этом сообщает "Коммерсантъ". Вероятно предполагается, что самая скандальная антикоррупционная мера - выплата чиновникам бюджетной компенсации за отказ от взятки, не покажется местному населению абсурдной. Жители и слова против не скажут - а вдруг после гневного замечания чиновники разобидятся и перестанут требовать конверты с хрустящими купюрами. Напротив, скажут жители Саратова - удобная схема взяткообложения. Со всех централизованно, по статье в бюджете - на безбедную жизнь дорогому человеку в государственном кресле.
Можно предположить, что принять радикальные меры авторов программы заставил исключительно высокий уровень коррупции, который деформирует основы властных институтов, общественных отношений и весьма конкретно отражается на развитии страны и регионов. Из последних новостей на рынке недвижимости - порожденные коррупционной властью, особенности саратовского земельного рынка, не позволили группе бизнесменов приступить к масштабной застройке пригородных территорий недорогим и качественным жильем. Аналогичные проекты были успешно реализованы в 40 регионах страны.
По законам жанра в завершении статьи должен прозвучать вывод о необходимых мерах для решения проблемы. Однако проблема видится настолько финансово-упитанной и толстошкурой, а круговая порука с участием пострадавших настолько нездоровой, что выход один - самое пристальное внимание к земельным коррупционерам первых лиц правоохранительных органов.
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей