В соответствие в ним, кандидатуры на пост губернатора предлагает партия, которая имеющая большинство мест в региональном парламенте. После консультаций с президентом партия представляет 3-х претендентов. Если ни один из предложенных претендентов не получит одобрения президента, партия должна предложить еще трех кандидатов. Если глава государства отвергнет и их, он сам должен будет пойти на переговоры с партией и региональным парламентом, после чего рассмотреть еще тройку, которую предложат уже все партии, представленные в законодательном органе субъекта РФ. Предложенные поправки комментируют саратовские политики и политологи.
Вячеслав Володин, секретарь президиума генсовета "ЕР", вице-спикер Госдумы
- Такая система формирования власти в регионах оптимальна, демократична и прозрачна: люди получат возможность спросить с губернатора и в случае, если он не справляется, отстранить от должности. Контролировать работу губернаторов жители регионов смогут как через своих представителей в заксобраниях, так и через выдвинувшую его партию.
Губернатор, в свою очередь получает дополнительную поддержку для реализации своих решений. Его кандидатуру вносит для наделения полномочиями всенародно избранный Президент, а предлагает партия, за которую в регионе проголосовало большинство избирателей.
Алексей Колобродов, политолог
- Нормальной реформой, которая бы отвечала самому званию реформы в этой сфере, было бы возвращение прямых губернаторских выборов. Все остальное - это не принципиально. Я не одного намека на революцию и даже эволюцию не увидел в нынешних предложениях. Более того, там нет ничего такого, что не было бы по факту. Это просто закрепление де-юре. То что при назначении губернатора президенту придется договариваться в "единороссами" - оно уже так. Понятно, кто у нас составляет большинство во всех законодательных собраниях регионов. То, что при желании президент может "единороссов" в лучшем случае продавить, а в худшем просто проигнорировать - оно тоже так есть. Это история с Белых и с Кировской областью, когда назначают мало того либерала, но либерала упертого. Недавно он числился если не врагом России, то врагом режима точно. То что роль полпредств утрачивается в этой процедуре, так это и так уже мебельная роль. Институт себя исчерпал, если там вообще были ресурсы, которые можно было черпать. Никаких принципиальных изменений я не вижу.
Алексей Чернышев, ректор Государственной Академии инноваций, экс-депутат ГосДумы, ЛДПР
- В принципе это демократичная схема, предлагается большое количество кандидатур. И хорошо, что предлагается не один, а трое - есть выбор у президента. Будем надеяться, что процесс не зайдет в тупик и из 9 человек кого-то изберут. Ничего крамольного я здесь не вижу, больше людей провернется через эту мясорубку. Вдруг их этих троих всплывет тот, который находился в неизвестности, а он вполне достоин занимать пост губернатора. Другое дело, что к сожалению, у нас серьезная ситуация с кадровым резервом. Как подготовить кадры, чтобы поднимались самые достойные и были готовы к этой работе. Здесь стоит более существенная задача, чем методика выбора. Кандидатуры правящей партии выдвигаются во всем мире. Другое дело, что в странах развитой демократии частенько правящая партия уходит и на смену ей приходит другая партия. У нас здесь пока достаточно сложный процесс доминирования одной партии, но это наша история, наша традиция.
Мы ввели в обиход партийный принцип и считаем, что он должен развиваться более активно. Пусть партийная доминанта зафиксируется и при выборе первого лица региона. Другое дело, как этот процесс пойдет.
Виктор Марков, депутат городской думы
О таком "послаблении" говорил еще прошлый президент. Из всего пакета политических изменений, которые Президент предложил, в сухом остатке осталось увеличение сроков работы будущего президента, депутатов будущей Госдумы и это обсужденное положение о том, что победившая на местных выборах партия может предложить три кандидатуры на пост губернатора. Это сложное украшательство. Почему 3 кандидатуры? Почему не 5 и не 10. Если не выберут, предложат еще 3. Какие-то предварительные согласования, переговоры с президентом, как они могут вступить в переговоры с Президентом, я вообще не понимаю. Это призванный быть демократическим шаг, а на самом деле это позорище. Надо выбирать губернаторов. Или назначать, как сегодня, но четко об этом сказать. В разных странах Европы руководителей субъектов и назначают, и выбирают. А то у нас выходы из-за печки с плясками, танцами - вы, якобы, выбираем, а на самом деле назначаем. У нас и депутатов назначают. Зря только деньги на выборы тратим. Это очередной бонус для "ЕР". Им и так власть дала бонусы. Они их не выиграли в политической борьбе. Понятно, что в каждом субъекте "ЕР" "выиграла", а теперь вводятся большие демократические послабления "ЕР" - партия власти предлагает кандидатов в губернаторы. Я к этому отношусь саркастически. Ерунда все это.
Сегодня губернаторов назначает президент, сегодня есть с кого спросить. А завтра с кого спрашивать будем? Президент скажет - вы сами мне предложили. Противоположная сторона ответит - не того из тройки выбрали. Ясно, что ни одна фракция "ЕР" в местном законодательном собрании не пойдет против мнения Президента.
Александр Пантелеев, политолог
- Этот новый порядок назначения губернаторов, который предлагает президент, он есть ни что иное, как попытка придать процедуре некий облик демократичности. Якобы президент может согласится или не согласится с кандидатурой. Чисто теоретически можно предположить такую ситуацию, что он несколько раз не согласился, что были провалены переговоры и президент распускает региональный парламент. На самом деле он на это никогда не пойдет."ЕР", которая имеет большинство во всех региональных парламентах России и в федеральном собрании, не даст в обиду свои людей.
Президент создает иллюзию разгула демократии в стране. На самом деле реальным выходом из ситуации было бы прямые выборы губернаторов с достойными кандидатурами. Да, партии имеют возможность своими силами, мощность продвигать кандидатуру, которую считают необходимой. Все-таки люди должны голосовать непосредственно за губернатора, а не делать непонятные движения. Президент Медведев будет напоминать разборчивую невесту, которая выбирает женихов. Для нормального цивилизованного государства, это не лучшая характеристика.
Иван Брянцев, министр области - председатель комитета общественных связей и национальной политики
- Это очень правильное и своевременное решение по укреплению политической системы и в целом политической конфигурации взаимоотношений президента, органов исполнительной власти, политических партий.
Хотелось бы расставить следующие акценты. Много кривотолков ходит вокруг вопроса о партийной монополии. А предложенный порядок позволяет не ставить президентскую вертикаль в жесткую зависимость от присутствия той или иной политической партии, в зависимости от того, какой у нее на сегодня статус. В предложенных поправках четко прописаны возможности президента влиять на процесс формирования исполнительной власти субъектов РФ и тем самым сохранять единую вертикаль управления страной. С другой стороны, присутствует возможность более полно той или иной партии раскрыть свой потенциал и заявить о себе - это выдвижение кандидатов на пост губернатора. В случае какого-либо противоречия по кандидатуре главы региона, также предложен четкий и ясный порядок разрешения этого противоречия, который гарантирует сохранение стабильности политического управления.
Геннадий Турунтаев, депутат саратовской городской думы, КПРФ
- Губернатор должен всенародно избираться, чтобы он чувствовал поддержку народа и ответственность перед народом, чтобы у народа была возможность отправить его в отставку. Судя по всему, у нас склоняются к американской системе выборщиков. Дрейфуют, но ничего не получается.
Президент пытается ввести какие-то демократические элементы, показать, что он за широкую коалицию. Но я считаю, что сама система власти, которая в стране построена, демократическая на словах, а по жизни абсолютно узурпирована одной партией - ЕР. Это касается и системы выборов, якобы демократических. А что творится на выборах мы, как члены комиссии и наблюдатели, видим. Идет фальсификация и подтасовка результатов. Только название имеется выборы, на самом деле выдвижение и утверждение нужных кандидатов. Система власти абсолютно не демократична и не отражает чаяния народа, она больше декларирует демократию, чем ее на деле проявляет. Я против нового предложенного порядка и говорю, что губернатор должен избираться всенародно.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей