Может, ее и не будет. Может, пройдет стороной и обрушится на остров Пасхи или Гваделупу. Но принцип по-житейски мудрого человека - надеясь на лучшее, готовиться к худшему, потому размышления на тему грядущего углубления и усугубления кризисных явлений всегда уместны. Особенно теперь, когда солнце плавит асфальт, и народ не отходит далеко от водоемов. Осень кажется такой далекой: Но однажды она наступит.
Более-менее ясно, чего ждать так называемому "простому человеку", хотя какой же человек сознается в том, что он простой. При пессимистическом варианте развития сюжета продолжатся массовые увольнения, сокращения зарплат вперемешку с призывами чиновников активнее устраиваться на общественные работы. Цены продолжат расти. Это в Италии кусок мяса как стоил 4 евро, так и стоит. У нас ценники меняют шустрее, грустно выдыхая "Кризис:" и стыдливо опуская глаза. То, что ценообразование в России не поддается никакому логическому толкованию, наиболее ярко наблюдается на фоне роста цен на бензин. Увеличиваются мировые цены на нефть или падают, нам по барабану. Мы же - маленький и гордый Свазиленд, у которого собственных запасов черного золота нет. А вот это "Кризис:" позволяет объяснять что угодно - задержку зарплаты, перевод на неполный рабочий день, пожары и ту же жару.
Финансовые затруднения неизбежно усугубят отношения между людьми. Семейные лодки, разбивающиеся обычно о быт, станут налетать на кризис с теми же последствиями. Примеров уже полно. Нищета подстегнет рост преступности. Активнее станут отбирать мобильные телефоны и меховые шапки. Банкоматы вскрывают, как консервные банки. Американская мечта об ограблении банка или инкассатора реализуется почти каждый день в самых разных уголках нашей необъятной родины. Кто-то уже рискнул и с миллионами в зубах ударился в бега. Остальные наблюдают, найдут или нет. Кому не доводилось читать комменты на форумах - "Молодцы, ребята, удачи вам!"
Задирая голову выше, увидишь, что кризис не обходит стороной и сильных мира сего. Особенно тяжко придется, безусловно, главе региона. Павлу Ипатову предстоит борьба за второй губернаторский срок. Но стартовая позиция при этом жуткая. На носу социальные взрывы, волнения, перекрывания федеральных трасс, свои Пикалевы. И попытки с помощью статистики доказать, что в нашем регионе положение гораздо лучше, чем у географических соседей. А настроение уже не то. Аналогии футбольные: одно дело бороться за золото в премьер лиге, и совсем другое - биться за выживание во втором дивизионе. Как в таких условиях заставить себя работать, если все равно никто не похвалит, а напротив - будут только пинать?
Очень грамотную позицию занимает региональное отделение "ЕР". Павел Ипатов - безусловный член партии власти, но в первую очередь он - хозяйственник. Этакий сити-менеджер всея губернии. Потому его можно критиковать и даже поругивать. В этом случае партия не сама себя стегает, а, словно зная, что нужно на самом деле предпринять для борьбы с кризисом, дает собственные советы. Причем не в форме прямых рекомендаций (боже упаси!), а некоего сетования (вот бы как надо, а он вон как:)
Похожие отношения выстроены и с главой города Олегом Грищенко. Олега Васильевича нельзя назвать фрондером в "ЕР", но все-таки он олицетворяет собой некое отдельное крыло. Коим всегда можно пожертвовать. Быть единой массой было бы слишком опасно, ибо тогда всякое действие всякого члена партии бросало бы тень на всю организацию. А так всегда можно отскочить в сторону. Сказать - он шел не в ногу с нами.
Отстраненность от губернатора, главы города и непосредственного участия в руководстве регионом позволяет единороссам верить, что несмотря на то, что вся реальная власть сосредоточена в их руках, поделать они объективно ничего могут. С другой стороны бесконечно этот самообман продолжаться не может. И придет время задаться страшным, на первый взгляд вопросом - а, может, в партии что-то подправить? Не потому ли два первых лица государства так и не стали членами "ЕР", что однажды придется сливать всю партию под громкие аплодисменты возмущенных сограждан?
Кризис развивается по своим законам, но свободное падение легко переводится в бреющий полет путем сброса балласта. На роль последнего готовят претендентов, составляются черные и серые списки. Этакий отряд космонавтов, госрезерв, только наоборот. Сначала, понятно, пострадают главы регионов, коих сделают крайними. Но на сколько их хватит? Максимум на годок. Вторая волна кризиса смоет всех, и настанет день, когда придется перестраивать политическую систему.
Не сомневаемся, все сценарии давно написаны, и люди информированные уже этой осенью начнут дрейфовать в сторону от "ЕР". Не спеша, не резко, делая туманные заявления о том, что партия - еще не истина в последней инстанции: Чаще будет шутить Писной, смелее в поисках инопланетного влияния на коррупционную составляющую станет Ванцов. В этом смысле хуже всего придется тем, чье карьерное продвижение стало возможным благодаря личной преданности нынешним партийным боссам. Хорошо если есть возможность уйти в декрет, а если ты Ландо или Семенец?
Кризис по всем признакам - это время оппозиции. Даже странно, что те же коммунисты не в полной мере пользуются моментом. Пора призывать браться за вилы, сметать эту власть, которая в известной степени причастна к тому, что кризис в нашей стране имеет для граждан куда более тяжелые последствия, нежели для граждан Америки, эту гадость породившей. Но Рашкин пишет что-то в защиту "Сеномана", дотошно сличает налоговые декларации Бабуриной и ее скромного мужа. Даже в гордуме не редкость, когда члены фракции КПРФ голосуют по-разному.
Прочие политические силы демонстрируют еще больше растерянности. Одни рассылают по электронной почте письма о том, как смело они провели какую-то акцию, правда, ее никто не заметил, отсюда и желание отправить релиз. Другие устраивают точечные пикеты против отдельных предприятий, что свидетельствуют более о желании заработать. Вторая волна накроет, так хоть деньги в партийной кассе появятся. Или не в партийной.
Перед лицом приближающейся опасности каждый сам за себя. Если последствия кризиса по осени станут утяжеляться, то всякий политик проявит свою истинную сущность. В экстремальной ситуации человека виднее. Парня в горы тяни, чиновника или депутата - в кризис. Поглядим тогда, кто будет продолжать самоотверженно трудиться, а кто побежит сдаваться неприятелю. Начинается время великих маневров, от которых зависит судьбы многих. Одно неловкое движение, слишком резкое слово, неприветливый взгляд, и распростись с надеждой остаться на плаву. Такова морда кризиса для вип-персон. В этом смысле тому самому "простому человеку" легче. Закупил впрок спичек, соли и сахара, насушил сухарей, и проживет на своих запасах хоть до второго пришествия. Впрочем, пока солнце припекает, думать об этом не хочется. Обгорел - прыгай скорей в воду. Там волна другая, не кризисная, а холодная, освежающая.
Валерий Шпрем
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей