Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

О деньгах и престиже. День сурка в начальной школе

  • 14:46, 4 сентября 2009
  • Комментариев[0]

У моей знакомой сын в этом году пошел в школу. Все лето прошло в поисках, сомнениях, тревогах. Замечания окружающих о том, что выбор учителя и школы можно сделать гораздо спокойнее, воспринимался более чем эмоционально. Собеседники тут же узнавали, что авторитетных педагогов настолько мало, что попасть к ним в класс - дело не одного дня. Из перечисленных способов назывались предшкольная подготовка у данного учителя, договоренности с директором школы, денежное вознаграждение за место в списке воспитанников учителя "с именем". Уровень преподавания рядовых педагогов начальных классов характеризовались при этом не самыми лестными эпитетами.

Категоричные оценки этой дамы о ситуации в начальном звене вовсе не претендовали на информационный повод. Хотя в чем-то с ней можно согласиться. Действительно, талантливый учитель в начальной школе способен вызвать интерес к обучению, обеспечить более высокий уровень подготовки, приучить к самодисциплине, развить лучшие качества характера, наконец. Утверждать, что все воспитанники у такого педагога станут успешными людьми нельзя, но посредственный учитель дает явно меньше шансов на благополучное будущее. И невысокому мнению об общем уровне преподавания можно на вскидку дать объяснение - много лет в пединститут шли те, кто по разным причинам не "тянул" экономический университет, академию права или ПАГС. И работать в школу порой новоиспеченные учителя шли от безысходности - те, кого не приняла торговля.
Взбалмошная знакомая стала заочным соавтором заметки по той причине, что в рассказах соседей, коллег неожиданно стали то и дело всплывать подтверждения, скажем аккуратно, некоторых вопросов в системе начального образования. Этакие страшные истории про то, как сложно родителям отдать свое любимое чадо к достойному педагогу. Впрочем, один такой рассказ сопровождался восклицательными междометиями. Собеседник радовался тому, что приемная школьная кампания недорого обошлась - денежного вознаграждения не потребовалось, записаться в класс к хорошему учителю удалось "по знакомству". Впрочем, благодарить все равно пришлось... Как изменились времена. В советские времена учителям, в том числе начальных классов, чаще всего дарили букет цветов на 1 сентября, вазочку на день учителя, иногда небольшой презент на день рождения, что-нибудь на 8 марта и после третьего класса - подарок для школы. В моем детстве это были новые недорогие занавески на окна. А сегодня уже не удивляют заказы учителей на бытовую технику для дома, золотые украшения. Слышала как-то, что родители покупали на день рождения первой учительницы огромный набор кастрюль. Но про подарки по случаю 1 сентября в 1 классе в этом году услышала впервые. Та самая учительница, к которой выстраивается очередь из первоклашек, перед началом учебного года намекнула, что много цветов дарить вовсе не обязательно: "Лучше принесите то, что не вянет и не портится". Пришлось соображать. Но даже если подобные подати дипломатично называют "благодарностью от довольных родителей", то за что учителя благодарить в первый учебный день?
А на днях знакомый рассказал историю из жизни ну очень престижной саратовской гимназии. В первом классе уроки вела хорошая учительница - дети ее любили, родители уважали. Во втором классе дали новую и только на год, стало быть в третьем классе опять придется привыкать к новому педагогу, новым требованиям. Хотели перевести ребенка в параллельный класс, чтобы уйти от этого хоровода учителей, то туда новая учительница пришла тоже на время и только на год. В администрации гимназии ответили: "С учителями начальных классов сегодня очень тяжело. Их не хватает. Работа трудная, так трудиться никому не интересно". У друзей тоже проблема, продолжал мой знакомый, очень беспокоит весьма посредственный уровень работы учительницы.
Надо ли говорить, что директор той самой престижной гимназии позже все опровергала, просила назвать имя того, кто дал такое неграмотное объяснение про дефицит учителей начальных классов, обещала наказать и убеждала, что все места в 1-3 классах заняты, проблем нет.
В комитете по образованию тоже нарисовали "картину маслом". Вакантных мест в начальной школе нет, более того, к сентябрю остались не трудоустроенными выпускники пединститутов. Проблемы низкого уровня преподавания молодых учителей не существует - в школах успешно работает система наставничества. Дефицита маститых учителей также не наблюдается: "У нас сильная начальная школа, многие работают по развивающим программам. В прошлом году на звание лучшего учителя претендовали 9 учителей начальных классов, а всего в конкурсе участвовало 19 педагогов". Кроме того, заверили чиновники от образования, авторитетные учителя работают не только в гимназиях и лицеях, но в рядовых школах - победительница прошлогоднего городского конкурса учителей представляла 6 школу. Естественно, никакими фактами о денежном вознаграждении за поступление в 1 класс в комитете не располагают. Еще - все подарки преподносятся учителям исключительно по инициативе родителей. Особенно выразительной получилась фраза: "Подарки и учитель - вещи диаметрально противоположные". В комитете считают, что конкуренция между учителями положительно сказывается на развитии школы, как центра образования, и полностью соответствует сегодняшней системе оплаты труда.
Никакого подтверждения рассказам родителей не нашлось и в беседе в заместителем директора по учебной работе педагогического института СГУ Татьяной Фаддейчевой. Она сказала, что в этом году при дефиците абитуриентов институту удалось полностью закрыть бюджетные места (290) по направлению "начальная школа" и заключить 55 договоров на платное обучение. Вместе с тем, избытка подготовленных учителей начальных классов нет - времена, когда выпускники шли в торговлю остались в прошлом. Устарело и мнение, что учиться в пединститут идут те, кто не стал претендовать на престижные вузы и модные профессии. Татьяна Фаддейчева ответила: "Я не могу исключать, что единицы из этих соображений к нам идут, но основная часть детей приходит именно за профессией. Потому что это, как правило, дети из учительских семей. Они идут, чтобы стать учителями". По словам замдиректора, коллектив института вполне удовлетворяет уровень подготовки выпускников: "Студенты владеют 2-мя специальностями - начальное образование и преподаватель иностранного языка, начальное образование и информатика. Это облегчает их трудоустройство, особенно в сельских школах и способствует профессиональному росту. Студенты вовлечены в научно-исследовательскую работу, все занимаются изучением вариативных программ, учебно-методических комплексов. Во время практики студенты работают в школах и замечаний со стороны руководителей практики, педагогов нет". Кстати, Татьяна Ивановна рассказала, что в школу стали возвращаться те, кто в бедные годы ушел из профессии.
Может все и похоже на то. Но есть желание сопротивляться "дню сурка" и не только в сфере образования. Уж сколько критики в СМИ получила система ЕГЭ, а в словах чиновников - это успешный эксперимент, который обеспечит светлое будущее российского образования. На сайте sarbc.ru всего несколько дней размещен вопрос: "Помог ли Вам ЕГЭ избежать коррупции при поступлении в вуз?", а отрицательные варианты ответов уже намного опережают утвердительный. Такая же картина в борьбе с кризисом, с уровнем безработицы, доходами населения. Нескончаемые запасы чиновничьего елея щедро заливают проблемы действительности. По мнению функционеров, государственная политика позволила повысить престиж учительской профессии. Во всяком случае, так сказали в комитете по образованию. Видимо, имелось в виду повышение средней зарплаты школьных педагогов до 12-14 рублей. Заметила бы, что при этом учительская братия усиленно сопротивляется этому процессу. Станут ли уважать учителя родители, которые вчера покупали ему по заказу набор тазиков или пылесос?
Неприглядная сцена случилась на праздничном сентябрьском мероприятии. Директор одной из школ области громко давала наставления: "Сфотографируйте детей, покажем депутату. Пусть он посмотрит - наши ученики достойны его внимания".
Вопросы о положении дел в начальной школе мы направили в министерство образования области. Министр Михаил Горемыко, как нам показалось, был более откровенен. Он признал, что на ряду с плеядой "очень хороших известных замечательных учителей начальных классов" есть и учителя, которые "несколько отстают от требований времени". Поэтому на протяжении последних лет, в том числе за счет ресурса федеральных средств, в Саратовской области серьезно переориентирована система повышения квалификации педагогических кадров, подчеркнул министр.
Вот что сказал Михаил Горемыко об уровне подготовки молодых специалистов: "Подготовка специалистов с профессиональным педагогическим образованием ведется в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, все выпускники проходят государственную итоговую аттестацию, создаются независимые государственные аттестационные комиссии по приему государственных выпускных экзаменов, председателями которых назначаются отраслевые эксперты, не являющиеся работниками учебных заведений (в основном это представители работодателей). Тем не менее, мы сталкивается с некоторыми негативными отзывами от работодателей (директоров школ) по поводу качества подготовки выпускников, которые приходят на работу в школу. По моему мнению, система подготовки педагогических кадров должна быть существенным образом изменена. Выпускник педагогической специальности имеет достаточно слабую практическую подготовку и даже если он приходит в школу после получения диплома, порой случается так, что буквально через месяц - два, или полгода, он понимает, что это совершенно не его. Те теоретические знания, которые ему дали, не позволяют ему практически реализоваться как учителю".
Однако, министр не считает, что "у родителей могут возникнуть трудности с тем, чтобы отдать ребенка в первый класс к хорошему учителю начальных классов". По данным министерства, по специальности устраиваются только 55% выпускников педагогического профиля.
Михаил Горемыко назвал основные проблемы начальной школы - это здоровьесбережение младших школьников (для младших школьников необходим отдельный корпус) и многопредметность начального образования (приводит к перегрузке учащихся).
Официальные обращения о фактах коррупции при поступлении в первый класс в министерство не поступали. "Брать деньги за обучение в школе не имеют права. Если факт имеет место, нужно обращаться в правоохранительные органы. Ребенка обязаны взять в первый класс. Единственной причиной для отказа может быть отсутствие свободных мест. Узнать, действительно ли мест не хватает, можно в районном отделе образования" - сказал министр.
Кстати, моей знакомой для своего первоклашки удалось выбрать ту учительницу, которая соответствовала всем ее высоким требованиям. Но в школу они добираются 30 минут на общественном транспорте. Говорят, что довольны.

Марина Завидова

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 сентября 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x