Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Тотальные распродажи. Спрос на креатив

  • 10:06, 2 ноября 2009
  • Комментариев[0]

По данным Росстата, за прошедшие девять месяцев снижение оборотов розничной торговли побило все рекорды, и по сравнению с сентябрем 2008 года составило 9,9%. Наибольший удар пришелся на непродовольственные товары: одежду, обувь, мебель, бытовую технику и электронику. Подсчитывая убытки, ритейл лихорадочно соображает, как стимулировать потребительский спрос в условиях кризиса, и делает ставки на распродажи, как один из самых оптимальных способов приостановить падение продаж. Но этот способ, увы, самый тупиковый для бизнеса. По крайней мере, так считают экономисты и предлагают ритейлу искать новые пути продвижения товара.

Остатки не сладки?

Распродажи в Саратове достигли своего пика. Прошедшая недавно "Ночь покупок" показала, что даже среднеценовым (не говоря уж о люксовых) брендах живется в кризис нелегко, поэтому продавцам приходиться идти на беспрецедентные акции и снижать цены на 20-30%. По словам организаторов ночной распродажи, магазинам-участникам акции удалось перевыполнить план продаж в течении "Месяца покупок". В "Ночь" же некоторые продавцы выполнили месячный план продаж. По данным торговых учреждений, в ночном шоппинге участвовало 100 тыс. чел, в каждом из торговых центров побывало до 12 тыс. покупателей.
Вне рамок акции предприниматели не скрывают, что сегодня вчерашние активные покупатели стали зрителями. И просто переходят из одного торгового центра в другой, изредка ограничиваясь покупкой недорогого товара. Такое положение вещей наблюдается не только в нашей губернии, но и в большинстве российских регионов. Поэтому ритейл уже не ждет новогодних праздников, чтобы устроить тотальную распродажу, а "сбрасывает" товар практически ежемесячно. Распродается все: начиная от автомобилей, мебели и заканчивая одеждой, обувью и сувенирами. Таким образом, компании пытаются приостановить падение спроса. Известно, что в этом году автомобильный и мебельный рынки, просели аж на 50%, поэтому другого способа привлечь клиентов предприниматели не видят.
По информации компании Fashion Consulting Group, в сегменте одежды сильнее всего упали средний и люксовый сегменты - примерно на 15-20%, не меньше страдает и рынок обуви. Впрочем, как указывают в компании Ralf Ringer, пострадали преимущественно, дорогие модели от 8-10 тыс. руб. за пару, этот сегмент упал на 70-80%. Но обувному ритейлу удалось выкрутиться: ведь на более дешевые модели цены выросли на 10-30%.
Сильнее же всего сократились продажи бытовой техники и электроники. Как сообщает Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), по итогам года рынок сократится примерно на 20-25%. Как считают эксперты, для достижения докризисных показателей розничной торговле может потребоваться как минимум три года.
Что касается бытовой техники и электроники, продаваемой в Саратове, скидки на телевизоры, ноутбуки, фотоаппараты не прекращаются весь год. Распродажи ведет "М-Видео", "Техносила", "Эльдорадо" и другие крупные торговые сети. К слову, последняя розничная сеть даже поучаствовала в "Ночи покупок".
Но как считают некоторые экономисты, строить свое позиционирование на постоянных распродажах - не самая лучшая идея. Уж слишком много у сейлов подводных камней.
Во-первых, далеко не все покупатели верят слоганам "Скидки 40-50% - работаем себе в убыток!" Потребители прекрасно понимают, что ни один предприниматель в кризис не будет работать себе в убыток, и подозревают, что под видом сейлов им продают неликвид или залежавшиеся на складах коллекции, место которым в сток-центрах. Еще меньше верят покупатели большим афишам: "Полная ликвидация, магазин закрывается навсегда!" В Саратове можно насчитать как минимум 5 обувных магазинов, которые каждый год вещают о закрытии и полной распродаже. А после косметического ремонта заново открываются и выставляют не распроданные ранее товары как "новую коллекцию", по цене в два раза выше предыдущей. Еще один негативный момент: привыкнув к постоянным распродажам клиенты не хотят приобретать коллекции по новым ценам. В результате "сейл-политика" может привести к еще большему падению продаж.
Кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Саратовского института Российского государтвенного торгово-экономического университета Наталья Алтухова считает такую меру привлечения потребительского внимания неэффективной. "Если презентабельный магазин предоставляет скидку 90%, то потребитель понимает - первоначальная цена была чрезвычайно завышена. Скидки в размере 20-30% дают понять, что сеть магазинов хочет продать залежалые остатки. Чаще всего товары со скидкой воспринимаются, как товары ненадлежащего качества. Но иногда с политикой распродаж соглашаются покупатели с низкими доходами. Вместе с тем, не стоит критиковать такие акции, как "Ночь покупок" - это мировой опыт. Но в Саратове она была слабо прорекламирована. Если бы о подобной распродаже было проинформировано большое число покупателей и в акции участвовало значительное число магазинов и торговых центров, удалось бы реализовать внушительную долю товаров и это очевидно. Одна из действенных мер увеличения спроса - это повышение качества товара. Если цены на товары останутся на нынешнем уровне, но станут более качественными, потребители все равно станут их покупать".
Президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев говорит о повышении потребительского спроса в кризис следующее: "Лучший способ поднять потребительский спрос во время кризиса - это выдача дешевых потребительских кредитов. К сожалению у нас, в отличие от других стран, пока это направление "провисает". Но думаю, что скоро необходимость в дешевых потребительских кредитах поймут как банки, так и государство".
К сожалению, быстро решить вопросы выдачи кредитов и тем более, улучшения качества товара невозможно. Поэтому маркетологи советуют ритейлу проявить креативность, и искать новые способы продвижения товара.

Ярмарки тщеславия

Инструментов, направленных на продвижение брэнда и привлечение потребительского внимания - масса, просто не все предприниматели считают нужным их использовать. Как считает Елена Смирнова, аналитик межрегионального маркетингового агентства "Фокус плюс", даже в кризисные времена имеется обширный инструментарий стимулирования спроса. "Во время экономического кризиса структура методов стимулирования спроса изменилась, и те способы, которыми предприниматели пользовались в "докризисное" время сейчас потеряли свою актуальность, - рассказывает эксперт. - И наоборот: некоторые механизмы продвижения товара, которые ранее не принимались во внимание, сейчас могут привлечь внимание потребителей и увеличить продажи. Распродажи к этим методам не относятся, объясню почему. Принято считать, что если у клиента мало денег, его нужно привлечь скидками. Но ведь если денег действительно нет, то и самые большие скидки не помогут, а "платежеспособных" покупателей даже отпугнут, особенно если распродажи идут в режиме "нон-стоп". Еще один минус распродаж - мода на такие словосочетания, как "антикризисные скидки".
В рекламной теории есть простейшее требование о запрете употребления отрицательных слов в рекламных слоганах. Саратовские предприниматели об этом забыли, и продолжают загонять потребителей в негатив, используя слово 'кризис' как волшебное, способное привлечь внимание. Рано или поздно этот метод перестанет работать. Сегодня есть масса проверенных методов активации потребительского спроса: лотереи, купоны, событийные мероприятия, BTL, direct-mail. Их можно применять очень эффективно. Главное - креативно мыслить, а не банально "передирать" идеи друг у друга".
Однако на сегодняшний день саратовские предприниматели не особенно охотно пользуются представленными возможностями. Наиболее популярные способы привлечения потребительского внимания, это direct mail (адресная и безадресная, так называемая "веерная" доставка по почтовым ящикам). Еженедельно горожане вынимают из ящиков пять-семь газет, рекламирующих товар той или иной торговой сети. Преимущества этого проверенного метода налицо: охват большой аудитории, кратчайшие сроки оповещения о товарах и услугах и высокая степень персонификации, так как обращение попадает в личный почтовый ящик. Но в нелегкие кризисные времена рекламные листовки и буклеты не оказывают должного воздействия. Более уместен в тяжелые экономические времена метод BTL, включающий в себя промо-акции, выставки и ярмарки, спонсорство, разработку программ лояльности, а так же событийный маркетинг. Потребители всегда активно участвуют в дегустации товара, посещают вечеринки, фестивали и презентации, направленные на продвижение торговых марок.
К сожалению, на этом инструментарий привлечения спроса потихоньку исчерпывается. Некоторые саратовские предприниматели все-таки проявляют креативное мышление, и тем самым удерживают интерес и постоянный спрос покупателей. В одном из ТЦ существует клуб постоянных покупателей, для клиентов устраиваются чаепития, развлекательные мероприятия. Местные компании так же пытаются вовлекать клиентов в различные корпоративные мероприятия, организуя в эти дни различные акции. Но чаще всего саратовские предприниматели во главу рекламных акций ставят подарки. К примеру, купил плазменный телевизор - получи DVD-проигрыватель в подарок. Приобрел плиту - получи средства для ее мытья. Впрочем, некоторые компании все же умеют удивлять. К примеру, одна из мебельных фабрик обещает бесплатное путешествие в Италию для тех клиентов, кто приобрел кухню на сумму от 35 тыс руб. "Акции мы устраиваем ежемесячно, обычно это подарки, скидки, лотереи", - рассказывает менеджер по маркетингу и рекламе. "К примеру, на Масленицу устраивали праздник с блинами и чаепитием, покупатели были очень довольны".
Не уступают и другие саратовские мебельщики. Одни предоставляют значительные скидки и подарки новоселам, другие и вовсе продают все мебель не дороже 5 тыс. руб. На рынке пластиковых окон - свои акции. Здесь в подарок за поставленное окно можно получить практически бесплатно балконную дверь, или скидку 50% на установку второго окна. Частные медицинские центры так же придумывают свои варианты. Предложение "Всем клиентам в подарок - профессиональная чистка зубов" уж никого не удивляет.

Яйца от президента

К слову, в крупных областных центрах предприниматели более сообразительны и креативны. И придумывают весьма оригинальные акции, которые гремят на всю Россию.
Идея создания искусственного ажиотажа часто вызывает брезгливую гримасу на лице опытных рекламщиков. Тем не менее, этот метод работает, особенно в тяжелые кризисные времена. Лучший способ привлечь внимание к товару: нанять толпу добровольцев, которые будут устраивать дикие очереди к магазинам. Такие акции неоднократно проходили в Москве, Пензе, Новосибирске, Уфе. По мнению психологов, менталитет российских людей не далеко ушел от "совкового", поэтому при виде очереди в магазин в голове у покупателя срабатывает мысль: значит, "выбросили" что-то дешевое и нужное в хозяйстве.
По сей день поражает по масштабам маркетинговая акция одного из дезодорантов. В Москве был запущен слух о новом аромате, возбуждающем девушек. Представительницы прекрасного пола звонили в эфир радиостанций и рассказывали случаи, связанные с воздействием на них необыкновенного дезодоранта. Тема активно обсуждалась в Интернете, а апофеозом стало представление в центре столицы с огромной копией флакона и разгоряченными девушками. Как бы то ни было, но спустя несколько месяцев продажи этой позиции в России выросли на 15-20%.
Не совсем честный, но зато нестандартный ход применила одна из птицефабрик для продвижения яиц. В конце 2005 года несколько редакций газет получили письма от потребителей с восторженными откликами о вкусе этих яиц и о том, что президент России и другие высокопоставленные лица употребляют продукцию именно этой птицефабрики. Подлог обнаружился просто: хотя адреса отправителей относились к разным районам города, все письма были отправлены в одинаковых конвертах и из одного почтового отделения. Впрочем, по оценкам экспертов, стоимость "партизанской" акции не превысила 400 долл. Так же для продвижения товара активно используется флеш-моб, но до нашей губернии такие "суперсовременные" новшества пока не дошли.
Никто не призывает саратовских предпринимателей повторять подобные акции, но забывать о том, что креативное мышление - лучший двигатель торговли так же не стоит.

Денис Смирнов

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 2 ноября 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x