По данным опроса фонда "Общественное мнение", 67% россиян остались равнодушными к предложению власти обсудить текст законопроекта о превращении милиции в полицию. Половина опрошенных посчитало это занятие бессмысленным, поскольку вряд ли поможет что-либо изменить. Иную картину демонстрируют блоги, официальный сайт законопроекта - интернет буквально взорвался комментариями, шутками, карикатурами. Один из блоггеров смонтировал фильм "Теперь полиция", который как нельзя точно отражает сущность изменений. Что ж, приятно понимать, что ты не единственный, у которого новый закон реально вызывает недоумение вместе с тревогой за будущее, а не уважительное, глубокомысленное и протяжное "Даааа.....".
Пафос и декларации
После нескольких доз информационных сообщений о запланированных изменениях, последующих обсуждений, заседаний с представителями общественности, государственные деятели "родили" новый закон о милиции. Не успели напечатать текст проекта и предоставить его публике, как неожиданно заявили - принять новый закон мало, нужно переименовать милицию в полицию. У населения сложился стереотип о коррупционной бесполезной и опасной для общества милиции и чтобы его ликвидировать, давайте дадим новое название. Предлагается переименовать милицию в полицию, на западный манер и строить её тоже на западный манер, как в голливудских боевиках. Глядишь новые полицейские начнут и работать по другому, и с чистого листа создавать себе хорошую репутацию. С помощью функции "поиск-замена" поменяли в проекте слова "милиция" на "полиция" и выложили его в интернет на специальном сайте для обсуждения.
Однако, задачи и обязанности полицейского практически не многим отличаются от задач и обязанностей нынешних милиционеров. В новом тексте приведены те же высокие слова о законности, беспристрастности, уважении к достоинству личности и другая формальная шелуха, которой можно просто трясти как книжечкой конституции перед человеком, который решил тебя обокрасть, посадить или убить.
Права сотрудника полиции в сравнении и милиционером не претерпели коренных изменений. Применять оружие, физическую силу и другие виды принуждения по-прежнему можно и реальных ограничений этому закон не предлагает. Более того, права и возможности к беспределу расширены, о чем пойдет речь ниже.
Что касается нововведений, то, во-первых, полицию частично подчиняют президенту, который теперь самостоятельно определяет её состав и структуру. Теперь не существует градации между милицией общественной безопасности и криминальной милицией. Существует единая федеральная полиция, никакой подчиненности субъектам федерации.
Во-вторых, в задачи полиции теперь не входит обеспечение безопасности личности. Конечно, а зачем в нашей стране обеспечивать безопасность гражданина. Каждый сам себе хозяин и защитник. Вы там друг друга убивайте, а мы приедем потом на место преступления и заведем уголовное дело.
В-третьих, поставление зависимости деятельности полиции от мнения граждан, а также введение принципа открытости и публичности своей деятельности. Полиция должна информировать о своей деятельности власти, граждан, руководители выступают с отчетами и т.п. Однако никаких четких механизмов этого не предусмотрено, также как и не регулируется ответственность сотрудников за неисполнение этих норм закона. Текст и дух этих норм является исключительно декларативным.
Но большая часть нового либо расширяет сферу деятельности полиции и предоставляет дополнительные возможности сотрудникам, либо носит формальный декларативный характер, который вряд ли будет исполняться надлежащим образом и реально повлияет на существующие "правила игры".
Презумпция виновности или новый 37-ой
Однажды одна судья районного суда в ответ на немой вопрос в моих глазах "Как же можно привлекать лицо к ответственности, если оно ничего не делало по имеющимся в деле доказательствам?" сказала дословно следующее: "Ну вы же понимаете, государственный орган просто так протокол не составит". Иными словами предусмотренная Конституцией презумпция невиновности уже де-факто превратилась в презумпцию виновности всякого гражданина.
Теперь, прикрыв красивой вывеской переименования милиции в полицию нам предлагается данный принцип внедрить в жизнь уже на абсолютно законных основаниях. Речь идет о части 2 статьи 32 проекта закона, которая гласит дословно: "Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное".
В переводе на доступный язык, полицейский всегда прав, пока гражданин не пойдет в суд, не получит через месяц решение о том, что его действия оказывается были незаконными, или не получит ответа на жалобу на этого сотрудника от его вышестоящего начальства. Последний вариант в части признания ошибок своих сотрудников вообще из области фантастики и случается крайне редко. В общем, сначала будет произведен арест, применены все возможные и невозможные методы задержания, допроса, осмотра и содержания, а потом бегай по инстанциям и доказывай, что ты - "не верблюд". Если конечно к тому моменту останутся силы и решимость это сделать.
От пункта 5 статьи 13 проекта вообще разит беспределом на километр. "Сотрудник полиции вправе беспрепятственно знакомится в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации". Если сейчас есть хоть какая-то привязка к сущности проводимой проверки и истребование документов должно быть мотивированным, то при принятии закона в таком виде кто определяет необходимость? Суд, прокурор или сам полицейский? Представляете что будет если с текущим уровнем образования полицейские начнут знакомиться с документами организации? Это же сколько придется им писать объяснений, что зачем и почему.
Некоторые скажут, что такие нормы существовали и в Законе о милиции. Не спорю, они действительно были в другой формулировке, но тогда какой смысл сохранять их существование при стилистических доработках, если последствия применения таких норм ощущают на себе каждый день предприниматели и это стало одной из причин необходимости реформы.
Безусловно, если посмотреть на данные нормы с другой стороны, они замечательны. Появляется страх перед полицейским и соответствующее уважение, основанное на этом страхе. Данные положения позволяют полицейским заниматься работой без лишних проволочек, но при условии, что полицейские у нас нормальные вменяемые образованные люди, для которых первостепенны права и интересы законопослушных граждан, а не свои собственные шкурные интересики и решение вопросов для начальства. При текущей кадровой ситуации использование закона такими полицейскими ведет к откровенному беспределу.
Интересно новое право у полиции, прописанное в пункте 7 статьи 13. Сотрудник полиции имеет право обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов.
Теперь нет никаких проблем к разгону так надоевших власти митингов. Сотрудник полиции посчитал, что поведение собравшихся свидетельствует об опасности и митинг разогнал. Даже если просто сотруднику привиделось, что неофициальный митинг (флеш-моб) нарушает нормальную работу организаций, движения пешеходов или транспорта, он всех имеет право разогнать. Так что выступать теперь будет нельзя. В любой момент неугодных разгонят и сотрудник полиции будет всегда прав. Кроме того, полицейские смогут на час ограничивать свободу передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов и получения от них объяснений на месте.
Вот вам и свободное демократическое государство. Статья 31 Конституции считай отменена полностью. Возврат к тоталитарному государству обеспечен.
Отголоском 37-го года также является норма, предоставляющая полиции право проникать в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые организациями с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу, проникать в находящиеся там контейнеры, емкости и иные объекты, в транспортные средства. Вопли о санкции прокурора, решении суда и правах человека не имеют никакого смысла - сломают, разнесут и ворвутся в любое время дня и ночи. Придумать подходящее основание в случае чего всегда можно, например, полицейский полагал, что там совершается преступление.
А вы друзья как не садитесь...
В итоге мы имеем по сути более жесткий закон, который красиво припудрен переименованием, а также высокими и бессмысленными статьями про открытость, человеколюбие, запреты на нанесение ударов в определенные части тела. Такое впечатление, что сотрудник при применении силы будет вспоминать перечень частей тела, куда бить нельзя.
Проект закона порождает больше вопросов нежели ответов и инноваций. Что нового в объеме полномочий милиционера-полицейского? От каких несвойственных функций органы охраны правопорядка освобождаются? Какую ответственность будут нести милиционеры за то, что работают спустя рукава и занимаются бумажной волокитой вместо реальной работы? Что помешает им, как и раньше, отказывать в приеме заявлений, давить на свидетелей, брать взятки? Чего станут бояться разнообразные "оборотни" и их высокие покровители? Где гарантия, что "особый порядок" для вип-персон не сохранится в прежнем объеме и не расширится еще больше? Что сделано, чтобы исключить зависимость милиции от местных властей во всем, что касается социальных вопросов - квартиры, детсадов, школ и т.п.? Что вообще сделано для кадровой чистки рядов полицейских и поддержания системы лучших из лучших кроме дополнительных препятствий при приеме на работу, которые если надо будут преодолены быстро и без нарушения закона если кому то будет надо.
Исполнение любого закона должно обеспечиваться механизмом наказания нарушителей. Причем механизм должен быть четким, понятным для всех и действенным. Нельзя приказать быть хорошими, надо побудить быть такими, замотивировать, а с нарушителей спросить по всей строгости закона. Работа любой организации прежде всего зависит от самих работников. "Кадры решают все" - как говорил товарищ Сталин. При отсутствии кадров и отсутствии мотиваций, любой даже самый правильный закон работать не будет. Пытливый русский ум обязательно найдет путь его обхода.
За примерами субъективного фактора при реализации законов далеко ходить не нужно. Ну поменяли ГАИ на ГИБДД. Что дало это переименование? Беспредела стало меньше, взяток стало меньше? Нарушений стало меньше? Все осталось по-прежнему. Вот и в случае с полицией все будет точно также.
Кстати, народ с первых минут существования проекта придумал новое название для сотрудников полиции - "полицаи". Потому что в сознании большинства, сформировавшемся на реальной действительности, поведение будущих полицейских так и останется "ментовским", похожим на действия немецких полицаев во время второй мировой войны. А с учетом ужесточения закона по отношению к гражданам, нас ждет полицейское государство - не только по сути, но уже и по своему названию. Так что если законопроект не изменится и не будут придуманы реальные механизмы кадрового подбора и мотивации, готовьте мои дорогие млеко, яйки и аусвайс. Полицай уже готов ломать замок на двери твоего дома.
Георгий Драгомиров, адвокат
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей