Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Забытая станция". Секретный поезд и "ту-ту" отсюда

  • 10:08, 17 декабря 2013
  • Комментариев[2]
Есть в Энгельсе одно, до недавнего времени забытое богом место - "Забытая станция", музей, посвященный железнодорожному транспорту. Культурная организация создана, как они сами себя называют, члены "Общества любителей железной дороги". Но иногда "любителям" кажется, что лучше бы о них и не вспоминали....
"Забытая станция". Секретный поезд и "ту-ту" отсюда

14 декабря состоялась бесплатная экскурсия на "Забытую станцию". Горожане, некоторые из которых не только не знали о существовании такого музея, но и вообще — что в Энгельсе есть железнодорожный вокзал — ознакомились с его экспонатами.

Старые, громоздкие, но не лишенные своего шарма печатные машинки —
прапрапрародители нынешних изящных клавиатур, телефоны с символикой СССР на диске, железнодорожные фонари, пожелтевшие фотографии работников рельса и шпалы, патефон, буденновка , "Сборник нормалей...", бюстик Ленина — вождь мирового пролетариата изображен из непонятного на первый взгляд черного материала и блестит, как натертый воском рояль,... Все это — экспозиция. В углу — металлический блок с секциями автоматических камер хранения. Кажется, в последний раз видела такие в прошлой жизни,
а пользовалась — и того раньше: в далеком 1990-м, в городе Ярцево. Сейчас они — тоже экспонаты. Деревянные скамейки с лакированными спинками и стертыми чужими телами сиденьями - их можно использовать по назначению, хоть это и из музейных запасников.

"Женщина, на паровоз!" - призывают плакаты советского времени. С них улыбаются идеальные, в понимании агитаторов СССР, женщины. Реальные женщины взирают с черно-белых фотографий и улыбаются чуть сдержаннее. Читаю: "Женская паровозная бригада депо Покровск".

В коллекции имеется 12 исторических вагонов, особый интерес из них для посетителей представляет правительственный — богато украшенный натуральным деревом, задрапированный тяжелой тканью. Снимать телепередачу о нем приезжали из Самары.

Его стены помнят некоторых генсеков и космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. В передаче "Поисковый отряд", которая вышла на самарском ТВ в 2010 г.., вагон называют уникальным. Вспоминают курьезные случаи. Так, любителя кукурузы Никиту Хрущева ждали на первом пути — с цветами и оркестром, но его по ошибке подали на третий, где вместо ликующей толпы — пара мрачных чекистов. Может быть, именно поэтому обратно генсек отправился на самолете.

С виду знаменитый вагон, выглядит, как любой другой пассажирский. Отличия — вес спецэкспоната более, чем в 2 раза превышает массу обычного вагона (108 т.), безопасность первых лиц СССР обеспечивали листы бронированной стали — в него можно было стрелять из зенитки, пулемета, а с расстояния в пару км — и кинуть снаряд. И ничего его пассажирам не было бы. В вагоне есть все — и конференц-зал, и купе для элиты, и "черный ход" для генсека и его охраны, на случай, если внутрь будут ломиться враги,... Теперь секретный
спецвагон томится на запасном пути в районе станции "Покровск" и, если бы не активисты — любители железной дороги, его, надо думать, давно растащили бы на металлолом.

Один из главных экспонатов — само здание вокзала. Одноэтажное, с более чем 100-летней историей (вокзал 1905 г. постройки), похожее на вокзал в Саратове, каким он был до 1970-х годов. Именно оно-то и стало "камнем преткновения" с ОАО "РЖД", рассказал собравшимся экскурсовод - председатель, член президиума общества охраны памятников СРО ВОО "ВООПиК" Валерий Ковляр. Музей был открыт в 2006 г., здание вокзала
принадлежит ОАО "РЖД", земельный участок, на котором он расположен, скорее всего, как любая территория с железнодорожными путями, — в федеральной собственности.

Неравнодушным к истории железной дороги людям предоставили часть здания вокзала станции "Покровск" (одну из двух деревянных пристроек) под музей. Спустя несколько лет стало известно, рассказывает Ковляр, что здание хотят продавать, музей — выселять.

Общественники решили за него бороться. Первое, что они попытались сделать, - это добиться признания здания памятником историко-культурного наследия. Тем более, что, по мнению активистов, оно соответствует этому статусу: и год постройки, и стиль, и ценность...

Согласно законодательству, здание признается памятником архитектуры по решению комиссии при администрации. По словам Валерия Ковляра, они собрали все необходимые документы для того, чтобы комиссия приняла это решение, вот только она присваивать зданию вокзала этот статус не торопилась. Почему? С одной стороны, это налагает на собственника определенные обязательства по части его содержания и, кроме всего прочего,
снести это здание будет нельзя (на что и рассчитывали общественники), но вот только местная администрация почему-то не выразила заинтересованности в том, чтобы на территории района появилась еще одна достопримечательность. Проведение комиссии по признанию здания вокзала памятником откладывалась, несмотря на то, что "мы собрали все документы", продолжает Ковляр. При этом со стороны ОАО все более настойчивые предупреждения о ликвидации части здания — тех пристроек, в которых располагается музей. Они основывались на том, что изначально здание вокзала было кирпичным, деревянные пристройки, якобы, никакой исторической ценности не представляют. Однако, как считают в "Обществе любителей железной дороги", фотографии рубежа 19-20 веков говорят об обратном.

Представители "Общества любителей железных дорог" не сомневаются: если что, найдем, куда перенести на хранение ценнейшие экспонаты, пригоним несколько вагонов, но здание-то... здание... Нельзя его потерять!

Сейчас вопрос о выселении музея рассматривается в суде. На чьей стороне в этом вопросе окажется правосудие, пока не ясно.

Фото: Денис Жабкин.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 декабря 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x