Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Робот по имени Чаппи". Заметки киномана

  • 10:31, 6 марта 2015
  • Комментариев[0]
Те, кто читал роман Мери Шелли или видел фильм (или спектакль с Камбербэтчем), близкий к тексту, знают, что Чудовище Франкенштейна изначально не было злым. Монстром его сделали окружающие. Вот и история робота, названного, как вы правильно догадываетесь, в честь собачьего корма, рассказывает, кроме всего прочего, о том, что "собака бывает кусачей только от жизни собачьей". Мысль, безусловно, не новая. Но когда в стране "плодиться и размножаться" только что законом не заставляют (пока), любое напоминание о том, что воспитание важно не меньше, а может, и больше, чем создание, будет полезно.
"Робот по имени Чаппи". Заметки киномана

А в новом фильме Нила Бломкампа ("Район №9"), который после "Элизиума" решил вернуться к своим южно-африканским истокам, столько же истории взросления и воспитания, сколько футуристического боевичка.

В совсем недалеком будущем в Йоханнесбурге развелось столько преступников, что одних убийств совершается по три сотни в день! Поэтому полиция начинает вводить в свои ряды роботов (Да здравствует "Робокоп"!). И дела идут в гору! Уровень преступности резко сокращается, криминальная статистика улучшается, банды исчезают. И все бы стройными рядами потопали в светлое будущее, но гениальный изобретатель этих "скаутов" (Дев Патель, "Миллионер из трущоб", сериал "Служба новостей") работает не столько ради искоренения преступности, сколько ради искусства. Поэтому и робота он хочет создать, способного оценить его высокие порывы. Чтобы, значит, у машины были и искусственный интеллектом, и чувства и эмоции.

Вот только глава корпорации (Сигурни Уивер, "Чужой", "Аватар", в очередной роли сильной женщины) ему не разрешает этого делать на своем оборонном предприятии. Мол, лучшее – враг хорошего! Но нельзя так с гениями! Особенно с теми, которым даже офис отдельный до сих пор не выделили. Потому что Платон им друг, но истина дороже. Так что гений крадёт списанного "скаута" домой для опытов.

А на полпути его похищают бандиты-неформалы (Йоланди Фиссер и Ниндзя, участники южно-африканской группы "Die Antwoord". Их музыка периодически звучит в качестве саундтрека), которые хотят "пульт" от роботов-полицейских, чтобы те не мешали совершать преступления. Но им тоже не везёт – пульта гений сделать не может, только робота, и тот оказывается сущим дитятей. Правда, он очень быстро учится. И поскольку попал он не в добрые руки, а в натуральную "плохую компанию", научат его нехорошему.

Нил Бломкамп вспомнил свою первую короткометражку про роботов «Tetra vaal» и сделал из неё полный метр на "16+" с элементами криминальной комедии, кучей оружия (в том числе, с жёлтой "пушкой"!), перестрелками и взрывами. В качестве дополнительной приманки есть Хью Джекман ("Люди Икс", "Росомаха: Бессмертный") в роли злодея с огромным дроидом, которого точно стащили из реквизита к "Робокопу". И, конечно, в картине есть Шарлто Копли ("Район №9", "Элизиум", "Малифисента"), который у этого режиссера, как до недавнего времени Джонни Депп у Тима Бёртона, служит талисманом. Лица Копли вы, впрочем, не увидите – он покушается на лавры заслуженного Горлума и почетного "планетного обезьяна" Энди Сёркиса и играет собственно робота Чаппи с помощью технологии захвата движения (и ещё озвучивает в оригинале).

Сам Чаппи с "телом" убийцы и разумом ребенка идёт проторенной дорогой "Валл-и", "Короткого замыкания" и понятно, каких персонажей "Звёздных войн". И делает он это честнее Стивена Спилберга с его слезовыжимательным "Искусственным разумом" – легко спровоцировать жалость к голубоглазому мальчику, но заставить зрителя сопереживать железяке, пусть и по-своему изящной и с забавными "ушками", нужно постараться.

И постарались его создатели на славу: не смотря на отсутствие лица, Чаппи умудряется быть уязвимым, ранимым, трогательным, глупым, смешным и, в принципе, более человечным, чем иные актеры-люди. Чем он, конечно, подводит к одному из любимейших вопросов научной фантастики: что делает людей людьми? (Один из самых потрясающих моментов в фильме – когда он осознает свою смертность).

Кроме того, Чаппи – зеркало окружающего его мира. И в этом плане тема взросления здесь раскрывается на редкость удачно. Так как "ребенок" – робот, его воспитание начинается буквально с чистого листа. Поэтому очень четко видно, как его формирует среда и "взрослые", которые обманывают, используют его для своих нужд или даже просто ожидают, что он будет знать всё, что нужно, хотя ничему его не учили. Ребенок оказывается в крайне жестоком мире, где никому нельзя доверять. При этом он, как любой обычный ребенок, всё равно любит своих "родителей"!

Очень многое здесь выглядит как компиляция идей из других научно- фантастических фильмов, но всё равно это не "Элизиум", здесь больше авторского стиля Нила Бломкампа. А ребята из "Die Antwoord" – находка в качестве актеров, особенно Йоланди.

Только финал на этом фоне вызывает неоднозначную реакцию. Кажется, с современными темпами развития техники новыми красками заиграла идея достижения бессмертия с помощью переноса сознания в железное тело. Потому что "Робот по имени Чаппи" – третий фильм менее, чем за 12 месяцев, где кто-то прибегает к подобным методам сохранения своей личности (См. "Превосходство" и "Люси". И даже в "Первом мстителе 2" есть герой в компьютере). К чему бы это?

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 30.08.2024, 16:58 "Чужой: Ромул". Заметки киномана

    Тут должна быть шутка о том, что "Чужой" наконец-то выглядит своим, потому что свежая часть франшизы больше всего похожа на две первые части, которые обычно вспоминают, когда речь идет о ксеноморфах.

  • 06.01.2023, 12:32 "Аватар: Путь воды". Заметки киномана

    Джеймс Кэмерон вернулся с сиквелом фильма 2009 года, который мы все смутно помним. Причем, когда мы говорим о "Мстителях", в памяти всплывают герои, а в случае "Аватара" - картинка. Во второй части ещё больше банальных персонажей и сюжета, но и картинка стала красивее.

  • 07.02.2017, 11:42 "Голос монстра". Заметки киномана Как пишет замечательная исследовательница Эмили Нагоски, чувства — как тоннели. Чтобы оказаться на той стороне, где розочки, солнышко и пони едят радугу, нужно сначала пройти через тоннель. То есть, через ваши тяжелые, нежеланные, незваные и "неприличные" чувства. Да не пробежать, сломя голову, а медленно и вдумчиво пройти, прочувствовать их. Если вы не знаете, как, новый фильм режиссера Хуана Антонио Байоны ("Приют", "Невозможное") вам не просто поможет. Он вас буквально по нему проведет.
  • 23.08.2013, 10:23 "Орудия смерти: Город костей". Заметки киномана Все-таки времена меняются! Как раньше называли фильмы для девочек? "Дневники принцессы", "Паспорт в Париж", "Ловушка для родителей", в конце концов. Кто бы мог подумать, что кино для юных барышень можно обозвать "Орудия смерти"!? И щедро добавить костей в заглавие и мордобоя в сюжет, не боясь вызвать страх у аудитории! И это ведь не для суровых готичных девиц – для них это будет слишком попсово. Нет, это для самых обычных, которые любят розовый и "Сумерки". Куда катится мир?
  • 24.08.2012, 06:04 "Средь бела дня". Заметки киномана Все чаще звезды первой величины, не стесняются играть в плохих фильмах. Так и с картиной "Средь бела дня" - непонятно, что делают Сигурни Уивер и Брюс Уиллис в кино, место которого на пиратских лотках в ящике - "Все по 50 рублей". И ладно бы роли эпизодические - так нет, Уивер здесь буквально самый главный антагонист. Зачем снялась..
Новые материалы
  • 19.11.2024, 10:39 Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите

    Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.

  • 19.11.2024, 10:24 2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий

    Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 6 марта 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x