Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Битва за Севастополь". Заметки киномана

  • 10:00, 3 апреля 2015
  • Комментариев[2]
Отечественные прокатчики настолько суровы, что могут переврать название, чтобы оно не подходило к содержанию, даже если кино не зарубежное, а вполне себе местного разлива. На языке тех, кто ещё так недавно был нам братским народом, этот совместный русско-украинский проект называется "Незламна" – "Несокрушимая" (такой нечаянный ответ Анджелине Джоли и "Несломленному"), а у нас… "Битва за Севастополь"! И здесь, в отличие от истории с Крымом, всё однозначно – русские неправы.
"Битва за Севастополь". Заметки киномана

Ведь вы же ожидаете увидеть в этом фильме оборону Севастополя с боями, перестрелками и спецэффектами а-ля "Перл Харбор", да? Вас ждет неприятный сюрприз! Потому что это совсем не "Сталинград"-Бондарчука-только-в-Севастополе. Это биографическая картина о легендарной Людмиле Михайловне Павличенко, снайпере 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, герое Советского Союза, которая сражалась под Одессой и участвовала в обороне Севастополя. И батальные сцены тут можно сосчитать на пальцах одной руки.

Ну, ладно, не про Севастополь так не про Севастополь! В конце концов, лучшая женщина-снайпер Второй Мировой (и мировой истории вообще, на данный момент) достойна отдельной картины! Она ведь известна гораздо меньше Василия Григорьевича Зайцева. И это не смотря на то, что на её счету 309 подтвержденных убитых фашистских солдат и офицеров, в том числе 36 снайперов, а у Зайцева – 225.

"Наверное, там будет хорошо рассказана её история! Кино про войну, где героиня – женщина! И это не непонятно зачем переснятые "А зори здесь тихие", которые скоро выйдут в прокат, а что-то оригинальное. Победа феминизма! Ура!" – думаете вы. Как бы не так!

Нет, на первый взгляд, так.

Рассказ идет от лица Элеоноры Рузвельт (Джоан Блэкхэм, сериалы "Чисто английское убийство", "Летучий отряд Скотланд-Ярда"), жены Франклина Д. Рузвельта, одного из самых популярных американских президентов ХХ века, который занимал этот пост во времена Второй Мировой. Она приехала с официальным визитом в Советский Союз, но вместо Хрущева хочет первым делом повидать старую знакомую.

Как она встретила Людмилу Павличенко (Юлия Пересильд, "Невеста", "Параджанов", "Край")? В 1942-м та в составе советской делегации приехала в США и своими выступлениями во время турне по стране повлияла, как считается, на открытие второго фронта. И, видимо, заодно изложила свою биографию первой леди, благо свободно владеет английским (не волнуйтесь, это объяснят). Потому что дальше дело переносится в довоенный Киев, где Людмила поступает на истфак.

Девушка она суровая, собранная и не самая улыбчивая. Для объяснения такого характера предлагается папа НКВД-шник, обесценивающий дочкины достижения в рамках тайной подготовки к суровой реальности и войне.

Война закономерно наступает, когда она находится в Одессе – пишет диплом и знакомится с приличным-таки одесским евреем для серьезных отношений. И поскольку она ещё в студенческие годы закончила курсы стрелков, Людмила сразу идёт на фронт. Ну, а далее следуют бои, ранения, боевые товарищи и возлюбленные и даже – ну надо же! – заявленный Севастополь.

В принципе, картина неплохая. Она сделана по голливудскому образцу (недаром в логотипах компаний в начале соседствуют "ХХ век Фокс" и… "Министерство культуры РФ"!) с мозаичной структурой сюжета: то девушка-красавица с Элеонорой Рузвельт варит борщ в Белом доме, то в окопах сидит! Но это само по себе неплохо, кусочки из 30-х, 40-х и 50-х подогнаны более-менее ловко, а техника уже вполне проверенная – так сделаны сотни других байопиков, вроде свежей "Игры в имитацию" или "Железной леди".

Режиссер Сергей Мокрицкий ("Четыре возраста любви", "День учителя"), больше известный как оператор, явно старается: цветами разграничивает войну и мир, ко второй половине фильма заставляет кого положено рисовать более натуралистичные спецэффекты, вставляет семейство одесских евреев для шуток и современные песни в саундтрек. (И почему-то одну и ту же "Moonlight Serenade" для сцен с миссис Рузвельт). И актеры у него играют, и повседневные ужасы войны вполне себе передают, и героиня действительно выходит неординарная.

В общем, если просто смотреть, фильм кажется довольно приличным. Не шедевр, ко второму часу начинает слегка провисать, но ко Дню Победы для поднятия патриотического духа и для ознакомления с выдающейся личностью вполне пригоден.

Но по первому же фото реальной Людмилы Михайловны легко понять, что хрупкими эти плечи никто не называл. Почему тогда в главной роли эльфийской внешности Юлия Пересильд, пусть и довольно убедительная? Ну, дамы с агитплакатов нынче не в моде, но это ладно. Вот когда у неё внезапно появляется толпа поклонников и исчезает ребенок от первого брака…

Да, реальные истории жизни для байопиков принято упрощать, потому что считается, что массовый зритель настолько глупый и/или бесчувственный, что правду не поймет и не проникнется ей. Но расставление акцентов всегда на совести кинематографистов, а не реальности. Есть грань, где адаптация превращается в обесценивание достижений личности, ради которой затевался фильм.

Потому что потрясающая женщина-снайпер превращается в Китнисс Эвердин с тремя возлюбленными! Один романтический интерес в сценарии был бы уместен, но три?! Это что, посмотри, как делают в Голливуде, умножь надвое, а потом ещё одного добавь для тех, кто совсем на бронепоезде и ещё не понял, что на войне люди погибают, а возлюбленные героини тоже люди, следовательно… Силлогизм понятен. Даже если все, внезапно, все эти мужчины реальны, создатели уже начали вырезать и добавлять своё, зачем останавливаться там, где это действительно надо? Потому что ужасная эвакуация Севастополя, когда погибли тысячи людей, которых можно было спасти, становится просто фоном для очередной личной трагедии.

Плюс финт ушами в конце, как всё в том же злосчастном "Сталиграде", когда вы спрашиваете себя, а кто же отец ребенка? И это не столько очеловечивает, сколько отвлекает внимание от реальных подвигов. Вместо трех сотен убитых фашистов ценность ей придают спасающие её мужчины. Любовь это прекрасно, но Людмила Павличенко знаменита как снайпер, а не как роковая женщина! Было бы неплохо так её и увековечить. Но нет, поединок со снайпером мелькает, как искра в ночи. Хотя они вполне кинематографичны, как доказывает недавний "Американский снайпер" Клинта Иствуда или даже "Враг у ворот".

Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. Самое обидное, что фильм-то имеет массу достоинств на фоне другой отечественной продукции на тему Великой Отечественной. Он сдержанный, не политизирован до неприличия, не ура-патриотический. И это, наверняка, последнее на долгие годы совместное русско-украинское творение про Крым, где два народа воюют не друг с другом, а плечом к плечу.

А вообще в кино наметилась какая-то странная тенденция: "Василиса", "Батальонъ", теперь вот "Битва за Севастополь", а скоро выйдет "А зори здесь тихие" –все фильмы отечественные и все про женщин на войне. И что это нам пытаются сказать?

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
Новые материалы
  • 25.12.2024, 15:40 Граффити, эмодзи и Супермен с плащом. Театр осовременил оперу по Шекспиру

    Театр оперы и балета во второй раз за месяц порадовал саратовскую публику премьерой - на Новой сцене выпустили оперу "Укрощение строптивой". Ее в 1957 году написал композитор Виссарион Шебалин, а основой для либретто стала одноименная комедия Уильяма нашего Шекспира. Это произведение стало знаковым не только для самого Шебалина, но и для всей советской классической музыки. Особенно радостно, что премьера не стала проходным спектаклем в саратовском театре, который все еще продолжает ютится на сцене бывшего заводского дома культуры.

  • 24.12.2024, 18:19 Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам

    Одной из самых обсуждаемых тем декабря стал пик спроса на курьеров и очередной виток роста их зарплат. При этом некоторые участники рынка уверяют, что огромные заработки доставщиков - это слишком усредненные показатели, а порой и вовсе теоретические подсчеты. Но вслед за новой статистикой появились заявления об угрозе для экономики страны, так как сфера доставки отвлекает от базовых отраслей как минимум 1, 5 млн человек. Также говорится о перекосе на рынке труда - оплата неквалифицированной работы здесь выше, чем у специалистов с образованием и высокими скиллами. Совпадают ли зарплатные предложения с реальными выплатами курьерам и надо ли государству реагировать на угрозу от курьерских сервисов, попытался выяснить СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 3 апреля 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x