Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Первый после САЗа, или Будут ли в Саратове снова делать самолеты

  • 10:04, 29 июля 2015
  • Комментариев[8]
Многие полагают, что авиационная промышленность в Саратове прекратила свое существование. Сейчас на территории бывшего саратовского авиационного завода и аэродрома - пустырь, в одном из корпусов - популярный торговый центр, где прогуливается весь цвет Заводского и не только района. И только визит высокопоставленных гостей на территорию бывшего оборонного гиганта дал понять, что Саратов рассматривают как некую базу. В Саратове могут начать строить австрийские самолеты, немедленно написали СМИ. Однако специалисты - бывшие работники САЗа, а ныне - сотрудники ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ" реагируют на такие заголовки с грустной улыбкой: вряд ли, слишком многое было разрушено.
Первый после САЗа, или Будут ли в Саратове снова делать самолеты


Тем не менее авиационная промышленность в Саратове живет. И благодарит экономические санкции, канцлера Германии Ангелу Меркель в частности за то, что предприятие не только существует, но и наращивает обороты - обслуживание иностранных самолетов стало таким дорогим удовольствием, что многие компании снова сосредоточились на "Яках" - экономных, надежных и – немаловажно - отечественных. Предприятия, которое строило эти воздушные судна - увы! - больше нет. Но что же у нас есть?

Руководство "Сокола" выкупило бывший склад авиазавода, где оборудовало цеха по производству, сборке и ремонтам компонентов самолетов. А вот и они — узлы управления, гидравлические агрегаты, силовые элементы конструкции самолета, и даже... унитазы. В огромном цеху хочется одеть беруши от сотрясающего его воздух шума работающих станков. Впрочем, именно так и должно быть на действующем предприятии. Здесь выпускают штучный товар, обеспечивающий летную годность отечественной гражданской авиации. Работают станки, которые удалось спасти с погибающего "САЗа", в разные стороны разлетаются металлические стружки. На пожелтевшие плакаты с рекламой так и не построенного ЛВТС (легкий военно-транспортный самолет) смотришь с сожалением.

ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ" – едва ли не единственное в России предприятие, которое может обслуживать и ремонтировать "Як-42" - ближнемагистральный пассажирский самолет. Аналогичные работы может проводить и "Быковский агрегатный завод", однако, он в основном ориентирован на ремонт, а изготовление комплектующих изделий и подлинники документации находятся в Саратове.

"В 2012 году мы впервые прошли сертификацию, в 2015 году – повторно. Наше производство одобрено Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета, - рассказывает директор предприятия Александр Овчинников. Работники "Сокола" считают завод преемником Саратовского авиационного завода. - У нас находится вся конструкторская документация на самолет". Предприятие имеет право производить компоненты конструкции самолета, выполнять нерегламентированные ремонты по документации, которую само и разрабатывает. Партнеры завода – владельцы и эксплуатанты самолетов "Як-42", в числе которых компании "Газпромавиа", "Саратовские авиалинии", "АТ-Лизинг", "Тулпар" и др. Всего в России более 40 "Як-42", еще 4 - в Казахстане. По словам руководителя предприятия, объемы производства существенно выросли по сравнению с 2012 г., когда предприятие начинало свою деятельность. "Мы с осторожным оптимизмом смотрим на будущее "Як-42". Этот самолет был разработан в 1970-е гг. Тогда действовали нормы советских времен - все делали с запасом. Поэтому я считаю – есть конечно, отдельные элементы, которые нуждаются в обслуживании, но в основном "Як-42" - самолет прочный, а по полетам в высоких широтах, т.е. в Заполярье, иномаркам с ним не сравнятся", - считает Александр Овчинников. По его мнению, отечественная техника была и будет востребована. На руку российскому самолетостроению сыграли и действующие с 2014 г. экономические санкции. Кроме того, стоимость обслуживания авиационных иномарок на порядок выше, чем отечественных машин. 

Сейчас завод готовится к тому, чтобы производить тяжелые формы технического обслуживания самолетов - ТО 10 000 и ТО 20 000. Это формы обслуживания, при которых воздушное судно разбирается фактически полностью и собирается заново с заменой вышедших из строя компонентов, поясняет замдиректора ООО "Сокол" по производству Игорь Харитонов. Эти работы на самолете выполняются после 10 и 20 тыс. часов налета. "Сейчас идет процесс сертификации, заявка на ТО 10 000 и 20 000 уже подана. В настоящее время эти ТО реально может делать только "Быковский агрегатный завод". Однако, документацию на выполнение работ, ремонт съемных агрегатов, поставку авиатехимущества они заказывают у нас.

 На предприятии работают более 100 человек, но, как считает Игорь Харитонов, когда удастся пройти сертификацию на тяжелые формы ТО, заводу понадобятся дополнительные специалисты - еще порядка 30-40 чел. Конечно, эти цифры не сравнятся с тем количеством сотрудников, которые трудились на "САЗе" (например, на 1 января 1988 года численность персонала достигла 16,8 тыс. чел.), однако радует, что преемник продолжает дело завода-гиганта. Кроме того, ближайшей осенью на предприятии появятся студенты технического вуза, для чего был заключен договор о создании филиала кафедры ТМС СГТУ им. Гагарина Ю.А.

Как было не поговорить с экспертами, которые годы положили на строительство и обслуживание "Як-42", о безопасности этих самолетов. По мнению Игоря Харитонова, "летающими гробами" называют их зря. "Когда я лечу на "Як-42"- я спокоен. Я знаю, что это все сделано нашими руками, и за технические неисправности волноваться не стоит. А когда на каком-либо другом самолете – переживаю…". Что касается проблем "Яков", с которыми сталкиваются саратовские специалисты, то это в основном очаговые коррозионные повреждения конструкции, ремонт агрегатов вышедших из строя и агрегатов имеющих ограниченный ресурс. С этими проблемами сталкиваются абсолютно все типы самолетов. "Словом, заключает Игорь Харитонов, саратовские "Яки" еще полетают".

А вот будут ли в нашем городе строить другие самолеты - специалисты серьезно сомневаются. Поводом для оптимистических заявлений на эту тему послужил визит губернатора Валерия Радаева и управляющего директора по авиационным проектам государственной корпорации "Ростех" Алексея Федорова на территорию бывшего авиазавода в ноябре 2014 года. Визитеры обсуждали перспективы производства у нас легких транспортных самолетов. Поскольку взлетно-посадочная полоса САЗа разобрана, кроме площадки бывшего авиазавода минпром предложил инвестору территорию строящегося аэродрома "Центральный" в Сабуровке и площадку полузаброшенного балаковского аэродрома "Малая Быковка".

Выбор места строительства будет зависеть от тех средств, которые нужно вложить в строительство, уточняют авиаторы. И эти показатели к сожалению - не в нашу пользу, ведь на территории бывшего заводского аэродрома нет даже взлетно-посадочной полосы - говорят, дорогостоящие бетонные плиты были распроданы "неизвестными".  К слову, летно-испытательная станция САЗа, аэродром Саратов "Южный" до недавнего времени значился в Государственном Реестре аэродромов экспериментальной авиации. Это значит, что аэродром Саратов "Южный" мог использоваться , как запасной аэродром. Кроме того, в соответствии с п.2.1.20 Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 "О государственной программе приватизации..." летно-испытательная станция (с земельным участком) должна находиться исключительно в федеральной собственности, приватизация которой запрещена. Как смогли уничтожить летно-испытательную станцию (аэродром Саратов "Южный", федеральную собственность) частные лица, до сих пор не исследовано.

Аналогичная ситуация и с самим САЗом. По словам бывшего начальника отдела сбыта завода Александра Бернадского, уничтоженное предприятие по состоянию на осень 2014 года значится в "Перечне стратегических предприятий России", т. е. живет после смерти. Интересно, а там, "наверху" кто-то вообще знает, что его нет?...

Некоторые эксперты считают наиболее вероятным выбором в качестве площадок Ульяновск и Казань, где есть действующее авиационное производство. На их фоне Саратов выглядит не очень выигрышно - у нас все надо строить с нуля. А в пользу того, что "Ростех" собирается минимизировать расходы, говорит тот факт, что выбор площадки перенесен с первого полугодия этого года на второе - по экономическим причинам.

О гибели "Саратовского авиационного завода" его бывшие сотрудники говорить не очень любят: сейчас предприятия нет, но надо работать и жить дальше. От завода остался только памятник с годами рождения и смерти, как у человека. Правда, Александр Бернадский в соавторстве с коллегами Валентином Аристарховым и Геннадием Егоровым написали книгу "Судьба…" - о судьбе и гибели грандиозного предприятия, на котором они проработали большую часть жизни. В ней они, в частности, называют и субъективные причины уничтожения предприятия – в лице бывшего руководства Александра Ермишина. Чтобы составить свое мнение об истории "САЗа" и его гибели, необходимо прочитать книгу. Ее авторы настаивают, что в числе причин краха компании – "дробление завода, децентрализация управления, материально-технического снабжения, энергетического обеспечения, ремонта оборудования" и пр., в результате чего завод начал снижать показатели "с каждым последующим годом". Со слов бывших работников, по инициативе директора завод отказался от производства нового "Як-141" и "Як-130" (который сейчас изготавливает корпорация "Иркут") с бюджетным финансированием от оборонного ведомства, а также был сорван контракт с китайцами на поставку 10 самолетов "Як-42" в 1993 году. Цена одного самолета (предлагаемая покупателем)была 10-12 млн. долл. США (при себестоимости 7 млн. долл. США) при заказе порядка 50 самолетов. Такая цена показалась гендиректору низкой, говорится в книге. В результате потенциальный заказчик подписал контракт с США на поставку "Боингов". Нет, заказы конечно были, однако их не хватало на то, чтобы поддерживать жизнь в крупном предприятии. К 2002 году на САЗе трудилось только 4 042 чел. К концу 1990-х поставки самолетов "Як-42" сократились до 1-2 в год. Распродавалось имущество, зарплата работникам не выплачивалась месяцами, впрочем, новейшую историю предприятия, думается, помнят многие. Завершили дело Ермишина А.В. по развалу САЗа и лица "банкротившие" его.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 30.09.2022, 21:08 Темы недели: депутаты на зарплате, команда Бусаргина, отголоски Ижевска

    Как же иногда удивляют приоритеты, расставленные в нашем заколдованном саратовском царстве! Мы ставим Триумфальную арку и восхищаемся ей, и при этом не замечаем, что рядом дорога уходит под землю. Мы ограничиваем льготников в поездках на электротранспорте и при этом увеличиваем количество депутатов, которые будут кормиться из бюджета. Мы оцениваем работу чиновников по их умению готовить статистику, а не по их конкретным делам и ошибкам. Все это касается событий уходящей недели.

  • 23.09.2022, 19:43 Темы недели: дума Исаева, изгнание из мэрии, Елшанка вместо Алтынки

    Кадровые движения в саратовской политике на уходящей неделе оказались не столь масштабными, как можно было бы ожидать. Бывший мэр Исаев стал председателем областной думы, а из мэрии с позором изгнан первый замглавы Дмитрий Алексеев, ранее ни в чем криминальном не замеченный. А в регионе, судя по всему, назрела необходимость современной массовой психиатрической помощи - объявлено о планах по строительству новой психлечебницы. Наверное, не последнюю роль в этом играет новостной фон.

  • 20.05.2022, 21:45 Темы недели: не-Радаев, Энгельсу меняют главу

    Как бы ни твердил официоз, что в Саратовской области произошла "бархатная" смена власти, первые ласточки перемен уже начинают разлетаться из здания на Московской, 72. Врио губернатора Роман Бусаргин анонсировал изменения структуры правительства. Области может перейти контроль над землей в Саратове и Энгельсе. Начались и кадровые движения - как в правительстве, так и на территориях.

  • 13.05.2022, 20:34 Темы недели: уход Радаева и врио Бусаргин

    Десятое мая зря сделали выходным днем. По крайней мере, для журналистов. Работать в этот день все равно пришлось. Потому что именно во вторник в Саратовской области случилось одно из главных событий года. После 10 лет руководства областью о сложении полномочий объявил губернатор Валерий Радаев. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен его заместитель Роман Бусаргин.

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 29 июля 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x