Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Первый после САЗа, или Будут ли в Саратове снова делать самолеты

  • 10:04, 29 июля 2015
  • Комментариев[8]
Многие полагают, что авиационная промышленность в Саратове прекратила свое существование. Сейчас на территории бывшего саратовского авиационного завода и аэродрома - пустырь, в одном из корпусов - популярный торговый центр, где прогуливается весь цвет Заводского и не только района. И только визит высокопоставленных гостей на территорию бывшего оборонного гиганта дал понять, что Саратов рассматривают как некую базу. В Саратове могут начать строить австрийские самолеты, немедленно написали СМИ. Однако специалисты - бывшие работники САЗа, а ныне - сотрудники ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ" реагируют на такие заголовки с грустной улыбкой: вряд ли, слишком многое было разрушено.
Первый после САЗа, или Будут ли в Саратове снова делать самолеты


Тем не менее авиационная промышленность в Саратове живет. И благодарит экономические санкции, канцлера Германии Ангелу Меркель в частности за то, что предприятие не только существует, но и наращивает обороты - обслуживание иностранных самолетов стало таким дорогим удовольствием, что многие компании снова сосредоточились на "Яках" - экономных, надежных и – немаловажно - отечественных. Предприятия, которое строило эти воздушные судна - увы! - больше нет. Но что же у нас есть?

Руководство "Сокола" выкупило бывший склад авиазавода, где оборудовало цеха по производству, сборке и ремонтам компонентов самолетов. А вот и они — узлы управления, гидравлические агрегаты, силовые элементы конструкции самолета, и даже... унитазы. В огромном цеху хочется одеть беруши от сотрясающего его воздух шума работающих станков. Впрочем, именно так и должно быть на действующем предприятии. Здесь выпускают штучный товар, обеспечивающий летную годность отечественной гражданской авиации. Работают станки, которые удалось спасти с погибающего "САЗа", в разные стороны разлетаются металлические стружки. На пожелтевшие плакаты с рекламой так и не построенного ЛВТС (легкий военно-транспортный самолет) смотришь с сожалением.

ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ" – едва ли не единственное в России предприятие, которое может обслуживать и ремонтировать "Як-42" - ближнемагистральный пассажирский самолет. Аналогичные работы может проводить и "Быковский агрегатный завод", однако, он в основном ориентирован на ремонт, а изготовление комплектующих изделий и подлинники документации находятся в Саратове.

"В 2012 году мы впервые прошли сертификацию, в 2015 году – повторно. Наше производство одобрено Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета, - рассказывает директор предприятия Александр Овчинников. Работники "Сокола" считают завод преемником Саратовского авиационного завода. - У нас находится вся конструкторская документация на самолет". Предприятие имеет право производить компоненты конструкции самолета, выполнять нерегламентированные ремонты по документации, которую само и разрабатывает. Партнеры завода – владельцы и эксплуатанты самолетов "Як-42", в числе которых компании "Газпромавиа", "Саратовские авиалинии", "АТ-Лизинг", "Тулпар" и др. Всего в России более 40 "Як-42", еще 4 - в Казахстане. По словам руководителя предприятия, объемы производства существенно выросли по сравнению с 2012 г., когда предприятие начинало свою деятельность. "Мы с осторожным оптимизмом смотрим на будущее "Як-42". Этот самолет был разработан в 1970-е гг. Тогда действовали нормы советских времен - все делали с запасом. Поэтому я считаю – есть конечно, отдельные элементы, которые нуждаются в обслуживании, но в основном "Як-42" - самолет прочный, а по полетам в высоких широтах, т.е. в Заполярье, иномаркам с ним не сравнятся", - считает Александр Овчинников. По его мнению, отечественная техника была и будет востребована. На руку российскому самолетостроению сыграли и действующие с 2014 г. экономические санкции. Кроме того, стоимость обслуживания авиационных иномарок на порядок выше, чем отечественных машин. 

Сейчас завод готовится к тому, чтобы производить тяжелые формы технического обслуживания самолетов - ТО 10 000 и ТО 20 000. Это формы обслуживания, при которых воздушное судно разбирается фактически полностью и собирается заново с заменой вышедших из строя компонентов, поясняет замдиректора ООО "Сокол" по производству Игорь Харитонов. Эти работы на самолете выполняются после 10 и 20 тыс. часов налета. "Сейчас идет процесс сертификации, заявка на ТО 10 000 и 20 000 уже подана. В настоящее время эти ТО реально может делать только "Быковский агрегатный завод". Однако, документацию на выполнение работ, ремонт съемных агрегатов, поставку авиатехимущества они заказывают у нас.

 На предприятии работают более 100 человек, но, как считает Игорь Харитонов, когда удастся пройти сертификацию на тяжелые формы ТО, заводу понадобятся дополнительные специалисты - еще порядка 30-40 чел. Конечно, эти цифры не сравнятся с тем количеством сотрудников, которые трудились на "САЗе" (например, на 1 января 1988 года численность персонала достигла 16,8 тыс. чел.), однако радует, что преемник продолжает дело завода-гиганта. Кроме того, ближайшей осенью на предприятии появятся студенты технического вуза, для чего был заключен договор о создании филиала кафедры ТМС СГТУ им. Гагарина Ю.А.

Как было не поговорить с экспертами, которые годы положили на строительство и обслуживание "Як-42", о безопасности этих самолетов. По мнению Игоря Харитонова, "летающими гробами" называют их зря. "Когда я лечу на "Як-42"- я спокоен. Я знаю, что это все сделано нашими руками, и за технические неисправности волноваться не стоит. А когда на каком-либо другом самолете – переживаю…". Что касается проблем "Яков", с которыми сталкиваются саратовские специалисты, то это в основном очаговые коррозионные повреждения конструкции, ремонт агрегатов вышедших из строя и агрегатов имеющих ограниченный ресурс. С этими проблемами сталкиваются абсолютно все типы самолетов. "Словом, заключает Игорь Харитонов, саратовские "Яки" еще полетают".

А вот будут ли в нашем городе строить другие самолеты - специалисты серьезно сомневаются. Поводом для оптимистических заявлений на эту тему послужил визит губернатора Валерия Радаева и управляющего директора по авиационным проектам государственной корпорации "Ростех" Алексея Федорова на территорию бывшего авиазавода в ноябре 2014 года. Визитеры обсуждали перспективы производства у нас легких транспортных самолетов. Поскольку взлетно-посадочная полоса САЗа разобрана, кроме площадки бывшего авиазавода минпром предложил инвестору территорию строящегося аэродрома "Центральный" в Сабуровке и площадку полузаброшенного балаковского аэродрома "Малая Быковка".

Выбор места строительства будет зависеть от тех средств, которые нужно вложить в строительство, уточняют авиаторы. И эти показатели к сожалению - не в нашу пользу, ведь на территории бывшего заводского аэродрома нет даже взлетно-посадочной полосы - говорят, дорогостоящие бетонные плиты были распроданы "неизвестными".  К слову, летно-испытательная станция САЗа, аэродром Саратов "Южный" до недавнего времени значился в Государственном Реестре аэродромов экспериментальной авиации. Это значит, что аэродром Саратов "Южный" мог использоваться , как запасной аэродром. Кроме того, в соответствии с п.2.1.20 Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 "О государственной программе приватизации..." летно-испытательная станция (с земельным участком) должна находиться исключительно в федеральной собственности, приватизация которой запрещена. Как смогли уничтожить летно-испытательную станцию (аэродром Саратов "Южный", федеральную собственность) частные лица, до сих пор не исследовано.

Аналогичная ситуация и с самим САЗом. По словам бывшего начальника отдела сбыта завода Александра Бернадского, уничтоженное предприятие по состоянию на осень 2014 года значится в "Перечне стратегических предприятий России", т. е. живет после смерти. Интересно, а там, "наверху" кто-то вообще знает, что его нет?...

Некоторые эксперты считают наиболее вероятным выбором в качестве площадок Ульяновск и Казань, где есть действующее авиационное производство. На их фоне Саратов выглядит не очень выигрышно - у нас все надо строить с нуля. А в пользу того, что "Ростех" собирается минимизировать расходы, говорит тот факт, что выбор площадки перенесен с первого полугодия этого года на второе - по экономическим причинам.

О гибели "Саратовского авиационного завода" его бывшие сотрудники говорить не очень любят: сейчас предприятия нет, но надо работать и жить дальше. От завода остался только памятник с годами рождения и смерти, как у человека. Правда, Александр Бернадский в соавторстве с коллегами Валентином Аристарховым и Геннадием Егоровым написали книгу "Судьба…" - о судьбе и гибели грандиозного предприятия, на котором они проработали большую часть жизни. В ней они, в частности, называют и субъективные причины уничтожения предприятия – в лице бывшего руководства Александра Ермишина. Чтобы составить свое мнение об истории "САЗа" и его гибели, необходимо прочитать книгу. Ее авторы настаивают, что в числе причин краха компании – "дробление завода, децентрализация управления, материально-технического снабжения, энергетического обеспечения, ремонта оборудования" и пр., в результате чего завод начал снижать показатели "с каждым последующим годом". Со слов бывших работников, по инициативе директора завод отказался от производства нового "Як-141" и "Як-130" (который сейчас изготавливает корпорация "Иркут") с бюджетным финансированием от оборонного ведомства, а также был сорван контракт с китайцами на поставку 10 самолетов "Як-42" в 1993 году. Цена одного самолета (предлагаемая покупателем)была 10-12 млн. долл. США (при себестоимости 7 млн. долл. США) при заказе порядка 50 самолетов. Такая цена показалась гендиректору низкой, говорится в книге. В результате потенциальный заказчик подписал контракт с США на поставку "Боингов". Нет, заказы конечно были, однако их не хватало на то, чтобы поддерживать жизнь в крупном предприятии. К 2002 году на САЗе трудилось только 4 042 чел. К концу 1990-х поставки самолетов "Як-42" сократились до 1-2 в год. Распродавалось имущество, зарплата работникам не выплачивалась месяцами, впрочем, новейшую историю предприятия, думается, помнят многие. Завершили дело Ермишина А.В. по развалу САЗа и лица "банкротившие" его.

Автор: Ольга Берес
Комментарии - 8
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Саратовец
    Отличный материал! Как хорошо, что авиапроизводство не совсем покинуло наш город!
    29 Июля, 11:19
  • Nozo
    Как все радужно и перспективно, но по факту: завод производивший ЯК-42 умер, экономическая ситуация не позволяет покупать новые самолеты, поэтому хотят старые ремонтировать и ремонтировать... однако врядли компоненты для як42 кто-то, производит, поэтому и решили изготавливать их полукустарным штучным способом, и гордо называют это завод.
    29 Июля, 11:35
  • Прoхожий
    Покинуло и совсем. Как ни прискорбно. Девиз Мы все купим в действии. Жить думали вечно и зарабатывать много. Но так вечно не будет.
    29 Июля, 12:17
  • Леонид
    Русская национальная забава - сначала все разрушить до основания, а потом героически восстанавливать...
    29 Июля, 12:40
  • Наталия
    Спасибо за статью, она очень актуальна. Можно бесконечно дискутировать по поводу развала Авиационного завода, выпускавшего уникальные самолеты ЯК-42 , но считаю, что пока есть небезразличные люди, главное, грамотные специалисты в данной области, заинтересованные в производстве и возрождении саратовского бренда, а именно таковым считается ЯК-42,, не все потеряно. ЯК-42 всегда считался самым надежным самолетом в России, и нужно ему дать новую жизнь.
    29 Июля, 20:43
  • Владимир
    Авиационное производство всегда было самым высокотехнологичным. В свете того, что за последние 25 лет уничтожено все, но не восстановлено НИЧЕГО, работа этих людей по восстановлению производства заслуживает уважения.Не они развалили САЗ Найти квалифицированных специалистов практически невозможно: цепочка ПТУ-завод-наставник-повышение квалификации разорвана и уничтожена. И все же производство, пусть и не в объемах САЗа, живет и развивается. А это и налоги тоже. Одними торговыми центрами не проживешь. А тролить в сети есть время только у тех, кто никогда и ничего не создал сам.
    30 Июля, 10:32
  • Гость
    По факту Саратовский Авиационный завод разрушен, разрушен властями. А небезразличные люди, грамотные специалисты, которые так же и работали на САЗе хотят и пытаются восстановить производство и обслуживание отечественного самолёта ЯК-42. Они своими силами и знаниями изготавливают детали, чтобы наши родные самолёты летали! А наши власти устраивают только показуху для СМИ, а по факту никакого отношения к восстановлению и возрождению, пусть небольшого, но завода, они не имеют. Они умеют только разворовывать и распродавать государственное имущество. Я склоняю голову перед специалистами и благодарна им за то, что мы можем до сих пор гордиться нашими отечественными самолётами ЯК-42. Эти заинтересованые и грамотные люди пытаются своими силами и возможностям сохранить и заново возродить производство великого самолёта ЯК-42. Я рада, что есть ещё такие люди, которые не гонятся за богатством, а пытаются сохранить то, чем гордится наша страна. Я желаю им успеха, дальнейшего развития и никогда не останавливаться перед поставленными целями.
    30 Июля, 14:53
  • иван прокопенкоГость
    Спасибо за материал. Специалист бывшего ЭРО САЗ. Я ,совместно с превосходным коллективом отличных специалистов , отдал много сил и умения в этом ремонтно эксплуатационном отделе по поддержанию летной годности и модернизации летной техники ,построенной САЗ. Душа болит до сих пор за ЯК-40. -42 и др.Ведь брошены Л.И. на произвол. Кто разрабатывает доработочные бюллетени ,которые обеспечивают требуемый ресурс всем частям самолета...?
    30 Июля, 22:40
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 30.12.2020, 16:37 Темы 2020 года: коронавирус, растущий Саратов, тотальный Володин

    Только на первый взгляд может показаться, что единственной главной темой 2020 года был коронавирус. На самом деле, и в России, и в Саратовской области, несмотря на пандемию, произошло много важного и интересного. Причем было не только плохое - произошло и на удивление много хороших перемен. Правда, они, на наш взгляд, не смогли переломить общей тенденции скатывания региона в трясину. "СарБК" вспоминает о самом важном, что произошло в обществе, политике, экономике региона в уходящем году.

  • 25.12.2020, 20:50 Темы недели: собачий коллапс, новый цирк, оправдание министра

    Годовой перерыв в процессе отлова бездомных собак в Саратове критически сказался на их численности. В результате - укусы, уголовное дело, догхантеры начали "чистку". Власти по-прежнему бессильны что-либо изменить. Зато максимум усилий был брошен на завершение ремонта цирка. И, можно поздравить чиновников, это им это в целом удалось, хотя "новогодним подарком" неработающее заведение назвать язык не поворачивается. Лучший новогодний подарок получил бывший министр экологии Дмитрий Соколов - он не только остался на свободе, но и признан невиновным.

  • 11.12.2020, 19:21 Темы недели: нерабочее 31-е, школа в офлайне, локомотив в тупике

    Трудно жить при демократии - всегда нужно следить, что думает большинство. Большая часть жителей Саратовской области захотели получить выходной 31 декабря без всяких переносов и условий - и получили. Губернатору для этого пришлось даже два раза подписывать документ. Подсветку на цирке сделали, не спросив жителей, и пока не совсем ясно, что они об этом думают. Но споры уже идут. А с "дистанционкой" и вовсе голову сломаешь - одни за, другие против. В чем все одинаково уверены, так это в том, что экономика региона продолжает лететь в тартарары - построенный 5 лет назад локомотивный завод признан банкротом.

  • 27.11.2020, 11:04 За кулисами реконструкции. Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета

    Ужас, варварство, разрушение основ. Так многие обыватели восприняли демонтаж части Саратовского театра оперы и балета. При виде падающих колонн было действительно трудно удержаться от апокалиптических настроений. И сразу им на смену пришли страхи - а что если восстановить разрушенное не получится? Их активно подпитывают слухи, вплоть до самых нелепых - о том, что театр снесут и на его месте построят то ли высотку, то ли ресторан. Над этими бреднями можно смеяться, но то, что горожане действительно почти ничего не знают о том, почему сносят театр и что с ним будут делать - это факт. "СарБК" обратился к экспертам, чтобы ответить на главные вопросы о реконструкции театра.

  • 27.08.2020, 11:39 Детей отправляют в отряды. Как саратовские школы будут выходить с "дистанционки"

    За неделю до учебного года депутат Госдумы Василий Власов предложил Министерству просвещения перенести начало учебного года с сентября на октябрь. По его мнению, это позволило бы избежать новой вспышки коронавирусной инфекции. Как и ожидалось, предложение было отклонено. Но оно отразило опасения, сомнения и тревоги околошкольной общественности. Родители и эксперты задают все новые и новые вопросы к измененному формату обучения детей в школах (разработан в связи с требованиями Роспотребнадзора). Но и учителей с чиновниками от образования нельзя назвать абсолютно уверенными и спокойными перед беспрецедентным 1 сентября. Вместо праздничной линейки они проводят репетиции ежедневного приема детей по новым правилам.

Новые материалы
  • 22.01.2021, 20:40 Темы недели: зампред из ящика, Саратов растет на юг, виды на набережную

    Жизнь в Саратовской области стала еще сильнее определяться грядущими выборами. Под них подстраиваются кадровые решения в органах власти. Яркий пример - готовящееся назначение зампредом правительства журналиста Романа Грибова. Нет целесообразности, но есть политика и в присоединении к Саратову новых сел, которые находятся уже на удалении 60 километров от городской черты. В этом году планируется завершить проект, который начинали еще перед прошлыми выборами в Госдуму - по созданию пешеходного кольца в Саратове. Его логическим завершением должна стать реконструкция набережной Космонавтов.

  • 22.01.2021, 13:10 Мультфильм "Душа", который стоит смотреть и пересматривать. Заметки киномана

    Готовьте ваши платочки! Анимационная студия Pixar нашла ответ на главный вопрос жизни, вселенной и вообще. Это не число 42 из книги Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике", но в нем есть джаз!

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 29 июля 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x