- A
- +A
- +A
Сборка австрийских самолетов и третий мост через Волгу. Самые громкие несбывшиеся надежды Саратовской области. Часть 2
- 10:21, 2 апреля 2019
- Комментариев[47]
Застройка Зеленого острова
Едва заняв губернаторский пост, Валерий Радаев объявил о невиданном проекте. Инвестор захотел вложить миллиарды в полузаброшенный остров на Волге рядом с Саратовом, чтобы создать там "крупнейший в Европе" туристическо-развлекательный центр. Стоимость проекта (15 млрд долларов) "сопоставима с затратами на Сочи-2014", говорил тогда Радаев.
29 мая 2012 года председатель совета директоров "Инстройбанка" Эльдар Гасанов провел в Саратове презентацию. Комплекс должен был включать гостиницы, небоскребы, аквапарк, концертный зал, незамерзающую бухту, вертолетную площадку… Остров соединялся бы с городом канатной дорогой. Инвестор обещал лыжные курорты и бог весть что еще. В целом презентация подозрительно напоминала проект мастерской AFB-Gruppe, опубликованный в архитектурном журнале за 4 года до этого.
"Сделаем железную дорогу, которая быстрее "Сапсана" в 2 раза. Сделаем международный аэропорт (тот, который строится в Сабуровке, не подходит, нужен в 4 раза больше), 8 миллиардов евро потратим на автомобильную дорогу Москва-Саратов", – то ли бредил, то ли в открытую смеялся над чиновниками Гасанов. И те едва ли не все принимали за чистую монету: тогдашний министр инвестиций Роман Федосеев говорил, что инвестор настроен "очень серьезно".
После презентации проект больше нигде не обсуждался. Инвестор испарился, не доделав единственный объект, за который он взялся в Саратове – 38-этажную башню на Предмостовой площади. Достраивать его пришлось уже другим.
"Саратов Сити Парк"
В декабре 2012 года на площадке Саратовской ТПП состоялась презентация амбициозной идеи. Ее вдохновитель, предприниматель Владимир Шашко предлагал построить в Саратове кусочек современного мегаполиса стоимостью 35 млрд рублей.
По замыслу г-на Шашко, территорию в 250 га предстояло плотно заставить всеми видами сооружений, которых в Саратове не было. "Город в городе" включал бы международный торговый центр, офисы для российских и транснациональных компаний, выставочный комплекс, конгресс-холл, пятизвездочную гостиницу, жилье на 20 тысяч человек, техно-, зоо-, аквапарки, океанариум и проч. Вишенкой на торте должно было стать легкое метро, которое соединяло бы этот рай с остальным городом.
Инициатор проекта предполагал, что его можно будет реализовать за 7 лет. Основную часть должны были вложить частные инвесторы (у самого Шашко денег на проект не было). Кроме того, автор надеялся на бюджетные деньги на уровне 700 млн.
Чиновники приветствовали инициативу бизнесмена, но помогать ему не спешили. Во-первых, в городе не было такого огромного свободного участка. Возможными локациями "Сити Парка" называли поля НИИСХ Юго-Востока, территорию действующего аэропорта, а также земли у Пристанного и Шумейки. Во-вторых, у прожекта явно недоставало экономического смысла: затраты могли вырасти до небес, а отдача от них была сомнительна. Поэтому инвесторов не было и не предвиделось. Да и непонятно было, откуда у автора взялась уверенность, что город вообще будет интересен российским и международным корпорациям.
Возрождение производства на САЗе
В ноябре 2014 года на заброшенную территорию авиазавода проехал длинный кортеж, из которого высадился десант чиновников во главе с Радаевым. Их целью было осмотреть остатки завода, чтобы презентовать их представителям "Ростеха" как удачную площадку для сборки легкомоторных самолетов. Делегация еще не приехала, а губернатор уже называл происходящее "событием века".
Речь шла о сборке австрийских самолетов Diamond с фюзеляжем, сделанным из композитов, которые незадолго до этого "Ростех" научился делать на Уральском заводе гражданской авиации. Широкая информационная кампания не помогла. "Ростех" вскоре отказался от проекта с австрийцами, а в других проектах саратовский вариант уже так не продвигался.
Канатная дорога
Идея канатной дороги также переходила от одной команды чиновников к другой по наследству. Еще в 2000 году говорилось, что канатка должна связать центр города с вершиной Соколовой горы. В 2001 году Дмитрий Аяцков обещал ветеранам, что со временем они смогут добраться до "Журавлей" на подъемнике.
Планы основывались на зыбких мечтаниях о развитии Соколовой горы. Чего там только не рисовали: развлекательный комплекс, зоопарк, океанариум, аквапарк (само собой), колесо обозрения, трамвайную линию, горнолыжный курорт… И всякий раз говорилось, что посетителей туда будет возить фуникулер.
В 2013 году был представлен грандиозный проект канатной дороги через Волгу. С инициативой вышли сразу две компании – французская Pomagalski и российская ГК "СетьСтрой". Вторая предлагала за 2,5 млрд рублей установить канатную линию с промежуточной станцией на пляже. Одним из условий инвестпроекта было строительство на месте размещения станций торгово-развлекательных комплексов. В 2014 году правительство Радаева все еще держало канатку в папке важных инфраструктурных объектов, но ничего из этого не получилось.
Третий мост через Волгу
Проблема переправы между Саратовом и Энгельсом вообще давно беспокоит власть. После открытия в декабре 2000 года моста в Пристанном Аяцков говорил о необходимости возвести такой же объект к югу от Саратова, чтобы замкнуть кольцо объездной дороги.
Количество автомобилей год от года росло, а вопрос износа старого моста между городами обострялся. К 2014 году не замечать проблему, о которой до этого говорили только специалисты, стало уже невозможно, поэтому правительство вынуждено было закрыть мост на ремонт на полгода. Тогда же эксперты заявляли, что срок эксплуатации переправы не бесконечен и через десятилетие нужно будет снова ставить вопрос о ее закрытии.
Тогда-то в правительстве и предложили идею нового моста, который пройдет неподалеку от старого. Рассматривались несколько вариантов. Строительство перехода параллельно старому мосту очень быстро отмели. Решили остановиться на варианте перехода через Казачий остров. Существует два варианта проекта: длиной 7 км и стоимостью 43 млрд (по оценке 2014 года) и 9,8 км и 56 млрд соответственно.
Профинансировать проект предлагали ВТБ. Госбанк сразу оговорился, что при таком инвестировании придется сделать проезд по мосту платным. Проект периодически достают из архива, но денег на него по-прежнему не предвидится.
Парк "Швамбрания"
Земли НИИ сельского хозяйства Юго-Востока в Ленинском районе давно привлекали к себе внимание бизнеса и власти как огромный "пустырь". В 2014 году, когда их отняли у института и передали региону, губернатор Валерий Радаев вышел с инициативой создания на этой земле нового городского парка. Проект стал имиджевым для губернатора – он лично ездил в поле, куда сгоняли прессу и студентов, и с просветленным видом взирал вдаль.
Пару лет тема вяло муссировалась властями. Проводились конкурсы концепций нового парка, для него выбирали название. К проекту собирались привлечь московский институт "Стрелка". Вроде бы остановились на варианте названия "Швамбрания". В апреле 2016 года был утвержден проект планировки территории (часть ее все же отошла под жилую застройку), а также прошла первая высадка молодых саженцев будущего парка. Чиновники заявляли о поступающих к ним предложениях инвесторов.
На этом инициатива и завязла. Перед губернаторскими выборами 2017 года Радаева пиарили уже на обещании совсем другого парка на других землях того же НИИ в районе Семхоза. О том, что нового городского парка саратовцам не видать, как своих ушей, стало окончательно ясно, когда этот же участок стали предлагать то под постройку второго "Леруа Мерлен", то под онкоцентр.
Поднятие ледокола "Саратов"
В 2015 году губернатор Валерий Радаев неожиданно выступил с инициативой поднять со дна Волги ледокол "Саратов". Английское судно 1895 года постройки было первым ледоколом на Волге. Оно использовалось во время Великой Отечественной войны, а в 60-х – при строительстве автодорожного моста. По завершении стройки века судно бросили у энгельсского берега, где оно затонуло. Энтузиасты заявляли, что стоимость подъема может составить 1,5 млн рублей.
Губернатор поддержал идею речников, предложив установить судно на набережной Космонавтов и сделать в нем музей речного флота. Всех удивила, мягко говоря, неактуальность губернаторского начинания. В списке проблем региона лежащий на дне ржавый экспонат был едва ли не на последнем месте из возможных.
Тем не менее, в октябре 2015 года сотрудники МЧС стали готовиться к операции. С помощью земснаряда из судна начали отсасывать грунт. Однако этими работами и ограничились и к подъему раритета больше не возвращались.
Аквапарк и океанариум
Саратовцев на протяжении многих лет кормили предложениями и обещаниями по строительству различных развлекательных объектов – зоопарков, океанариумов. А сколько раз в планах указывали аквапарк... Иногда кажется, что он был идеей-фикс местных чиновников, а инвесторы на автомате втыкали его в свои проекты.
Уральская компания "Лидер" собиралась построить такой объект под названием "Лимпопо" в 2008-2009 годах на улице Мясницкой. Но пришедший кризис заставил самого инвестора покатиться с горки. В 2012 году аквапарк значился в проекте торгово-развлекательного центра на 3-й Дачной. Тогда же о желании построить такой же объект в Солнечном заявила самарская "Виктор и Ко". В 2013 году появились планы построить объект в Шумейке, в 2015-м предлагалось построить его рядом с Дворцом водных видов спорта, в 2016-м аквапарк замаячил в концепции парка "Швамбрания". Последний раз аквапарк саратовцам обещали в прошлом году.
В 2016 году было заявлено также о планах построить в Саратове океанариум. Проект предложила компания "Дискавери Оушен", которая создала аналогичные заведения в Сочи, Волгограде и Казани. Инвестору нужна была готовая площадка, куда оставалось бы только завести оборудование и живность. В качестве таковой площадки рассматривался ТРК "Мой Новый". На этом инвестор и растворился.
Благоустройство "Стрелки"
Самый свежий прожект, от которого еще не рассосалась оскомина, – планы по облагораживанию Саратова по советам модного московского института "Стрелка". Осенью 2016 года институт получил государственный тендер на 3,8 млрд рублей на разработку рекомендаций по развитию улиц и застройки в 40 городах, включая Саратов. Наш город был выбран пилотным еще и потому, что в мае 2017 года у нас должен был пройти всероссийский форум урбанистики, а его делегатам нужно было наглядное пособие.
К форуму на проспекте Кирова было проведено принудительное внедрение дизайн-кода – единых требований к вывескам. А на Привокзальной площади состоялось "тестовое благоустройство": были перенесены остановки общественного транспорта, изменена схема движения, установлены светофоры. Но саратовцев больше всего смущали цветные круги на асфальте и временная деревянная мебель.
Впоследствии дизайн-код был введен для всего города с разграничением по зонам. "Стрелка" представила также концепции благоустройства основных улиц и площадей города – красивые картинки, поражающие количеством фонтанов в неожиданных местах. Первой под каток урбанистики была брошена улица Рахова: ее более чем за 100 млн облагородили от улицы Вавилова до горпарка.
В дальнейшем идеи "Стрелки" в городе реализованы не были. "Тестовое благоустройство" на Привокзальной снесено. Трудно сказать, что к этому привело. То ли у института закончился контракт, то ли власти решили больше не раздражать горожан экспериментами.
Список проектов, не реализованных инвесторами и властью в Саратовской области, можно продолжать еще долго. Можно вспомнить о планах строительства торговых центров "Июнь" в Глебучевом овраге или "Карнавал" на месте рынка "Привоз"; гимнастического центра рядом с "Кристаллом"; планах по реконструкции городских стадионов; выпуску шампанского и виски на бывшем заводе "Орфей" и фуа-гра в Петровске; запуску скоростных теплоходов по Волге и др. Судя по всему, к этой же категории рискуют добавиться пляж на набережной и Дворец водных видов спорта. Мораль всех этих историй проста – не стоит верить обещаниям политиков, пока они не подкреплены конкретными действиями.
Первую часть материла смотрите здесь.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
22.11.2024, 13:58
"Веном: Последний танец". Заметки киномана
В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
- Неделя
- Месяц