- A
- +A
- +A
Летающие тарелки, чипсы и алюминий. Самые громкие несбывшиеся надежды Саратовской области. Часть 1
- 10:20, 26 марта 2019
- Комментариев[28]

"Летающая тарелка"
В 1993 году государство решило развивать проект ЭКИП –многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, построенный по схеме "летающее крыло", с дисковидным фюзеляжем. Его изобрел в 80-е советский конструктор Лев Щукин. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков предложил наладить серийный выпуск аппарата на Саратовском авиационном заводе, который остро нуждался в заказах. Первоначально было получено согласие от Минобороны, финансирование ЭКИП было включено в бюджет. Но вскоре проект был заморожен. В конце 90-х на идею обратили внимание американцы. Корпорация "ЭКИП" и Саратовский авиазавод вели переговоры с ними, в 2000 году директор САЗа Александр Ермишин даже ездил в Штаты презентовать проект. Но американцы хотели построить производство экранолетов у себя и отказывались инвестировать в саратовское предприятие. В 2003-м работы по проекту на заводе были остановлены, а еще через 7 лет разорилось само предприятие. К сожалению, остались нереализованными другие проекты, которые преподносились как спасительные для САЗа. Рассматривалась возможность сборки там комбайнов, производства ветрогенераторов, катеров, двигателей совместно с "АвтоВАЗом" и проч.
Храм всех религий
Одним из самых оригинальных проектов, поддержанных Дмитрием Аяцковым, был Храм всех религий. Автором прожекта стал пенсионер Виктор Кудасов, который представил его на губернаторский "конкурс идей" и завоевал первую премию. По замыслу автора, внутри собора должны были сменять друг друга символы разных конфессий, а крышу зданий венчали одновременно крест, полумесяц и пагода. Аяцкову инициатива понравилась, он предложил заложить первый камень и строить собор всем миром. "Не хватило мне времени, чтобы построить Храм всех религий. Если бы мы его построили, это была бы сила. Там можно было бы увидеть и кресты, и серпы, и шестиконечные звезды. Это бы объединило верующих под одним куполом", – говорил Аяцков после ухода с должности. А идея, между прочим, оказалась не такой уж плохой. По крайней мере, храм всех религий в Казани оказался довольно популярным туристическим объектом.
Автозавод
В середине 2007 года СМИ написали, что южнокорейский автоконцерн Hyundai ищет площадку для строительства сборочных производств в России. В числе 10 регионов-претендентов называлась и Саратовская область. Автогигант планировал вложить в производство 400 млн долларов, его мощность составила бы 100-200 тыс. машин в год. Однако к концу года стало ясно, что Саратов гонку регионов проиграл. Мечта о собственном автозаводе не оставляла регион и в последующие годы. Павел Ипатов заявлял о претензиях региона на сборочное производство концерна Peugeot Citroen. В 2011 году муссировались слухи о возможном производстве в области "ё-мобилей", разработанных компанией миллиардера Михаила Прохорова. В 2014 году было объявлено о том, что китайская компания Dongfeng намерена организовать на территории бывшего завода "Сигнал-Маш" в Красноармейске сборку автобусов (до 500 в год). Планировалось, что местная модель получит название "Саратов". Было подписано соглашение с правительством, но китайцы так дальше намерений и не продвинулись. А в прошлом году Валерий Радаев припомнил корейцам их интерес к Саратову, вновь предложив на встрече с ними построить в регионе завод Hyundai.
Чипсы Lays
Одним из проектов, которым долго "кормили" жителей региона при Павле Ипатове, стал завод компании PepsiCo по производству чипсов Lays. В 2006 году министр инвестполитики Александр Жандаров говорил, что до 2009 года транснациональная корпорация готова вложить в производство 60 млн долларов. В производстве якобы должна была быть задействована 1 тысяча человек, а картофель на завод могли бы поставлять местные фермеры. Однако через год компания все еще продолжала "искать участок", хотя в Саратовской области ей были предложены на выбор четыре варианта. А в июне 2007 года стало известно, что PepsiCo подписала соглашение о строительстве завода с правительством Ростовской области (инвестиции в официальных сообщениях компании к тому времени достигли уже 180 млн долларов).
Алюминиевый завод
Одной из самых тяжелых потерь для региона стал так и не построенный завод компании "Русал". В прессе его называли "крупнейшим алюминиевым заводом мира". Самое обидное, что для его строительства уже все было готово. Было создано совместное предприятие, партнером "Русала" по которому был "Росатом". Идея была в следующем: "Русал" брал на себя достройку незавершенного блока Балаковской АЭС, а взамен получал дешевую электроэнергию в огромных количествах, необходимых для такого производства. Иного смысла везти сырье за тысячи километров у "Русала" не было. Были подписаны соглашения, определены инвестиции (6-7 млрд долларов на тот момент), строительство должно было начаться в 2008 году. Однако "Русал" и "Росатом" в последний момент разругались: камнем преткновения стал тариф на электроэнергию. Тот, который предложили атомщики, сделал весь проект нецелесообразным.
Мемориал на Гагаринском поле
Идеи как-то облагородить сакральное для Саратовской области место, где приземлился Юрий Гагарин после первого полета в космос, и сделать его местом паломничества туристов, витают в воздухе многие годы. В 2007 году в Саратове обсуждался проект мемориала работы Валерия Ржевского. Архитектор предлагал построить у села Смеловка Энгельсского района международный молодежный лагерь "Интеркосмос". Кроме самого музея, в него должны были войти амфитеатр на 10 тыс. зрителей, тренировочные залы для "школы юных космонавтов", конгресс-холл, гостиница. Доставлять туристов к комплексу можно было бы как по суше, так и не теплоходе: на берегу должен был быть построен причал. С берегом комплекс предлагалось связать монорельсовой дорогой. Отмечалось, что строительство обойдется в 1,5 млрд руб. (400 долларов за кв.м.). Финансировать проект автор предлагал за счет создания международной акционерной компании и с помощью федерального центра. Стоит отметить, что в реализацию проекта не поверило даже правительство во главе с Ипатовым. Они сразу же заговорили о больших сложностях и больше о космических фантазиях не вспоминали.
ИКЕА
Сегодня наличие магазина ИКЕА считается признаком экономической развитости города. Менеджеры скандинавской торговой сети очень прагматично оценивают покупательскую способность россиян и не идут в те административные центры, где недостаточно велика прослойка населения, которая может позволить себе регулярные визиты за покупками. Хотя так было не всегда. В 2000-е годы компания планировала широкую экспансию в России. В шаге от собственного гипермаркета был и Саратов. 5 июня 2007 года был заложен камень в основание торгово-развлекательного центра "ИКЕА-Мега" на Усть-Курдюмском тракте. ТРЦ площадью 130 тыс.кв. м. планировалось сдать уже летом 2009 года. Однако планам не суждено было сбыться: пришел мировой финансовый кризис, политика компании изменилась, затем уволено все руководство российского представительства… От своих планов ИКЕА отказалась не сразу, поэтому купила еще одну площадку, на территории бывшего авиазавода. В 2010 году областные власти еще надеялись на приход инвестора. Зампред облправительства Александр Жандаров тогда заявлял, что компания намеревалась приступить к строительству через два года. Однако после 2014 года, когда окончательно испортились отношения России с Западом, стало понятно, что ИКЕА не будет дальше расширяться в России.
Скоростной трамвай
Идею "скоростного трамвая" можно назвать самой долгоиграющей. О развитии электротранспорта в этом направлении начали думать еще в 1960-е годы. Впоследствии скоростные трамвайные линии даже вносили в генплан Саратова (с возможностью продления до Энгельса и позже – и до Сабуровки), но с мертвой точки идея так и не сдвинулась.
Саратовцы уже привыкли, что разговоры о скоростном трамвае сопровождают неуклонное разрушение местного электротранспорта. Особенно активно тему эксплуатируют с 2008 года (тогда праздновалось столетие саратовского трамвайного движения). Министр транспорта Сергей Шейкин говорил, что к 2012-му в городе может появиться "легкое метро". С тех пор чиновники не устают называть новые сроки и представлять новые идеи по поводу того, как это "метро" может быть организовано. В 2007 году предполагалось, что для "тройки" проложат туннель в центре. В 2014-м замглавы администрации города Дмитрий Федотов говорил, что в скоростные линии будут объединены две пары маршрутов: 3 и 9, 10 и 11. В центре предполагалось построить для трамваев эстакады. Говорили чиновники и о новых комфортных вагонах. Последний раз обещания о скоростном трамвае звучали в прошлом году. На Саратовском экономическом форуме правительство подписало соглашение с компанией "Транспортные системы" о разработке проекта этого транспорта. С тех пор ничего нового по теме не появлялось.
Фабрика индейки
Еще одним крупным проектом ипатовских времен могла бы стать фабрика по производству индейки компании "Евродон". О проекте твердили на совещаниях в правительстве в течение многих лет. В 2007 году "Евродон", который только запустил производство в Ростовской области, сообщил о намерении построить завод в Энгельсском районе на 90 тыс. т. индейки в год с возможностью увеличения до 200 тыс. Фигурировала цифра в 16 млрд рублей инвестиций. Инвестор тогда заявлял, что его привлекла "колоссальная поддержка" саратовских властей. Однако через 2 года планы производителя изменились. Во-первых, сказался кризис, во-вторых, даже "колоссальная поддержка" не помогла "Евродону" решить кадровый вопрос. В 2011 году переговоры возобновились, площадку под производство "Евродона" планировали выделить в Вольском районе. Впоследствии реанимировать проект пытался и Валерий Радаев. В начале 2013 года он встретился с гендиректором "Евродона" Ванеевым, который все еще продолжал твердить об интересе к Саратовской области. Сейчас "Евродон" находится в процессе банкротства и, по последним данным, может быть куплен корпорацией "Черкизово". Так что, видимо, вопрос о строительстве завода можно считать закрытым.
"Фокус города" продолжит тему и в ближайшей публикации расскажет о несостоявшихся саратовских проектах более позднего времени.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- По рейтингу
- По дате
-
согласен 12 не согласен 3Проект авиазавода "ЭКИП" к Аяцкову имеет мало отношения, т.к. осуществлялся со времен СССР и был советско-французским.26 Марта, 10:35Ответить
-
согласен 28 не согласен 1Чиновникам главное народу пустить пыль в глаза, создавать видимость их нужности и полезности. Создать имитацию деятельности, а там хоть не расцветай.26 Марта, 11:19Ответить
-
согласен 32 не согласен 1Путинские чиновники не избираются народом, не несут перед ним ответственности, от суда имитация деятельности и нет конечного результата.26 Марта, 11:21Ответить
-
согласен 16 не согласен 2Яркий пример того как просрать страну...печалька((((26 Марта, 12:05Ответить
-
согласен 0 не согласен 026 Марта, 12:26Ответить
-
согласен 6 не согласен 0Слышал, что и фирма Талина из Мордовии пыталась создать свинокомплекс "Саратовский бекон". Но что то не сраслось.26 Марта, 12:26Ответить
-
согласен 24 не согласен 0Слышал ещё про выпуск айфонов,Саратовский калач и канатную дорогу. , но что то не срослось26 Марта, 13:38Ответить
-
согласен 4 не согласен 0Гость, про айфоны это будет во 2-ой части видимо.26 Марта, 14:19, ответ для ГостьОтветить
-
согласен 13 не согласен 0"Чем наглее ложь, тем больше народ в нее верит..."26 Марта, 16:52Ответить
-
согласен 18 не согласен 0Говорят, в конце 90-х в область хотели зайти "Кока-кола" и "Нестле". Но не зашли по одной и той же причине - из-за гигантского "гешефта", который захотели поиметь властвующие тогда деятели за включение басурманам "зеленого света" на проекты. Итог: первые благополучно работают с прибылью для себя и региона в Волгограде, вторые - в Самаре.26 Марта, 17:45Ответить
-
согласен 3 не согласен 0Ну сады придонья же тоже чуть не соскочили. Не знали как оборудование стоимостью миллиарды по нашим дорогам притащить сюда.26 Марта, 23:29Ответить
-
согласен 3 не согласен 0приказ дурачить27 Марта, 08:29Ответить
-
согласен 15 не согласен 0Четырехуровневые развязки сюда добавьте. Свежий прожект...27 Марта, 08:30Ответить
-
согласен 3 не согласен 0А что с нанотехнологиями?27 Марта, 11:39Ответить
-
согласен 5 не согласен 0нанотехнологии у нас на высоте)27 Марта, 11:41, ответ для ManОтветить
-
согласен 10 не согласен 0Одни ублюдочные "прожэкты!! Кто же будет сотрудничать с ворами. лжецами и бесконтрольными коррупционерами! Запад с "Малиной "Пути дружить не желает!27 Марта, 12:06Ответить
-
согласен 1 не согласен 3Опять всё сводиться к тому великому слову ** МЕНТАЛИТЕТ** !!!!!!! тем более саратов ! Ни разу не повезло области с *губернатором*- значит так надо президенту, к нему видимо и обращаться НААДО !!!27 Марта, 13:31Ответить
-
согласен 5 не согласен 0К кому- кому?!..... У него свой список таких же прожектов. Масштабы только покруче, а результат мы все из окна видим.27 Марта, 14:10, ответ для Волжанин 494Ответить
-
согласен 11 не согласен 0Хорошая подборка. СарБК - респект27 Марта, 14:54Ответить
-
согласен 4 не согласен 1К Президенту обращаться? Вы сума сошли?! Он во главе Хунты Упырей, высасывающих страну.От него все "назначения" и разложение страны и исходит!27 Марта, 17:27Ответить
-
согласен 5 не согласен 0А про какие же "Очень громкие" Проекты и не вспомнили-то!... Это и новый аэропорт на каком-то острове, недалеко от Саратова! И канатная дорога на остров Зелёный! И запуск производства комбайнов "Каас"! И "поступление масштабных налоговых платежей от деятельности местного борделя"! (это при Димке Аяцкове) А при Пашке Ипатове: и строительство-запуск новейшей (?) термоэлектрической станции, что должна была быть закопанной "на глубине более 1000 метров"! И "склонение к непозволительной связи с ним, губернатором Саратовской области - ВСЕХ женщин и девушек Балаковского и Хвалынского (? - :-) ) районов"! А уж при Радаеве-то... - Достаточно одного только банкротства НПЗ "Крекинг", "Контакт", "Корпус", "СЭПО", ООО "Газпром-Трансгаз" (тли как его сейчас и именуют-то?), "Саратовнефтегаз", с последующей "передачей" этого "имущества" в ГК "Букет" упомянуть!27 Марта, 17:43Ответить
-
согласен 1 не согласен 1А я что то припоминаю о планах строительства на острове Зелёном, курорта мирового уровня.28 Марта, 10:30Ответить
-
согласен 4 не согласен 0Только хирургические массовые операции по удалению " Опухоли"могут помочь "Пациенту"!28 Марта, 12:13Ответить
-
согласен 4 не согласен 1Волжанин 494, И Ипатова и Радаева ставили по рекомендации Володина .28 Марта, 15:04, ответ для Волжанин 494Ответить
-
согласен 3 не согласен 1Губернаторы Ипатов и Радаев были поставлены с подачи и рекомендациям Володина .28 Марта, 15:05, ответ для Волжанин 494Ответить
-
согласен 0 не согласен 0Гость, жадность саратовских чиновников помешала.29 Марта, 17:51, ответ для ГостьОтветить
-
согласен 2 не согласен 0Классная статья. Сарбиси прям удивил. Молодцы!31 Марта, 23:44Ответить
-
согласен 2 не согласен 0Да какой гешефт! Вы на карту посмотрите, и увидите что живете на краю транспортной инфраструктуры. Что бы вы ни производили это увеличит срок поставки и транспортные расходы. Соответственно себестоимость вашей продукции увеличится . Поймите, никто в нашей пустыне не будет строить предприятий.2 Апреля, 13:02Ответить
-
согласен 0 не согласен 0Житель 142, верно! и именно по этому, все требования инвесторов надо было "предвосхищать" с целью - лишь бы затащить сюда3 Апреля, 18:10, ответ для Житель 142Ответить
-
30.12.2020, 16:37
Темы 2020 года: коронавирус, растущий Саратов, тотальный Володин
Только на первый взгляд может показаться, что единственной главной темой 2020 года был коронавирус. На самом деле, и в России, и в Саратовской области, несмотря на пандемию, произошло много важного и интересного. Причем было не только плохое - произошло и на удивление много хороших перемен. Правда, они, на наш взгляд, не смогли переломить общей тенденции скатывания региона в трясину. "СарБК" вспоминает о самом важном, что произошло в обществе, политике, экономике региона в уходящем году.
-
25.12.2020, 20:50
Темы недели: собачий коллапс, новый цирк, оправдание министра
Годовой перерыв в процессе отлова бездомных собак в Саратове критически сказался на их численности. В результате - укусы, уголовное дело, догхантеры начали "чистку". Власти по-прежнему бессильны что-либо изменить. Зато максимум усилий был брошен на завершение ремонта цирка. И, можно поздравить чиновников, это им это в целом удалось, хотя "новогодним подарком" неработающее заведение назвать язык не поворачивается. Лучший новогодний подарок получил бывший министр экологии Дмитрий Соколов - он не только остался на свободе, но и признан невиновным.
-
11.12.2020, 19:21
Темы недели: нерабочее 31-е, школа в офлайне, локомотив в тупике
Трудно жить при демократии - всегда нужно следить, что думает большинство. Большая часть жителей Саратовской области захотели получить выходной 31 декабря без всяких переносов и условий - и получили. Губернатору для этого пришлось даже два раза подписывать документ. Подсветку на цирке сделали, не спросив жителей, и пока не совсем ясно, что они об этом думают. Но споры уже идут. А с "дистанционкой" и вовсе голову сломаешь - одни за, другие против. В чем все одинаково уверены, так это в том, что экономика региона продолжает лететь в тартарары - построенный 5 лет назад локомотивный завод признан банкротом.
-
27.11.2020, 11:04
За кулисами реконструкции. Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета
Ужас, варварство, разрушение основ. Так многие обыватели восприняли демонтаж части Саратовского театра оперы и балета. При виде падающих колонн было действительно трудно удержаться от апокалиптических настроений. И сразу им на смену пришли страхи - а что если восстановить разрушенное не получится? Их активно подпитывают слухи, вплоть до самых нелепых - о том, что театр снесут и на его месте построят то ли высотку, то ли ресторан. Над этими бреднями можно смеяться, но то, что горожане действительно почти ничего не знают о том, почему сносят театр и что с ним будут делать - это факт. "СарБК" обратился к экспертам, чтобы ответить на главные вопросы о реконструкции театра.
-
27.08.2020, 11:39
Детей отправляют в отряды. Как саратовские школы будут выходить с "дистанционки"
За неделю до учебного года депутат Госдумы Василий Власов предложил Министерству просвещения перенести начало учебного года с сентября на октябрь. По его мнению, это позволило бы избежать новой вспышки коронавирусной инфекции. Как и ожидалось, предложение было отклонено. Но оно отразило опасения, сомнения и тревоги околошкольной общественности. Родители и эксперты задают все новые и новые вопросы к измененному формату обучения детей в школах (разработан в связи с требованиями Роспотребнадзора). Но и учителей с чиновниками от образования нельзя назвать абсолютно уверенными и спокойными перед беспрецедентным 1 сентября. Вместо праздничной линейки они проводят репетиции ежедневного приема детей по новым правилам.
-
22.01.2021, 20:40
Темы недели: зампред из ящика, Саратов растет на юг, виды на набережную
Жизнь в Саратовской области стала еще сильнее определяться грядущими выборами. Под них подстраиваются кадровые решения в органах власти. Яркий пример - готовящееся назначение зампредом правительства журналиста Романа Грибова. Нет целесообразности, но есть политика и в присоединении к Саратову новых сел, которые находятся уже на удалении 60 километров от городской черты. В этом году планируется завершить проект, который начинали еще перед прошлыми выборами в Госдуму - по созданию пешеходного кольца в Саратове. Его логическим завершением должна стать реконструкция набережной Космонавтов.
-
22.01.2021, 13:10
Мультфильм "Душа", который стоит смотреть и пересматривать. Заметки киномана
Готовьте ваши платочки! Анимационная студия Pixar нашла ответ на главный вопрос жизни, вселенной и вообще. Это не число 42 из книги Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике", но в нем есть джаз!
- Сегодня
- Неделя
- Месяц