Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Летающие тарелки, чипсы и алюминий. Самые громкие несбывшиеся надежды Саратовской области. Часть 1

  • 10:20, 26 марта 2019
  • Комментариев[28]
Какими только обещаниями и прожектами не потчевали саратовцев последние три десятилетия чиновники и бизнес. Некоторые из этих планов развалились по ходу исполнения, к воплощению других даже не приступали. Часть из них до сих пор не дает покоя власти, другие же давно сданы в архив и забыты. Если бы происходили чудеса и все планы сильных мира сего воплощались в жизнь, Саратовская область выглядела бы совсем по-другому. "Фокус города" постарался вспомнить самые громкие несбывшиеся надежды региона.
Летающие тарелки, чипсы и алюминий. Самые громкие несбывшиеся надежды Саратовской области. Часть 1 Фото ucrazy.ru

"Летающая тарелка"
В 1993 году государство решило развивать проект ЭКИП –многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, построенный по схеме "летающее крыло", с дисковидным фюзеляжем. Его изобрел в 80-е советский конструктор Лев Щукин. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков предложил наладить серийный выпуск аппарата на Саратовском авиационном заводе, который остро нуждался в заказах. Первоначально было получено согласие от Минобороны, финансирование ЭКИП было включено в бюджет. Но вскоре проект был заморожен. В конце 90-х на идею обратили внимание американцы. Корпорация "ЭКИП" и Саратовский авиазавод вели переговоры с ними, в 2000 году директор САЗа Александр Ермишин даже ездил в Штаты презентовать проект. Но американцы хотели построить производство экранолетов у себя и отказывались инвестировать в саратовское предприятие. В 2003-м работы по проекту на заводе были остановлены, а еще через 7 лет разорилось само предприятие. К сожалению, остались нереализованными другие проекты, которые преподносились как спасительные для САЗа. Рассматривалась возможность сборки там комбайнов, производства ветрогенераторов, катеров, двигателей совместно с "АвтоВАЗом" и проч.

Фотобанк СарБК

Храм всех религий
Одним из самых оригинальных проектов, поддержанных Дмитрием Аяцковым, был Храм всех религий. Автором прожекта стал пенсионер Виктор Кудасов, который представил его на губернаторский "конкурс идей" и завоевал первую премию. По замыслу автора, внутри собора должны были сменять друг друга символы разных конфессий, а крышу зданий венчали одновременно крест, полумесяц и пагода. Аяцкову инициатива понравилась, он предложил заложить первый камень и строить собор всем миром. "Не хватило мне времени, чтобы построить Храм всех религий. Если бы мы его построили, это была бы сила. Там можно было бы увидеть и кресты, и серпы, и шестиконечные звезды. Это бы объединило верующих под одним куполом", – говорил Аяцков после ухода с должности. А идея, между прочим, оказалась не такой уж плохой. По крайней мере, храм всех религий в Казани оказался довольно популярным туристическим объектом.

Фотобанк СарБК

Автозавод
В середине 2007 года СМИ написали, что южнокорейский автоконцерн Hyundai ищет площадку для строительства сборочных производств в России. В числе 10 регионов-претендентов называлась и Саратовская область. Автогигант планировал вложить в производство 400 млн долларов, его мощность составила бы 100-200 тыс. машин в год. Однако к концу года стало ясно, что Саратов гонку регионов проиграл. Мечта о собственном автозаводе не оставляла регион и в последующие годы. Павел Ипатов заявлял о претензиях региона на сборочное производство концерна Peugeot Citroen. В 2011 году муссировались слухи о возможном производстве в области "ё-мобилей", разработанных компанией миллиардера Михаила Прохорова. В 2014 году было объявлено о том, что китайская компания Dongfeng намерена организовать на территории бывшего завода "Сигнал-Маш" в Красноармейске сборку автобусов (до 500 в год). Планировалось, что местная модель получит название "Саратов". Было подписано соглашение с правительством, но китайцы так дальше намерений и не продвинулись. А в прошлом году Валерий Радаев припомнил корейцам их интерес к Саратову, вновь предложив на встрече с ними построить в регионе завод Hyundai.

Фото pinterest.ru

Чипсы Lays
Одним из проектов, которым долго "кормили" жителей региона при Павле Ипатове, стал завод компании PepsiCo по производству чипсов Lays. В 2006 году министр инвестполитики Александр Жандаров говорил, что до 2009 года транснациональная корпорация готова вложить в производство 60 млн долларов. В производстве якобы должна была быть задействована 1 тысяча человек, а картофель на завод могли бы поставлять местные фермеры. Однако через год компания все еще продолжала "искать участок", хотя в Саратовской области ей были предложены на выбор четыре варианта. А в июне 2007 года стало известно, что PepsiCo подписала соглашение о строительстве завода с правительством Ростовской области (инвестиции в официальных сообщениях компании к тому времени достигли уже 180 млн долларов).

Фото krimchel.ru

Алюминиевый завод
Одной из самых тяжелых потерь для региона стал так и не построенный завод компании "Русал". В прессе его называли "крупнейшим алюминиевым заводом мира". Самое обидное, что для его строительства уже все было готово. Было создано совместное предприятие, партнером "Русала" по которому был "Росатом". Идея была в следующем: "Русал" брал на себя достройку незавершенного блока Балаковской АЭС, а взамен получал дешевую электроэнергию в огромных количествах, необходимых для такого производства. Иного смысла везти сырье за тысячи километров у "Русала" не было. Были подписаны соглашения, определены инвестиции (6-7 млрд долларов на тот момент), строительство должно было начаться в 2008 году. Однако "Русал" и "Росатом" в последний момент разругались: камнем преткновения стал тариф на электроэнергию. Тот, который предложили атомщики, сделал весь проект нецелесообразным.

Мемориал на Гагаринском поле
Идеи как-то облагородить сакральное для Саратовской области место, где приземлился Юрий Гагарин после первого полета в космос, и сделать его местом паломничества туристов, витают в воздухе многие годы. В 2007 году в Саратове обсуждался проект мемориала работы Валерия Ржевского. Архитектор предлагал построить у села Смеловка Энгельсского района международный молодежный лагерь "Интеркосмос". Кроме самого музея, в него должны были войти амфитеатр на 10 тыс. зрителей, тренировочные залы для "школы юных космонавтов", конгресс-холл, гостиница. Доставлять туристов к комплексу можно было бы как по суше, так и не теплоходе: на берегу должен был быть построен причал. С берегом комплекс предлагалось связать монорельсовой дорогой. Отмечалось, что строительство обойдется в 1,5 млрд руб. (400 долларов за кв.м.). Финансировать проект автор предлагал за счет создания международной акционерной компании и с помощью федерального центра. Стоит отметить, что в реализацию проекта не поверило даже правительство во главе с Ипатовым. Они сразу же заговорили о больших сложностях и больше о космических фантазиях не вспоминали.

ИКЕА
Сегодня наличие магазина ИКЕА считается признаком экономической развитости города. Менеджеры скандинавской торговой сети очень прагматично оценивают покупательскую способность россиян и не идут в те административные центры, где недостаточно велика прослойка населения, которая может позволить себе регулярные визиты за покупками. Хотя так было не всегда. В 2000-е годы компания планировала широкую экспансию в России. В шаге от собственного гипермаркета был и Саратов. 5 июня 2007 года был заложен камень в основание торгово-развлекательного центра "ИКЕА-Мега" на Усть-Курдюмском тракте. ТРЦ площадью 130 тыс.кв. м. планировалось сдать уже летом 2009 года. Однако планам не суждено было сбыться: пришел мировой финансовый кризис, политика компании изменилась, затем уволено все руководство российского представительства… От своих планов ИКЕА отказалась не сразу, поэтому купила еще одну площадку, на территории бывшего авиазавода. В 2010 году областные власти еще надеялись на приход инвестора. Зампред облправительства Александр Жандаров тогда заявлял, что компания намеревалась приступить к строительству через два года. Однако после 2014 года, когда окончательно испортились отношения России с Западом, стало понятно, что ИКЕА не будет дальше расширяться в России.

Фото twitter.com

Скоростной трамвай
Идею "скоростного трамвая" можно назвать самой долгоиграющей. О развитии электротранспорта в этом направлении начали думать еще в 1960-е годы. Впоследствии скоростные трамвайные линии даже вносили в генплан Саратова (с возможностью продления до Энгельса и позже – и до Сабуровки), но с мертвой точки идея так и не сдвинулась.

Саратовцы уже привыкли, что разговоры о скоростном трамвае сопровождают неуклонное разрушение местного электротранспорта. Особенно активно тему эксплуатируют с 2008 года (тогда праздновалось столетие саратовского трамвайного движения). Министр транспорта Сергей Шейкин говорил, что к 2012-му в городе может появиться "легкое метро". С тех пор чиновники не устают называть новые сроки и представлять новые идеи по поводу того, как это "метро" может быть организовано. В 2007 году предполагалось, что для "тройки" проложат туннель в центре. В 2014-м замглавы администрации города Дмитрий Федотов говорил, что в скоростные линии будут объединены две пары маршрутов: 3 и 9, 10 и 11. В центре предполагалось построить для трамваев эстакады. Говорили чиновники и о новых комфортных вагонах. Последний раз обещания о скоростном трамвае звучали в прошлом году. На Саратовском экономическом форуме правительство подписало соглашение с компанией "Транспортные системы" о разработке проекта этого транспорта. С тех пор ничего нового по теме не появлялось.

Фото kvedomosti.ru

Фабрика индейки
Еще одним крупным проектом ипатовских времен могла бы стать фабрика по производству индейки компании "Евродон". О проекте твердили на совещаниях в правительстве в течение многих лет. В 2007 году "Евродон", который только запустил производство в Ростовской области, сообщил о намерении построить завод в Энгельсском районе на 90 тыс. т. индейки в год с возможностью увеличения до 200 тыс. Фигурировала цифра в 16 млрд рублей инвестиций. Инвестор тогда заявлял, что его привлекла "колоссальная поддержка" саратовских властей. Однако через 2 года планы производителя изменились. Во-первых, сказался кризис, во-вторых, даже "колоссальная поддержка" не помогла "Евродону" решить кадровый вопрос. В 2011 году переговоры возобновились, площадку под производство "Евродона" планировали выделить в Вольском районе. Впоследствии реанимировать проект пытался и Валерий Радаев. В начале 2013 года он встретился с гендиректором "Евродона" Ванеевым, который все еще продолжал твердить об интересе к Саратовской области. Сейчас "Евродон" находится в процессе банкротства и, по последним данным, может быть куплен корпорацией "Черкизово". Так что, видимо, вопрос о строительстве завода можно считать закрытым.

"Фокус города" продолжит тему и в ближайшей публикации расскажет о несостоявшихся саратовских проектах более позднего времени.

Похожие материалы
  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 30.09.2022, 21:08 Темы недели: депутаты на зарплате, команда Бусаргина, отголоски Ижевска

    Как же иногда удивляют приоритеты, расставленные в нашем заколдованном саратовском царстве! Мы ставим Триумфальную арку и восхищаемся ей, и при этом не замечаем, что рядом дорога уходит под землю. Мы ограничиваем льготников в поездках на электротранспорте и при этом увеличиваем количество депутатов, которые будут кормиться из бюджета. Мы оцениваем работу чиновников по их умению готовить статистику, а не по их конкретным делам и ошибкам. Все это касается событий уходящей недели.

  • 23.09.2022, 19:43 Темы недели: дума Исаева, изгнание из мэрии, Елшанка вместо Алтынки

    Кадровые движения в саратовской политике на уходящей неделе оказались не столь масштабными, как можно было бы ожидать. Бывший мэр Исаев стал председателем областной думы, а из мэрии с позором изгнан первый замглавы Дмитрий Алексеев, ранее ни в чем криминальном не замеченный. А в регионе, судя по всему, назрела необходимость современной массовой психиатрической помощи - объявлено о планах по строительству новой психлечебницы. Наверное, не последнюю роль в этом играет новостной фон.

  • 20.05.2022, 21:45 Темы недели: не-Радаев, Энгельсу меняют главу

    Как бы ни твердил официоз, что в Саратовской области произошла "бархатная" смена власти, первые ласточки перемен уже начинают разлетаться из здания на Московской, 72. Врио губернатора Роман Бусаргин анонсировал изменения структуры правительства. Области может перейти контроль над землей в Саратове и Энгельсе. Начались и кадровые движения - как в правительстве, так и на территориях.

  • 13.05.2022, 20:34 Темы недели: уход Радаева и врио Бусаргин

    Десятое мая зря сделали выходным днем. По крайней мере, для журналистов. Работать в этот день все равно пришлось. Потому что именно во вторник в Саратовской области случилось одно из главных событий года. После 10 лет руководства областью о сложении полномочий объявил губернатор Валерий Радаев. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен его заместитель Роман Бусаргин.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 26 марта 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x