Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Инвесторы не клюнули на вывеску. "Корпорация развития Саратовской области" оказалась пшиком?

  • 09:20, 24 апреля 2019
  • Комментариев[3]
Около года назад губернатор Валерий Радаев выступил с инициативой создать "Корпорацию развития Саратовской области" (КРСО), чтобы передать ей полномочия правительства по привлечению инвесторов и сопровождению инвестпроектов. С тех пор эта организация почти не попадала в поле зрения журналистов, а ее достижения фактически не афишировались. Что это за организация, зачем она нужна региону и за счет чего существует, выяснял "Фокус города".
Инвесторы не клюнули на вывеску. "Корпорация развития Саратовской области" оказалась пшиком? Фотобанк СарБК

Прошлогодние новости
Чтобы понять, чем реально занимается КРСО, приходится покопаться. Согласно информации на сайте корпорации, она предлагает предпринимателям разработку бизнес-плана, финансовый анализ, помощь в подборе земли и помещений, оформлении согласований и разрешений, переговорах, а также может провести рекламные акции и придумать маркетинговую стратегию. Кроме того, бизнесу обещают подыскать источники выгодного финансирования. Судя по всему, все эти услуги корпорация оказывает бесплатно.

Офис компании предусмотрительно расположен на улице Навашина, 6, видимо, с расчетом, чтобы прилетающие в аэропорт инвесторы могли за несколько минут до нее добраться (можно было бы и за пару минут, если бы не вечные пробки в этом месте).

Новости о своей работе у корпорации закончились в июле прошлого года. Тогда КРСО заключила соглашение с некой научно-производственной фирмой по производству дождевальных машин. Тогда же в корпорации состоялась встреча с делегацией китайской компании с непроизносимым названием, с которой обсуждался перевод саратовских автобусов и сельхозтехники на газ. Больше эти проекты нигде не упоминаются.

У корпорации есть также странички в соцсетях, на которых информация чуть разнообразнее. Оттуда мы узнаем, что в ноябре в КРСО обсуждалось строительство солнечных электростанций с компанией "Авелар Солар Технолоджи" и рассматривался проект по комплексной переработке помета с птицефабрик. Проект "Авелара" реализуется в области давно и успешно развивался еще до корпорации. А вот развитие темы помета также больше нигде не встречается.

Иногда КРСО размещает объявления. Например, в соцсетях она пыталась найти инвесторов для "Саратовского завода строительных материалов", ныне пребывающего в банкротстве, и для проекта по выпуску продукции на основе глауконитов. В соцсетях корпорация информировала инвесторов о продаже акций "Энгельсской мебельной фабрики". Вот, пожалуй, и вся информация, которая исходила от самой корпорации.

В СМИ об организации писали и того меньше и, как правило, по не слишком значительным поводам. Например, журналисты потешались над тем, что в презентационном видеоролике КРСО было с ошибкой написано слово "энергетический". В декабре прошлого года корпорация планировала приобрести автомобиль за 1,2 млн, но отменила закупку. В конце марта этого года уволился директор корпорации Василий Береговский. Кто сейчас руководит КРСО, сказать трудно: по информации "Фокуса города", преемник Береговского Михаил Голубев также покинул этот пост.

Убытки от развития
КРСО возникла не на пустом месте, а на останках другого государственного предприятия – "Поволжской газотранспортной компании" (ПГТК). Основной целью существования последней было содержание на балансе бесхозных газопроводов, часть из которых сдавалась в аренду газовикам. Дело это было невыгодное, компания каждый год терпела убытки. В 2017 году правительство области попыталось от нее избавиться, выставив ее на продажу за 950 млн рублей. Но желающих приобрести кучу старых труб по такой цене не нашлось.

Фотобанк СарБК

Правительство вышло из ситуации оригинально – переименовало никому не нужный актив в "Корпорацию развития". Власти заявляли, что в компании будут работать не чиновники, а значит, и административных барьеров у инвесторов будет меньше. Зампред правительства области Вадим Ойкин утверждал, что на деятельность КРСО не будет потрачено ни рубля из бюджета.

За счет каких источников продолжает существовать корпорация, остается загадкой. Судя по финансовой отчетности КРСО за прошлый год, доходов у нее не прибавилось, зато расходы выросли. Выручка организации составила 25,3 млн рублей, в основном от сдачи имущества (труб) в аренду.

Дополнительные доходы за год составили всего… 44 тысячи. Зато увеличился штат компании с 10 до 15 человек, выросли управленческие расходы (с 10,6 до 15,9 млн), в частности, на зарплату сотрудников (с 6,2 до 8 млн). Стоит ли удивляться, что чистый убыток организации составил 21,9 млн. В 2017 году, еще будучи ПГТК, предприятие потеряло 18,8 млн.

Откуда деньги?
На убыточность организации можно было бы закрыть глаза, если бы она приносила экономике региона существенную пользу, новые инвестиции и рабочие места. Официальных отчетов о деятельности корпорации не выходило, пришлось обращаться за этой информацией в министерство экономического развития области.

Если верить минэконому, о заслугах корпорации молчат незаслуженно. Корпорация занимается сопровождением 28 инвестпроектов. Крупнейшие из них – строительство центра обработки данных "ВымпелКома", завода минеральных удобрений НПП "Платекс", ветропарка и др. За год в организацию поступили 97 предложений от инвесторов.

"В число таких проектов вошли как стартапы и даже идеи стартапов, так и детально проработанные инвестиционные проекты, с которыми Корпорация в настоящее время осуществляет взаимодействие в рамках сопровождения на безвозмездной основе", – сказано в ответе министра Юлии Шваковой.

В минэкономе, к сожалению, не смогли прямо ответить на вопрос, привела ли корпорация хотя бы одного инвестора в регион. Означает ли "взаимодействие" КРСО с инвесторами какие-нибудь капиталовложения, также осталось неясно.

Фотобанк СарБК

Еще корпорация приложила руку к подписанию правительством области соглашений на инвестиционном форуме в Сочи на общую сумму 52 млрд рублей. Из этой информации также неясно, в чем именно состоял вклад корпорации. Впрочем, опыт подписания соглашений на предыдущих форумах подсказывает, что участие КРСО в этом деле – совсем не решающий фактор.

В министерстве подтвердили, что корпорация, как и было обещано, не получает ни рубля из бюджета. "Все расходы, связанные с функционированием, покрываются только за счет собственных средств и приносящей доход хозяйственной деятельности", – отметила Швакова. Оказалось, что волноваться о судьбе корпорации рано. Убыток КРСО "будет перекрыт за счет перераспределения денежных средств", а "на расчетном счете находится достаточное количество денежных средств для ведения финансово-хозяйственной деятельности".

Другими словами, деньги у корпорации имеются, хотя, судя по отчетности, она их и проедает. Откуда они взялись – для нас по-прежнему загадка. Можно отметить только, что уставный капитал компании, согласно открытым источникам, составляет 496 млн рублей и нисколько не изменился после переименования.

Увольнение Василия Береговского, как объяснили в министерстве, не связано с показателями работы корпорации и случилось по его собственной инициативе.

А как у них
Свои корпорации развития имеются в большинстве регионов РФ. В некоторых они были созданы значительно раньше, еще в 2011-2012 годах. Саратовская область спохватилась по поводу отсутствия у нее такого органа одной из последних.

Изучив информацию о работе корпораций в других регионах страны, можно прийти к выводу, что отсутствие бюджетного финансирования у такой организации – еще не повод для гордости. В ряде регионов институты развития получили реальную возможность поддерживать бизнес финансами, выдавать ему займы и входить в капитал предприятий.

Например, уставный капитал корпорации развития Иркутской области составил 2 млрд, что позволило ей поддержать инвестпроекты на общую сумму 3,3 млрд рублей. Правда, с бюджетными тратами приходит и большая ответственность: к таким организациям возникает много вопросов по поводу использования денег. В Удмуртии ревизоры признали использование бюджетных средств (60 млн) местной корпорацией нецелесообразным. Почти все деньги пошли на управленческие расходы, тогда как инвесторов структура не поддерживала.

В некоторых субъектах РФ корпорации, по сути говоря, собрали под своим началом все государственные учреждения по поддержке бизнеса. В других регионах они существуют наряду с другими госкомпаниями, привлекающими инвесторов, что неизбежно вызывает вопросы о дублировании функций.

В ряде регионов корпорации выступают как управляющие компании индустриальных парков и координаторы особых экономических зон. В Ульяновской области, например, действуют 10 льготных площадок для инвесторов. Не везде эта функция реализуется гладко. В Пензенской области, например, созданы 2 из четырех запланированных промпарков. Фиаско потерпел такой подход в Кировской области – там из пяти промпарков 3 были закрыты, а потраченные на программу сотни миллионов фактически были пущены по ветру.

Многие региональные корпорации не стесняются оказывать бизнесу платные услуги. К примеру, они берут деньги за рекламу компаний на форумах, своих сайтах и страничках в соцсетях. В Ставропольском крае один из таких контрактов привел к возбуждению уголовного дела, на скамье подсудимых оказался бывший зампред местного правительства.

Есть регионы, в которых корпорации, как и в Саратове терпят убытки. Например, в Кирове организация потеряла в 2017 году 38 млн, в Ставрополе – 30 млн. Есть примеры и прибыльных организаций: в Ярославской области корпорация заработала в позапрошлом году 57 млн. Правда, свои деньги, как выяснилось, она тратит в основном на приобретение новых автомобилей, якобы чтобы "поддерживать имидж" региона.

Вывод напрашивается банальный: приток инвестиций зависит не от наличия корпорации развития и ее функций, а скорее от других факторов – привлекательности региона, наличия средств в бюджете, активности местной власти, отсутствия барьеров и угроз для бизнеса.

Мнения экспертов
Александр Степанов
, председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты области
- Я слышал об этой организации. Могу даже предположить, чем она должна заниматься. У них есть страничка в "Фейсбуке", что-то они там иногда давали. Такая организация должна быть достаточно публичной, все ее шаги и действия должны быть прозрачны, понятны и поддержаны. А если нет информации ни о проектах, ни о ее действиях, это уже о чем-то говорит. Это должен быть рабочий инструмент по привлечению инвестиций, контактам с инвесторами, продвижению информации о потенциале нашей области. Если последняя новость у них на сайте была в июле – по-моему, уже одного этого достаточно, и комментарии излишни.

Юрий Пужалин, директор компании БРИИК
- Непонятна функция этой структуры, потому что возможности ее крайне малы. Если даже говорить по названию, она должна обеспечивать развитие, за этим должен стоять какой-то финансовый потенциал, накопленные компетенции. Нужно четко обозначить, чем она должна заниматься: реализовывать инвестпроекты, оказывать консультационную поддержку, формировать деловой климат или что-то другое.

Если они специалисты в газовых трубах, то тогда и надо заниматься газовыми трубами. Тогда поддержка инвесторов для них непрофильный вид деятельности. Если у них нет денег, чем они могут помочь инвесторам? Сомневаюсь, что их посреднические услуги будут востребованы бизнесом. Вы видели хоть один инвестпроект, который был реализован через эту корпорацию? Мы подсылали к ним инвестора, это пустая трата времени и денег. Это мертворожденное дитя.

Мы давно работаем на рынке консалтинговых услуг и знаем, что рынок крайне ограничен. В Саратове его просто нет, если мы говорим о бюджетировании, управленческом учете, разработке финансовых моделей, бизнес-планов. Заказы поступают крайне редко. Если переориентировать корпорацию на реализацию проектов по государственно-частному партнерству, то может быть от этого будет какой-то толк, потому что за этим стоит госимущество, которое не вовлечено в оборот.

Михаил Волков, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты области
- Я знаю, что есть такая корпорация, но знание – это еще не помощь. Я слушал презентацию ее директора на одном из завтраков "Опоры России". Это была аудитория на уровне 20 человек. Вообще количество государственных структур по "поддержке бизнеса" в области – это отдельный разговор. Их уже около десятка. Это инверсия целеполагания. По сути, эти деньги идут на финансирование обыкновенных чиновников. У нас в области есть раскрученные общественные организации, которые представляют большое количество бизнеса. Они из бюджета никаких денег не берут и никакой финансовой поддержки не получают. Им не нужно содержать аппарат, но они могут помочь доводить деньги напрямую до предприятий. Одной госорганизации по поддержке бизнеса вполне достаточно. 

Похожие материалы
  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 30.09.2022, 21:08 Темы недели: депутаты на зарплате, команда Бусаргина, отголоски Ижевска

    Как же иногда удивляют приоритеты, расставленные в нашем заколдованном саратовском царстве! Мы ставим Триумфальную арку и восхищаемся ей, и при этом не замечаем, что рядом дорога уходит под землю. Мы ограничиваем льготников в поездках на электротранспорте и при этом увеличиваем количество депутатов, которые будут кормиться из бюджета. Мы оцениваем работу чиновников по их умению готовить статистику, а не по их конкретным делам и ошибкам. Все это касается событий уходящей недели.

  • 23.09.2022, 19:43 Темы недели: дума Исаева, изгнание из мэрии, Елшанка вместо Алтынки

    Кадровые движения в саратовской политике на уходящей неделе оказались не столь масштабными, как можно было бы ожидать. Бывший мэр Исаев стал председателем областной думы, а из мэрии с позором изгнан первый замглавы Дмитрий Алексеев, ранее ни в чем криминальном не замеченный. А в регионе, судя по всему, назрела необходимость современной массовой психиатрической помощи - объявлено о планах по строительству новой психлечебницы. Наверное, не последнюю роль в этом играет новостной фон.

  • 20.05.2022, 21:45 Темы недели: не-Радаев, Энгельсу меняют главу

    Как бы ни твердил официоз, что в Саратовской области произошла "бархатная" смена власти, первые ласточки перемен уже начинают разлетаться из здания на Московской, 72. Врио губернатора Роман Бусаргин анонсировал изменения структуры правительства. Области может перейти контроль над землей в Саратове и Энгельсе. Начались и кадровые движения - как в правительстве, так и на территориях.

  • 13.05.2022, 20:34 Темы недели: уход Радаева и врио Бусаргин

    Десятое мая зря сделали выходным днем. По крайней мере, для журналистов. Работать в этот день все равно пришлось. Потому что именно во вторник в Саратовской области случилось одно из главных событий года. После 10 лет руководства областью о сложении полномочий объявил губернатор Валерий Радаев. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен его заместитель Роман Бусаргин.

Новые материалы
  • 19.11.2024, 10:39 Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите

    Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.

  • 19.11.2024, 10:24 2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий

    Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 24 апреля 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x