Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Провинциальные истории. Катастрофа во время показательного полета в авиашколе

  • 10:05, 3 сентября 2020
  • Комментариев[10]

110 лет назад, в Саратове был учреждён аэроклуб, председателем которого избрали вице-губернатора П.М. Боярского. Первые полёты состоялись в сентябре 1910-го. Взлётной площадкой служил ипподром, который находился на месте нынешнего стадиона "Локомотив". А свой аэродром у аэроклуба появился через два года. Его торжественное открытие состоялось 15 июля 1912 года. Первым с аэродрома поднялся в воздух приглашённый авиатор Александр Агафонов. Он же должен был стать основным преподавателем в первой саратовской авиашколе. Она открылась в военных лагерях в Татищеве, куда, по собственной инициативе, Агафонов перегнал "учебный" аэроплан "Фарман" на следующий день после открытия аэродрома. Для офицеров и солдат этот визит стал полной неожиданностью.

Провинциальные истории. Катастрофа во время показательного полета в авиашколе На аэродроме

Вдоль железной дороги

В 6 часов вечера члены аэроклуба поехали в Татищево на трёх автомобилях, а Агафонов, чтобы не заблудиться, полетел вдоль железной дороги.

"Для сокращения пути я резал закругления полотна, – рассказывал он на страницах "Саратовского листка". – Вдруг я увидел впереди поезд, шедший тоже по направлению к Татищеву. Хотя он и шёл немного в стороне от моего пути, но я решил его обогнать: не существам же земным спорить с нами… Поезд через несколько минут оказался уже позади.

Летел я на высоте 1000 метров. Аппарат начало немного покачивать. Я решил взять ещё выше. Поднялся на 1500, потом и на 2000 метров.

С такой высоты, на которой я летел, даже и деревни казались игрушечными. О лошадях и говорить нечего: они казались маленькими букашками.

В 8 час. 15 мин., т.е. через полчаса после отлёта из Саратова, я спустился в Татищеве. Что там творилось, трудно было даже себе представить! После спуска солдаты подбежали ко мне с криками "ура"! они начали меня качать. Я уже стал бояться, как бы мне не упасть…

Через несколько минут я был окружён офицерами…

Через час после моего прилёта приехал один автомобиль, ещё через полчаса – второй и через час – последний.

Встреча была очень радушная. Было много тостов. В 11 часов мы тронулись на автомобилях обратно в город, оставив аэроплан в лагерях".

Первые уроки лётного дела

С 17 июля в лагерях начались занятия в авиашколе. Учеников было четверо: два офицера Башкадыкларского полка 47-й пехотной дивизии – штабс-капитан Топчеев и подпоручик Мириманов – и двое гражданских – Пашков и Кейлинг. С каждым из них Агафонов поднимался невысоко – на 50–100 метров, обучая при этом "самостоятельному управлению аппаратом". Кроме того, "учитель" прокатил в качестве пассажиров командира полка Ольшевского и штабс-капитана Егорова.

24 июля, во время учебного полёта с подпоручиком Миримановым едва не произошла катастрофа: у аэроплана неожиданно отказал мотор. Пришлось планировать. Так как высота полёта была незначительной – всего 80 метров, сделать это было нелегко. Но, благодаря опытности и хладнокровию Агафонова, всё обошлось: только у "Фармана" сломалась одна из лыж.

К тому времени гражданские ученики, "ввиду неудобства полётов" в Татищеве, обучались уже на саратовском аэродроме. А вскоре, 26 июля, когда дивизия отправилась на манёвры, в Саратов перебрались и ученики-офицеры.

Ещё одним учителем в школе был авиатор С.Е. Черняков. Он взял на себя обучение ещё двух офицеров, но уже другого полка, Карского, поручика Данилина и подпоручика Глубоковского. А к ученикам Агафонова прибавился гражданский – Рябчук.

Каких-либо экзаменов начинающие лётчики не сдавали. Предполагалось организовать их учебные полёты перед публикой, но обошлись показательными выступлениями профессионалов. Они состоялись 29 и 30 июля.

Показательные полёты

В первый день Агафонов летал дважды – и не один. Его пассажирами были: сначала – владелец табачной фабрики И.С. Левкович, а потом – единственная женщина, жена члена Балашовской земской управы В.А. Трутнева. Катал он их недолго – 5-10 минут и невысоко – до 100 метров. А завершал программу первого дня саратовский авиатор Шпрингенфельд. Он поднялся на 300 метров и летал 10 минут.

На следующий день Шпрингенфельд же открывал показательные выступления. Он по спирали поднялся на высоту 700 метров, пролетел до Трофимовского разъезда, к Симбирской горе, сделал за аэродромом небольшие "американские горы" и приземлился, продержавшись в воздухе 22 минуты.

Полёт Агафонова, стартовавшего следом, оказался более насыщенным. На своём "Фармане" сначала он долетел до ближайших Соколовских дач, затем, поднявшись на высоту 1000 метров, до дач Бореля и Агафоновского посёлка, жители которого приветствовали авиатора аплодисментами. После этого, поднявшись ещё выше – до 1240 метров (на то время – рекорд), Агафонов полетел над Саратовом. Он сфотографировал его с высоты птичьего полёта (наверное, впервые в истории города) и доставил "неожиданное удовольствие" саратовцам, гуляющим в парке "Липки".

Возвратившись к точке старта, авиатор описал над аэродромом несколько кругов и "стал делать красивые "американские горы", то спускаясь к публике с высоты 300 метров до 50, то снова уносясь ввысь, проделывая в воздухе удивительно смелые повороты, спуски, фигуры". Полёт Агафонова длился 30 минут.

Следующее его показательное выступление состоялось 6 августа и завершилось катастрофой.

Катастрофа

К 6 часам вечера на аэродром приехали губернатор П.П. Стремоухов и председатель аэроклуба вице-губернатор П.М. Боярский. Перед полётом последний с группой учеников авиашколы сфотографировался на фоне Агафоновского "Фармана".

Затем Агафонов "сел на аппарат" и поднялся на 70–100 метров. Одновременно с ним на земле стартовал автомобиль. Сделав три круга над аэродромом, Агафонов, под шумные аплодисменты и восторженные крики публики, стал гоняться за ним и бросать в него "бомбы"-яблоки, два из которых попали в цель.

"Но вот аппарат повернул к ангарам, с высоты 80 метров стал опускаться и вдруг неожиданно для всех сильно накренился влево, – в подробностях описывал дальнейшие события корреспондент "Саратовского листка". – Было видно, как Агафонов напрягал все усилия, чтобы выровнять аппарат, крепко держась одной рукой за стойки мотора. Аппарат чуть выровнялся и своим хвостом зацепил шпиль на ангаре, в котором стоят аппараты "Блерио". Шпиль слетел, и аппарат потащил за собой целую гирлянду флажков и, как камень, упал на землю в 15-20 саженях от ангара. Публика, предвидя, катастрофу, заметив, что аппарат несётся на неё, шарахнулась в разные стороны с криками:

– Спасайтесь! Бегите дальше!

Пишущий эти строки находился в этот момент в трёх шагах от аппарата. Все бросились к аппарату, под которым лежал Агафонов. Первыми подбежали к авиатору и стали его вытаскивать из-под обломков с одной стороны студент-медик Финкельштейн, врач Закс, сотрудник "Саратовского вестника" Ткачуков, а с другой стороны наш сотрудник и солдаты. Агафонов лежал без сознания с окровавленным лицом. Когда приподняли ему голову, то казалось, что у него разбит глаз. Авиатор лежал под цилиндрами, и ноги его запутались в порванных проволоках, откуда его быстро освободили и, когда он пришёл в сознание, на руках понесли в ангар, где сотрудник "Саратовского листка" В.И. Девятков, ученик Агафонова Пашков и солдаты устроили из брезента кровать, куда и положили раненного авиатора. Около него уже были врачи Субботин и Никольский. Субботин обмыл окровавленный глаз авиатора и сказал присутствующим тут же губернатору и вице-губернатору, что глаз цел, а рассечён лоб над бровью".

Агафонов поправился быстро. А его "Фарман" разбился вдребезги.

Кстати, накануне такая же участь постигла более лёгкий аэроплан "Блерио". При разгоне его колесо попало в ямку, и он опрокинулся, развалившись на части. Сидевший за штурвалом один из учеников авиашколы успел выпрыгнуть.

Александр Агафонов во время Первой мировой войны

Приобретения и потери

В конце сентября 1912 года началась Первая Балканская война. Агафонов, по примеру некоторых своих друзей-лётчиков, отправился добровольцем воевать на стороне Балканского Союза против Османской империи и вскоре был награждён болгарским орденом "За военные заслуги". Доучил ли он своих учеников и стали ли они лётчиками, неизвестно. Скорее всего, с отъездом Агафонова, авиашкола в Саратове прекратила своё существование.

А вот подопечные Чернякова, поручик Данилин (Павел Феопемтович) и подпоручик Глубоковский (Николай Петрович), стали боевыми лётчиками. Первый в дальнейшем служил в 17-м корпусном авиационном отряде, второй – в 3-м. Первому, поначалу, хватало тех навыков, которые он получил в Саратове, но затем, в 1915-м, пришлось переобучаться в Севастопольской военной авиационной школе. Второй в 1913-м окончил Теоретические курсы авиации им. В.В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте. Оба впоследствии героически сражались на фронтах Первой мировой войны, получив несколько наград.

Отличился на той войне и первый преподаватель саратовской авиашколы Александр Агафонов. За выполнение разведывательных полётов он был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и произведён из рядовых в унтер-офицеры. Наверное, Агафонов ещё не раз проявил бы себя, но 28 марта 1915 года при падении самолёта он получил тяжёлые увечья и больше уже летать не смог.

Ещё более трагической оказалась судьба первого покорителя саратовского неба Александра Васильева. Первый боевой полёт стал для него последним. 10 августа 1914 г. во время разведки в окрестностях Львова он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым попал в плен: осколок вражеской шрапнели пробил мотор, и пришлось совершить вынужденную посадку в тылу противника. Мартынов в 1918 году возвратился в Москву, а Васильев в 1917-м скончался в австрийском лагере строгого режима, куда он попал после неудачной попытки побега.

Автор: Юрий Каргин
Похожие материалы
  • 06.08.2020, 09:06 Первый авиаполет над Саратовом. Провинциальные истории

    110 лет назад, в июне 1910 года в Саратове был учреждён аэроклуб, председателем которого избрали вице-губернатора П.М. Боярского, а почётным председателем - губернатора С.С. Татищева. Любопытно, что новая организация в своём Уставе пообещала содействовать развитию не только воздухоплавания, но и "спорта на автомобилях, моторных лодках, снеговых бауэрах, аэро-санях, лыжах, игры футбол, теннис и тому подобных". А первый полёт над Саратовом состоялся 26 сентября того же года, в рамках первой в истории города авиационной недели.

  • 23.08.2019, 12:46 Темы недели: пять главных вопросов к аэропорту "Гагарин" В Саратове состоялось главное событие 7-летнего губернаторского правления Валерия Радаева. С помпой открылся новый аэропорт "Гагарин". Но, рассчитывая услышать единодушную похвалу от благодарных жителей, власти ошиблись. И плитка с лицом Гагарина, якобы уложенная в вип-комнатах аэропорта, оказалась не главным изъяном. Горожанам, конечно, не нравится удаленность аэропорта. Кроме того, как выяснилось, высокие тарифы на обслуживание авиакомпаний могли спровоцировать сокращение числа авиарейсов в первые дни работы авиагавани.
  • 08.07.2019, 10:28 Куда и за сколько можно слетать из Саратова? Вариантов, куда можно улететь напрямую из Саратова, пока немного. Этим летом жителям города доступны лишь несколько внутренних регулярных маршрутов и один заграничный чартер. С запуском нового аэропорта «Гагарин», открытие которого запланировано на конец августа, ситуация может измениться, а число направлений – возрасти.
  • 09.07.2018, 09:45 Н@блюдатель. Депутаты, которым повезло с родственниками Застройка, уборка мусора, депутаты, чиновники – темы, которые в Саратовских СМИ не теряют своей актуальности ни на минуту. В последнее время к ним добавилась и авиация. В том смысле, что эта сфера в последнее время тоже не на высоте, а значит – есть, о чем поговорить.
  • 31.05.2018, 13:44 Гибель "Саратовских авиалиний", или "Свалить по-быстрому не получится" Саратов остался без авиаперевозчика и без 300 млн руб. налоговых отчислений, которые компания привносила в региональный бюджет. Не у дел остались более тысячи человек – узкоспециализированных профессионалов, которым осталась одна "забава" – искать работу в другом регионе или осваивать новую сферу деятельности. Бизнесмены, общественники, промышленники делятся своими мыслями на этот счет.
Новые материалы
  • 29.03.2024, 14:10 "Бедные-несчастные". Заметки киномана

    Этот фильм вы начнете смотреть, чтобы узнать, за что Эмме Стоун дали второй Оскар. Но если закончите, то уже ради него самого. Это самое странное и забавное, что номинировали на Оскар в этом году!

  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 3 сентября 2020
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x