Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

История без развязок. Мэрия Саратова не спешит воплощать в жизнь свою транспортную стратегию

  • 15:31, 6 ноября 2020
  • Комментариев[14]

Если вы думаете, что у городских властей нет представления о том, как будет развиваться транспорт в Саратове в ближайшие 10 лет, вы ошибаетесь. У чиновников есть дорогостоящий, объемный, 155-страничный план. Там подробно расписано, как нужно развивать улицы и дороги, где должны появиться новые развязки, парковки и велодорожки, что будет с общественным транспортом. Более того, все эти планы расписаны по годам. Правда, достаточно заглянуть на страницы, посвященные 2021 году, чтобы понять - почти все это из разряда фантастики. Не останутся ли все благие намерения на бумаге - в этом попытался разобраться "СарБК".

История без развязок. Мэрия Саратова не спешит воплощать в жизнь свою транспортную стратегию     Фотобанк СарБК

"Пустой документ"

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Саратова до 2030 года (далее — ПКРТИ) появилась в открытом доступе под занавес 2019 года, а именно 30 декабря. Ждали ее на год раньше. Но первоначальный вариант, разработанный московским предприятием "Строй Инвест Проект", был забракован на стадии экспертизы. Положительное заключение было получено только летом 2019-го и лишь осенью мэрия приняла результаты работы.

"В связи с этим мы понесли определенные потери, — вспоминает депутат Саратовской городской думы Виктор Марков. — В том числе в организации транспортных маршрутов, при розыгрыше конкурса на которые не были учтены реалии сегодняшнего дня. А их нам должны были показать авторы этой программы".

Администрация пыталась как-то компенсировать эти потери, подав на разработчика в суд. Однако из предъявленных чиновникам 17 млн рублей один суд взыскал всего 3,3 млн, а другой и вовсе снизил эту сумму до символических 436 тысяч. Напомним, сам проект стоил 43 млн рублей.

Обращает на себя внимание и "черепашья" скорость, с которой стратегический документ кочевал внутри самой мэрии. Опубликован документ был спустя 4 месяца после его принятия, еще полгода ушло на ее обсуждение в формате рабочих совещаний. При этом существенных изменений документ не претерпел, несмотря на вал вопросов от экспертов и депутатов. На одной из таких встреч в феврале этого года депутат гордумы Дмитрий Сорокин говорил: "Программа не совсем, чтобы ей восхищаться. Давайте поработаем в рабочей группе. Я обнаружил большое белое пятно в Заводском районе. Реконструкция улицы Огородная вызывает вопросы — и так далее, и так далее".

Часть спорных предложений после дискуссий с разработчиками из документа все-таки вычеркнули. Но конечный результат все равно был раскритикован на заседании гордумы в июне. Так, депутат Антон Ищенко предложил отложить принятие ПКРТИ и провести депутатские слушания в связи с "непроработанностью" проекта. "Прошу не позориться, а сразу отправить на доработку", — говорил Ищенко.

Тем не менее, с принятием документа решили дальше не тянуть. "Нас убедили, что эта программа необходима. Без нее нельзя участвовать в федеральных программах и привлекать денежные средства", — объясняет сегодня депутат Евгений Чернов.

В свою очередь, Виктор Марков замечает, что подобные дежурные документы "на злобу дня" принимались и раньше. "Жалко, что за этот пустой документ заплатили 42 миллиона рублей", - сетует он.

Впрочем, существует и иное мнение о содержании программы, и мы его обязательно приведем.

 Где бы взять 3 миллиарда?

ПКРТИ предлагает три варианта развития транспортной системы – минимальный, оптимальный и максимальный.

Если коротко, то самый бюджетный комплекс мер (8,5 млрд рублей) ограничивается строительством железнодорожного обхода Саратова и дублера проспекта 50 лет Октября, а также развязок на пересечении Тракторной, 50 лет Октября и Большой Горной. Предполагается также провести реконструкцию Астраханской, Танкистов, и улицы Большая Горная в районе моста и создать систему контроля за парковкой в центре города (с эвакуацией машин на штрафстоянки).

Второй вариант (69,3 млрд) – это мероприятия из первого плюс строительство новых многоуровневых развязок, развитие Большой Садовой и "формирование обхода центральной части города" в направлении Казахстана, строительство нового моста через Волгу южнее города. Оптимальный вариант предполагает создание 12 тыс. парковочных мест в центре (скорее всего, платных) и транспортно-пересадочных узлов.

И, наконец, самая затратная и фантастичная версия (135,7 млрд) предусматривает строительство "магистральных направлений нерегулируемого движения", развязок, мультимодального грузового терминала в районе грузового речпорта,  моста через Волгу и путепровода в районе улицы Чернышевского и Ново-Астраханского шоссе, а также... метрополитена. Этим вариантом предусматривается "масштабная модернизация оборудования и внедрение интеллектуальных транспортных систем с целью адаптивного управления транспортными потоками в режиме реального времени", заявил на заседании гордумы замглавы Саратова по городскому хозяйству Максим Сиденко. Самый объемный комплекс мер, по мнению властей, приведет к "максимальной пропускной способности транспортной инфраструктуры" города.

Но пока, по мнению Евгения Чернова, программа остается лишь неким планом на бумаге со спорными пунктами. "То, что запланировано на краткосрочную перспективу и не требует больших затрат, уже должно исполняться. Уже какая-то работа должна быть начата, чтобы с 2021 года программа начала действовать. В следующем году, если верить тексту, должно быть запланировано под 3 миллиарда рублей из всех бюджетных источников на реализацию этой программы. Из городского бюджета должно быть направлено 219 миллионов. Посмотрим на бюджетной комиссии, будут ли  предусматриваться средства на эту программу", — говорит депутат.

Виктор Марков считает, что незамедлительной реализации этой программы ждать не стоит: "Она долгосрочная. Этот документ – как генплан, определяет направления в развитии транспортной инфраструктуры. Поэтому будет осуществляться по мере появления финансовых возможностей. И, мне кажется, было бы хорошо, если эта программа не реализовалась бы в полной мере. Потому что она содержит много противоречий и неясностей".

Фотобанк СарБК

 Творение теоретиков

Виктор Марков считает, что работа над ПКРТИ велась без учета многих нюансов транспортной ситуации в городе. Например, документом предлагается создать вторую выделенную полосу (центральную) для общественного транспорта на Московской — в направлении от железнодорожного вокзала к Волге. Тогда другим автомобилям (личным, корпоративным, такси) на главной улице не хватит места, считает депутат. Потому что вторая полоса будет занята "островками безопасности" для пассажиров автобусов и троллейбусов, а движению по третьей будут мешать припаркованные "в карманах" и рядом с ними автомобили.

"А как будет передвигаться другой транспорт, который не является общественным? Ведь альтернативы Московской в центре города просто нет. Мне ответили – по Челюскинцев и Большой Горной. Но ведь Горная отделена от центральной части Глебучевым оврагом, через который можно переехать только в двух местах – по мосту на Чернышевского и по Октябрьской. Разработчики говорят: вот и хорошо. Потом они добавили, что готовы пересмотреть решение", — рассуждает депутат.

Многие предложения, изложенные в программе, являются исключительно теоретическими, полагает Марков. Например, строительство перехватывающей парковки на пересечении улиц Чернышевского и Большой Горной. Там предлагается оставлять свои автомобили жителям Энгельса, чтобы потом добираться до места работы в Саратове на общественном транспорте.

"Но ведь там и так вечная пробка. Это место всегда напряженное. И если туда направить еще несколько сотен машин, или даже сотню, будет еще хуже. Какая там перехватывающая парковка? Туда ни один автомобилист не поедет, потому что с этой площадки не выберешься потом. Это придумал какой-то теоретик. Данное решение не подтверждено замерами, ситуацию на этом участке никто не изучал. Также предлагается сделать движение односторонним на улице Чапаева, Чернышевского и на некоторых других важных для города магистралях. Но моему мнению, это приведет к полному коллапсу", — говорит депутат.

Марков убежден, что принятый документ направлен исключительно на развитие общественного транспорта в ущерб другим сегментам системы: "А я хочу, чтобы в приоритете был не только общественный транспорт, а развивалась вся система. По мне, так сейчас необходимо строить развязку на Стрелке, а мы это отложили на неопределенное время. Необходимо ремонтировать мосты в городе по примеру Трофимовского. Мост через Глебучев овраг находится в плохом состоянии. Уже видно, как разрушается арматура".

Его коллега Евгений Чернов выступает против установки вдоль трамвайных путей делиниаторов (не дают автомобилям заезжать на рельсы). Это, по его мнению, приведет к возникновению пробок.

Фотобанк СарБК, ул. Московская

 Прогрессивные идеи

Есть и другая точка зрения на программу. Блогер, автор многих публикаций о проблемах дорожно-транспортной сети Денис Жабкин считает, что документ учитывает все болевые точки транспортной системы, разработан в разных направлениях. Более того, он уверен, что реализация предложенных мер положительно повлияет на транспортную инфраструктуру, поскольку они поддерживают прогрессивную европейскую идею, которая заключается в регулировании числа автомобилей на дорогах. Для борьбы с пробками во многих цивилизованных странах вводят плату за въезд в центр города, сокращают число бесплатных парковок, строят велосипедные дорожки и развивают общественный транспорт (сейчас некоторые меры успешно применяют в Москве).

"В Саратове к 2025 году будет введена платная парковка на центральных улицах и люди, которые не имеют возможности платить за нее каждый день, должны иметь адекватную альтернативу. А у нас альтернатива неадекватная, и я не вижу улучшений в работе общественного транспорта", — говорит эксперт.

Другое дело, что к своевременным и разумным, с позиции блогера, решениям в Саратове приступать не спешат. "В этой программе на 2020 год были предусмотрены меры, которые не требуют больших финансовых затрат. Например, выделение на некоторых улицах отдельных полос для общественного транспорта, чтобы он двигался там без пробок. Это планировалось сделать на некоторых участках улицы Чапаева и Чернышевского, на Московской. Можно было бы запустить пробный проект на одной из улиц. Также программой предусматривалась в этом году  установка делиниаторов на трамвайных путях на Советской, Слонова, в Заводском районе (в нынешнем варианте программы эти мероприятия перенесены на 2021 год. - Ред.). Ведь если во время ДТП на рельсы отбрасывает автомобиль, то движение составов блокируется на 2-3 часа. Планировалось также расширить на некоторых участках проезжую часть, чтобы маршрутные такси там заменить на более вместительные автобусы. Речь идет о небольших участках на Овражной, Лунной, Тверской, Офицерской, Вишневой".

На этот год программой было предусмотрено также строительство высоких и удобных посадочных платформ для трамваев (сделал шаг – и ты в салоне). Но была установлена всего одна такая платформа, да и та в рамках реконструкции площади Кирова, замечает Жабкин. В городе появились дополнительные парковочные места, но и те были обустроены во время ремонта тротуаров. Заявляя о необходимости решать транспортные проблемы, власти города игнорируют "вечные" вопросы — дублирование маршрутов, бесполезная выделенная полоса для общественного транспорта на Московской. Движение по ней, из-за того что автобусы "резинят", становится не быстрее, чем по загруженной улице.

Фотобанк СарБК

 Необязательность исполнения

В администрации Саратова на вопрос "СарБК" о том, какие мероприятия программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Саратова были или будут реализованы в 2020 году, ответили: "Решение Саратовской городской Думы N 69-554 (Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Саратов») принято 25.06.20 г., и на момент принятия в бюджете города не были определены статьи бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по Программе в текущем финансовом году. На основании сказанного, в 2020 году работы и мероприятия по Программе не ведутся".

Ну а в следующем году? Подробным ответом на этот вопрос чиновники решили себя не утруждать, а просто отослали нас к тексту ПКРТИ. Мы не поленились и посмотрели, какие же мероприятия будут проведены в 2021-м.

Первым в глаза бросается, что на 2021 год запланировано строительство Западного железнодорожного обхода и реконструкция железнодорожного вокзала (она, по мысли проектантов, должна повлечь за собой развитие Привокзальной площади). Отметим, что начальник ПривЖД Сергей Альмеев на экономическом форуме в октябре 2019 года говорил о том, что строительство двухпутной электрифицированной линии через Липовский, Курдюм и Ивановский в рамках Западного обхода запланировано только к 2023 году. В целом же окончание проекта в целом ранее откладывалось на 2025 год, его стоимость оценивалась в 60 млрд рублей. Реконструкция вокзала ведется с 2019 года, но пока к капитальной перестройке там тоже не приступали. И информации о начале масштабных работ пока не поступало.

В 2021 году могут быть "обособлены пути трамвая", то есть установлены делиниаторы на десятке участков. Запланированы строительство и реконструкция трамвайных остановочных пунктов с сооружением высоких посадочных платформ, а также строительство трамвайного пути на Барнаульской (для прямого движения между остановкой "Стадион Волга" и ул. Авиастроителей) и строительство поворота трамвайных путей с Азина на Тульскую. Будет якобы построен еще один поворот — на Усиевича и реконструированы пути на Огородной.

В планах также реконструкция улично-дорожной сети на более чем 30 участках, реконструкция и строительство 18 разворотных площадок для автобусов. В следующем году должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта на участках Большой Горной, Радищева, Московской, Чернышевского, Чапаева, Симбирской, Университетской и новые парковочные места, велодорожки и велопарковки. В 2021 году запланированы начать и некоторые проектные работы. Впрочем, на данный момент не готовы даже проекты для тех работ, которые запланировано сделать в ближайший год.

Но это вовсе не значит, что запланированные работы будут выполнены. Замглавы администрации Саратова Максим Сиденко оговорился: "Финансирование программы на 2021 год будет определяться в соответствии с доведенными до комитета дорожного хозяйства финансовыми показателями бюджета с учетом всех расходных обязательств в 2021 году, что будет известно в конце текущего или начале нового года".

То есть программа является вовсе не обязательной к исполнению, а лишь намечает, куда могут быть вложены деньги, если они откуда-то у города появятся. Видимо, источником финансирования в мэрии видят, прежде всего, федеральный бюджет. Потому что собственные доходы города, к сожалению, не растут — у него не хватает денег даже на обеспечение работы коммунальных предприятий. Велик риск того, что документ так и останется декларативной, футуристической "картинкой", а сторонники и противники изменений так и не смогут подтвердить или опровергнуть их эффективность на практике.

 Мнение эксперта

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов

— Надо сказать, что в целом Саратов захвачен автомобилями. Это видно сразу же при въезде в город. В других городах на окраину вынесены крупные торговые, культурно-развлекательные центры. А Саратов начинается с автозаправочных станций, станций технического обслуживания и автосалонов.

Внутри города личный автомобиль занимает все пространство улиц, невзирая на разделение дороги на проезжую часть, тротуары, газон, разделительные полосы. Стоянки личного транспорта организованы на всех этих частях, и 90% вины в этом, конечно, лежит на водителях. Однако не стоит забывать и об организации движения. К сожалению, в Саратове дороги очень слабо разделяются на отдельные части — проезжая часть, тротуар, газон. Очень мало инфраструктурных элементов, которые их разграничивают. Это так называемые бордюрные камни, ограждения. Поэтому водители не всегда понимают, где они ставят автомобиль — на проезжей части, газоне или тротуаре.

В городе очень мало разметки, хотя сейчас осень и после лета она должна оставаться. Не понятно, какая ситуация будет весной.

Наблюдается явная проблема с организацией дорожного движения. Причем, это следствие более глобальной проблемы, а именно, контроля землепользования. Очень странно видеть, что в пределах красных линий улиц и автомобильных дорог устраиваются подъезды, выезды к различным частным предприятиям, в том числе, к торговым центрам, автозаправочным станциям, станциям технического обслуживания. Разумеется, такие выезды должны быть согласованы и утверждаться на уровне исполнительного органа муниципальных образований, потому что находятся в границах красных линий. К сожалению, в Саратове такого не происходит или происходит очень плохо.

Еще один момент, на который хотел обратить внимание. Только в Саратове я видел размещение контейнерных площадок для мусора в непосредственной близости от проезжей части дорог, то есть, опять же, в границах красных линий. Они организованы так же, как парковочные карманы. Может, это удобно для коммунальных служб, но это точно не способствует эффективности и безопасности дорожного движения, а также не украшает город.

Мне кажется, что основная и первоочередная задача органов власти местного самоуправления Саратова — это наведение порядка в землепользовании, градостроительстве, установлении четких линий и определении порядка согласования, вопросов примыкания, подключения различных прилегающих земельных участков к общественным территориям и основанная на этом политика в организации дорожного движения.

После этого, я думаю, необходимо проводить паспортизацию улично-дорожной сети в плане обеспечения необходимыми средствами организации дорожного движения — знаками, разметкой, предоставляющей водителю полную информацию о границах проезжих частей. А затем следует определить оптимальное количество парковочных мест, как в пределах уличной дорожной сети, так и за ее пределами.

После установления парковочной политики и наведения порядка с парковкой транспортных средств, нужно пересматривать маршрутную сеть городского пассажирского транспорта общего пользования. В Саратове есть приличный подвижной состав, поэтому транспортная система общего пользования вполне способна принять на себя новый пассажирский поток, который, возможно, придет с индивидуального транспорта.

Похожие материалы
  • 27.07.2023, 15:38 Держи платный карман шире. Почему Саратову не избежать введения платы за парковку

    Идея введения платной парковки делает уже не первый круг, но все никак не приземлится в Саратове. На этот раз дискуссию о том, платить или не платить за стоянку на улицах, организовали в областной думе. До этого, весной этого года, стало известно, что мэрия якобы уже подготовила некий проект внедрения платной парковки в центре города, но его пока никто в глаза не видел и предметно не обсуждал. Впрочем, судя по последнему совещанию, к идее все еще относятся как к дискуссионной. И это несмотря на то, что, судя по опросам, тотального неприятия идеи в обществе не наблюдается. Федеральные эксперты, с которыми поговорил СарБК, считают введение платной парковки неизбежным. Почему - в нашем обзоре.

  • 23.12.2022, 20:41 Темы недели: национализация "России", водопады на набережной, тариф "Новогодний"

    Чуть больше недели остается до Нового года. И хотя праздничного настроения не предвидится, да и погода пока не создает антураж, подсознательно хочется каких-то хороших новостей. Вероятно, и власти это понимают, поэтому о негативных явлениях, например, о росте платежей и тарифов, просто умалчивают. Нечего расстраиваться перед праздником... Лучше почитайте про то, что гостиницу "Россия" все-таки удастся забрать в госсобственность. Правда, еще нужно посмотреть, что же тут хорошего.

  • 16.12.2022, 21:04 Темы недели: убытки СГЭТ, на электрокаре в глэмпинг, снова эпидемия

    В непростые времена нужно стараться фиксироваться на хорошем. Судя по всему, по этому рецепту действуют саратовские власти. Если кто-то рисует вам красивую, даже не очень реалистичную картинку (электромобили, глэмпинги), но лучше смотреть на нее, чем, например, на то, как погружается в пучину саратовский электротранспорт. А то, чего доброго, можно еще заболеть и какой-нибудь ОРВИ подхватить. Сейчас, во время эпидемии, это очень некстати.

  • 21.10.2022, 21:35 Темы недели: дело псу под хвост, ускорение для трамвая, стройка без комплексов

    На этой неделе находились поводы вернуться к старым, мы бы даже сказали - к истрепанным, но оттого самым излюбленным саратовским темам. О них можно говорить с кем угодно, как о погоде. Мы имеем в виду бродячих собак (стало известно о прекращении уголовного дела о халатности против чиновников мэрии), общественный транспорт (скоростной трамвай может появиться в городе раньше запланированного срока) и проблемы жилой застройки.

  • 23.06.2022, 09:45 Отталкиваясь от правил. Смогут ли в Саратове навести порядок с движением электросамокатов

    Июнь в России стал традиционным периодом для обсуждения проблемных вопросов, связанных с работой кикшеринга. В начале прошлого лета на новый,ставший популярным сервис проката электросамокатов обрушилась масса претензий - небезопасно, не всегда уместно, а иногда и вовсе незаконно. Этим летом поднялась очередная волна критики. И не только в адрес прокатчиков. Дело в том, что статус электросамоката давно требует более точного и даже строгого правового определения, а пока его нет, нет и системы контроля за таким видом транспорта. В такой ситуации регионы изобретают собственные способы влияния на ситуацию или "списывают" у соседей. СарБК попытался выяснить, как в связи с этим может измениться сервис аренды электросамокатов в городах области.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x