Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

История без развязок. Мэрия Саратова не спешит воплощать в жизнь свою транспортную стратегию

  • 15:31, 6 ноября 2020
  • Комментариев[14]

Если вы думаете, что у городских властей нет представления о том, как будет развиваться транспорт в Саратове в ближайшие 10 лет, вы ошибаетесь. У чиновников есть дорогостоящий, объемный, 155-страничный план. Там подробно расписано, как нужно развивать улицы и дороги, где должны появиться новые развязки, парковки и велодорожки, что будет с общественным транспортом. Более того, все эти планы расписаны по годам. Правда, достаточно заглянуть на страницы, посвященные 2021 году, чтобы понять - почти все это из разряда фантастики. Не останутся ли все благие намерения на бумаге - в этом попытался разобраться "СарБК".

История без развязок. Мэрия Саратова не спешит воплощать в жизнь свою транспортную стратегию     Фотобанк СарБК

"Пустой документ"

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Саратова до 2030 года (далее — ПКРТИ) появилась в открытом доступе под занавес 2019 года, а именно 30 декабря. Ждали ее на год раньше. Но первоначальный вариант, разработанный московским предприятием "Строй Инвест Проект", был забракован на стадии экспертизы. Положительное заключение было получено только летом 2019-го и лишь осенью мэрия приняла результаты работы.

"В связи с этим мы понесли определенные потери, — вспоминает депутат Саратовской городской думы Виктор Марков. — В том числе в организации транспортных маршрутов, при розыгрыше конкурса на которые не были учтены реалии сегодняшнего дня. А их нам должны были показать авторы этой программы".

Администрация пыталась как-то компенсировать эти потери, подав на разработчика в суд. Однако из предъявленных чиновникам 17 млн рублей один суд взыскал всего 3,3 млн, а другой и вовсе снизил эту сумму до символических 436 тысяч. Напомним, сам проект стоил 43 млн рублей.

Обращает на себя внимание и "черепашья" скорость, с которой стратегический документ кочевал внутри самой мэрии. Опубликован документ был спустя 4 месяца после его принятия, еще полгода ушло на ее обсуждение в формате рабочих совещаний. При этом существенных изменений документ не претерпел, несмотря на вал вопросов от экспертов и депутатов. На одной из таких встреч в феврале этого года депутат гордумы Дмитрий Сорокин говорил: "Программа не совсем, чтобы ей восхищаться. Давайте поработаем в рабочей группе. Я обнаружил большое белое пятно в Заводском районе. Реконструкция улицы Огородная вызывает вопросы — и так далее, и так далее".

Часть спорных предложений после дискуссий с разработчиками из документа все-таки вычеркнули. Но конечный результат все равно был раскритикован на заседании гордумы в июне. Так, депутат Антон Ищенко предложил отложить принятие ПКРТИ и провести депутатские слушания в связи с "непроработанностью" проекта. "Прошу не позориться, а сразу отправить на доработку", — говорил Ищенко.

Тем не менее, с принятием документа решили дальше не тянуть. "Нас убедили, что эта программа необходима. Без нее нельзя участвовать в федеральных программах и привлекать денежные средства", — объясняет сегодня депутат Евгений Чернов.

В свою очередь, Виктор Марков замечает, что подобные дежурные документы "на злобу дня" принимались и раньше. "Жалко, что за этот пустой документ заплатили 42 миллиона рублей", - сетует он.

Впрочем, существует и иное мнение о содержании программы, и мы его обязательно приведем.

 Где бы взять 3 миллиарда?

ПКРТИ предлагает три варианта развития транспортной системы – минимальный, оптимальный и максимальный.

Если коротко, то самый бюджетный комплекс мер (8,5 млрд рублей) ограничивается строительством железнодорожного обхода Саратова и дублера проспекта 50 лет Октября, а также развязок на пересечении Тракторной, 50 лет Октября и Большой Горной. Предполагается также провести реконструкцию Астраханской, Танкистов, и улицы Большая Горная в районе моста и создать систему контроля за парковкой в центре города (с эвакуацией машин на штрафстоянки).

Второй вариант (69,3 млрд) – это мероприятия из первого плюс строительство новых многоуровневых развязок, развитие Большой Садовой и "формирование обхода центральной части города" в направлении Казахстана, строительство нового моста через Волгу южнее города. Оптимальный вариант предполагает создание 12 тыс. парковочных мест в центре (скорее всего, платных) и транспортно-пересадочных узлов.

И, наконец, самая затратная и фантастичная версия (135,7 млрд) предусматривает строительство "магистральных направлений нерегулируемого движения", развязок, мультимодального грузового терминала в районе грузового речпорта,  моста через Волгу и путепровода в районе улицы Чернышевского и Ново-Астраханского шоссе, а также... метрополитена. Этим вариантом предусматривается "масштабная модернизация оборудования и внедрение интеллектуальных транспортных систем с целью адаптивного управления транспортными потоками в режиме реального времени", заявил на заседании гордумы замглавы Саратова по городскому хозяйству Максим Сиденко. Самый объемный комплекс мер, по мнению властей, приведет к "максимальной пропускной способности транспортной инфраструктуры" города.

Но пока, по мнению Евгения Чернова, программа остается лишь неким планом на бумаге со спорными пунктами. "То, что запланировано на краткосрочную перспективу и не требует больших затрат, уже должно исполняться. Уже какая-то работа должна быть начата, чтобы с 2021 года программа начала действовать. В следующем году, если верить тексту, должно быть запланировано под 3 миллиарда рублей из всех бюджетных источников на реализацию этой программы. Из городского бюджета должно быть направлено 219 миллионов. Посмотрим на бюджетной комиссии, будут ли  предусматриваться средства на эту программу", — говорит депутат.

Виктор Марков считает, что незамедлительной реализации этой программы ждать не стоит: "Она долгосрочная. Этот документ – как генплан, определяет направления в развитии транспортной инфраструктуры. Поэтому будет осуществляться по мере появления финансовых возможностей. И, мне кажется, было бы хорошо, если эта программа не реализовалась бы в полной мере. Потому что она содержит много противоречий и неясностей".

Фотобанк СарБК

 Творение теоретиков

Виктор Марков считает, что работа над ПКРТИ велась без учета многих нюансов транспортной ситуации в городе. Например, документом предлагается создать вторую выделенную полосу (центральную) для общественного транспорта на Московской — в направлении от железнодорожного вокзала к Волге. Тогда другим автомобилям (личным, корпоративным, такси) на главной улице не хватит места, считает депутат. Потому что вторая полоса будет занята "островками безопасности" для пассажиров автобусов и троллейбусов, а движению по третьей будут мешать припаркованные "в карманах" и рядом с ними автомобили.

"А как будет передвигаться другой транспорт, который не является общественным? Ведь альтернативы Московской в центре города просто нет. Мне ответили – по Челюскинцев и Большой Горной. Но ведь Горная отделена от центральной части Глебучевым оврагом, через который можно переехать только в двух местах – по мосту на Чернышевского и по Октябрьской. Разработчики говорят: вот и хорошо. Потом они добавили, что готовы пересмотреть решение", — рассуждает депутат.

Многие предложения, изложенные в программе, являются исключительно теоретическими, полагает Марков. Например, строительство перехватывающей парковки на пересечении улиц Чернышевского и Большой Горной. Там предлагается оставлять свои автомобили жителям Энгельса, чтобы потом добираться до места работы в Саратове на общественном транспорте.

"Но ведь там и так вечная пробка. Это место всегда напряженное. И если туда направить еще несколько сотен машин, или даже сотню, будет еще хуже. Какая там перехватывающая парковка? Туда ни один автомобилист не поедет, потому что с этой площадки не выберешься потом. Это придумал какой-то теоретик. Данное решение не подтверждено замерами, ситуацию на этом участке никто не изучал. Также предлагается сделать движение односторонним на улице Чапаева, Чернышевского и на некоторых других важных для города магистралях. Но моему мнению, это приведет к полному коллапсу", — говорит депутат.

Марков убежден, что принятый документ направлен исключительно на развитие общественного транспорта в ущерб другим сегментам системы: "А я хочу, чтобы в приоритете был не только общественный транспорт, а развивалась вся система. По мне, так сейчас необходимо строить развязку на Стрелке, а мы это отложили на неопределенное время. Необходимо ремонтировать мосты в городе по примеру Трофимовского. Мост через Глебучев овраг находится в плохом состоянии. Уже видно, как разрушается арматура".

Его коллега Евгений Чернов выступает против установки вдоль трамвайных путей делиниаторов (не дают автомобилям заезжать на рельсы). Это, по его мнению, приведет к возникновению пробок.

Фотобанк СарБК, ул. Московская

 Прогрессивные идеи

Есть и другая точка зрения на программу. Блогер, автор многих публикаций о проблемах дорожно-транспортной сети Денис Жабкин считает, что документ учитывает все болевые точки транспортной системы, разработан в разных направлениях. Более того, он уверен, что реализация предложенных мер положительно повлияет на транспортную инфраструктуру, поскольку они поддерживают прогрессивную европейскую идею, которая заключается в регулировании числа автомобилей на дорогах. Для борьбы с пробками во многих цивилизованных странах вводят плату за въезд в центр города, сокращают число бесплатных парковок, строят велосипедные дорожки и развивают общественный транспорт (сейчас некоторые меры успешно применяют в Москве).

"В Саратове к 2025 году будет введена платная парковка на центральных улицах и люди, которые не имеют возможности платить за нее каждый день, должны иметь адекватную альтернативу. А у нас альтернатива неадекватная, и я не вижу улучшений в работе общественного транспорта", — говорит эксперт.

Другое дело, что к своевременным и разумным, с позиции блогера, решениям в Саратове приступать не спешат. "В этой программе на 2020 год были предусмотрены меры, которые не требуют больших финансовых затрат. Например, выделение на некоторых улицах отдельных полос для общественного транспорта, чтобы он двигался там без пробок. Это планировалось сделать на некоторых участках улицы Чапаева и Чернышевского, на Московской. Можно было бы запустить пробный проект на одной из улиц. Также программой предусматривалась в этом году  установка делиниаторов на трамвайных путях на Советской, Слонова, в Заводском районе (в нынешнем варианте программы эти мероприятия перенесены на 2021 год. - Ред.). Ведь если во время ДТП на рельсы отбрасывает автомобиль, то движение составов блокируется на 2-3 часа. Планировалось также расширить на некоторых участках проезжую часть, чтобы маршрутные такси там заменить на более вместительные автобусы. Речь идет о небольших участках на Овражной, Лунной, Тверской, Офицерской, Вишневой".

На этот год программой было предусмотрено также строительство высоких и удобных посадочных платформ для трамваев (сделал шаг – и ты в салоне). Но была установлена всего одна такая платформа, да и та в рамках реконструкции площади Кирова, замечает Жабкин. В городе появились дополнительные парковочные места, но и те были обустроены во время ремонта тротуаров. Заявляя о необходимости решать транспортные проблемы, власти города игнорируют "вечные" вопросы — дублирование маршрутов, бесполезная выделенная полоса для общественного транспорта на Московской. Движение по ней, из-за того что автобусы "резинят", становится не быстрее, чем по загруженной улице.

Фотобанк СарБК

 Необязательность исполнения

В администрации Саратова на вопрос "СарБК" о том, какие мероприятия программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Саратова были или будут реализованы в 2020 году, ответили: "Решение Саратовской городской Думы N 69-554 (Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Саратов») принято 25.06.20 г., и на момент принятия в бюджете города не были определены статьи бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по Программе в текущем финансовом году. На основании сказанного, в 2020 году работы и мероприятия по Программе не ведутся".

Ну а в следующем году? Подробным ответом на этот вопрос чиновники решили себя не утруждать, а просто отослали нас к тексту ПКРТИ. Мы не поленились и посмотрели, какие же мероприятия будут проведены в 2021-м.

Первым в глаза бросается, что на 2021 год запланировано строительство Западного железнодорожного обхода и реконструкция железнодорожного вокзала (она, по мысли проектантов, должна повлечь за собой развитие Привокзальной площади). Отметим, что начальник ПривЖД Сергей Альмеев на экономическом форуме в октябре 2019 года говорил о том, что строительство двухпутной электрифицированной линии через Липовский, Курдюм и Ивановский в рамках Западного обхода запланировано только к 2023 году. В целом же окончание проекта в целом ранее откладывалось на 2025 год, его стоимость оценивалась в 60 млрд рублей. Реконструкция вокзала ведется с 2019 года, но пока к капитальной перестройке там тоже не приступали. И информации о начале масштабных работ пока не поступало.

В 2021 году могут быть "обособлены пути трамвая", то есть установлены делиниаторы на десятке участков. Запланированы строительство и реконструкция трамвайных остановочных пунктов с сооружением высоких посадочных платформ, а также строительство трамвайного пути на Барнаульской (для прямого движения между остановкой "Стадион Волга" и ул. Авиастроителей) и строительство поворота трамвайных путей с Азина на Тульскую. Будет якобы построен еще один поворот — на Усиевича и реконструированы пути на Огородной.

В планах также реконструкция улично-дорожной сети на более чем 30 участках, реконструкция и строительство 18 разворотных площадок для автобусов. В следующем году должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта на участках Большой Горной, Радищева, Московской, Чернышевского, Чапаева, Симбирской, Университетской и новые парковочные места, велодорожки и велопарковки. В 2021 году запланированы начать и некоторые проектные работы. Впрочем, на данный момент не готовы даже проекты для тех работ, которые запланировано сделать в ближайший год.

Но это вовсе не значит, что запланированные работы будут выполнены. Замглавы администрации Саратова Максим Сиденко оговорился: "Финансирование программы на 2021 год будет определяться в соответствии с доведенными до комитета дорожного хозяйства финансовыми показателями бюджета с учетом всех расходных обязательств в 2021 году, что будет известно в конце текущего или начале нового года".

То есть программа является вовсе не обязательной к исполнению, а лишь намечает, куда могут быть вложены деньги, если они откуда-то у города появятся. Видимо, источником финансирования в мэрии видят, прежде всего, федеральный бюджет. Потому что собственные доходы города, к сожалению, не растут — у него не хватает денег даже на обеспечение работы коммунальных предприятий. Велик риск того, что документ так и останется декларативной, футуристической "картинкой", а сторонники и противники изменений так и не смогут подтвердить или опровергнуть их эффективность на практике.

 Мнение эксперта

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов

— Надо сказать, что в целом Саратов захвачен автомобилями. Это видно сразу же при въезде в город. В других городах на окраину вынесены крупные торговые, культурно-развлекательные центры. А Саратов начинается с автозаправочных станций, станций технического обслуживания и автосалонов.

Внутри города личный автомобиль занимает все пространство улиц, невзирая на разделение дороги на проезжую часть, тротуары, газон, разделительные полосы. Стоянки личного транспорта организованы на всех этих частях, и 90% вины в этом, конечно, лежит на водителях. Однако не стоит забывать и об организации движения. К сожалению, в Саратове дороги очень слабо разделяются на отдельные части — проезжая часть, тротуар, газон. Очень мало инфраструктурных элементов, которые их разграничивают. Это так называемые бордюрные камни, ограждения. Поэтому водители не всегда понимают, где они ставят автомобиль — на проезжей части, газоне или тротуаре.

В городе очень мало разметки, хотя сейчас осень и после лета она должна оставаться. Не понятно, какая ситуация будет весной.

Наблюдается явная проблема с организацией дорожного движения. Причем, это следствие более глобальной проблемы, а именно, контроля землепользования. Очень странно видеть, что в пределах красных линий улиц и автомобильных дорог устраиваются подъезды, выезды к различным частным предприятиям, в том числе, к торговым центрам, автозаправочным станциям, станциям технического обслуживания. Разумеется, такие выезды должны быть согласованы и утверждаться на уровне исполнительного органа муниципальных образований, потому что находятся в границах красных линий. К сожалению, в Саратове такого не происходит или происходит очень плохо.

Еще один момент, на который хотел обратить внимание. Только в Саратове я видел размещение контейнерных площадок для мусора в непосредственной близости от проезжей части дорог, то есть, опять же, в границах красных линий. Они организованы так же, как парковочные карманы. Может, это удобно для коммунальных служб, но это точно не способствует эффективности и безопасности дорожного движения, а также не украшает город.

Мне кажется, что основная и первоочередная задача органов власти местного самоуправления Саратова — это наведение порядка в землепользовании, градостроительстве, установлении четких линий и определении порядка согласования, вопросов примыкания, подключения различных прилегающих земельных участков к общественным территориям и основанная на этом политика в организации дорожного движения.

После этого, я думаю, необходимо проводить паспортизацию улично-дорожной сети в плане обеспечения необходимыми средствами организации дорожного движения — знаками, разметкой, предоставляющей водителю полную информацию о границах проезжих частей. А затем следует определить оптимальное количество парковочных мест, как в пределах уличной дорожной сети, так и за ее пределами.

После установления парковочной политики и наведения порядка с парковкой транспортных средств, нужно пересматривать маршрутную сеть городского пассажирского транспорта общего пользования. В Саратове есть приличный подвижной состав, поэтому транспортная система общего пользования вполне способна принять на себя новый пассажирский поток, который, возможно, придет с индивидуального транспорта.

Комментарии - 14
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Аноним 334
    Сделайте Вольскую,Рабочую двухстороннем движением хотя бы.
    6 Ноября, 16:15
  • житель
    .... а там или ишак сдохнет или ....
    6 Ноября, 16:18
  • Житель 808
    Похоже эта головная боль нашим чиновникам не нужна!
    6 Ноября, 18:58
  • Прохожий 253
    Ездим из Ленинского района в пос. Юбилейный на 2-х маршрутках, многие из которых раздолбаны вхлам. Почему бы не открыть автобусный прямой маршрут??
    6 Ноября, 21:26
  • Аноним 906
    7 Ноября, 01:05
    , ответ для Прохожий 253
  • Светлана Полянская
    Прохожий 253, так откатов в несколько раз больше.
    7 Ноября, 01:05
    , ответ для Прохожий 253
  • Пассажир
    С 3-й Дачной в Юбик нет ни одного городского маршрута! Предлагаю продлить 115 маршрут до Юбилейного, или ввести, к примеру 115А, без заезда в Соколовогорский посёлок! Поверьте-пассажиропоток будет просто огромным, что в будни, что по выходным!
    7 Ноября, 07:24
  • Сергей Анатольевич.
    Один "умник" из гос думы сказал: Проще "закрыть" Саратов и построить новый. Дешевле будет. А если серьезно, то Саратову, если он хочет оставаться в этом виде, необходимы многоуровневые ДОРОГИ. Как в Токио.
    7 Ноября, 11:14
  • Прохожий 64
    Сергей Анатольевич., так и есть. Саратов проще оставить как есть и развивать новые территории на бывшем аэропорту в соответствии с новым современным планом. Старые трухлявые металлические (и деревянные!) коммуникации не позволят поддерживать нормативное состояние автомобильных дорог. Дома построены слишком плотно, что не позволяет организовать одновременное комфортное перемещение, и частных автомобилей, и общественного транспорта, и пешеходов. Этот клубок проблем поглощает финансы и усилия людей без адекватного улучшения ситуации. Всё равно что мумию оживлять.
    8 Ноября, 14:47
  • Прохожий 64
    Обидно, что 43 млн рублей были потрачены впустую. Потрясающая неэффективность расходования средств! Где эти люди учились управлению? Москвичам поручили разрабатывать проект. Лучше уж марсианам! Они имеют примерно такое же представление о жизни в Саратове. Москва - не Россия, это другая страна. Мэрия приняла проект и теперь его считают нереализуемым? Зачем тогда заплатили 42-43 млн рублей? Не из своего кармана же... Всё равно бюрократы (слушанья, чтения, рабочие группы) на общественном транспорте не ездят. А если поедут - так сенсация, освещаемая в СМИ, как событие международного масштаба.
    8 Ноября, 14:56
  • korsar
    я правильно понял что РЕАЛЬНЫЕ деньги уже освоили ...... а развивать транспорт будем НА БУМАГЕ ???????????????? чудны дела твои Господи
    9 Ноября, 09:25
  • Сосед 315
    Передел рынка перевозок? Да кому ж это понравится, вот и придерживают сидящие у кормушки подобные проекты.. Что то со скоростным трамваем будет...
    9 Ноября, 18:15
  • Сосед 315
    Передел рынка перевозок? Да кому ж это понравится, вот и придерживают сидящие у кормушки подобные проекты.. Что то со скоростным трамваем будет...
    9 Ноября, 18:15
  • Сосед 315
    Только в Саратове я видел размещение контейнерных площадок для мусора в непосредственной близости от проезжей части дорог, Источник: http://news[.]sarbc[.]ru/focus/materials/2020-11-06/7799[.]html Странно, а унас на Новоузенской, между Рахова и Серова несколько площадок прямо на проезжую часть вынесли, в условиях и без того не широкой улицы. И это ХОРОШО????
    9 Ноября, 18:20
  • Сосед 315
    Да. чуть не забыл Проектируете транспортную сеть, ну делайте вы остановочные карманы, как в других городах! Неужели трудно! Движение автотранспорта ведь тормозится, средняя скорость потока от их отсутствия заметно падает, да и неприлично, как ехал здоровый автобус.. Так на дороге и встал.. хорошо еще если с поворотником. Гости нашего города этому сильно удивляются, а нам ничего.. ко всему привыкаем!
    9 Ноября, 18:44
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 07.07.2020, 19:57 Не нужен нам берег простецкий. Эксперты — о том, как сделать набережную удобной для саратовцев

    Состояние набережной Саратова вызывает все больше вопросов. Туристическая витрина города, несмотря на ежегодные усилия по благоустройству, все больше приходит в запустение и разрушается. К сожалению, не лучше обстоят дела и с новыми участками, которые тоже разваливаются из-за некачественных работ. На проблемы променада обратил внимание и мэр Саратова Михаил Исаев. Он заявил о необходимости "обновить" набережную, в том числе удалить там "устаревшие" деревья, а также предложил превратить верхний ярус в пешеходную зону. "СарБК" попросил экспертов оценить идеи градоначальника и поделиться собственным видением того, как можно было бы улучшить любимое место горожан.

  • 14.05.2020, 11:24 Время открытий. Почему бизнес в регионе остается под замком Саратовская область пока не готова к снятию ограничительных мер для бизнеса, заявляют власти, даже несмотря на окончание нерабочих дней. Чиновники решили только "бросить кость" гражданам, чтобы те не роптали, - разрешили прогуливаться парами и заниматься физкультурой в одиночку на свежем воздухе. Многие это делали и без официального разрешения. А что же бизнес? Сколько ему еще ждать высоких позволений? Для многих предпринимателей счет теперь идет на дни. В других регионах нашли возможность открыть торговые заведения и другие объекты сферы услуг, чтобы сохранить хотя бы какую-то часть малого и среднего бизнеса. В Саратове же сроки выхода с "коронавирусных каникул" неизвестны даже приблизительно. А первые шаги в сторону послаблений вызывают только недоумение и критику.
  • 09.04.2020, 15:03 Эксперты: за нерабочими днями последует волна банкротств граждан Саратовская область входит в десятку российских регионов с самым высоким числом банкротств физических лиц. За первые три месяца этого года суды признали несостоятельными 688 жителей области - это на 90% больше, чем в январе-марте прошлого года. Наблюдатели связывают "банкротный бум" с массированной рекламой специфических юридических услуг, повышением популярности процедуры, снижением ценника для должника и высоким потенциалом рынка, связанным с постоянным падением доходов населения. По единодушному мнению экспертов, в регионе неизбежна очередная волна банкротств среди физических лиц, которая последует за периодом нерабочих дней, объявленных в связи с пандемией коронавируса.
  • 20.03.2020, 16:24 Темы недели: коронавирус рядом, воскрешение "Спартака" На этой неделе Саратовская область вместе с Россией пребывает в напряжении. В регионе выявили первый и, очевидно, не последний случай коронавирусной инфекции, которая начала гулять по миру, выбравшись из Китая. И без того тревожную обстановку накаляли слухи и информационные вбросы. Планы горожан и властей срываются, бизнес готовится к тяжелым временам, а горожане в массовом порядке скупают продукты питания, будто готовясь к атомной войне.
  • 19.11.2019, 14:43 Виктор Марков о запрете парковки: Из города выжимают экономически активных людей Городские власти, как им, наверное, кажется, устранили главную причину проблем с уборкой снега в Саратове, а именно ограничили или вовсе запретили в зимний период парковку автомобилей на 51-й улице. То есть, машины убрали с обочин, но лучше бы их и на проезжей части не было. А еще чиновникам, судя по всему, очень мешают люди - мельтешат перед глазами, утомляют просьбами и потребляют кислород.
Новые материалы
  • 04.12.2020, 21:15 Темы недели: учитель с ножом, третий круг Ландо, перетягивание стрелок

    Некоторые говорят: поскорее бы уже закончился этот 2020 год. Имея в виду, конечно, не смену календарных чисел, а вот это всё, что происходит. Были надежды, что год этот пройдет как-то спокойнее и интереснее и темы недели будут совсем другими. Что мы не будем писать об учителе, жестоко убивающем подругу и ее четырехлетнюю дочь. Не будем наступать на грабли, возвращаясь к дискуссии о "саратовском времени". Не будем смотреть за подковерными играми силовиков, которые вновь грозят судом 77-летнему юристу Ландо. Но 2020-й распорядился иначе.

  • 04.12.2020, 12:49 "Корона": Елизавета II, Диана и Маргарет Тэтчер. Заметки киномана

    На этой неделе самая громкая отечественная премьера - свежий обзор BadComedian, поэтому мы снова возвращаемся к сериалам. "Ход королевы" (который "Ферзевой гамбит") был неожиданным хитом, а вот четвертый сезон "Короны" - хит ожидаемый. История про британское королевское семейство добралась до времен, которые многие застали лично: 80-е, Маргарет Тэтчер и принцесса Диана. Про обеих можно снять отдельный сериал (или десять). Как они уместятся в одном, если на первом месте всегда должна стоять Корона?

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x