Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: аврал на пляже, троллейбус над Волгой, прощание с "Танталом"

  • 21:40, 2 июля 2021
  • Комментариев[0]

На этой неделе в Саратове произошли несколько без преувеличения исторических событий. По крайней мере два из них позитивные. Одно - открытие нового городского пляжа, о котором так долго грезили в Саратове. Теперь, чтобы отдохнуть на Волге, не обязательно будет добираться на остров посреди реки. Хотя поехать туда можно, чтобы посмотреть на вторую сенсацию - восстановленный троллейбусный маршрут между Саратовом и Энгельс. Событие со знаком "минус" - завершается история одного из самых известных саратовских предприятий - завода "Тантал".

Темы недели: аврал на пляже, троллейбус над Волгой, прощание с "Танталом"

Покорители Волги и бюджета

Исполнилась многолетняя мечта Саратова. В ближайшее воскресенье на набережной должен открыться новый пляж. Крайний срок сдачи объекта — 15 июля, но партия (то есть Володин) сказала "надо", и подрядчик сейчас завершает работу в авральном ритме. Глава города Михаил Исаев даже заявил, что у него, подрядчика, нет права на сон и отдых.

Возможно, причина такой торопливости в том, что власти уже и так пропустили все разумные сроки. Ожидалось, что объект будет сдан еще прошлым летом. Но деньги освоить не успели, 129 млн рублей пришлось возвращать в Москву и просить заново.

Если углубляться еще дальше в историю, то идея создания пляжа на набережной возникла у Володина еще в 2016 году. Тогда его предполагалось разместить чуть выше по течению, между Провиантской и Вольской. Но место впоследствии было изучено и признано неудачным. А пляж перенесли на еще не построенную часть набережной между Вольской и Большой Садовой.

Кстати, тогда назывался первый предполагаемый срок сдачи пляжа — июнь 2017 года. Но потом, когда вместо запланированных на это дело 100 млн смета выросла до 1,1 млрд рублей, стало понятно, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кстати, в то время вообще был отчетлив голос скептиков, которые говорили, что из проекта вообще ничего не получится. Думали же не раз сделать что-то вроде городского пляжа в Затоне, но, изучив дно и течение, признавали это невозможным. Как видим, скептики посрамлены: пляж все-таки построили. Хотя как долго он устоит и не смоет ли его в скором времени — это мы еще увидим.

Можно уже сейчас сказать, что новое место будет популярным. В Саратове дефицит благоустроенных спусков к Волге. И горожане "открыли" песчаную полосу задолго до официальных церемоний. Власти долго хранили молчание по поводу того, можно ли будет там купаться: по документам объект проходил как "солярий", что породило версию о том, что мы получим Затон-2. Чиновники как будто сами это предполагали. То, что там можно будет заходить в воду, прямо и без обиняков подтвердили только на этой неделе. Разрешения от ГИМС и Роспотребнадзора получены (кто бы сомневался).

Открытие нового пляжа стараются обставить как можно помпезнее. Исаев даже устроил у себя в "Инстаграме" отбор логотипов для места отдыха. Не обошлось без фальсификаций — пришлось переголосовывать. В результате победил довольно очевидный и кондовый вариант — со стерлядью, которая нежится на солнышке в шезлонге. А вот название для пляжа решили не выбирать — сам мэр взял на себя инициативу и назвал его "Пляжем покорителей Волги", что звучит как неуклюжий плагиат на Парк покорителей космоса. После того, как это наименование вызвало волну юмора и недоумения в соцсетях, больше оно в публикациях мэрии не всплывало.

Тем временем, в соцсетях уже высказались по поводу того, что первые посетители еще не открытого пляжа оставили после себя залежи мусора, а кое-где в песке осталась торчать тара из-под алкоголя и шприцы... Обратная сторона "бесплатности". С точки зрения демократичности новый пляж будет ничем не хуже несанкционированного места купания около моста. Впрочем, завсегдатаи последнего вряд ли переместятся в новую локацию: идти до нее не меньше, чем по мосту до "Городских песков", а на новой набережной негде даже от солнца спрятаться.

Мнение эксперта

Александр Ермишин, лидер городского движения "Жить здесь"

Я не поклонник пляжного отдыха, но то, что у Саратова, города на Волге, не было, по сути дела, пляжа в черте города, иначе, чем недоразумением не назовешь.

В том, что новый пляж будет популярным местом отдыха в Саратове, я не сомневаюсь, но есть серьезные опасения с точки зрения его экологической безопасности и не только из-за большого количества неочищенных ливневых стоков, выходящих в Волгу выше по течению.

Общественное движение "Жить здесь!" проводило пикет со сбором подписей в рамках проекта "Чистый воздух". Сильный химический запах, периодически приносимый южным и юго-западным ветром со стороны Заводского района, наиболее сильно ощущается как раз в районе нового пляжа. На пляже жизненно необходим стационарный пункт экологического мониторинга воды и воздуха.

Открытие пляжа с опережением графика, надеюсь не объясняется тем, что какой-то необходимый согласно проекту объем работ был проигнорирован.

Рейс длиной в 17 лет

На этой неделе точка поставлена в еще одном долгоиграющем "проекте". После 17-летнего перерыва по автомобильному мосту между Саратовом и Энгельсом вновь пошли троллейбусы. О том, что "рогатых" на мост надо вернуть, говорили все эти годы представители общественности, активисты, урбанисты, краеведы, простые жители и даже кое-кто из чиновников.

В марте 2004 года на мосту накренилась одна из опор, поддерживающих контактные сети. Специалисты обнаружили, что она изношена и находится в аварийном состоянии. Решили проверить соседние столбы и увидели, что они тоже никуда не годятся. Очень быстро было принято решение снять провода и убрать столбы. Так без обсуждения, в два счета была ликвидирована "девятка".

В последующие годы предложения восстановить троллейбусное сообщение между городами натыкались на мнения специалистов об изношенности конструкций моста. Мол, он может не выдержать нагрузки. А чиновники успокаивали: мол, автобусы удобнее и мобильнее, а троллейбусы встают по любому поводу. Так что даже у самых наивных начинали закрадываться подозрения — уж не была ли мартовская "спецоперация" проспонсирована этими самыми автобусными перевозчиками.

Как бы то ни было, веские аргументы перестали действовать в прошлом году, после того как круто развернулся вектор политики по отношению к электротранспорту (спасибо Володину). Оказалось, что восстановлению маршрута ничего не препятствует. Мост крепче не стал, но контактную сеть над ним подвесить оказалось вполне возможно. И деньги на эти цели нашлись — около 40 млн рублей.

В первый день работы троллейбусы действительно встали из-за ДТП на Чернышевского и не двигались около часа. Что ж, возможно, со временем найдут способ запускать по мосту машины с автономным ходом, которые могут в том числе объезжать проблемные места... Тем более, что такие троллейбусы обещают в скором времени в Саратов поставить.

Большинство жителей восприняли возрождение "девятки" (под номером 109) позитивно. Хотя есть и недовольные: автомобилисты не хотят "тащиться" за медленными и неуклюжими "рогатыми". Впрочем, по всей видимости, критики находятся во власти стереотипного представления о "тролзовских" старичках. Это они "Адмиралов" не видели, за которыми попробуй угнаться.

Мнение эксперта

Денис Жабкин, член общественного градозащитного совета при Саратовской облдуме

Реально вопрос о восстановлении маршрута эти почти 17 лет не поднимался. На замену были пущены многочисленные автобусы: росло и число маршрутов, и количество подвижного состава. Это устраивало всех – и перевозчиков, которые зарабатывали деньги на пассажирах, и Энгельс с Саратовом, которым не надо было тратиться на обслуживание троллейбуса и контактной сети.

Восстановление троллейбуса, в первую очередь, благоприятно скажется на экологии (при условии сокращения автобусов), сделает поездки по этому направлению комфортнее для пассажиров. Пробок больше не станет. Повторюсь: сколько троллейбусов будут выпускать на линию, на столько де необходимо сократить количество автобусов.

Также среди плюсов могу назвать то, что в троллейбусах будут действовать проездные, которых нет в автобусах. Это должно сделать этот вид транспорта более привлекательным для жителей двух городов.

Еще один не совсем очевидный плюс: водители в МУПП обычно трудоустроены официально, получают соцпакет и белую зарплату. В отличие от автотранспортных предприятий, которые зачастую работают по "упрощенке". Следовательно, налогооблагаемая база станет больше и больше денег будет поступать в бюджет.

Что касается изменения номера маршрута, то это чистой воды бюрократия, и не несет никакой смысловой нагрузки. Дело в том, что раньше номера маршрутов до 100 имели городские транспортные маршруты. Раньше это имело какой-то смысл. Но сейчас и в Саратове есть номера маршрутов свыше 100. Например, NN110 и 115. Поэтому большого смысла в том, чтобы менять номер, я не вижу.

Последние Танталловы муки

Ушла эпоха — этот пафосный штамп не будет преувеличением по отношению к заводу "Тантал", о банкротстве которого СМИ написали на этой неделе. Предприятие, основанное в 1949 году на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп, впоследствии поставляло продукцию для гражданской авиации, космической связи и оборонного комплекса, пережило кризис 90-х, но не пережило времена стабильности.

Расцвет завода пришелся на 70-80-е годы, когда под руководством своего легендарного директора Георгия Умнова "Тантал" был на передовой технологий и звучал на весь Союз. Родившиеся в стенах предприятия разработки актуальны и по сей день, они могли бы быть востребованы и армией, и гражданской промышленностью. Но судьба предприятия сложилась иначе.

Как вспоминает один из бывших сотрудников завода, директор РЭМО Аркадий Волошин, по "кривой дорожке" предприятие пошло еще в 90-е годы, когда контрольный пакет перешел "новым русским". После ухода Умнова и старого костяка специалистов на предприятии сменялись менеджеры, которые заводили "Тантал" все дальше в тупик.

"Потеря кадрового потенциала, выкачивание всех денег из производственного цикла, отсутствие стратегии развития, игнорирование меняющихся трендов на рынке, полное отсутствие внимания (и финансирования) к новым разработкам, некомпетентность экономического, финансового и технического менеджмента", — описывал тогдашнюю ситуацию на предприятии Волошин.

С 2019 года завод уже фактически не работал. Менеджмент пытался распродать непрофильные активы предприятия, чтобы покрыть долги перед кредиторами и сотрудниками. Чехарда в руководстве достигла апогея — за неполный год у "Тантала" сменились 5 президентов.

"Пока производственной деятельности там не ведется никакой. Кроме тех технологических линий, которые еще конкурентоспособны и что-то производят, думаю, они будут реализованы другим предприятиям, все остальное подлежит замене. Там нужен инвестор с принципиально новой продукцией", — резюмировал на этом этапе министр промышленности и энергетики области Андрей Архипов.

В мае "СарБК" писал, что предприятие растаскивают на металлолом. Рабочие, которым задолжали десятки и даже сотни тысяч рублей, говорят, что суд прекратил рассмотрение уголовного дела в отношении руководства о невыплате зарплат, на восстановление справедливости они уже не сильно надеются.

"Я знаю одну мастерицу насосной, которой должны 300 тысяч, и поскольку суд прекращен, выплаты ей тоже прекращены. А выплаты идут только от оперного театра, который кантуется в клубе (Театр оперы и балета на время ремонта своего здания занял ДК "Тантал". - ред.)", — написал один из знакомых с ситуацией горожан.

Мнения экспертов

Сергей Лисовский, председатель общественного совета при министерстве промышленности и энергетики Саратовской области

Позиция официальных органов состоит в том, что неэффективный собственник привел предприятие к такому состоянию. Это действительно так. Только не говорят – это я, наверное, впервые скажу – кто привел этого неэффективного собственника. Один из руководителей правительства России.

Я таких примеров могу привести очень много, когда вмешательство людей высокого уровня приводит к там результатам. По дешевке получают серьезное имущество, но с этим имуществом надо работать! Это одна из причин, основная, почему "Тантал" сейчас находится в таком состоянии. До недавнего времени предприятие владело очень серьезными технологиями. Но в ряде случаев из-за того, что предприятие негосударственное, ему не давали доступ к заказу, в ряде случаев сам собственник не мог найти контакты с теми организациями, которые выдают заказы. Поэтому уникальные технологии сейчас не востребованы.

"Тантал" – это многопрофильное предприятие, и если брать в общем, то корни ситуации лежат в 1990-х годах, когда на его плечи легла огромная социальная сфера. Но и в 1990-е, и в 2000-е были на базе "Тантала" и успешные, и не очень успешные предприятия. Успешные можно было бы развивать, загружать мощности, но собственник предпочел деньги с аренды. Там место достаточно выгодное, есть инфраструктура и коммуникации. В такие предприятия надо вкладывать, им нужно идти в ногу со временем, внедрять технологии – тогда только будет успех.

В настоящее время, раз ввели конкурсное производство, это значит, что такого юридического лица уже не будет. Лучший вариант, если на базе этого предприятия нашелся бы инвестор, который выкупил бы имущество, и реализовал какой-то инвестиционный проект. Но такого варианта на данный момент не просматривается. Поэтому возможен вариант дробления по частям и организации малых, средних предприятий.

Если власть возьмет все в свои руки, то, я думаю, самое целесообразное – организовать здесь технопарк. Но в нынешних реалиях такой исход маловероятен.

Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал"

"Тантал", по основному профилю деятельности занимался производством электроники для гражданской авиации, космической связи и оборонного комплекса. Все это специфичные отрасли, которые активно развиваются в РФ, но на базе государственных концернов и предприятий. При этом эти отрасли являются наукоемким и требующими постоянных инвестиций в оборудование, исследования и разработки, которые могут позволить себе только госпредприятия. В результате, "Тантал" оказался в сложной ситуации, банкротство затянулось, и, если найдутся инвесторы, готовые купить активы, то скорее всего не для того, чтобы восстанавливать производство.

Похожие материалы
  • 09.11.2015, 13:40 Н@блюдатель. Проводы Буренина и равнодушный к девушкам директор В праздники жизнь в России, а в Саратовской области в особенности, затормаживается. А на прошлой неделе День народного единства выпал на самую середину недели, так что настроиться на рабочий лад в начале ноября так и не удалось. Возможно, именно за неимением сенсаций саратовские СМИ брали темы для новостей из довольно неожиданных источников.
  • 28.07.2014, 11:49 Проверки в McDonald's продолжаются. Россельхознадзор осмотрит сыр Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ с 28 июля начинает проверку иностранных поставщиков сыра российской сети ресторанов McDonald's на наличие антибиотиков. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил руководитель службы Сергей Данкверт.
  • 25.07.2014, 12:54 СМИ: Роспотребнадзор требует запретить бургеры и коктейли McDonald's Управление Роспотребнадзора по Новгородской области подал в Тверской районный суд Москвы иск о защите прав потребителей, сообщается в карточке дела на сайте суда.
  • 22.08.2013, 10:22 Ректор СГСЭУ Сергей Наумов: "Преподаватели вузов должны иметь хорошую зарплату" Бывший руководитель ПАГСа и Саратовстата Сергей Наумов с июня пребывает в должности и.о. ректора СГСЭУ. Главный экономический вуз региона в ближайшее время должен присоединиться к знаменитой Плехановке, и попутно попытаться избавиться от шлейфа скандалов, связанных с "липовыми" диссертациями. Теперь за каждую работу научный руководитель будет нести персональную ответственность. Сергей Наумов обещает, что имидж "эконома" будет восстановлен, а выпускники смогут получать дипломы "московского образца".
Новые материалы
  • 30.07.2021, 20:21 Темы недели: губернатор на час, земля под Крытым, трамваи желаний

    "Прямая линия" губернатора Саратовской области Валерия Радаева должна была стать одним из главных источников новостей этой недели. Но прошла она тускло и незаметно для жизни региона, даже не выполнив возложенной на нее функции предвыборного "оживляжа". Зато на этой неделе смог привлечь внимание глава города Михаил Исаев, который от борьбы с электротранспортом бросился в другую крайность - бескрайнего прожектерства. Бизнес в городе обеспокоен отменой приватизации земли под Крытым рынком и ждет новых громких решений.

  • 30.07.2021, 15:50 Кешбэк на бирже: Tele2 увеличивает доход частных инвесторов
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x