Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Доигрались до Чехова. В драме — стильная студенческая "Чайка"

  • 10:05, 15 апреля 2022
  • Комментариев[0]

Премьера пьесы "Чайка" в 1896 году в петербургском Александринском театре провалилась. Да-да, та самая классическая вещь Антона Павловича Чехова, которую сейчас играют во всех театрах мира, в начале не понравилась ни публике, ни критикам. Не спасло положение даже тоже, что Нину Заречную исполняла сама Вера Коммисаржевская. Все актеры кроме нее играли мучительно и откровенно плохо, зрители все время шикали, а редкие попытки аплодисментов прерывались злобными криками "Автора!". Присутствовавший тогда в театре Чехов не смог досидеть до конца постановки, а на следующий день и вовсе уехал из города. Однако уже спустя два года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко поставили в МХТ такую "Чайку", которая произвела фурор. С тех пор в грандиозности пьесы никто не позволял себе усомниться. Сыграть в спектакле по ней - настоящая удача для любого актера, и на этот раз она благоволила выпускному курсу народного артиста России и худрука драмтеатра имени Слонова Григория Аредакова. Премьеру показали на Большой сцене драмы.

Доигрались до Чехова. В драме — стильная студенческая "Чайка" Фото Юрия Набатова

Пьеса необычна тем, что в ней нет как таковой интриги, зато полно любовных страстей и споров об искусстве и предназначении в нем. Каждый из героев не удовлетворен своей жизнью, зациклен на себе, своих переживаниях и желаниях. Помочь друг другу они могут, но не особо хотят, а потому со всем приходится справляться в одиночку.

При таком раскладе у актера, исполняющего даже нецентральную роль, есть шанс блеснуть, продемонстрировав глубину погружения в чарующий чеховский текст. Здесь, конечно, много зависит от постановщика, от того, какие акценты он расставит, сосредоточится ли на классике или пустится в эксперименты. Работать с курсом Григорию Аредакову помогает заслуженный артист России, актер драмы Виктор Мамонов. За последние годы из известного исполнителя он вырос еще и в очень интересного постановщика. Мамонов ставит цельно, но легко, а фирменная сценография художника Юрия Наместникова стильно оттеняет все режиссерские "фишки".

Хорошая в роли Аркадиной Алина Ерофеева. Эгоистичная и привыкшая к овациям, царственная и изящная, она влюбляет в себя всех вокруг. Молодой студентке каким-то образом удалось создать на сцене очень достоверный образ эффектной женщины, у которой есть взрослый сын. Наряды и прическа с гримом в помощь, но иных хоть как одень и накрась, а юность все равно будет видна даже с самых дальних рядов.

Фото Юрия Набатова

Никите Нагибину зря не оставили его фирменные кудряшки - они успешному беллетристу Тригорину точно не помешали бы. В остальном Нагибин вполне убедителен в роли писателя: все восхищены его славой, а ему этого мало и хочется прослыть новым Толстым или Тургеневым.

Фото Юрия Набатова

Нину Заречную часто изображают надменной стервой: дескать, влюбленного в нее по уши Треплева отвергла, сбежав к Тригорину, но и с ним счастья не нашла. Но у Дарьи Яловеги Заречная другая — трепетная и романтичная. В моменты, когда она принимает роковые решения, хочется вскочить с места и начать отговаривать ее от них. 

Фото Юрия Набатова

Все они, Аркадина, Тригорин, Заречная, в конечном итоге намерены терпеть вместо того, чтобы что-то делать. Да и вокруг них в основном только такие персонажи, терпеливые и смирившиеся. Все кроме Константина Треплева. Нелюбимый сын, писатель, который долго добивался возможности печататься, а когда добился, никто его так и не стал читать, мужчина, преклонявшийся перед возлюбленной, но получивший отказ … Все это устраивает его, но лишь до определенного момента, в котором он решил все закончить. Актер Вадим Шестибрат все эти метания передал очень тонко и точно, ни разу не пересолив лицом и не начав, напротив, осторожничать с передачей эмоций. 

Григорий Аредаков и Виктор Мамонов, выбрав для своих студентов знаковую для мирового театра вещь, могли бы пойти на компромиссы во многом. Не потому что они такие не смелые, а просто как-то так повелось, что студентам привыкли делать скидку на неопытность и не ждать от них многого. Но об этом и речи не было, и в итоге из дипломного спектакля вышла постановка, которая могла бы легко конкурировать с некоторыми репертуарными спектаклями драмы. Рекомендовать его стоит, как искушенным зрителям, так и тем, кто редко захаживает в театры. Первые наверняка отыщут новые оттенки в знакомой "Чайке", вторые оценят легкость игры и красоту происходящего на сцене.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 03.09.2021, 09:36 Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне

    Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.

  • 11.05.2021, 14:17 Восемь судеб, одна Победа. Театр драмы выпустил антивоенный спектакль с годичной "выдержкой"

    "Дни Победы" стал одним из спектаклей, которые саратовский театр драмы отрепетировал и отправил "в стол". Постановку должны были выпустить год назад, к 75-летию Победы, и уже полностью подготовили к показу, но из-за коронавирусных ограничений премьеру пришлось отложить. В сентябре прошлого года, когда была неизвестна дата открытия театров, драма презентовала "Дни Победы" в онлайн-формате. Правда, как бы ни облегчали жизнь высокие технологии, в зачет та премьера не пошла - ждали Большую сцену и работу по старинке на "живого" зрителя. И вот, наконец, в этом году годичная эпопея с выпуском "Дней Победы" счастливо завершилась.

  • 06.04.2021, 14:48 Любовь и развод в драме. Советская классика под хиты 70-х

    Саратовский драмтеатр знает и любит творчество драматурга Александра Володина. Пронзительные "Пять вечеров" по его пьесе идут здесь больше десяти лет и не собираются уступать свое место в репертуаре. В этом сезоне для дипломников Григория Аредакова выбрали не менее искреннее произведение советского классика "С любимыми не расставайтесь". Это одновременно удача, потому что с таким материалом трудно облажаться, но еще и большая ответственность, ведь надо не посрамить имя советского классика. Впрочем, режиссерский дуэт Аредакова и Виктора Мамонова постарался максимально облегчить задачу юным актерам.

  • 03.04.2015, 16:10 "Кабала святош" в драме. Четыре часа совпадений Пьеса "Кабала святош" - произведение Михаила Булгакова с удивительно трагичной судьбой. Автор написал ее в 1929 году, однако на сцене МХТ она была поставлена только в 1936-м, пережив сразу несколько запретов. Разрешению предшествовал личный разговор Булгакова с Иосифом Сталиным, однако даже "добро", полученное лично от вождя, не способствовало ее успешной репертуарной судьбе. "Кабала святош" была сыграна всего 7 раз прежде, чем вышла разгромная рецензия в "Правде", и постановку вновь запретили. Теперь и саратовский театр драмы взялся за "опасный" материал – премьера по Булгакову прошла 1 и 2 апреля.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x