- A
- +A
- +A
Князь Мышкин под Baby one more time. В театре драмы переиначили классического "Идиота"
- 13:38, 23 мая 2024
- Комментариев[0]
Премьеру "Идиота" в саратовском драмтеатре имени Слонова ждали и боялись. Ждали, потому что сразу было ясно, что работа будет масштабная и нетривиальная. Боялись, потому что предыдущую постановку Ивана Комарова в Саратове не обсудил только ленивый. Его "Анна Каренина" оказалась настолько эпатажной и неклассической, что часть зрителей покинули театр в антракте во время ее первого показа. Оставшиеся потом или разносили сценическую идею по чем зря, или искренне восторгались ею. Комарова же мощный хейт никак не смутил, и он вновь прибыл в драму, чтобы пофантазировать над очередным знакомым с детства материалом.
В этот раз на спектакль зритель пришел уже подготовленный. Все понимали, что ничего традиционного от "Идиота" ждать не стоит. Текст, да, на 90% принадлежит перу Федора Достоевского, сюжет сохранен, но образы, сценические решения, режиссерские посылы и символы способны ввести в ступор кого угодно. Скажем, кто мог себе представить князя Мышкина и Настасью Филипповну в реалиях конца 1999 года? А Иван Комаров поместил героев именно в этот год. На пресс-конференции перед премьерой он объяснил, что в романе герои периодически обсуждают апокалипсис. Желая переосмыслить материал, режиссер выбирал между двумя концами света — в 2012 году, когда многих в напряжении держали предсказания календаря индейцев майя, или в 1999-й, накануне наступления Милениума, когда боялись взбесившихся компьютеров.
Постановщик остановился на втором варианте, поэтому в спектакле звучат хиты "Металлики", Бритни Спирс, "Дым сигарет с ментолом" и незабвенная Gangsta's paradise. В качестве кинематографичных кодов того времени присутствуют фильмы Квентина Тарантино, Ларса фон Триера, но главным образом Иван Комаров опирается на "Твин Пикс" Дэвида Линча. Как история убийства Лоры Палмер перекликается со страстями русской аристократии второй половины XIX века? Перекликается, если очень хочется. Постановщик зашивает это тягучее, таинственное твинпинсовское ДНК в тело отечественной классики. Например, князь Мышкин точно также, как и агент Купер, надиктовывает что-то на диктофон для несуществующего собеседника.
Вообще, ту самую "Анну Каренину", где Левин рожает на коленях у зрителей, Вронский катается на моноколесе и все танцуют под "Плачу над техно" перед походом на "Идиота" хорошо бы посмотреть. В премьере Комаров будто объясняется перед своими саратовскими хейтерами.
В уста персонажей Достоевского он вкладывает рассуждения о культуре, и о том, что она есть вещь живая, а значит имеющая возможность меняться бесконечное количество раз. Фраза "Паразитируете на великих" в этом контексте звучит одновременно и как стеб, и как даже бравада.
Стеба в новом "Идиоте" много, особенно в первом акте. Также много режиссерских реверансов в адрес Саратова. Это и трамвай N9 с натуральной облупившейся красно-белой дверью, и вид на мост Саратов-Энгельс, да много что еще.
Зритель здесь в принципе должен уметь хорошо фантазировать, мыслить куда дальше установленных рамок и попытаться хотя бы на время отключить своего внутреннего критика. Если это удастся, то четырехчасовой спектакль получится посмотреть на одном дыхании. Если нет, то захочется уйти в антракте, и этому не стоит препятствовать, это тоже нормально.
Но уходить не стоит хотя бы ради великолепной игры саратовских артистов. Что ни роль, то восторг. Дмитрий Кривоносов с его вайбом простого парня неожиданно превращается в лихого и безудержного бандита из 90-х под личиной Парфена Рогожина. Максим Локтионов (Ганя Иволгин) в очередной раз сражает наповал своей искренностью и настоящестью. Что касается женских образов, то совершенно прелестны Татьяна Родионова она же суетная и говорливая генеральша Епанчина, непривычная Александра Коваленко (Варя Иволгина и Александра Епанчина), суперопытная Людмила Гришина (Нина Иволгина).
Все происходящее на сцене снимают два видеооператора, а изображение в режиме реального времени транслируется на двух экранах. Вроде бы прием не новый, его давно и с успехом используют многие режиссеры. Но как же хорошо саратовские актеры играют лицом! Для тех, кто сидит не на первых рядах кадры с их крупными планами станут настоящим культурным впечатлением.
Главные роли исполняют Александр Островной и Зоя Юдина. Князь Мышкин конца XX века с "Полароидом" в руках из него получился прелюбопытный. У Комарова он, как и у Достоевского, это все тот же тихий и простой чудак с мироощущением ребенка. Правда, в спектакле героя, что склонен к падучей, режиссер зачем-то наделяет еще и какой-то дерганной пластикой, которая только усиливает ощущение того, что он точно не от мира сего. Играет Островной вдохновенно, ему хочется верить, он может доводить до слез и через секунду смешить. На голове у и без того неопрятного Мышкина парик странного качества — этакая неподвижная и мало похожая на натуральные волосы пакля. Кстати, точно такая же беда у персонажей Кривоносова и Виктора Мамонова (Иван Епанчин), и особенно это заметно как раз на крупных видеопланах. Или это режиссерская задумка, или гримерному цеху необходимо срочно обновить реквизит.
Настасья Филипповна вызвала дискуссии. Когда стало известно, что в драме затевают "Идиота", то на роль роковой героини первым делом рассматривалась Зоя Юдина, тем более она же заиграна у Комарова как Анна Каренина. Однако все это виделось в свете классики и безотносительно воплощения Мышкина. В итоге госпожа Барашкова в спортивном костюме получилась уж больно залихватской и хабалистой. Когда она произносила "Я Настя, здрасьти!" или "Ёперный карась, это у вас че, пианино?" казалось, что у этой прожженной дамы не может быть ничего общего с молодым и чистым словно лист бумаги Мышкиным. Честно говоря, химии между ними на сцене так и не случилось. Почему князь ее пожалел, и что в ней нашел, так и осталось не ясно. К слову, у соперницы Настасья Филипповны Аглаи Епанчиной (Марина Абраменко) по "химической" части все вышло намного убедительнее.
Вопросов к драмовскому "Идиоту" много. К примеру, многим остался не ясен смысл введения в сюжет двух новых персонажей — комментатора всего и вся в дредах (Денис Кузнецов) и раздражающей телеведущей (Екатерина Локтионова). Но и здесь стоит держать в голове, что премьера — это не есть сам "Идиот", а скорее авторский полет мысли на тему великого произведения. Хорошо это или нет, каждый решит для себя сам. Но Иван Комаров в очередной раз показал себя, как минимум, нескучным мастером. На его спектакли может не захотеться второй раз сходить, но их точно захочется обсудить. И ни раз
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
30.09.2022, 16:50
Великолепная пятерка в ирландском захолустье. Драма открыла новый сезон бродвейским хитом
Брайан Фрил в литературно-театральной среде заслужил репутацию ирландского Чехова. Произведения этого драматурга на протяжении многих лет были очень популярны на Родине и в США, неоднократно ставились в театрах, а "Танцы на праздник урожая" и вовсе стали бродвейским хитом, получили премию "Тони" и были экранизированы с блистательной Мэрил Стрип в одной из главных ролей. В то же время российская публика долгое время о Фриле ничего не знала. Сначала с ним их познакомил Лев Додин, поставивший в 2000-м на сцене МДТ "Молли Суинни", а через 2 года пришел черед "Танцев" в "Мастерской Петра Фоменко". И вот через целых 20 лет Брайан Фрил и его семейная драма добрались до Саратова.
-
15.04.2022, 10:05
Доигрались до Чехова. В драме — стильная студенческая "Чайка"
Премьера пьесы "Чайка" в 1896 году в петербургском Александринском театре провалилась. Да-да, та самая классическая вещь Антона Павловича Чехова, которую сейчас играют во всех театрах мира, в начале не понравилась ни публике, ни критикам. Не спасло положение даже тоже, что Нину Заречную исполняла сама Вера Коммисаржевская. Все актеры кроме нее играли мучительно и откровенно плохо, зрители все время шикали, а редкие попытки аплодисментов прерывались злобными криками "Автора!". Присутствовавший тогда в театре Чехов не смог досидеть до конца постановки, а на следующий день и вовсе уехал из города. Однако уже спустя два года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко поставили в МХТ такую "Чайку", которая произвела фурор. С тех пор в грандиозности пьесы никто не позволял себе усомниться. Сыграть в спектакле по ней - настоящая удача для любого актера, и на этот раз она благоволила выпускному курсу народного артиста России и худрука драмтеатра имени Слонова Григория Аредакова. Премьеру показали на Большой сцене драмы.
-
03.09.2021, 09:36
Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне
Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.
-
11.05.2021, 14:17
Восемь судеб, одна Победа. Театр драмы выпустил антивоенный спектакль с годичной "выдержкой"
"Дни Победы" стал одним из спектаклей, которые саратовский театр драмы отрепетировал и отправил "в стол". Постановку должны были выпустить год назад, к 75-летию Победы, и уже полностью подготовили к показу, но из-за коронавирусных ограничений премьеру пришлось отложить. В сентябре прошлого года, когда была неизвестна дата открытия театров, драма презентовала "Дни Победы" в онлайн-формате. Правда, как бы ни облегчали жизнь высокие технологии, в зачет та премьера не пошла - ждали Большую сцену и работу по старинке на "живого" зрителя. И вот, наконец, в этом году годичная эпопея с выпуском "Дней Победы" счастливо завершилась.
-
06.04.2021, 14:48
Любовь и развод в драме. Советская классика под хиты 70-х
Саратовский драмтеатр знает и любит творчество драматурга Александра Володина. Пронзительные "Пять вечеров" по его пьесе идут здесь больше десяти лет и не собираются уступать свое место в репертуаре. В этом сезоне для дипломников Григория Аредакова выбрали не менее искреннее произведение советского классика "С любимыми не расставайтесь". Это одновременно удача, потому что с таким материалом трудно облажаться, но еще и большая ответственность, ведь надо не посрамить имя советского классика. Впрочем, режиссерский дуэт Аредакова и Виктора Мамонова постарался максимально облегчить задачу юным актерам.
-
15.11.2024, 14:15
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
- Неделя
- Месяц