- A
- +A
- +A
Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне
- 09:36, 3 сентября 2021
- Комментариев[0]
Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.
8:0 в пользу оперного
Саратовский театр оперы и балета не стал таиться и рассекретил названия сразу нескольких премьерных проектов. Сезон здесь начнется в сентябре, а 2 и 3 октября публику ждет премьера оперы Бизе "Кармен". В этом же месяце театр собирается на гастроли в Уфу. Уже после Нового года будет восстановлен "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева. Этот драм-балет впервые появился на нашей сцене в 1974 году, и долгое время успешно существовал в репертуаре театра. Почти полвека спустя "Бахчисарайский фонтан" появится с новыми декорациями и в интересной интерпретации. Традиционно весной проведут музыкальный Собиновский фестиваль и даже тема уже известна – его посвятят 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
После переезда театра в здание бывшего ДК "Тантал" его афиша претерпела изменения – часть спектаклей оттуда исключили. Не каждый балет или опера предполагают камерность, некоторым нужно пространство. Да и к тому же, как уместить на небольшой сцене прежние громоздкие декорации? Но театр, привыкший за последние годы справляться с вызовами, и в этой ситуации не оплошал. Так технический непростой балет "SuperЗолушка" было крайне сложно представить на Новой сцене, однако на прошедшем Собиновском фестивале зрителям показали его слегка измененную версию. В наступающем сезоне театр обещает обновить декорации и выпустить в свет старые-новые "Сильву", "Дон Жуана", "Принцессу цирка", "Севильского цирюльника".
Если удастся добиться получения субсудии Министерства культуры России, то в оперном появится проект "Дебюты молодых дирижеров на саратовской сцене". "Это очень интересная идея, аналогов ей нет. Мы будем приглашать лучших молодых дирижеров, которые смогут выступить на сцене с оркестром и артистами. Колоссальный опыт получат все",- объяснил начальник службы рекламы театра Алексей Олексеенко.
Запланировано и продолжение проекта "Перспектива. Молодые артисты на саратовской сцене". В прошлом году в оперный на один вечер ради партии Виолетты в "Травите" приезжала Ксения Нестеренко. Напомним, солистка саратовского театра стала известна после победы в 2016-м в телешоу "Большая опера". Потом она ожидаемо покинула город, сотрудничала с "Виртуозами Москвы", а сейчас является примой московского театра "Новая опера".
Так уж повелось, что новые лица в труппе театра оперы и балета появляются редко. Тем удивительнее "трансферная" кампания, которая на этот раз была проведена в межсезонье. Театр привлек в свои ряды аж сразу 6 новичков и двух "возвращенцев". Оперную часть пополнят одна из призеров недавнего "Конкурса конкурсов вокалистов" Кристина Казарян, башкирский бас Максим Санкиров и Екатерина Федотова из Приморского театра. Балетные укрепились Максимом Бухваловым, в обновленный состав хора вошли Андрей Земцов и Елена Жевалева. Наконец, тенор Илья Говзич и режиссер Михаил Музалевский вернулись в оперный. Говзич за время отсутствия в Саратове успел поработать в Ростовском музыкальном театре, Музалевский уезжал искать счастье в Петербург.
Несмотря на все сложности, связанные с реконструкцией Исторической сцены, артисты мечтают о том, что сроки не будут сорваны, и обновленное здание сдадут, как и планировалось, в конце 2022 года. Однако, как оказалось, театр не прочь и потом оставить и площадку на 2-й Дачной за собой. Ведь у других театров есть Большая и Малая сцены, чем же оперный хуже? Тем более, что, если бы не вынужденный переезд в Ленинский район, некоторые саратовцы возможно вообще не попали бы в театр еще много лет. Но одного желания маловато, нужно заручиться поддержкой Минкульта, целого ряда других ведомств, а главное, утрясти все финансовые вопросы.
Драма: от Чернышевского до Бергмана
"Я не перестаю гордиться нашим коллективом, - говорит художественный руководитель саратовского театра драмы Григорий Аредаков. – Пандемия поставила все "зрелищные предприятия" в трудные условия: нет зрителя – нет сборов, значит, меньше зарплата. Но у нас нет, и не было никаких ссор и скандалов. Все знают, что в театре не работают, там служат. Живем по Шекспировскому герою Антонию: чем труднее судьба, тем с ней ожесточеннее борьба".
Драма, проведшая ровно прошлый сезон, начнет этот традиционно чуть позже других театров, в октябре. Зато в качестве первой премьеры представит спектакль по роману Николая Чернышевского "Что делать?". За постановку отвечает блеснувший с долгожданным "Человеком из Подольска" режиссер Игорь Коняев, инсценировку написала заведующая литературно-драматической частью театра Ольга Харитонова. Как ответит драма на традиционный русский вопрос, остается загадкой. Пока театр лишь в своих соцсетях интригует зрителей интересными фото с репетиций и предлагает принять участие в конкурсах и флешмобах.
В ноябре и декабре планируются премьеры "Сна смешного человека" по Достоевскому и пушкинских "Моцарта и Сольери".
Но не классикой единой будет наполнен новый сезон драмы. Известный режиссер, профессор Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков в 2007-м ставил для саратовского театра "Валентинов день". Он же 14 лет спустя посоветовал драме пригласить своего ученика Никиту Бетехтина. Молодой мастер скоро приступит в Саратове к работе над "Танцами на праздник урожая". Эта пьеса-воспоминание современного ирландского драматурга Брайана Фрая в свое время покорила литературных критиков, а позже и театральную публику. В начале 2000-х очень успешную пронзительную историю про пятерых незамужних сестер выпустил театр Петра Фоменко. Стоит надеяться, что и в репертуаре нашего театра "Танцы" задержатся надолго.
За настоящий хит возьмется и один из асов российского режиссерского цеха Владимир Мирзоев. Он намерен выпустить в драме "Сцены из супружеской жизни". В 1973 году легендарный Ингмар Бергман снял фильм с таким названием по собственному сценарию. На создание ленты ушло всего 4 месяца, но ей удалось завоевать массу престижных кинонаград, в том числе, два "Золотых глобуса". Интересно, что в этом же году в США выпустят римейк "Сцен супружеской жизни" в виде мини-сериала. Так что у саратовцев будет возможность сравнить с оригинальным кино сразу и нашу театральную версию, и заграничный осовремененный сериальный вариант.
На новогодние праздники помимо традиционного детского спектакля театр покажет премьеру "Мы встречаем Новый год". Постановщиком выступит Виктор Мамонов, проект находится в процессе создания. Ну и без дипломных спектаклей на протяжении сезона, конечно же, не обойдется.
В планах у драмтеатра гастроли в Нижнем Новгороде, но из-за коронавирусной истории говорить, что поездка непременно состоится, пока нельзя. То же самое касается и фестивальных идей. Театр готов организовать любое мероприятие, но главное, как обычно, обеспечить финансирование.
"У любого провинциального театра сейчас есть два пути, - говорит Аредаков. - Первый – это развлекать зрителей и сплошь заполнять репертуар комедиями, на которые точно будут собираться полные залы. Мы тоже исправно выпускаем комедии, и наш зритель их любит, но делать ставку только на это нельзя. Я убежден, что наш путь другой, он образовательный, если так можно сказать. С началом проведения ЕГЭ у школьников явно просел уровень образования. Мы стараемся восполнить пробелы, знакомим и молодых зрителей, и уже взрослых с лучшими образцами классики. Для этого, в том числе, и нужны театры".
Новый главреж для юных и не очень зрителей
У ТЮЗа прошлый сезон вышел неоднозначным. С одной стороны, были блестящие премьеры, вроде "Отцов и детей" и "Жаворонка, или Жанны Д.Арк", а с другой, театр закончил сезон со склоками и скандалами.
Напомним, часть артистов пожаловались в профильное министерство на плохое отношение со стороны руководства, низкие зарплаты и отсутствие доплат за переработки. Не устраивало мастеров сцены и то, что почти год после ухода из ТЮЗа Алексея Логачева пост главного режиссера оставался вакантным. Директор Игорь Баголей вынужден был экстренно подыскивать кандидатов на это место. В это время в театре как раз готовился к выпуску спектакль "Пиковая дама" в постановке выпускника мастерской Льва Додина Георгий Цнобиладзе. Методы работы молодого питерского режиссера понравились актерам, да и "Пиковая дама", говорят, вышла ладной. Решение пришло молниеносно, и Цнобилидзе стал новым главным режиссером ТЮЗа.
Теперь ему предстоит не только примирить труппу между собой и с руководством, но и наладить по-своему творческий процесс. "Пиковая дама" должна была закрыть прошлый сезон, но не сложилось: из-за вспышки коронавируса среди сотрудников театр закончил работу раньше, а премьеру спектакля по роману Пушкина перенесли на середину сентября.
Появятся на сцене театра юного зрителя в новом сезоне и два восстановленных детских спектакля. Первый "Золотой ключик" по сказке Алексея Толстого был показан еще аж в 1971 году. Интересно, что возрождать спектакль будет режиссер оригинальной версии Татьяна Осейкина. Вернется в репертуар и "Маленькая Баба-Яга", причем, в постановке легендарного Юрия Ошерова.
Детская студия имени Олега Табакова готовит спектакль "Эмиль из Лённеберги" по книге Астрид Линдгрен. В основном постановки по произведениям известной шведской писательницы рассчитаны на малышей, но в случае с "Эмилем" публике обещают "сложную драматическую линию, рассчитанную на детей и подростков" и снабжают афиши возрастным цензом "12+".
О планах на взрослые премьеры в театре распространяться не стали, но уже сейчас известно, что в октябре ТЮЗ намерен активно гастролировать. Сначала на фестиваль "Волга театральная" в Самару отправится "Метод Грёнхольма". Затем придет черед "Приключений Тома Сойера", который будет показан на четвертом Международном Большом детском фестивале в Москве. Спектакль стал одной из 40 постановок, отобранных жюри среди 407 заявок, и будет представлен в категории "Лучший драматический спектакль для детей в старшей возрастной категории".
Изменений в составе труппы ТЮЗа не произошло. В конце прошлого сезона театр покинул знаковый артист и режиссер Артем Кузин, перебравшийся в столицу. Однако по заявлениям пресс-службы учреждения, он продолжит сотрудничать с ТЮЗом. В августе он проводил репетиции и вводил артистов в репертуарные спектакли, а в октябре его можно будет увидеть в "Последнем папе", "Белой гвардии" и "Жаворонке, или Жанне Д.Арк".
***
Не забудем еще про театры "Версия", "Балаганчик", театр кукол "Теремок", театр фокусов "Самокат", филармонию, открывшийся цирк. Если посмотреть, с каким энтузиазмом каждый из них приступает к новому сезону, то создается впечатления, что будто и нет никакой пандемии, ограничений и вечной нехватки денег. Все-таки культура, да к тому же и в Саратове – это не про заработок, а про что-то большее.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
26.11.2024, 13:40
Пушкин, Питер и заводской ДК. Театр оперы и балета показал грантового "Медного всадника"
Премьеру балета "Медный всадник" в Саратовском театре оперы и балета очень ждали. Во-первых, потому что театр, осевший на неопределенное время на 2-й Дачной, не так часто балует публику новыми постановками. А, во-вторых, потому что впервые за долгое время учреждение получило грант на создание спектакля. В эту историю удачно вплелись сразу два юбилея - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 200 лет с события, которое описывает классик в поэме "Медный всадник". Ставить спектакль позвали любимого зрителями и знакомого труппе хореографа Кирилла Симонова.
-
27.05.2024, 13:56
Любовь с галлюцинациями. На Собиновском фестивале — мировая премьера балета "Лабиринты"
На прошлом Собиновском фестивале саратовский театр оперы и балета решил проэкспериментировать и поставил современный балет. "Паганини" тогда очень зашел зрителям, и стал чуть ли не идеальной формой для воплощения пластического искусства на более чем скромной сцене. За год ничего примечательного не произошло, и театр все так же ютится на 2-й Дачной. Поэтому когда в афише нового Собиновского появился еще один современный балет, это оказалось логичной идеей. Тем более, что постановщиком стала все та же Диана Вайлова.
-
23.03.2022, 14:28
Раз, два, три — опять на восток посмотри. В оперном — возрождение балета "Бахчисарайский фонтан"
Бывший ДК "Тантал", который стал для саратовского театра оперы и балета Новой сценой, очень не хочется называть временным домом, потому что нет ничего более временного, чем постоянное. Русские пословицы редко ошибаются, и, похоже, это тот самый случай. Историческую сцену все еще планируют сдать в срок до конца этого года. Все еще, потому что работы на объекте идут очень медленно, в сама ремонтная история уже обросла несколькими уголовными делами и судами. Но какими бы тревожными не были эти думы, опера сама себя не споет, а балет сам себя не станцует. На днях театр представил уже третью премьеру на Новой сцене - балет "Бахчисарайский фонтан".
-
21.04.2021, 12:38
Арабская ночь, волшебный Восток. На Новой сцене оперного – премьера балета по сказкам Шахерезады
Пока губернатор Валерий Радаев негодует, что историческое здание театра оперы и балета медленно реконструируют, а саратовской мэрии предъявляют претензии по поводу незаконной свалки "останков" разобранной постройки, артисты, музыканты и технические работники продолжают обживать сцену бывшего ДК "Тантал" на 2-й Дачной. Первую премьеру, оперетту "Баядера", выпустили, программу очередного Собиновского фестиваля составили, вот и до балета дело дошло. Задача опять была не из легких: нужно было сотворить то, что порадовало бы зрителей и одновременно уместить весь хореографический рисунок на маленькой и изначально неприспособленной для этого площадке. Выбор пал на балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь".
- 05.12.2019, 09:11 А напоследок я станцую. Театр оперы и балета представил "Щелкунчика" и приготовился к переезду В последние пару лет саратовский театр оперы и балета не часто радовал зрителей премьерами. Оно и понятно: как творить, если неизвестна судьба самого здания театра. Специалисты признали состояние строения неудовлетворительным и посоветовали демонтировать входную группу и голубую гостиную. Начать работы планируется в следующем году. Труппу, цеха, реквизит, декорации планируют перевезти в Центр народного творчества имени Руслановой на Техстекло. Пока речь идет о двух годах в "изгнании", но окончательные сроки не озвучиваются. Поэтому балет "Щелкунчик", премьера которого прошла на днях на сцене оперного, особенно дорог театру. Не исключено, что это последняя премьера в историческом здании перед долгой реконструкцией.
- 20.12.2024, 15:04 Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»
-
20.12.2024, 14:37
"Еретик" и ужасное очарование Хью Гранта. Заметки киномана
Если вы хотите очень страшный ужастик, вам не сюда. Но если вам нужен средней страшности ужастик и очень зловещий Хью Грант, вам сюда и больше никуда!
- Неделя
- Месяц
- Мужчина приехал в Саратов за проституткой и нарвался на аферистов 5
- Водителю троллейбуса вынесли приговор за ДТП "под кайфом" 4
- "ВАЗ" с 18-летним водителем врезался в дерево, погибла женщина 3
- Аренда больницы. С "клана Грищенко" взыскано 117 миллионов 3
- Два высотных здания на Московской переданы в госсобственность 3