Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Не полетим, так поплаваем. Станут ли волжские круизы заменой популярным туристическим направлениям?

  • 10:45, 15 февраля 2023
  • Комментариев[0]

Судя по прогнозам экспертов туристического рынка, в этом году при серьезном падении числа зарубежных поездок, поток путешественников внутри России может подняться до уровня 2019 года. Но в теории, так как на выбор формата отдыха этим летом будет влиять снижение реальных доходов населения, общая экономическая ситуация. При этом игроки рынка ожидают, что вместе с региональным автотуризмом и путешествиями выходного дня, в стране продолжится рост популярности круизов, которые никогда не относились и не относятся к бюджетным вариантам отдыха. СарБК изучил тонкости и детали тренда, а также перспективы развития этого направления.

Не полетим, так поплаваем. Станут ли волжские круизы заменой популярным туристическим направлениям? Фото СарБК

Антикризисный круиз

Весьма невысокие ожидания экспертов от туристического сезона-2023 еще на старте года выглядели совсем небезосновательными. Сильно пострадавший въездной туризм могут немного подпитать путешественники из Китая — власти Поднебесной в качестве эксперимента сняли коронавирусный запрет на выезд организованных групп в Россию и еще в 20 стран. Но сократившийся в десятки раз поток иностранных гостей в нашу страну они не восстановят. А выездному туризму и вовсе рассчитывать не на что. Число доступных для россиян направлений сократилось - теперь это страны Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки и Африки, а финансовые возможности для путешествий уменьшились. В прошлом году, по данным ВЦИОМ, отпуск в других странах провели только 2% жителей России (в предыдущем - 13%), а в нынешнем году аналитики ждут сокращение этой небольшой доли еще на 20%.

На этом фоне звучат осторожные предположения о росте внутреннего туризма, но отмечается, что вряд ли он улучшит свои допандемийные результаты, так как вопрос цены путешествия выйдет нынешним летом на первый план. Еще расформированный Ростуризм видел антикризисные решения в бюджетных формах отдыха - региональном автотуризме, путешествиях по "доступным тропам" без инструктора. В качестве актуальных направлений назывался и круизный туризм, который никогда к малозатратным вариантам отдыха не относился. Можно предположить, что путешествия по воде на лайнерах оказались в этом списке, что называется, по факту. Регулятор не мог не заметить мощного круизного бума. "Он начался вместе с пандемией, когда путешествия за границу стали невозможны. А уже в 2021 году произошло резкое увеличение клиентов — на 30%, в прошлом году — на 40%. Причем, это были новые клиенты, которые прежде никогда в круиз не ходили", - сказала СарБК руководитель отдела по развитию агентской сети круизного центра "Инфофлот" Эльвира Спешилова. Некоторые профильные операторы в прошлом году заявляли о росте продаж круизов на 80%. Выходит, что это тоже антикризисный вариант, но для тех путешественников, которые не будь сначала коронавируса, а потом специальной военной операции на Украине, отправились бы на зарубежные курорты. К тому же, в начале прошлого года в стране была принята концепция развития круизного туризма до 2024 года. В документе ставилась задача увеличить этот рынок к 2035 году вдвое, а в ближайшие два года сделать морские и речные круизы более доступными для россиян. Наверное, Ростуризм и в связи с этим ожидал каких-то позитивных и существенных изменений в данном сегменте. Ведь планировалось решать важные для отрасли вопросы подорожавшего топлива, строительства новых судов, береговой инфраструктуры. К слову, игроки рынка не часто упоминают роль государства в развитии круизного туризма. Но все они убеждают, что этот формат колоссально изменился за последние годы.

rtoperator.ru

"Аll inclusive" на борту

Бренд-менеджер круизной компании "Созвездие" Мария Жигачева считает, что изменения продукта российских круизных компаний не стоит связывать с событиями трех последних лет. Отечественные версии круизов менялись с развитием сферы туризма, но массовый российский путешественник будто этого не замечал. А когда остался без зарубежных направлений (и без круизов таких иностранных компаний, как Costa Cruises, Princess Cruises, Holland America Line Cruises, Regent Seven Seas Cruises ), с удивлением узнал, что и по родным рекам и морям можно ходить на судах с тренажерными залами, барами, высокой кухней, спа-салонами, кинотеатрами, анимацией и в каютах, которые ничем не отличаются от номера в хорошем отеле. Крупные лайнеры российских компаний (впрочем, как и зарубежные), по сути, работают по системе "all inclusive", только не на пляжном курорте, а в пределах судна.

Фото СарБК

Заместитель генерального директора "Поволжского туристического холдинга" Светлана Тимошок убеждает в том, что российский круизный рынок начал свой рост еще раньше, в 2010 году, когда стали ужесточаться требования к судам. Они стали более безопасными и более комфортабельными. Эксперт отмечает, что уже тогда в России стала расти популярность путешествий в границах страны.

Мария Жигачева оценивает нынешний спрос на путешествия по воде, как "огромный". Россияне так прониклись современной круизной романтикой, что стали формировать тренды. Сейчас, например, особой популярностью пользуются каюты с балконом (практически еще одной комнатой дополняются каюты класса люкс, полулюкс и даже одноместные номера). "Поэтому шлюпочные палубы мы все чаще и чаще отдаем под балконы", - замечает собеседница СарБК.

Сейчас на рынке круизов в стране работают 10 основных компаний (саратовских в этом перечне нет). По словам экспертов, с ростом интереса соотечественников к круизам по России, конкуренция среди игроков рынка возросла. Для того, чтобы привлечь клиента, они продолжают расширять географию маршрутов. Теперь кроме традиционных "Москва — Санкт-Петербург" и круизов по Волге, операторы организовывают путешествия на Соловецкие острова, по рекам Сибири, (с посещением Ханты-Мансийска, Салехарда, Сургута, Тобольска), по Байкалу, Карелии, по новым маршрутам в Черном море, вписывают в круизную историю все больше рек и стоянок. Речь идет о более 1500 маршрутах.

Фото СарБК

Кроме круизов, среди продуктов операторов появились экспедиции, они проходят по не обхоженным пассажирскими судами тропам. Зато в древнюю цивилизацию или в первозданную природу можно переместиться прямо из комфортабельной каюты с кондиционером и телевизором. Не исключено, что сначала по штормтрапу, а затем на шлюпке — причалов-то в этих местах нет.

Надо признать, что туроператоры в последние годы немало креативят с тематическими круизами. Есть, например, путешествия, посвященные театру. В этом случае профессиональные артисты выступают на борту (на судне с залом, гримерками, оборудованием), а во время стоянки пассажиры после экскурсий посещают местные театры. Есть кинематографические круизы (теплоход "Огни большого города"), путешествия в рамках промышленного туризма или для любителей вина.

Суднам-старикам у нас почет

В круизном центре "Инфофлот" рассчитывают в этом году увидеть очередное повышение спроса на круизы в пределах 20-30%. Теоретически развитие рынка может быть ограничено возможностями флота. Тем более, что наследие советского союза в этом сегменте было не слишком завидным. Дело в том, что последняя серия из 13-ти пассажирских двухпалубных теплоходов была изготовлена в СССР в 1958-1965 годах. После этого пассажирские суда закупали исключительно за границей - в Германии, Словакии, Венгрии, Австрии. Остановка отечественного производства вроде бы была связана с перераспределением заказов в рамках Совета экономической взаимопомощи. Говорят, что исключением стало только пассажирское судно, выпущенное Ленинградским судостроительным заводом в качестве речной яхты для генсека Брежнева. Кто-то подсчитал, что Советский Союз истратил на закупку 200 теплоходов 10 млрд долларов. Так или иначе, но именно эти очень не новые, как говорят, уставшие суда сегодня составляют основную долю круизного флота страны.

Эксперты с одной стороны пугают, что если не пополнять флот, то лет через 20 речной круиз может исчезнуть вовсе, а с другой успокаивают — век пассажирских судов во всем мире долог (например, средний возраст пассажирских судов на реке Рейн, по данным трехгодичной давности, составлял 59 лет), к тому же, пополнение флота, опять же во всем мире, происходит не только за счет нового судостроения, но и за счет модернизации судов. Директор саратовского агентства "Лагуна Тур" Дмитрий Анпилогов объясняет, что круизный корабль после этого становится практически новым, то есть, на судне меняется не только каютный фонд, но и вся техническая начинка.

Фото СарБК

"Абсолютно нормально, что теплоходы работают 50, 60 и больше лет. Самое главное, заботиться о них, как бы банально это ни звучало. Менять и двигатели, и кампусные системы, и рефрижераторы. Мы каждый год модернизируем теплоходы. Выгребаем полностью каюты категории "стандарт" и заново отстраиваем их так, чтобы были каюты увеличенной площади, с душевыми кабинами", - рассказывает Мария Жигачева.

Недавно масштабную модернизацию прошел теплоход "Александр Пушкин" (принадлежит компании "Водоход"). В результате число мест сократилось с 300 до 180, но выросло число кают повышенного класса. Был полностью реконструирован и закупленный в США для навигации по Волге дизель-электроход, который в итоге вышел на маршруты под названием "Золотое кольцо" (компания "Гама").

Светлана Тимошок уточняет, что жизнь теплоходов продлевает не только масштабная реконструкция, но и своевременное обновление ключевых моментов, сроки которого диктует законодательство.

К слову, внутренний спрос на максимально комфортные условия получил недавно новое предложение, что называется, откуда не ждал. Речь идет о тех теплоходах, которые до 2020 года перевозили исключительно иностранных пассажиров. Например, так работала компания "Донинтурфлот" (располагает 11 судами). Ее представители в кулуарах признаются, что по привычке называют свои корабли "немцами" или "британцами" - на названию той страны, для граждан которой они подавались. Говорят, иностранные туроператоры высказывали свои пожелания даже относительно дизайна помещений и кают. Другое дело, что и эти роскошные суда (например, "Принцесса Анабелла" оснащенная лифтом или "Антон Чехов", где есть бассейн) являются результатом реконструкции далеко не новых бортов (первый выпущен в Голландии в 1973-м, а второй - в Австрии в 1977 году).

Корабли не находят причал

Впрочем, российский круизный рынок вовсе без новых теплоходов не остался. В сентябре 2019 год на судостроительном заводе "Красное Сормово" под Нижним Новгородом на воду был спущен четырехпалубный круизный лайнер "Мустай Карим" - первое произведенное в России за 60 лет пассажирское судно. На его борту расположены два ресторана, панорамные бары, конференц-зал, винная энотека, большая солнечная палуба, спортивно-оздоровительный комплекс со SPA-салоном, два пассажирских лифта. Теплоход рассчитан на 329 пассажиров. Стоимость судна - 3,5 млрд руб. Лайнер приобрела компания "Водоход" по программе льготного лизинга.

onboardlife.ru

На очереди стоит запуск его, как говорят, систер-шипа — лайнера "Петр Великий" (будет ходить по Каспийскому морю), но уже с верфей завода "Лотос" в Астрахани. Оба проекта были разработаны в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы". Сроки сдачи "Петра Великого" постоянно сдвигаются из-за пандемии, низкого качества проекта, корректировок документации со стороны заказчика.

При этом эксперты заявляют о небывалом подъеме отрасли кораблестроения в России. Доцент кафедры экономики РЭУ им. Плеханова Александр Тимофеев недавно рассказывал "АиФ" о том, что всего в России сейчас строится 39 пассажирских судов (круизные, маршрутные, грузопассажирские паромы). Сейчас идет работа над "Андреем Дубенским" и "Виктором Остафьевым", они будут курсировать по Енисею. Стоимость каждого из судов — 5, 5 млрд руб.

Строятся также и скоростные суда — глиссирующие и на подводных крыльях. На петербургской верфи имени Алексеева для работы на Волге строят "Метеор-120Р" на 116 мест. Уже построено 8 судов "Валдай-45Р" (для Волги и рек Сибири), в процессе создания еще 16. СМИ рассказывали, что в конце 2020 года Объединенная судостроительная корпорация получила 6,4 млрд руб. на льготный лизинг пассажирских судов.

Однако Светлана Тимошок признается, что заявленного подъема судостроения не видит. Других новых туристических судов, подобных "Мустай Кариму»" в стране нет и когда будет, не известно. Между тем, отсутствие судов и инфраструктуры являются самыми главными проблемами речного транспорта. "В Саратовской области из множества остановочных пунктов причальные стенки есть в Саратове и Энгельсе. А, например, дачные теплоходы подходят носом в берег. Это разрешается и наши суда приспособлены для этого. Но для "Метеора", "Кометы", круизного судна нужна инфраструктура. В нашем регионе действия государственных программ не видно. Но мы слышим, нам говорят, что это будет и мы надеемся, что будут восстанавливать остановочные пункты, будут строить новые пристани и будут новые суда".

Фото СарБК

Демпинг и лоукостеры

Заметим, что концепция развития круизного туризма до 2024 года ставила задачу в ближайшие два года сделать для россиян более доступными морские и речные круизы.

Поворот теплоходов с так называемых иностранных линий в сторону российских туристов, наверное, увеличил предложение на рынке. Да и новый "Мустай Карим" теоретически должен был снизить остроту выбора. Но, по рассказам пассажиров круизных лайнеров, все атрибуты поиска подходящего круиза остались прежними — круиз планируют заблаговременно, тур бронируют сильно заранее и долго ждут старта. Игроки рынка подтверждают, что глубина бронирования круизов достигает года. "Попасть на лайнер за три дня почти невозможно, круиз на конкретном лайнере, да еще при ограниченных средствах требует тщательной подготовки", - уверяют путешественники. Впрочем, не исключено, что как такового дефицита мест на лайнерах не было и нет, а все ритуалы являются грамотным маркетингом или некими традициями рынка. Эльвира Спешилова заверила СарБК, что число имеющихся российских круизных судов хватает для желающих путешествовать, то есть, можно предположить, что существующее предложение отвечает нынешнему спросу.

Что касается доступности цен на круизы, то вряд ли здесь можно говорить о значительном и повсеместном их снижении. Круизы никогда не были бюджетным вариантом отдыха. К примеру, в 80-е годы прошлого века трехнедельное путешествие по Волге стоило 500 руб. за человека (средняя зарплата в тот период едва достигала 200 руб.)

Дмитрий Анпилогов замечает, что речной круиз сегодня стоит дороже, чем морской: "Навигация на Волге ограничена по времени — с конца апреля до начала октября. Все остальное время корабль стоит. Мало того, надо содержать команду. Не всю, но ее большую часть, плюс налоги и все прочее. А морские круизные корабли после сезона переплывают в Карибский бассейн и начинают путешествовать там, то есть, работают круглый год".

В "Инфофлоте" уверяют, что цены на круизы в 2023 году повысятся только на процент инфляции. Если вспомнить прошлый сезон, то путешествие из Санкт-Петербурга до Валаама стоило от 33 тыс. руб. на человека, по Золотому кольцу — от 64 тыс. руб., от Москвы до Соловецких островов — от 121 тыс. на человека, путешествие от Владивостока до Курильских островов — от 241 тыс. руб. Но это очень приблизительные ориентиры, так как путешествие может быть разной продолжительности, на теплоходах и в каютах разного класса. Можно хорошо сэкономить на скидках при раннем бронировании (если верить операторам, от 5% до 65% от сезонной цены) или во время акций.

Некоторые компании предлагают "круизные лоукостеры" - это специальный пакет, в который клиент может сложить только те услуги, за которые готов заплатить.

Кроме этого, наблюдатели заметили некоторые признаки демпинга на рынке речных круизов. Но эксперты уверены, что он так и останется решением одной компании из-за особенностей экономики речного туризма.

У слову, российским путешественникам остались доступны некоторые варианты зарубежных морских путешествий. Из Сочи в Турцию можно отправиться на 11-палубном лайнере Astoria Grande. Он ходит под панамским флагом, чтобы не попасть под санкции, и принадлежит турецкой компании. Самая дешевая, внутренняя каюта без окон в прошлом году стоила от 80 тыс.руб., а самая дорогая роял-сьют с частной палубой - от 240 тыс. руб. В Турцию по воде в этом году можно будет оправиться и на российской большой круизной яхте.

cruiseradar.ru

И еще наших путешественников по-прежнему принимает компания MSC. На ее лайнерах можно скатиться с 20-й палубы на 8-ю по сухой горке, увидеть выступления артистов бывшего цирка Cirque du Soleil за 10 евро, сделать заказ у бармена-робота. Цена за круиз со стоянками в Египте, Саудовской Аравии и Иордании начинается с 289 евро (с портовым сбором), а со стоянками в Турции, Греции, Италии (говорят, что визу получить можно) — от 729 евро (с портовым сбором). Сумма не шокирует, но надо учитывать и затраты на дорогу в порт отправления. А еще потери, связанные с тревогой по поводу неспокойной политической ситуации. Поэтому круизы по Волге, Каме, Лене, Иртышу сегодня однозначно будут спокойнее.

Автор: Анна Дружинина
Похожие материалы
  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

  • 02.08.2022, 13:12 Саратовцы выбирают микропутешествия. Особенности отпускного сезона-2022

    Туристический сезон-2022 в условиях ограничения перелетов по международным и российским направлениям, очередей в визовых центрах, роста цен и залповых ливней в Сочи перевалил через экватор. Уже можно говорить об изменениях в структуре продаж летних туров и предпочтениях россиян. Некой альтернативой полноценному путешествию в отпуске стали так называемые поездки выходного дня, а в Саратове стала популярной еще более сжатая версия - авторская экскурсия в пределах региона. Подробности от особенностях туристического лета-2022 - в обзоре СарБК.

  • 01.04.2022, 09:47 Чем ближе, тем спокойнее. Что делать саратовскому туристу в условиях санкций

    Туристическая индустрия страны получила второй тяжелейший удар с начала 2020 года, когда границы между российскими регионами и зарубежными странами закрыла пандемия. Сегодня вопрос о выживании туристического бизнеса поставили антироссийские санкции, введенные после начала военной операции РФ на Украине. Сфера переживает невиданную до того турбулентность. Только игроки саратовского туристического рынка "сверили часы" по сохранившимся полетным программам, как Ростуризм объявил о приостановке продажи туров по большинству зарубежных направлений "до нормализации ситуации с авиарейсами". К концу недели появилась информация, что всех застрявших за рубежом туристов вывезли на родину, но ситуация так и осталась неопределенной. И даже в этих условиях туристический бизнес говорит о времени возможностей и ждет расцвета внутреннего туризма. Подробности - в обзоре "СарБК".

  • 30.06.2021, 14:09 "Нас просто зарыли". Саратовский бизнес не успел оправиться до новой волны "коронакризиса"

    Страна возвращается к ограничениям из-за пандемии коронавируса. И хотя речи о локдауне пока не идет, уже первые частичные запреты бизнес воспринимает настороженно. Экономика, и особенно наиболее пострадавшие отрасли, еще не успели оправиться после первых двух волн пандемии, хотя официальная статистика приводит оптимистичные отчеты и прогнозы. В какой форме в Саратовской области наиболее пострадавшие от коронавируса отрасли подошли к новым испытаниям, узнавал "СарБК".

  • 03.06.2021, 16:24 Ялта по цене Мексики. Летний туристический сезон-2021

    Туристическая отрасль начала еще один сложный летний сезон в условиях пандемии - с огромными "долгами" за несостоявшиеся путешествия, с безумием цен (Ялта подорожала до уровня Мексики), с грузопассажирскими перевозками на зарубежные курорты, ну и с закрытой Турцией, наконец. Лето началось с плохой новости о продлении приостановки авиасообщения на самом популярном летнем зарубежном направлении. "СарБК" выяснял, какие предложения в этих условиях делают турфирмы и какие варианты выбирают саратовские отпускники.

Новые материалы
  • 15.11.2024, 14:15 "Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана

    Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.

  • 15.11.2024, 11:14 Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры

    В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 15 февраля 2023
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x