- A
- +A
- +A
"Гроза" в тотал блэк. В ТЮЗе - современный взгляд на школьную классику
- 13:52, 12 сентября 2023
- Комментариев[0]
Вряд ли найдется хоть один театр в России, в репертуаре которого не было бы спектакля по произведению Александра Островского. Иногда вообще кажется, что наш театр - это Чехов, Островский, ну и что-нибудь современное, чтобы классику разбавить. А уж когда для постановки есть реальный повод, читай, 200-летие гения, то и придумывать особо ничего не надо. Поэтому не удивительно, что саратовские театры с удовольствием в очередной раз обратились к творчеству Александра Николаевича. Первым свое посвящение показал ТЮЗ имени Киселева, где решили осовременить знакомую всем со школы "Грозу". В постановке режиссера Мурата Абулкатинова вышло это хотя и стильно, но все-таки очень спорно.
Все же напомним, что такое "Гроза". В центре сюжета главная героиня по имени Катерина (Надежда Червонная) и ее непростые отношения с мужем Тихоном (Павел Лазарев) и свекровью Кабанихой (Вера Яксанова). До замужества жила себе девушка в любви и внимании и горя не знала, но в новой семье Катерина стала жертвой абьюза и тирании. Вершит все это не муж, а свекровь. Ей ничего не нравится — Катерина неправильно смотрит, говорит, думает, и даже не убивается в слезах, когда Тихон уезжает. На волне всего этого домашнего ужаса девушка влюбляется в Бориса (Дан Петровский), племянника знатного купца. Борис тоже влюблен, молодые люди тайно встречаются. И нет бы все это оставить в секрете, но богобоязненная и кроткая девушка признается в измене Кабанихе и Тихону. После этого жизнь ее становится и вовсе невыносимой, тем более, что любимый покидает ее и уезжает в Сибирь. Катю и раньше посещали суицидальные мысли, сейчас же ей это кажется единственно возможным выходом из ситуации. "Ах, от чего люди не летают, как птицы?" - вот она однажды и "полетела" в Волгу.
Это по Островскому, а теперь про то, каким это получилось по Абулкатинову. Постановщик обещал показать на сцене "живое, бурлящее чувство любви и его столкновение с тотальным одиночеством". "Живое и бурлящее" у него выглядит очень своеобразно. Действо происходит на фоне шестиметровой стены дамбы, которая местами разрушена, местами поросла травой. Общую бетонную серость разбавляет лишь одинокое дерево. Все герои одеты в глухие черные наряды различного кроя и фасона.
Текст классика они почему-то роботизировано тараторят скороговоркой, с эмоциями не заморачиваются — их на непроницаемых лицах почти нет. Казалось бы, Катерина могла бы быть лучом света в этом темном, то есть черном царстве. Могла бы быть единственной живой из всех, трогательной, романтичной, но, несмотря на это, неспособной выиграть борьбу со всепоглощающим мраком вокруг. Это было бы красиво, логично, актуально, но, увы, не случилось. Надежда Червонная, то есть Катерина тоже в тотал блэк, как и все, так же наспех и холодно проговаривает монологи и диалоги. Иногда, правда, она вдруг страшно начинает кричать, иногда смеется, плачет, а еще красиво бегает и падает.
Главная героиня с гладко забранными волосами, наглухо застегнутым платьем и тяжелым взглядом исподлобья она очень похожа на … Надежду Константиновну Крупскую.
Неожиданно? Да, но в тюзовской "Грозе" вообще много неожиданного. К чему, например, был поцелуй в губы Катерины и ее золовки Варвары (Эльвира Иртуганова)? Почему самыми живыми в спектакле оказались как раз Варвара и ее возлюбленный Кудряш (Дмитрий Ахметшин)? От чего персонаж Бориса оказался таким безликим, и чем он тогда лучше мужа Тихона? Логично было бы в конце спектакля жалеть бедняжку Катерину и ненавидеть хотя бы тираншу Кабаниху. Но после двухчасового пребывания в ТЮЗе зритель вполне может выйти с вот этой вот кучей вопросов, на которые так и не получил ответов. Вроде как посмотрел что-то стильно нетривиальное (хотя и не новаторское), а со смыслом есть проблемки.
Кстати, о визуале. В марте Мурат Абулкатинов ставил в ТЮЗе Красноярска спектакль "Евгений Онегин". Если найти в интернете фото с этой постановки, а потом посмотреть кадры с нашей "Грозы", то можно поиграть в игру "Найдите 10 отличий". Та же огромная конструкция по середине, на которую проецируется видео, то же одно зеленое растение на общем невзрачном фоне, только герои все не в черном, а в сером. Можно сказать "Вы не понимаете, это другое", но все же красноярский и саратовский спектакли очень похожи, по крайней мере, по картинке. Неудивительно, что за сценографию в обеих случаях отвечала художник Софья Шнырева.
Осовременивание классики уроженец Новоузенска, выпускник ГИТИСа и ученик легендарного Сергея Женовача Абулкатинов поставил на поток, и пока это имеет спрос. При всех спорных моментах на "Грозу" идти, конечно, стоит. В первую очередь это может помочь зрителю, что называется, сверить часы с современным театром, понять, нравится ли ему это или он все же тяготеет к классике. Главное быть предельно честным с самим собой.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 20.12.2024, 15:04 Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»
-
20.12.2024, 14:37
"Еретик" и ужасное очарование Хью Гранта. Заметки киномана
Если вы хотите очень страшный ужастик, вам не сюда. Но если вам нужен средней страшности ужастик и очень зловещий Хью Грант, вам сюда и больше никуда!
- Неделя
- Месяц
- Мужчина приехал в Саратов за проституткой и нарвался на аферистов 5
- Водителю троллейбуса вынесли приговор за ДТП "под кайфом" 4
- "ВАЗ" с 18-летним водителем врезался в дерево, погибла женщина 3
- Аренда больницы. С "клана Грищенко" взыскано 117 миллионов 3
- Два высотных здания на Московской переданы в госсобственность 3