- A
- +A
- +A
Пересесть на "телегу". Уходят ли саратовские таксисты в тень
- 14:03, 1 октября 2024
- Комментариев[0]
В российских СМИ появились публикации о разрастании серой зоны на рынке такси. А именно об увеличении числа сообществ и чатов в соцсетях, где можно в обход агрегаторов договориться с водителем об услуге. Причины тренда - высокие требования к самозанятыми водителям, высокие комиссии агрегаторов, преимущество такой услуги - сниженная цена. В редакции СарБК заметили, что информационная волна заметно подстегнула интерес клиентов к теневым игрокам рынка. В обсуждении на тематических ресурсах появились вопросы о том, как найти чаты для заказа такси и жалобы о том, что отыскать их не так-то просто.
Торг в чатах уместен
Ряд российских СМИ со ссылкой на "Коммерсантъ" сообщили о том, что все больше занятых в сфере такси уходит в тень. Серую зону рынка активно наращивают чаты и сообщества в соцсетях. Еще пять лет назад их не было вовсе, а сегодня, по данным аналитического агентства "Прессиндекс", в мессенджере Telegram зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а во "ВКонтакте" — 3,8 тыс. групп для вызова такси и совместных поездок. Более того, в соцсетях появились теневые каналы-агрегаторы, которые взимают комиссию со "свободных" водителей. Легальные службы заказа такси и агрегаторы ощущают отток водителей в теневые организации.
Наблюдатели объясняют данный тренд повышением комиссии от легальных сервисов (от 15-20% до 20–30% от выручки), дорогой арендой автомобиля (2-3 тысячи в день), растущей стоимостью услуг (по данным Росстата, за год проезд на такси в расчете на 1 км вырос на 26% и превысил 43 рубля), а главное – высокими требованиями к самозанятым. Новый закон "О такси" практически уравнивает крупные таксопарки и владельцев личных автомобилей, которые хотят подработать. Поэтому им чрезвычайно сложно попасть в реестр такси и легализоваться. Уход в тень является ответом на жесткие требования закона, среди которых еженедневные медосвидетельствование и техосмотр. А скоро у таксистов будут требовать наличие разрешения на осуществление деятельности и специальную страховку в дополнение к ОСАГО.
Участник рынка из Саратова Андрей заявляет, что ничуть не удивился информации о такси-чатах в соцсетях. Такое новшество обсуждается в водительских группах. Рассказывают об этом в основном жители крупных городов. Например, собеседник СарБК слышал о росте серого рынка в Новосибирске. Хотя на Дальнем Востоке этот тренд, судя по сведениям одного из каналов в "ВК", активно развивается в городе Вяземский, где проживает всего 12 тыс. человек. Там действует 10 групп с нелегальными таксистами. Пассажир в таком чате пишет адреса – откуда и куда его надо отвезти и сколько он готов заплатить, а водитель или соглашается, или называет свою цену.
При этом услуга от водителя из чата имеет плюсы и минусы, добавляет саратовский таксист. Это дешевле, чем от официального сервиса (примерно на 20%), но небезопасно для жизни и здоровья: "В поездке от зарегистрированной службы пассажир застрахован. А в машине случайного водителя из соцсети – нет. Вряд ли в случае ДТП пассажир сможет получить выплаты или компенсации". Никакой регистрации заказов и поездок в чатах не ведется, никакой информации о перевозчике клиенту не предоставляется. Налоги с такой деятельности тоже не выплачиваются.
"Найти бы еще такие чаты"
Собеседник СарБК заявил, что никаких подтверждений работы нелегальных служб заказа такси в Саратове у него нет: "Я бы в любом случае об этом знал, потому что общаюсь с другими ребятами и на заправке, и в группе. Не слышал ни от кого, что у нас в соцсетях принимают заказы". Он считает, что появление теневых каналов с Саратове возможно только при наличии инициативной группы: "Речь идет об информационной услуге, а ее надо раскручивать".
Эксперт предполагает, что появление теневого игрока может быть интересно какой-то части водителей и некоторой доле клиентов: "Чем искать эти сайты, удобнее заказать такси через привычное уже приложение и быть уверенным, что машина подъедет через несколько минут".
К слову, публикации о серой зоне рынка такси повысили интерес клиентов к такси-чатам, но в обсуждениях на тематических каналах они жаловались: "Найти бы еще такие чаты"; "В интернете прочитал, что таксисты ушли в "ВК" и "ТГ". Нашел канал таксистов. Думал оно. Но не оно"; "Я так и не понял, как тут заказать такси и будет ли оно дешевле".
На вопрос о том, почему в саратовском регионе ничего не известно о теневых служб заказа, участник рынка ответил: "Я думаю, дело в низком уровне жизни. Отсюда - не самые жесткие условия сотрудничества водителей с агрегаторами. Не накопился пока пиковый уровень недовольства".
Еще один саратовец Алексей, который подрабатывает в такси, заявил: "Я уверен, что в соцсетях сейчас работают те водители, которых не принимают на легальных площадках. Ведь если тебя лишили прав, тебя сразу вычисляют и ты не можешь работать. Если у тебя низкий коэффициент, низкий балл и пассажиры жалуются, тебя площадка выкидывает. А на неофициальных платформах, пожалуйста, работай. Я считаю, что недовольство агрегатором – это видимая вершина таких чатов, а под ней лежат совсем другие причины".
Впрочем, он тут же критикует новый закон "О такси" и замечает, что законодательные изменения на рынке вводят каждые десять лет: "Невыполнимые требования обычно сначала начинают обходить, а потом все про них забывают. Но сегодня контроль, я думаю, связан с тем, что в регионах и на федеральном уровне хотят запретить работать в такси мигрантам. С этим и связано ужесточение требований – мигранты их точно не выполнят и уйдут из сферы".
Напомним, что запрет на работу мигрантов в такси будет введен со следующего года в Якутии, Хабаровском крае, Ленинградской области. Подобные нормы приняли уже 16 регионов страны. В Саратовской области иностранцам также запретили возить пассажиров и доставлять продукты. Летом Госдума отклонила законопроект о запрете на работу мигрантов в наиболее чувствительных сферах экономики, в том числе в такси. Но член комитета Госдумы по делам национальностей Анастасия Удальцова предложила вернуться к рассмотрению этой инициативы.
Очевидно, что в транспортное законодательство необходимо встраивать самозанятых водителей. "Коммерсантъ" приводил данные Объединения самозанятых России о том, что из 2,5 млн таких специалистов, фактически зарегистрированными являются только 650 тысяч и лишь 21 тысяча из них имеет разрешение на работу в такси. По мнению первого заместителя главы комитета Госдумы по контролю Дмитрия Гусева, бюджет из-за ухода таксистов в серую зону теряет порядка 30 млрд руб. Участник и рынка же уверяют, что "в тени" совершаются сотые доли процента от общего числа поездок.
Для справки. По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в регионе официально работают 1 422 машины легкового такси. В реестре числятся 187 таксомоторных перевозчиков. По состоянию на июнь 2023 года, в области на учете стояли 2 281 такси. Сейчас разрешение на перевозки можно получить бесплатно. Для этого необходимо заполнить уведомление, приложить свидетельства о регистрации машины (обе стороны), договора, подтверждающего право владения и пользования (в случае, если транспортное средство не принадлежит заявителю на праве собственности), а также фото авто. Получить и аннулировать разрешение можно дистанционно.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц