Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Пересесть на "телегу". Уходят ли саратовские таксисты в тень

  • 14:03, 1 октября 2024
  • Комментариев[0]

В российских СМИ появились публикации о разрастании серой зоны на рынке такси. А именно об увеличении числа сообществ и чатов в соцсетях, где можно в обход агрегаторов договориться с водителем об услуге. Причины тренда - высокие требования к самозанятыми водителям, высокие комиссии агрегаторов, преимущество такой услуги - сниженная цена. В редакции СарБК заметили, что информационная волна заметно подстегнула интерес клиентов к теневым игрокам рынка. В обсуждении на тематических ресурсах появились вопросы о том, как найти чаты для заказа такси и жалобы о том, что отыскать их не так-то просто.

Пересесть на "телегу". Уходят ли саратовские таксисты в тень Фото СарБК

Торг в чатах уместен

Ряд российских СМИ со ссылкой на "Коммерсантъ" сообщили о том, что все больше занятых в сфере такси уходит в тень. Серую зону рынка активно наращивают чаты и сообщества в соцсетях. Еще пять лет назад их не было вовсе, а сегодня, по данным аналитического агентства "Прессиндекс", в мессенджере Telegram зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а во "ВКонтакте" — 3,8 тыс. групп для вызова такси и совместных поездок. Более того, в соцсетях появились теневые каналы-агрегаторы, которые взимают комиссию со "свободных" водителей. Легальные службы заказа такси и агрегаторы ощущают отток водителей в теневые организации.

Наблюдатели объясняют данный тренд повышением комиссии от легальных сервисов (от 15-20% до 20–30% от выручки), дорогой арендой автомобиля (2-3 тысячи в день), растущей стоимостью услуг (по данным Росстата, за год проезд на такси в расчете на 1 км вырос на 26% и превысил 43 рубля), а главное – высокими требованиями к самозанятым. Новый закон "О такси" практически уравнивает крупные таксопарки и владельцев личных автомобилей, которые хотят подработать. Поэтому им чрезвычайно сложно попасть в реестр такси и легализоваться. Уход в тень является ответом на жесткие требования закона, среди которых еженедневные медосвидетельствование и техосмотр. А скоро у таксистов будут требовать наличие разрешения на осуществление деятельности и специальную страховку в дополнение к ОСАГО.

Участник рынка из Саратова Андрей заявляет, что ничуть не удивился информации о такси-чатах в соцсетях. Такое новшество обсуждается в водительских группах. Рассказывают об этом в основном жители крупных городов. Например, собеседник СарБК слышал о росте серого рынка в Новосибирске. Хотя на Дальнем Востоке этот тренд, судя по сведениям одного из каналов в "ВК", активно развивается в городе Вяземский, где проживает всего 12 тыс. человек. Там действует 10 групп с нелегальными таксистами. Пассажир в таком чате пишет адреса – откуда и куда его надо отвезти и сколько он готов заплатить, а водитель или соглашается, или называет свою цену.

При этом услуга от водителя из чата имеет плюсы и минусы, добавляет саратовский таксист. Это дешевле, чем от официального сервиса (примерно на 20%), но небезопасно для жизни и здоровья: "В поездке от зарегистрированной службы пассажир застрахован. А в машине случайного водителя из соцсети – нет. Вряд ли в случае ДТП пассажир сможет получить выплаты или компенсации". Никакой регистрации заказов и поездок в чатах не ведется, никакой информации о перевозчике клиенту не предоставляется. Налоги с такой деятельности тоже не выплачиваются.

Фото СарБК

"Найти бы еще такие чаты"

Собеседник СарБК заявил, что никаких подтверждений работы нелегальных служб заказа такси в Саратове у него нет: "Я бы в любом случае об этом знал, потому что общаюсь с другими ребятами и на заправке, и в группе. Не слышал ни от кого, что у нас в соцсетях принимают заказы". Он считает, что появление теневых каналов с Саратове возможно только при наличии инициативной группы: "Речь идет об информационной услуге, а ее надо раскручивать".

Эксперт предполагает, что появление теневого игрока может быть интересно какой-то части водителей и некоторой доле клиентов: "Чем искать эти сайты, удобнее заказать такси через привычное уже приложение и быть уверенным, что машина подъедет через несколько минут".

К слову, публикации о серой зоне рынка такси повысили интерес клиентов к такси-чатам, но в обсуждениях на тематических каналах они жаловались: "Найти бы еще такие чаты"; "В интернете прочитал, что таксисты ушли в "ВК" и "ТГ". Нашел канал таксистов. Думал оно. Но не оно"; "Я так и не понял, как тут заказать такси и будет ли оно дешевле".

На вопрос о том, почему в саратовском регионе ничего не известно о теневых служб заказа, участник рынка ответил: "Я думаю, дело в низком уровне жизни. Отсюда - не самые жесткие условия сотрудничества водителей с агрегаторами. Не накопился пока пиковый уровень недовольства".

Еще один саратовец Алексей, который подрабатывает в такси, заявил: "Я уверен, что в соцсетях сейчас работают те водители, которых не принимают на легальных площадках. Ведь если тебя лишили прав, тебя сразу вычисляют и ты не можешь работать. Если у тебя низкий коэффициент, низкий балл и пассажиры жалуются, тебя площадка выкидывает. А на неофициальных платформах, пожалуйста, работай. Я считаю, что недовольство агрегатором – это видимая вершина таких чатов, а под ней лежат совсем другие причины".

Впрочем, он тут же критикует новый закон "О такси" и замечает, что законодательные изменения на рынке вводят каждые десять лет: "Невыполнимые требования обычно сначала начинают обходить, а потом все про них забывают. Но сегодня контроль, я думаю, связан с тем, что в регионах и на федеральном уровне хотят запретить работать в такси мигрантам. С этим и связано ужесточение требований – мигранты их точно не выполнят и уйдут из сферы".

Напомним, что запрет на работу мигрантов в такси будет введен со следующего года в Якутии, Хабаровском крае, Ленинградской области. Подобные нормы приняли уже 16 регионов страны. В Саратовской области иностранцам также запретили возить пассажиров и доставлять продукты. Летом Госдума отклонила законопроект о запрете на работу мигрантов в наиболее чувствительных сферах экономики, в том числе в такси. Но член комитета Госдумы по делам национальностей Анастасия Удальцова предложила вернуться к рассмотрению этой инициативы. 

Очевидно, что в транспортное законодательство необходимо встраивать самозанятых водителей. "Коммерсантъ" приводил данные Объединения самозанятых России о том, что из 2,5 млн таких специалистов, фактически зарегистрированными являются только 650 тысяч и лишь 21 тысяча из них имеет разрешение на работу в такси. По мнению первого заместителя главы комитета Госдумы по контролю Дмитрия Гусева, бюджет из-за ухода таксистов в серую зону теряет порядка 30 млрд руб. Участник и рынка же уверяют, что "в тени" совершаются сотые доли процента от общего числа поездок.

Для справки. По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в регионе официально работают 1 422 машины легкового такси. В реестре числятся 187 таксомоторных перевозчиков. По состоянию на июнь 2023 года, в области на учете стояли 2 281 такси. Сейчас разрешение на перевозки можно получить бесплатно. Для этого необходимо заполнить уведомление, приложить свидетельства о регистрации машины (обе стороны), договора, подтверждающего право владения и пользования (в случае, если транспортное средство не принадлежит заявителю на праве собственности), а также фото авто. Получить и аннулировать разрешение можно дистанционно.

 

 

 

 

Новые материалы
  • 01.10.2024, 10:11 Гороскоп на октябрь. От Марии Билат

    Октябрь - время пересматривать привычные взгляды на жизнь. Старые методы, которые раньше работали безотказно, теперь могут показаться не актуальными. Время выбрать и сохранить все важное и интересное из того, что вы создали в этом году.

  • 30.09.2024, 11:12 Страшнее златки. Новая проблема может уничтожить деревья в Саратове за 2-3 года

    Деревья в Саратове оказались подвержены новой беде - грибковой инфекции, к которой относится гриб-трутовик. Есть мнение, что эта напасть гораздо опаснее, чем минирующая моль и ясеневая златка, о которых в последнее время много говорилось в СМИ. По некоторым оценкам, город останется без деревьев уже через 2-3 года. В пессимистичных прогнозах - заражение грибковой инфекцией всех деревьев в Саратове. Впрочем, специалисты уже выработали рекомендации для лечения растений, с помощью которых можно продлить их жизнь на 10 и более лет. Подробности - в материале СарБК.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 1 октября 2024
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x