Всю прошедшую неделю с стране обсуждался новый Административный регламент для сотрудников ГИБДД. Формуляр призван решить проблему вымогательства и мздоимства на дорогах. В противовес потоку оптимистичных комментариев, некоторые эксперты прогнозируют низкий уровень исполнения новых правил, незначительное улучшение ситуации на дорогах. К примеру, ответственность за нарушение регламента осталась не установленной. Её по-прежнему будет определять непосредственное руководство, которое может объявить выговор, уволить с занимаемой должности или объявить устное замечание с "тонким" намеком на продолжение несения службы "правильным" образом.
Здравый смысл, изложенный на бумаге
Именно такой фразой можно охарактеризовать Административный регламент для сотрудников ГИБДД, устанавливающий правила их поведения при исполнении должностных обязанностей.
Регламент на 50 страницах печатного текста мелким шрифтом содержит 272 пункта. Большая часть этих пунктов либо дублирует и конкретизирует другие нормативные акты, например, Кодекс об административных правонарушениях, либо регулирует то, что уже давно применяется на практике всеми участниками дорожного движения, т.к. является проявлением нормального здравого смысла. В Регламенте фактически пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.
Пресс-служба ГИБДД МВД России пояснила, что регламент составлялся с учетом пожеланий и критики различных заинтересованных сторон, в том числе представителей общественности. Но, насколько можно судить, никаких радикальных изменений в отношениях автомобилистов с инспекторами он не сулит. Возможно, в ходе обсуждения комиссия и выдвигала какие-то интересные предложения, но они до конечного текста не дошли, и большая часть изменений - это скорее переформулировка известных положений, чем принципиально новый подход.
Текст Регламента наглядно демонстрирует то, что мы скатываемся в правовое государство "западного типа", когда каждый нюанс жизни должен быть отражен в правовом акте, и каждый естественный шаг должен быть прописан как программа у робота во избежание сумасшедших поступков. Ярким примером такого подхода являются инструкции по эксплуатации техники для жителей США, которым запрещается сушить котов в микроволновках и законы, запрещающие откусывать от чужого гамбургера под угрозой наказания.
В настоящей статье я коснусь только любопытных моментов и нововведений, которые необходимо знать каждому водителю.
С клиентом надо общаться вежливо, учтиво и быстро
Культура общения цивилизованных людей наконец-то дошла до ГИБДД. Теперь её пропагандирует и вводит в обязанность высшее руководство и будем надеяться, что это принесет свои плоды - хамства со стороны людей в погонах будет меньше и к водителям перестанут относиться как к обстригаемым овцам.
Теперь при остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны водительского сиденья.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Только после этого он может потребовать документы и осуществить иные действия во исполнение своих должностных обязанностей.
Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения. Вряд ли кто-то из водителей скажет, что до того часто слышал от сотрудников ГАИ нравоучения, а также ссылки на нормы ПДД и другие правовые акты. Беседу с инспектором водитель может снимать на видео- и фотокамеру, записывать на диктофон (предварительно предупредив о своих действиях), за исключением тех случаев, когда съемка запрещена законом. Беспочвенные заявления типа "я запрещаю съемку", сделанные без объяснения причин, в расчет не принимаются. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. Не надо забывать, что этим же правом может воспользоваться и инспектор.
Наконец-то решен вопрос наколок на водительском удостоверении. Подобная милая шалость сотрудников ГИБДД уже давно стала притчей и поводом для скандалов. Крапление водительских прав рожками, буковками и прочим стало тайным языком общения сотрудников между собой. Теперь с документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах.
Очень порадовал пункт про вложения денег в документ. В соответствии с Регламентом если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг, а не говорить, что нужно "доложить начальству".
Что же касается устных консультаций по тем или иным вопросам, сотрудники могут сообщить только реквизиты документа, где об этом можно почитать и на этом ограничиться в случае, если вопрос водителя не относится к конкретным обстоятельствам. На вопрос о том, как нужно поступать в том или ином случае по ПДД и закону, будет дан ответ: "Читайте ПДД и (или) соответствующий закон". Такое положение сдобрено тем, что консультации по телефону ограничены во времени - не более 5 минут. Хотя для того, чтобы представится по Регламенту уходит секунд десять, а на объяснение обстоятельств дела порою уходит минут 10, т.к. от множества нюансов зависит правильность самой консультации.
Партизаны в погонах ГИБДД
Очень долго обсуждался вопрос о скрытом контроле за соблюдением ПДД. Гаишник в кустах или за пригорком стал не только способом борьбы с лихачами на дорогах, но постоянным нервным напряжением для всех водителей "А вдруг он там за кустом с радаром сидит". Многие выступали за запрет на такую "партизанщину", даже генерал Аренин, начальник ГУВД Саратовской области высказывался за то, чтобы сотрудники ГИБДД перестали "прятаться по кустам". Однако наши законодатели, под началом представителей КГБ и ФСБ продолжают играть в 'шпионские игры' и такие действия узаконили.
В соответствии с Регламентом при осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений ПДД могут использоваться естественные и искусственные укрытия. Иными словами, милиционер может прятаться не только за кустом или пригорком, но и оборудовать место слежки. Например, ничего не стоит поставить на перекрестке дружественный грузовой автомобиль и спрятаться за него, вплоть до того, чтобы окопаться и накрыться веточками или маскировочной сеткой. Регламент этого не запрещает.
Также интересен вопрос о контроле за дорожным движением на автомобилях, не имеющих спецсигналов и цветографических схем. Сотрудник в форме, но на машине без знаков ДПС, спецсигналов и прочих атрибутов естественно вызывает сомнение - настоящий ли это милиционер или злоумышленник. В регламенте отражено, что контроль за дорожным движением может осуществляться на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении. По Регламенту к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигнатов, средствами связи и другими оперативно-техническими средствами. Вроде бы вопрос решен, но есть маленькая приписочка 'К патрульным также относятся транспортные средства Госавтоинспекции без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля'. А вот проверить относится ли данный автомобиль к Госавтоинспекции или является частным, вряд ли возможно. Для этого надо переписать номера автомобиля, направить жалобу и прочее. Не думаю, что стоит этим заниматься при 100 рублях штрафа за превышение скоростного режима. Так что, как сотрудники ГИБДД контролировали движение на частных или государственных автомобилях без цветографических схем, так и будут продолжать это делать.
А мы на корочку предъявим книжечку
Регламентом теперь предусмотрено поведение сотрудника ГИБДД по отношению к обладателям различных "корочек". Если раньше это было нигде не прописано, но все знали, что власть всех мастей, правоохранителей, прокуроров, судей и прочих приближенных "шкурить" нельзя, то теперь дословно "предъявление сотруднику в ходе исполнения им государственной функции участниками дорожного движения, не относящимися к иностранным гражданам, пользующимся иммунитетом, должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, а также к указанным в пункте 93 настоящего Административного регламента, служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий". Так что каждому предъявителю корочки сотрудник может предъявить книжечку с Регламентом и действовать в соответствии с Законом. Вопрос только в том, а будет ли он это делать.
В регламенте этому посвящены несколько разделов. В большей части можно делать все, что предусмотрено законом и Регламентом, в том числе составлять протоколы, направлять на медицинское освидетельствование на опьянение, отстранять от управления транспортным средством и т.п. Однако нельзя применять меры обеспечения, такие как задержание и доставление. При этом составленный протокол и другие материалы направляются руководству или в Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации для решения вопроса о привлечении такого лица к административной ответственности.
В этот момент каждый гаишник задаст себе вопрос "А оно мне надо?". Проще отпустить и меньше проблем будет, а то составишь протокол, потом бумажной писанины будет много, да и от руководства можно получить нагоняй. Между прочим и до введения данного регламента по закону можно было привлекать к ответственности практически любого, в том числе прокурора, но в особом порядке. Просто никто этим не пользовался и пользоваться не будет. Кого-то будут отпускать из-за страха за собственную карьеру и душевное спокойствие, кого-то по дружбе или из чувства профессиональной солидарности.
А будет ли он исполняться
Как известно, чем больше и чем запутанней закон, тем меньше он соблюдается, а чем больше правовых актов, тем больше бесправия, коррупции и судебных разбирательств. Как пример, можно привести налоговый кодекс, отдельные статьи которого довольно сложно разобрать, а двоякость и троякость понимания норм становятся предметом десятков тысяч судебных исков, которые ежегодно рассматриваются системой арбитражных судов.
Только недавно СМИ освещали проблему незнания инспекторами ГИБДД основы основ своей работы - Правил дорожного движения. Даже "показушные" сдачи экзаменов на знания ПДД давали сбой и некоторые инспекторы "уходили с неудом". В целях устранения данного негативного явления инспекторам ГИБДД назначил регулярные занятия и сдачу зачетов. Дало ли это результат - неизвестно. Я лично в этом сомневаюсь.
Для того, чтобы более-менее соблюдался Регламент необходимо не только наладить систему постоянного обучения, повторения и контроля за знанием, но и установить жесткую систему ответственности за его нарушение. При этом ответственность должна быть неотвратима, потому что строгость каждого закона компенсируется необязательностью его исполнения. Будет ли это сделано - покажет время, а пока Регламент останется на бумаге. Достигнутый максимум - "показушные" наказания отдельных инспекторов и увольнение неугодных.
Очень важным аспектом в вопросе соблюдения Регламента являются действия самого водителя по контролю за исполнением правил со стороны инспекторов. Однако большинство водителей на дороге этот Регламент не читали и не прочитают никогда, не говоря уже о том, чтобы следить за его исполнением со стороны сотрудника ГИБДД. Зафиксировать на дороге нарушение инспектором Регламента возможно только путем видеосъемки или аудиозаписи общения с ним. Это будут делать единицы, желающие поймать сотрудника ГИББД и выложить потом "креатив" в Интернет. Отдельные граждане будут писать жалобы, на которые станут отвечать: "В ходе служебной проверки доводы жалобы не нашли своего подтверждения" или "По результатам проверки инспектору Иванову И.И. указано на недопустимость допущения нарушений в будущем". Причиной этому является незаинтересованность водителей в знании Регламента и контроле. Нарушение инспектором Регламента не является основанием для избежания административной ответственности, только если не было допущено существенное нарушение требований КоАП. Тогда какой смысл в том, чтобы проверять с какой стороны машины подошел инспектор, обратился ли он на 'Вы', разъяснил ли он причину остановки или сразу же забрал документы и пригласил в патрульную машину.
Аналитики сходятся во мнении, что в реальности ничего не поменяется. Максимум, на что может рассчитывать водитель - это увеличение уровня культуры общения с ним. Досмотры машин без понятых, как проводились, так и будут проводится повсеместно, и документы будут забирать и номера снимать из-за того, что перегорела лампочка в фаре.
Как адвокат, советую - возьмите с собой в машину миниатюрный диктофон и при каждом случае попытки 'развода на деньги' нажимайте на кнопку записи. Это поможет не только предотвратить штраф по надуманным основаниям, но, в отдельных случаях, вернуть водительские права и номера машины. Хотя злоупотреблять записью и обвинять сотрудника в том, что он неправильно подошел или обратился не очень учтиво, не стоит. Инспектор ГИБДД - такой же человек и всякий мелочный конфликт будет порождать обратную реакцию. В нынешних условиях в споре с грамотным инспектором можно оказаться в дураках, получить много лишних проблем, потерять время и нервы. Заметьте, за ошибочную отправку на медицинское освидетельствование при подозрении на опьянение инспектор наказан не будет, а водитель потеряет время.
Ну не едет она медленнее
Один сотрудник ГИБДД на интернет форуме при обсуждении данного Регламента высказался - мол, если бы все в стране работали по регламенту и по закону, то половина водителей уже давно лишилась бы прав, а вторая половина постоянно стояла бы в очередях на уплаты штрафов. Это мнение конечно отдает максимализмом, но доля правды в этом есть. Количество нарушений ПДД, особенно в части превышения скорости движения, растет с каждым годом. Вообще, законы должны прежде всего отражать реальную действительность и ограничивать от реальной опасности и ровняться на большинство. Если основная доля водителей постоянно нарушает скоростной режим, то это не означает, что водители плохие, а говорит о том, что скоростной режим устарел.
Случай из жизни. Едет мой знакомый по трассе на своем БМВ конца 90-х годов выпуска со скоростью примерно 150 километров в час и это далеко не предел. Задумался, не заметил стоящих впереди сотрудников ГИБДД, которые естественно тормозят его, помахивая радаром. Он выезжает на обоичну вслед за другим БМВ, уже остановленным ранее тоже за превышение скорости. В ходе объяснений с сотрудниками через 5 минут тормозят еще одну БМВ X5 с теми же претензиями. Стоят все втроем и общаются с сотрудником, который составляет протоколы. Мой знакомый выдаёт: "Командир, ну ты пойми, ну не едет эта машина медленнее". После этих слов, подавляя смех, инспектор отпускает всех троих без каких-либо претензий.
Нормы скоростного режима разработаны во времена, когда на дорогах ездили автомобили ВАЗ первых моделей, которые даже конструктивно не могли набрать свыше 90 км/ч безопасно. Сейчас современные автомобили любой иностранной марки обеспечивают безопасное движение по нормальной трассе со скоростью 150 км/ч и безопасное уверенное торможение в случае необходимости. У автомобилей, оборудованных системами АБС, ИВД и т.п., тормозной путь в 2-3 меньше, чем у автомобилей ВАЗ 2101-2107 моделей. Причем большинство уже имеет автомобили, которые способны безопасно передвигаться со скоростью 120 километров в час по трассам.
Тогда для кого разработаны эти скоростные режимы? Вот и причина массового нарушения ПДД. Поэтому нужно не милиционеров сажать в кусты, а правила приблизить к реальности. Сразу и нарушений станет меньше и нервозность водителей на дорогах, которая нередко ведет к ДТП, уменьшится, расходы на ГИБДД сократятся и коррупция станет не повсеместным, а редким явлением.
Георгий Драгомиров, адвокат
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей