Решение о замене единого социального налога на страховые выплаты в Пенсионный фонд (26%), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (2,1%), Фонд социального страхования (2,9%) и в территориальные фонды обязательного медстрахования (3%) вызвало негативную реакцию в бизнес-сообществе. Переход на новую систему уплаты страховых взносов произойдет в 2010 году, но ставка страховых взносов останется на уровне ЕСН, а с 1 января 2011 года размер налога вырастет до 34%, говорилось в сообщениях.
Миноритарные акционеры ВТБ и Сбербанка на прошлой неделе обратились с открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву, где заявили - налоговая реформа может привести к возвращению "серых" зарплатных схем и, как следствие, к замедлению кредитования и сжатию потребительского спроса. По мнению экспертов Института современного развития, налоговый удар будет очень сильным - страна может потерять 1-2% ВВП. Экономистов института волнует пенсионная нагрузка не столько на бизнес, сколько на госбюджет, он рискует превратиться в придаток пенсионной системы.
Кроме того, для применения закона нужно поправить полторы сотни норм и законов, в противном случае реформа единого социального налога не состоится. Пока соответствующие поправки в Госдуму не внесены. Предстоит столкнуться и с административными трудностями - неясно, кто будет контролировать уплату взносов, нужны новые бланки и формы отчетности, бухгалтерские программы и так далее.
На эту тему высказались саратовские эксперты.
Георгий Драгомиров, юрист:
- Единый социальный налог, взимаемый с организаций и предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения уже давно стал предметом острых дискуссий о его целесообразности, величинах налоговых ставок, перераспределения ставок между фондами и бюджетом в ту или иную сторону. Большинство представителей бизнеса были и остаются против такого налога или, по крайней мере, выступают за существенной снижение совокупной ставки с нынешних 26% до разумных 10-15%.
Взимание данного налога привело к распространению практики аутсорсинга (найм персонала на стороне), к зарплатам "в конвертах" и другим законным и полузаконным методам снижения налоговой базы.
Власти пошли "навстречу" бизнесу и решили отменить с 2010 года единый социальный налог, заменив страховыми выплатами в фонды, осуществляющие социальную поддержку населения. Весь 2009 год муссировалась эта тема, законопроект попал в Государственную думу, после чего активное освещение в прессе сразу же прекратилось и законопроект покрылся мраком. В тишине думских кабинетов родился вовсе не тот документ, которого ожидали.
В результате вместо 40% от фонда заработной платы предпринимателям предлагается платить во все фонды в совокупности 34% процента. При этом никакой регрессивной шкалы не предусмотрено, так что снижение размера тарифа с ростом "белой" заработной платы не предусмотрено. Единственное послабление - если работник получит доход от налогоплательщика в течение года нарастающим итогом более 415000 рублей, то последующие суммы дохода не будут облагаться страховыми взносами. При этом данная предельная сумма индексируется ежегодно в зависимости от роста средней заработной платы, а размер индексации определяет Правительство страны. Несложный расчет показывает, чтобы достичь этой максимальной суммы размер "белого" ежемесячного дохода должен составлять больше 34500 руб. При этом бюджеты все равно получат с этих сумм "по полной", т.е. 141100 руб. Возникает два вопроса: "Где вы видели такие "белые" доходы кроме Москвы и крупных корпораций?" и "Разве государство оказывает каждому гражданину социальных услуг в год на 141100 рублей?".
При этом новый Закон о страховых взносах представляет из себя уменьшенную копию первой части Налогового Кодекса и предусматривает аналогичные способы взыскания страховых платежей, возможность проводить камеральные и выездные проверки силами двух фондов - пенсионного и социального страхования, получение фондами информации от банков о расчетных счетах, новый вид ответственности с санкциями в виде денежных штрафов и прочие прелести государственного контроля. Иными словами бизнес получает еще два проверяющих и контролирующих органа с такими же правами как у налоговых инспекций. Между тем ране говорилось о необходимости сократить количество проверок бизнеса.
Следует отметить самый важный момент - новый закон распространяется на всех налогоплательщиков, вне зависимости от того, на каком режиме налогообложения они находятся. Теперь "упрощенцы", "вменёнщики" и прочие "спецрежимники" единым строем будут платить эти страховые взносы в огромных размерах. Объем платежей увеличится с 14% до 34%. Смысл специальных режимов в своей большей части теряется.
Русский бизнес уже давно привык к всевозможному "закручиванию гаек", потому время от время находится в поисках способов сокращения налогового бремени. Самыми очевидными выходами из-под страхового "давления" являются уменьшение размера "белого" дохода до минимально допустимого разумного минимума, включение налоговых затрат в себестоимость продукции или в цену конечной реализации. В первом случае государство станет "давить" и заставлять увеличить "белый" фонд, одновременно пропагандируя среди населения лозунг "Зарплата в конвертах - старость без пенсии" и борясь с "обналичкой". Во втором случае представители властей станут строго указывать на рост цен.
Все остальные способы будут носить явно криминальный характер и будут прямым нарушением закона без каких-либо домыслов со стороны государства и споров в суде. Следовательно, любая попытка к бегству будет караться "расстрелом".
Очень интересным положением порадовал новый Закон о страховых взносах в части его введения в действие в полном объёме. Во-первых, предупредили заранее. В результате бизнес успеет перестроить финансовые потоки и внутрикорпоративные схемы. Во-вторых, введение драконовских тарифов будет постепенным. В частности, для всех налогоплательщиков, находящихся на общем режиме налогообложения в 2010 году совокупный размер тарифов будет равняться привычным 26%. Для "упрощенцев", "вмененщиков" и других особых налогоплательщиков - 14% (как будто они продолжают платить только в Пенсионный фонд без оплаты ЕСН). Для сельскохозяйственных производителей, уплачивавших единый сельскохозяйственный налог, тариф будет равняться 10,3%. Для них же, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, совокупный размер платежей в 2011-2012 годах составит 20,2%, а в 2013-2014 годах - 27,1%.
Подобный мягкий подход к реформам безусловно радует, однако от этого легче не становится. Для подавляющего большинства налогоплательщиков льготный 2010 год закончится и начнутся суровые будни решения проблем с зарплатой своим работникам.
"Строгий режим" для бизнеса приводит к тому, что дух предпринимательства уверенно выкашивается из сознания населения. Фактически у бизнесменов есть два жизнеспособных варианта - подстраиваться и платить взятки в еще большем размере или разориться и быть съеденным крупными игроками, которые уже договорились с властью о постоянных коррупционных траншах.
Однозначно можно утверждать, что большая часть "упрощенцев" и "вменёнщиков" перейдут на общий режим налогообложения, зарплаты уйдут "в тень" и будут долгое время не индексироваться, цены вырастут.
Николай Семенец, управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Саратовской области:
- Несмотря на тяжелые экономические условия, государство гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед нынешними и будущими пенсионерами.
Если коротко, это комплексное решение трех задач: доведение действующих пенсий до прожиточного минимума пенсионера, для будущих пенсионеров - повышение индивидуального коэффициента замещения заработка пенсией и, наконец, сбалансированность и прозрачность самой пенсионной системы. Без перехода на страховые принципы пенсия окончательно бы превратилась в социальное пособие, но пенсионная система не должна быть уравнительной.
Что касается бюджета Пенсионного фонда, то в 2009 г. федеральный бюджет отчисляет на покрытие дефицита ПФР 400 млрд руб. На 2010 г. трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР, связанного с выплатой пенсий, запланированы в 1,17 трлн руб., на 2011 г. - 662,4 млрд руб., на 2012 г. - 730,1 млрд руб. Причем расходы ПФР увеличатся с 4,33 трлн руб. в 2010 г. до 5,4 трлн руб. в 2012 г., т.е. покрываемый из бюджета дефицит снизится в удельном исчислении.
Эта система самонастраивающаяся: есть прогнозы, есть актуарные расчеты, и можно заранее думать, что менять - налоги, тарифы или размер индексации пенсий, стимулировать более поздний выход на пенсию и так далее. И лишь в последнюю очередь прибегать к финансированию из бюджета.
Экономическая ситуация сложная, налоговую нагрузку в 2010 г. решено не увеличивать, а повышение пенсий решено не останавливать. Увеличение тарифа страховых взносов в пенсионную систему перенесен на 2011 г., и 670 млрд руб. - это стоимость такого переноса. Еще 502 млрд руб. из федерального бюджета в 2010 г. направляется на валоризацию - переоценку пенсионных прав людей, имеющих стаж работы до 2002 года. В любом случае, невозможно за год получить работающую бездефицитную систему. И потом через Пенсионный фонд выплачиваются многие обязательства государства, не связанные с пенсионной системой, не обеспеченные ее ресурсами. Например, социальные выплаты и материнский капитал.
На что мы рассчитываем в будущем? Число лиц, за которых не отчислялись страховые взносы, будет уменьшаться. Накопительная часть и зарплата будут увеличиваться. В дальнейшем все эти факторы должны воздействовать на то, чтобы система была менее дефицитной. И в наших силах создать дополнительные инструменты для этого: источники финансирования досрочных пенсий, возможность участия работника в формировании своей пенсии.
Если говорить о тарифе ЕСН, то в 2004 г. тариф был 35,6%, потом его снизили до 26%. По данным же Росстата, в 2000-2008 гг. доля скрытой зарплаты в ВВП почти не менялась, оставаясь на уровне 11% ВВП. Никаких выдающихся результатов с точки зрения вывода зарплат из тени снижение тарифа не принесло. И с переходом на систему страховых взносов ничего не изменится. Прежде всего, ЕСН входит в себестоимость, и расходы предприятий не так уж сильно увеличиваются.
Более того, многие предприятия уже на протяжении 10-15 лет финансируют негосударственные пенсионные программы для своих работников. Плюс с этого года появилось определенное число небольших предприятий, которые добровольно выступают третьей стороной в программе государственного софинансирования пенсии сотрудников. В стране постепенно формируется новая культура отношения к будущей пенсии. И у работодателей, и у работников.
Что касается того, что теперь ПФР будет самостоятельно заниматься сбором пенсионных денег, то это для нас не новая функция. ПФР уже занимался этим ранее. Считаю, что все должно быть в одних руках - совмещение финансовых и инвестиционных потоков в системе обязательного пенсионного обеспечения. Теперь законом установлено ежеквартальное разнесение средств по счетам граждан, что также очень важно для своевременного назначения пенсии и ее выплаты.
Пенсионный фонд обладает всеми необходимыми ресурсами для осуществления процедуры администрирования страховых взносов. При выполнении этих функции мы будем максимально избегать дополнительного административного давления на бизнес. Сами себе мы ставим такую задачу - действовать прозрачно, взимая страховые взносы и собирая отчетность, стремиться к максимальному упрощению данных процедур, использовать самые современные технологии передачи, приема и анализа информации. Тем не менее, мы будем жестко отстаивать пенсионные права жителей нашей области.
Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области:
- Мы скорее склоняемся к несогласию с заменой ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд. Реформа может привести к возвращению "серых" зарплатных схем и, как следствие, к замедлению кредитования и сжатию потребительского спроса. В конечном итоге пострадают от падения спроса на кредитные продукты финансовые учреждения и рядовые граждане.
По старой схеме с официальной з\п в 10000 рублей организации по перечисляли - НДФЛ 1300 руб.+ ЕСН 2600 руб. = Всего 3900 руб.
По новому к 2011 году с тех же 10000 рублей - НДФЛ 1300 руб.+ все взносы составят 3400 руб. = 4700 руб. Таким образом, в 2011 году бизнес придет к конвертам с заработной платой в конце месяца и если повезет то, конвертик будет хотя бы с логотипом компании.
Необходимо пересмотреть налоговое законодательство, чтобы простимулировать предприятия снижением налогов на прибыль и НДС.
Замена ЕСН страховыми взносами - суровый удар по мелкому и среднему бизнесу, где небольшие зарплаты. С точки зрения бизнеса, необходимо усиление ответственности налоговых органов за свои действия. Ведь бизнесмены опасаются, что необходимость обеспечить налоговые поступления для покрытия бюджетного дефицита может привести к 'налоговому терроризму' при отсутствии наказаний.
Налоговики тоже находятся в двоякой ситуации. С одной стороны, над ними висит пресс региональных и федерального бюджетов, но с другой - при сложившейся экономической ситуации собрать плановые налоги почти нереально. При этом сейчас их стимулируют исключительно на сбор налогов, что может привести к банкротству предприятий, сокращению рабочих мест.
Дело в том, что в последнее время размер заработной платы рос высокими темпами, и уже сейчас он выше европейского. Однако это касается в основном московского бизнеса. В регионах годовой заработок трудящихся редко превышает предел в 415 тыс. рублей в год, и местный бизнес изменения прочувствует. Принятие этого закона в условиях кризиса для малого и среднего бизнеса не очень своевременная мера.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....